В переводе с греческого «аксиос» означает «ценность». Соот- ветственно аксиология — это учение о ценностях.
Человек самим своим существованием выделен из мира бо- лее резко, чем его «меньшие собратья», животные, и тем более неживые объекты. Это означает, что человек вынужден относить- ся к фактам своего бытия дифференцированно. Бодрствуя, чело- век почти всегда находится в состоянии напряженности, кото- рое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сокра- та «Что есть благо?»
Человека интересует не просто истина, которая бы представ- ляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их зна- чимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Цен- ностью является для человека все, что имеет для него опреде- ленную значимость, личностный или общественный смысл. С цен- ностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, пред- почтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и руга- ем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.
Общепризнанным фактом является различная оценка людь- ми, казалось бы, одних и тех же фактов и ситуаций. Одни счи- тают Павлика Морозова героем, другие подлецом. Одни на- слаждаются поп-музыкой, другие затыкают уши, не находят себе места. Все люди обладают ценностями, но не всегда одина- ковыми. О возможности их согласования мы поговорим ниже.
почему только в XX веке появилось Учение о ценностях?
Слово «ценность» было хорошо известно уже древним грекам. Тем не менее только в XX веке философы сумели развить уче-
ние о ценностях. Почему? Разобравшись с этим вопросом, мы луч- ше поймем природу самой ценности. Все дело в том, что чело- век далеко не сразу осознал свое собственное, выделенное поло- жение в мире. Как известно, это случилось лишь в Новое вре- мя, соответственно именно тогда появились первые претендую- щие на полновесность концепции ценности.
В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Это приводило к тому, что, например, плато- новская идея понималась еще и как идеал. Современный фило- соф сказал бы: «Давайте четко определимся, что есть идея как истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал». Но в античности философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от друга достаточно строго.
В философии средних веков считалось, что человек сущест- вует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога. Но нас интересуют ценности человека.
В Новое время философы выделили разум (точнее, мышле- ние) как главную черту человека. Мышление имеет дело с исти- ной. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он «развел» ис- тину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценнос- тью, так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разум- ная воля. К XX веку сложились все условия для развития уче- ния о ценности.
Философские направления XX века выдвигают проблему ценностей на первый план. Феноменологи, герменевты, анали- тики, постмодернисты спорят между собой прежде всего о цен- ностях. Читатель, надо полагать, уже хорошо знаком с метода- ми современной философии, поэтому не будем вновь их описы- вать. Важно, что во всех современных философских направле- ниях ценность понимается одинаково по крайней мере в одном отношении.
Ценность — это интерпретационный конструкт, считает из- вестный немецкий философ Ганс Ленк. Ценность — это интер- претация, в которой субъект выражает свои предпочтения. От- метим еще раз, характер самой интерпретации определяется той философией, которую использует субъект. Феноменолог ис- пользует феноменологическую интерпретацию, герменевт герме- невтическую и т.д.
Поясним изложенное выше примерами. Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интере-
суется различиями между истиной и заблуждением, прекрасным и безобразным, добрым и злым. Допустим, некто увлекается со- биранием почтовых марок, к каковому его друг абсолютно равно- душен; один видит в почтовых марках ценность, другой нет (оба, каждый по-своему, правы). Слушая юмориста, один от хохота спол- зает со стула, другой возмущается, третий спокойно засыпает (именно для последнего выступление юмориста лишено ценности). Американцы, как рассказывает М. ЛСванецкий, остались равно- душны к его юмореске о трех- и пятирублевых раках. Ценности у этих американцев другие, чем у большинства россиян.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление