Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каж- дому. Всякий человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное (очень красивое), возвышенное (са- мое красивое). Соответственно мало кто приветствует некраси- вое, безобразное (очень некрасивое), низменное (самое некраси- вое). Однако наивно-интуитивного понимания мира красоты не- достаточно, чтобы уверенно ориентироваться в нем. Здесь, как и обычно в проблемных ситуациях, ощущается потребность в хорошей философии.
Интересно, что вплоть до середины XVII века философы не при- давали должного значения сфере красоты. Философы античнос- ти, средневековья, Возрождения считали самостоятельными раз- делами философии логику и этику, но не эстетику. Почему?
Греческое «эстетикос» означает «относящееся к чувству». Но чувство считали всего лишь моментом познавательной или же практической деятельности. Когда же выяснилось, что мир чув- ственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и са- мостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамках ко-
торой обрели осмысление такие ценности, как красота (лишь для простоты изложения мы, как правило, ограничиваемся упоми- нанием красоты и не перечисляем всякий раз другие, достаточ- но многочисленные эстетические термины).
Но что такое «эстетическое», в том числе красота? Спор во- круг этого вопроса не умолкает и поныне. В зависимости от фи- лософской позиции по-разному понимается природа эстетичес- кого. Материалисты видят красоту в самих предметах, а значит, искусство как воплощение красоты должно быть реалистическим. Противоположная точка зрения состоит в том, что эстетическое интерпретируется всего лишь как чувство (сторонников такой точ- ки зрения называют субъективными идеалистами).
Современные философы преодолели противопоставление субъ- екта объекту. Для них эстетическое есть чувство-ценность, на- правленное на возбудитель этого чувства, действительный или воображаемый. По сути, речь идет не о любом чувстве-ценнос- ти, а о тех из них, которые признаются экспертами достаточно совершенными. Итак, эстетическое — это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необ- ходимой степени совершенства.
Человек признает эстетическим не безобразное и низмен- ное, а красивое, прекрасное, возвышенное. Вот почему если ар- тист выступает перед нами неудачно, то мы говорим: «Это не ис- кусство». С другой стороны, наблюдая за умелыми действиями, мастера часто говорят: «Это уже искусство».
Красота, равно как и все эстетические ценности, органично связана не с мыслью и не с действием, а с чувством, эмоцией. Наиболее совершенные мысли мы называем истинными. Это не означает, что мысли не могут быть красивыми. Таковыми мыс- ли признаются очень часто (какая красивая мысль, теория!), но лишь потому, что они вызывают к жизни определенные чувства (эмо- ции).
«О ЕСЛИ Б МОГ ВЫРАЗИТЬ В ЗВУКЕ ВСЮ СИЛУСТРАДАНИЙ МОИХ...»
Мы взяли строку из известного русского романса, в которой, на наш взгляд, дается нечто вроде поэтического подхода к опре- делению искусства. Искусство есть умение выразить себя в ка- ком-либо материале по признакам эстетических ценностей. Дат-
ский философ С. Кьеркегор дал образную характеристику поэту: его губы устроены так, что даже стон превращается в прекрас- ную музыку. Причастными к выражению красоты могут быть звук, свет, цвет, вещество, движение, ритм, тело человека, слово, мысль. Видов искусства, как известно, много: архитектура, скульптура, литература, театр, музыка, балет, кино, цирк, при- кладное и декоративное искусство. Всякий раз носителем красо- ты является нечто материальное, например звуки, которые извле- каются из инструментов музыкантами. Но ценность искусства за- висит не только от соответствующих материальных носителей, но прежде всего от философских воззрений деятеля искусства.
Ценности искусства имеют самое непосредственное отношение к технике. Для конструктора, инженера, техника весьма сущест- венно видеть сходство и различие между произведением искусст- ва и техническими изделиями. Греческое «технэ» означает искус- ство, мастерство. Как художник, так и техник являются искус- ными мастерами, но цели их работы и творчества не совпадают. Предназначение произведения искусства состоит в его функцио- нировании в качестве символа красоты, прекрасного; предназна- чение технического изделия состоит в его полезности для челове- ка. Нельзя исключить того, что в некоторых случаях техническе изделие является произведением искусства, но это имеет место да- леко не всегда. Вместе с тем всякое техническое изделие не вы- падает из мира эстетического. Более того, как выяснилось, полез- ность технического изделия не противостоит его эстетическим достоинствам, а образует с ним своеобразное, желательное для че- ловека единство. Осознание этого факта привело к развитию ди- зайна, художественного конструирования, в том числе предметов техники. Для дизайнера техника — это не просто железки, а сим- вол красоты, перкрасного. Он, надо полагать, глубоко понимает, что хотя выразительные возможности техники не всегда позволя- ют достичь совершенства произведений искусства, в эстетическом отношении именно они являются идеалом техники.
Философия открывает доступ к пониманию эстетических достоинств мира, техники в том числе.
обзор: как искали красоту
История эстетики представляет собой полный драматизма, восторгов и разочарований поиск эстетически совершенного,
которое мы, следуя философской традиции, называем красотой (в этом случае красота не сопоставляется с прекрасным и воз- вышенным). Главный вывод из истории эстетики, который мы прокомментируем ниже, таков: понимание красоты определя- ется используемой философией, меняется философия, меняет- ся и представление о красоте. Красота есть эстетическая ин- терпретация.
• Для эстетики античности характерен подчеркнутый ко- смизм, но это — принцип всей античной философии. Воплоще- ние красоты — космос, все остальное красиво настолько, насколь- ко оно приближается к гармонии космоса. В искусстве надо под- ражать природе. Искусство не выделено из других видов дея- тельности, не случайно одним и тем же словом «технэ» обозна- чали и искусство и ремесло. Платон считал чувства затемня- ющими красоту идей. Для него красивыми поэтому являлись не чувства, а идеи. Философия, занимающаяся идеями, краси- вее искусства; искусство не очищает душу человека от вредных страстей. С ним не согласен Аристотель, опять же философ- ски отнюдь не случайно. По Аристотелю, душа человека есть форма, искусство, например трагедия, возбуждает психику, слушатели получают удовольствие, что равносильно очище- нию души.
• Для эстетики средневековья характерен принцип абсолют- ной духовной личности. Теперь все земное, красивое есть сим- вол, отблеск духовной красоты Бога. Меняется характер всех ис- кусств. Красота зримая есть проявление красоты незримой. Цель искусства — приближение человека к Богу.
• В эстетике Нового времени внимание переносится на субъ- ект. Сначала, в эпоху Возрождения, образцом красоты провоз- глашается сам человек, его тело. Позднее, вследствие развития чувственного и рационального познания эстетическое сводится либо к чувствам, либо к рассудку. Как прямая реакция на фи- лософию Декарта с ее идеалом ясности и рационализма дости- гает расцвета классицизм с его требованием гармонической яс- ности и благородства стиля, четкой логической организованно- сти, простоты и строгости форм, верности природе. Класси- цизм проникнут пафосом политической свободы, национальной независимости, социальной справедливости, идеями социально- го и естественного равенства людей. Представителями класси- цизма в искусстве считаются Шиллер и Гёте, Гайдн, Моцарт и Бетховен, Фонвизин, Державин, Казаков (архитектор здания
Московского университета). Выступившие против формализма и прямолинейно-рассудочного понимания искусства романти- ки (Гюго, Лермонтов, Вагнер и др.) стремились к раскрепоще- нию многообразных способностей личности. В философском от- ношении они оставались в рамках философии Нового времени. Высшим достижением эстетики Нового времени стало искусст- во романа.
• В XX веке происходят новые «сдвиги» в философии и вме- сте с ней (иногда позже) в искусстве.
В герменевтике осуществляется сдвиг в сторону произведе- ния искусства, оно выступает символом таинственной сущности, которую вскрывает полноценная герменевтическая интерпрета- ция.
В феноменологии «сдвиг» осуществляется в сторону эстети- ческого смысла, субъект наделяет произведение искусства смыс- лом, выработанным во многом им самим.
Аналитики «сдвигаются» в сторону языка, они анализиру- ют так называемые эмотивные (эмоциональные) суждения и в них видят суть искусства.
В постмодернизме смысл искусства становится многозначным, что соответствует рассеиванию, деконструкции текста. При та- кой интерпретации реализм считается разновидностью устарев- шего понимания искусства, развивается этика возвышенного, а оно само трудноопределимо.
Что касается России, то здесь в эстетике длительное время господствовал так называемый социалистический реализм — пе- ревод на эстетический язык философии исторического матери- ализма. Материализму ставится в соответствие реализм, а исто- рическому материализму — социалистический реализм. В на- стоящее время в нашей стране ведется поиск новых эстетичес- ких ориентиров.
Итак, смысл различных эстетических направлений опреде- ляется их философией, многообразию философий соответствует многообразие эстетик.
Разумеется, мы не упомянули целый ряд эстетических кон- цепций. Тем не менее взглядом охвачено обширное поле эстети- ки. Для философии это очень важно, ибо она по определению не должна замыкаться в узкие горизонты. Философию можно срав- нить с телескопом, который позволяет видеть далеко. Для рас- смотрения же деталей нужен микроскоп (эту функцию часто вы- полняют науки и искусства).
7.3. ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ ЧТО ТАКОЕ ПРАКТИКА?
Греческое слово «практикос» означает деятельный, активный. При этом имеется в виду деятельность, всегда направленная на достижение цели. Практика есть деятельность человека по до- стижению цели.
Практика обладает структурой, строением. Составляющими структурами являются: 1) субъект практики (один человек или группа людей, цели которых определяют смысл совершаемого); 2) сама цель как субъективный образ желаемого будущего; 3) це- ленаправленная деятельность; 4) средства практики; 5) объект практического действия; 6) результат практики.
Положим, Иван и Степан делают вместе табуретку. Здесь субъ- ектами практики являются они оба, цель практики — заиметь табуретку, деятельность — пиление, строгание, средства прак- тики — пила, рубанок, молоток, объект делания — древесный материал, результат действия — табуретка. Наш пример очень прост. Ясно, что могут быть куда более сложные практические ситуации, когда, например, субъектом практики являются огром- ные социальные общности людей, а средствами практики — сложные машинные комплексы. В то же время возможны весь- ма вырожденные случаи практики.
Допустим, студент на экзамене взял билет и готовится к от- вету, но делает это несколько странным образом, ничего не пи- шет, думает. Это тоже практика, ибо у студента есть цель и он стремится ее достичь. Необычность рассматриваемой ситуации заключается в том, что здесь объектом практического действия является сам субъект практики, нет каких-либо материальных внесубъектных средств практики, а результатом ее является подготовленный на экзаменационный вопрос ответ.
В практике принимает участие и студент, и рабочий, и ин- женер, и деятель искусства, и ученый, короче, каждый человек. Непрактикой является не умственная или какая-либо другая ин- теллектуальная деятельность, а отсутствие деятельности в ее спе- цифически человеческих чертах. Если природные процессы не вовлечены в среду деятельности человека, то они не относятся к сфере практики.
Что касается форм практики, то их в соответствии со струк- турой человеческой деятельности достаточно много. Есть прак-
тика экономической, политической, социальной, научной, куль- турной жизни. Философия ищет смыслы практики, причем на- иболее фундаментальные.
Заметим, что философский термин «практика» не следует отож- дествлять с так называемой учебной практикой, которая пони- мается как непосредственное применение добытых знаний. С фи- лософской точки зрения приобретение знаний в учебной аудито- рии тоже есть практика.
обзор: в чем состоит ценность, смысл практики?
Выше практика определена как целенаправленная деятель- ность. Кажется, что этим уже дан ответ на вопрос «Что такое прак- тика?». Но это впечатление весьма обманчиво. Ведь мы еще не дали ценностной оценки практике. А без этого предыдущие разъяснения следует расценивать как всего лишь введение в те- му практики. Но ценностное измерение достигается не иначе, как в процессе философской интерпретации. Поэтому нам предсто- ит отправиться в поход по дорогам философских интерпретаций. Философ — это неугомонный путник со времен зарождения фи- лософии, т.е. от античности и до наших дней.
• В античном обществе тяжесть физического труда была уде- лом прежде всего рабов. К физическому труду и даже иногда к ис- кусству культивировалось пренебрежительное отношение. Наи- высшей формой деятельности считалось созерцание мудрецом смыс- ла космоса. Учение о практике (праксиология) выступает как эти- ка. Этика — характерная черта как античной, так и древнеки- тайской и древнеиндийской философии. Через всю мировую фи- лософию проходит традиция этической интерпретации практики.
Древние греки считали, что все существа активны в соответ- ствии со своим предназначением. Человек не является исключе- нием, он также обладает активностью, которую греки называли добродетелью (делать добро, благо). Часто говорят поэтому, что античная этика — это этика добродетелей. Современный изве- стный американский этик А. Маккинтайр определяет доброде- тель следующим образом: «Это качество, усвоенное личностью, обладание и пользование которым дает ей возможность достичь благ, внутренне ей необходимых, заложенных в ее практической деятельности. Поэтому отсутствие данного качества лишает лич-
ность возможности добиться хотя бы одного из этих благ». Воз- вратимся к античности.
Смысл добродетелей человека здесь видят не в них самих, а, как это делает Платон, в космической идее блага — благо пре- выше всего. Главная добродетель человека — мудрость, ибо она есть проявление идеи блага и, будучи задействованной, при- ближает к ней. В списке аристотелевских добродетелей на пер- вом месте стоит опять же разумная мудрость. Человек счастлив, если ему удалось эффективно задействовать свои добродетели.
Итак, этика добродетелей соответствует философии идей Пла- тона и философии форм Аристотеля. Ценность, смысл прак- тики состоит в том, что она объединяет человека в гармоничес- кое целое с космосом. Достигнув этого, человек счастлив.
• В средние века христианство первоначально рассматрива- ло труд как проклятие, наложенное Богом на человека. Впослед- ствии труд в качестве благородной деятельности был отчасти ре- абилитирован. Тем не менее главной формой деятельности счи- тается служение Богу, а это прежде всего молитва и все, что с ней связано. С этих позиций как раз и оценивается всякая практи- ческая деятельность, а именно, выясняется ее богоугодность. Смысл практики — ее богоугодность.
На новой основе культивируется этика добродетелей. На одной стороне Господь, на другой — причастный к его царству индиви- дуум с соответствующими добродетелями, среди которых наиваж- нейшие — вера, надежда и любовь. Это этика божественного от- кровения. Счастье человека определяется его близостью к Богу.
• Этика Нового времени по преимуществу рационалистична. Она стремится избавить человека от потусторонних сил. На сто- роне человека признаются изначально данные природой две си- лы: разум и чувственность. Решение вопроса о смысле практиче- ской деятельности берет на себя разум. Смысл практики, деятель- ности человека состоит в ее разумности. Декарт, Спиноза, Гоббс недовольны хаосом страстей, который они мечтают упоря- дочить рациональным путем. По-другому рассуждают мыслите- ли, которые склонны отдавать должное чувственности человека. Принципом морали (нравственности человека) провозглашается правильно понятый интерес (Мандевиль, Гельвеции). Но что зна- чит правильно понять интерес человека? Это значит подклю- чить к его оценке разум. По возможности надо все посчитать.
Гений Нового времени И. Кант считается основателем эти- ки долга. Человек должен быть моральным, потому что сущест-
вует абсолютный нравственный закон, неподчинение которому лишено каких бы то ни было оснований. Кант также много пи- шет о добродетелях, но они имеют у него по сравнению с абсо- лютным нравственным законом вторичный характер. Смысл действий человека состоит в их причастности к абсолютно- му нравственному закону.
Эпоха Нового времени заканчивается Марксом и Ницше. Маркс приходит к выводу, что «... всякой общественной форме собст- венности соответствует своя мораль...». Смысл практики он ви- дит в ценностях экономических (общественный труд измеряет- ся деньгами).
Ницше разгадывает основную тайну всякой этики и морали: они представляют собой интерпретации. Толково распорядить- ся этим открытием он не смог (может быть, помешала болезнь).
Подведем итоги. Ценность практики всегда выясняется в процессе некоторой философской интерпретации. Интерпре- тация эта состоит в том, что человек объявляется доброде- тельным, а сами эти добродетели оцениваются с позиций оп- ределенного, выработанного соответствующей философией иде- ала добра. Нетрудно составить таблицу идеалов добра и основ- ных добродетелей.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление