Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретическое обоснование. В методе ясно изложены цели,для которых его следует применять; благодаря этому он образует основу для структурируемых и ориентированных на цель процессов




Целевая ориентация

 

В методе ясно изложены цели,для которых его следует применять; благодаря этому он образует основу для структурируемых и ориентированных на цель процессов интервенции. Методы могут быть частью некого множества или системы методических правил, которые в виде пакета применяются для достижения отдаленных целей,или макрорезультатов (ср. главу 22). Отдельные терапевтические техники, такие как «проявление эмпатии», «фокусировка» или упражнение для релаксации, предназначены для достижения конкретных ближних целей,или микрорезультатов. Именно глобальные отдаленные цели формулируются в различных терапевтических подходах на самых различных уровнях абстракции: начиная от (квази)теоретических понятий, значение которых определяется главным образом какой-то теорией, до понятий диспозиции и, наконец, формулировок на языке наблюдения, где цели определяются в понятиях измеримого поведения (ср. Perrez, 1976). Границы между различными типами понятий скорее расплывчатые, чем четкие. Конкретные сформулированные в понятиях наблюдения цели являются предпосылкой для регуляции конкретных терапевтических действий (ср. табл. 18.2). Психологические средства — которые и определяют методы клинико-психологической интервенции, — должны быть четко соотнесены с целями. В этой связи все бОльшую — хотя и не бесспорную — роль играет так называемая «стандартизация» методов (ср. Huber, 1991; Grawe, 1997).

 

Таблица 18.2. Классификация терапевтических целей

Содержание описывается в: теоретических или квазитеоретических понятиях понятиях диспозиции понятиях наблюдения
Направление изменения            
Формируются: Сила Я, интеграция Оно, Я и Сверх-Я, индивидуация, хорошо функционирующая личность, самоконтроль и т. д. Способность к позитивной аутокоммуникации. Способность к эмпатии в партнерских отношениях, способность к контролированию гнева В ролевой игре высказать начальнику свои потребности, самоэксплорация в терапевтической ситуации, адекватная реатрибуция, релаксация и т. д.
Снижаются: Несоответствие Я-концепции и идеального образа Я, сопротивление, ошибки в переработке информации и т. д. Мания, тревога, склонность к определенному поведению избегания Проявление тревоги в терапевтической беседе, разговоры об экстернальном во время терапевтического сеанса, количество сигарет в день

 

 

Научно обоснованные методы клинико-психологической интервенции теоретически соотнесены с рациональным содержанием психологии и соответствующими смежными науками (ср. Baumann, 1996). Под рациональным содержанием какой-то научной дисциплины мы понимаем те теории, гипотезы, эмпирические методы исследования и эмпирические данные, которые в данный момент времени принимаются или обсуждаются соответствующими «научными сообществами» («Scientific community»). Какого рода может быть это логическое отношение технологического знания к фундаментальному знанию — разъясняется в главе по теории науки (см. главу 4). Данный критерий отличает методы клинико-психологической интервенции от множества других методов, которые могут иметь те же функции, но их обоснование базируется на концепциях обыденной психологии (т. е. ненаучных) или на частном опыте.

 

2.5. Оценка: эмпирическая проверка (особенно проверка эффективности)

 

Методы клинико-психологической интервенции требуют эмпирической проверки в отношении двух пунктов: (1) теории, как упоминается в разделе 2.4, можно считать подтвержденными только в том случае, если они прошли эмпирическую проверку. В этом смысле методы клинико-психологической интервенции нуждаются в эмпирически проверенных теориях, объясняющих их эффективность; (2) интервенции являются этически и научно оправданными лишь в том случае, если проводилась эмпирическая проверка их эффективности. В конечном итоге, методы интервенции легитимны даже при недостаточном теоретическом обосновании, но при достаточной проверке их эффективности (ср. симптоматическое лечение). Таким образом, для любого метода интервенции первоочередное значение имеет эмпирическая проверка эффективности. Как будет показано в главе 20, вопрос о проверке эффективности дискутируется в рамках оценки в целом. Помимо проверки эффективности, которая стоит на первом месте, оценивается еще рентабельность (затраты—польза или затраты—результат) и учитывается оценка пациента. Субъективная очевидность — еще не доказательство эффективности; необходимы испытанные методы, разработанные в научном исследовании психотерапии и подходящие для этой цели (ср. здесь также главу 4).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.