«Философская теория познания» в переводе на греческий на- зывается эпистемологией или, что почти то же самое, гносеоло- гией. Термин «эпистемология» по сравнению с термином «гно- сеология» имеет более явно выраженный научный смысл, речь идет о научном знании. Оба термина широко используются в фи- лософской литературе.
И. Кант писал: «Без сомнения, всякое наше познание начи- нается с опыта...». Имеется в виду, что познание начинается с чувств. С этим трудно не согласиться; в наши дни абсолютное большин- ство философов придерживается именно такой точки зрения. Че- ловек обладает органами чувств, зрением, осязанием, слухом, вку- сом, обонянием. Благодаря им человек обретает чувства. Чувст- венное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, вос- приятиях, представлениях. Ощущение — это наиболее элемен- тарная форма чувств. Восприятие — это целостное чувство, со- держащее в себе несколько ощущений («это яблоко круглое, желтое, кисло-сладкое, тяжелое»; яблоко дано как восприятие). Представление — это чувство, которое вспоминается или вооб- ражается (например, я представляю себе моего друга, въезжаю- щего в аудиторию на голубом коне).
Итак, познание начинается с чувств. Но что я могу знать бла- годаря чувствам? Какова их роль в походе за знанием? (Позна- ние — это поход за знанием). Каждому ясно, что чувства связы- вают нас не только с внешним миром, но и с воображаемыми яв- лениями. Рассмотрим для начала чувственную связь человека с внеш-
ним миром. Познание есть процесс, потому имеет смысл проана- лизировать чувства в различных стадиях этого процесса.
Чувства «на входе» психики. При оценке познавательного со- держания чувств «на входе» психики высказывались различные мнения, из которых приведем три главных.
Самая простая точка зрения состоит в том, что внешний мир буквально впечатывается в нашу психику. Отсюда произошло русское «впечатление», которое переводится на основные язы- ки мира без потери своего исходного значения. Чувство есть «след» предмета (сравните со следом ступни человека на мокром песке).
Более сложная точка зрения: чувства являются всего лишь приблизительными отражениями предметов, своеобразными «ко- пиями». Допустим, некто пробует на вкус неизвестный ему про- дукт питания, который вызывает ощущение сладости. Можно пред- положить с высокой долей вероятности, что продукт содержит глюкозу.
Еще более сложная точка зрения: чувства — это знаки пред- метов, смысл которых предстоит расшифровать. Нельзя доверять, как выражаются, впечатлениям — чувства «обманывают». Са- мый простой на этот счет пример: преломленность прямой пал- ки на границе воды и воздуха. А миражи? А сложные вообра- жаемые и внушаемые чувства? Разумеется, они о чем-то свиде- тельствуют, но о чем? Воображаемые чувства особенно часто яв- ляются сложными знаками.
Необходимость расшифровки, выяснения смысла, чувств по- казывает, что нам следует сделать шаг «внутрь» психики. В ис- ходных чувствах содержится не вся тайна познания. Часть этой тайны содержится в том, что «встречают» чувства «на входе» пси- хики. Но что именно встречают чувства на входе психики? На этот новый вопрос мы имеем снова три наиболее распространен- ных ответа, причем все они нам хорошо известны из истории фи- лософских идей:
• Локк: чувства попадают во власть способности человека их комбинировать, соединять, сравнивать;
• Кант: чувства попадают под власть внечувственных апри- орных принципов;
• Гуссерль: чувства встречаются со способностью человека (бла- годаря воображению, воспоминанию и фантазии) строить цепи феноменов.
Теперь становится ясно, что происходит с чувствами «в се- редине» познания:
• по Локку: чувства комбинируются (возникают сложные чувства), сравниваются (получаем знание об отношениях), в них выделяется благодаря абстракции общее (идея);
• по Канту: чувства упорядочиваются на основе принципов;
• по Гуссерлю: чувства вовлекаются в поток воображения, ко- торый ведет к эйдосу — намного более сложному чувству, чем его исходный материал.
«На выходе» из психики имеем:
• по Локку: идеи;
• по Канту: чувства, упорядоченные на основе априорных прин- ципов;
• по Гуссерлю: эйдос, т.е. идею с богатым чувственным содер- жанием.
Но не будем забывать, что чувственное познание начиналось с некоторорых исходных чувств, которые являются знаками, ре- альных или воображаемых явлений. А это означает, что полу- ченные «на выходе» чувства надо вернуть исходным источникам чувств, исходным предметам.
Благодаря процессу чувственного познания мы получили:
• согласно Локку, — то самое знание, которое содержалось в исходных чувствах, но не было прояснено. Чувства дают ис- черпывающее знание о предметах (это — сенсуализм);
• согласно Канту, — новое знание, которое содержалось в исходных чувствах и получено во многом благодаря принци- пам психики (это знание нельзя прямо приписывать предметам, но оно позволяет нам успешно оперировать ими);
• согласно Гуссерлю, — новое знание, позволяющее интерпре- тировать исходные чувства и уже эти «проинтерпретирован- ные» чувства соотносить с предметами (если меня спросят, по- казывая на конкретное яблоко: «Что это?», то я не отвечу про- сто указанием на исходные ощущения — это, мол, круглое, желтое, кисло-сладкое, а скажу: «Это яблоко (т.е. представитель класса всех яблок), обладающее такой-то формой (используется понятие формы), вызывающее такие-то ощущения (использует- ся понятие ощущения))».
Кто прав: Локк, Кант или Гуссерль? Однозначного ответа на этот прямой вопрос не существует. Мы выскажем наше мнение. На наш взгляд, в одних случаях действуют по Локку (когда, на- пример, выделяют общее сравнением идей), в других — по Кан- ту (когда, например, принципы уже известны и их не надо вы- водить, доказывать), в третьих — по Гуссерлю (когда стремят-
ся всесторонне обосновать богатое чувственное содержание пси- хики, не оказаться в плену блеклых, лишенных чувственности рассуждений). В плане уразумения хода чувственного познания наиболее обстоятелен Гуссерль, а вместе с ним и его сторонни- ки, феноменологи.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление