Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувственное познание «на входе», «в середине» и «на выходе» психики




ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ

8.1. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ

два термина

«Философская теория познания» в переводе на греческий на-
зывается эпистемологией или, что почти то же самое, гносеоло-
гией.
Термин «эпистемология» по сравнению с термином «гно-
сеология» имеет более явно выраженный научный смысл, речь
идет о научном знании. Оба термина широко используются в фи-
лософской литературе.

И. Кант писал: «Без сомнения, всякое наше познание начи-
нается с опыта...». Имеется в виду, что познание начинается с чувств.
С этим трудно не согласиться; в наши дни абсолютное большин-
ство философов придерживается именно такой точки зрения. Че-
ловек обладает органами чувств, зрением, осязанием, слухом, вку-
сом, обонянием. Благодаря им человек обретает чувства. Чувст-
венное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, вос-
приятиях, представлениях. Ощущение — это наиболее элемен-
тарная форма чувств. Восприятие — это целостное чувство, со-
держащее в себе несколько ощущений («это яблоко круглое,
желтое, кисло-сладкое, тяжелое»; яблоко дано как восприятие).
Представление — это чувство, которое вспоминается или вооб-
ражается (например, я представляю себе моего друга, въезжаю-
щего в аудиторию на голубом коне).

Итак, познание начинается с чувств. Но что я могу знать бла-
годаря чувствам? Какова их роль в походе за знанием? (Позна-
ние — это поход за знанием). Каждому ясно, что чувства связы-
вают нас не только с внешним миром, но и с воображаемыми яв-
лениями. Рассмотрим для начала чувственную связь человека с внеш-


ним миром. Познание есть процесс, потому имеет смысл проана-
лизировать чувства в различных стадиях этого процесса.

Чувства «на входе» психики. При оценке познавательного со-
держания чувств «на входе» психики высказывались различные
мнения, из которых приведем три главных.

Самая простая точка зрения состоит в том, что внешний мир
буквально впечатывается в нашу психику. Отсюда произошло
русское «впечатление», которое переводится на основные язы-
ки мира без потери своего исходного значения. Чувство есть «след»
предмета (сравните со следом ступни человека на мокром песке).

Более сложная точка зрения: чувства являются всего лишь
приблизительными отражениями предметов, своеобразными «ко-
пиями». Допустим, некто пробует на вкус неизвестный ему про-
дукт питания, который вызывает ощущение сладости. Можно пред-
положить с высокой долей вероятности, что продукт содержит
глюкозу.

Еще более сложная точка зрения: чувства — это знаки пред-
метов, смысл которых предстоит расшифровать. Нельзя доверять,
как выражаются, впечатлениям — чувства «обманывают». Са-
мый простой на этот счет пример: преломленность прямой пал-
ки на границе воды и воздуха. А миражи? А сложные вообра-
жаемые и внушаемые чувства? Разумеется, они о чем-то свиде-
тельствуют, но о чем? Воображаемые чувства особенно часто яв-
ляются сложными знаками.

Необходимость расшифровки, выяснения смысла, чувств по-
казывает, что нам следует сделать шаг «внутрь» психики. В ис-
ходных чувствах содержится не вся тайна познания. Часть этой
тайны содержится в том, что «встречают» чувства «на входе» пси-
хики. Но что именно встречают чувства на входе психики? На
этот новый вопрос мы имеем снова три наиболее распространен-
ных ответа, причем все они нам хорошо известны из истории фи-
лософских идей:

Локк: чувства попадают во власть способности человека их
комбинировать, соединять, сравнивать;

Кант: чувства попадают под власть внечувственных апри-
орных принципов;

Гуссерль: чувства встречаются со способностью человека (бла-
годаря воображению, воспоминанию и фантазии) строить цепи
феноменов.

Теперь становится ясно, что происходит с чувствами «в се-
редине» познания:


• по Локку: чувства комбинируются (возникают сложные
чувства), сравниваются (получаем знание об отношениях), в них
выделяется благодаря абстракции общее (идея);

• по Канту: чувства упорядочиваются на основе принципов;

• по Гуссерлю: чувства вовлекаются в поток воображения, ко-
торый ведет к эйдосу — намного более сложному чувству, чем
его исходный материал.

«На выходе» из психики имеем:

• по Локку: идеи;

• по Канту: чувства, упорядоченные на основе априорных прин-
ципов;

• по Гуссерлю: эйдос, т.е. идею с богатым чувственным содер-
жанием.

Но не будем забывать, что чувственное познание начиналось
с некоторорых исходных чувств, которые являются знаками, ре-
альных или воображаемых явлений. А это означает, что полу-
ченные «на выходе» чувства надо вернуть исходным источникам
чувств, исходным предметам.

Благодаря процессу чувственного познания мы получили:

• согласно Локку, — то самое знание, которое содержалось
в исходных чувствах, но не было прояснено. Чувства дают ис-
черпывающее знание о предметах (это — сенсуализм);

согласно Канту, — новое знание, которое содержалось
в исходных чувствах и получено во многом благодаря принци-
пам психики (это знание нельзя прямо приписывать предметам,
но оно позволяет нам успешно оперировать ими);

• согласно Гуссерлю, — новое знание, позволяющее интерпре-
тировать исходные чувства и уже эти «проинтерпретирован-
ные» чувства соотносить с предметами (если меня спросят, по-
казывая на конкретное яблоко: «Что это?», то я не отвечу про-
сто указанием на исходные ощущения — это, мол, круглое,
желтое, кисло-сладкое, а скажу: «Это яблоко (т.е. представитель
класса всех яблок), обладающее такой-то формой (используется
понятие формы), вызывающее такие-то ощущения (использует-
ся понятие ощущения))».

Кто прав: Локк, Кант или Гуссерль? Однозначного ответа на
этот прямой вопрос не существует. Мы выскажем наше мнение.
На наш взгляд, в одних случаях действуют по Локку (когда, на-
пример, выделяют общее сравнением идей), в других — по Кан-
ту
(когда, например, принципы уже известны и их не надо вы-
водить, доказывать), в третьих — по Гуссерлю (когда стремят-


ся всесторонне обосновать богатое чувственное содержание пси-
хики, не оказаться в плену блеклых, лишенных чувственности
рассуждений). В плане уразумения хода чувственного познания
наиболее обстоятелен Гуссерль, а вместе с ним и его сторонни-
ки, феноменологи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.