Мир познаваем в силу его взаимосвязи с человеком и обла- дания человеком уникальными способностями. Человек опери- рует чувствами, мыслями, совершает поступки, действует. Че- ловек познает мир благодаря вчувствованию, объяснению, пони- манию. Уже вчувствование дает человеку обширную информа- цию: о холодном, горячем, свежем, остром, тупом. Даже в обще- нии с другим человеком полезно вчувствоваться в его ситуацию, представить себя на его месте.
Объяснение — это наращивание сведений о чем-либо на осно- ве мыслей. Очень часто используется дедуктивное объяснение: фак- ты оцениваются с позиций законов теории. Когда студент реша- ет задачу по физике, электротехнике, химии, от него требуют что- бы он подвел переменные под закон. Это и есть объяснение.
Понимание относится не к чувствам и мыслям, а к практике.
многомерность истины
В поиске истины идеалом является всесторонность познава- тельного процесса. Знаменитый спор «физиков» с их ориентаци- ей на объяснения и «лириков» с их ориентацией на вчувствова- ние не может выявить победителя. То же самое относится и к спо- ру так называемых теоретиков и практиков, каждый из которых силен в одной, но слаб в другой области.
Истина многомерна, и чувственна, и понятийна, и практич- на. «Нужно выучиться представлять себе предметы,— писал П.А. Флоренский,— сразу со всех сторон, как знает наше созна- ние». Насыщенная многими измерениями истина теряет одно- сторонность, сухость, нежизненность.
Итак, в качестве вывода ко всей философии познания можно констатировать: истина — это разносторонняя интерпретация, которая поставляет нам сведения (знания) о мире.
8.2. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ ЧТО ТАКОЕ HAУKA?
Наука — это деятельность человека по выработке, систе- матизации и проверке знаний. Научным является не всякое зна- ние, а лишь хорошо проверенное и обоснованное.
Наука зародилась в древности, гении Аристотеля, Архиме- да, Евклида тому свидетельство. Но длительное время научное знание находилось в зачаточном состоянии, к тому же даже в этом состоянии оно было доступно немногим. Ситуация изме- нилась в XVI-XVII вв. Именно в Новое время наука становит- ся широко распространенным явлением, появляется много обра- зованных людей. Становление и развитие индустриального об- щества без науки невозможно.
Научное знание не отменяет обыденное знание, нужны оба. Знание становится научным тогда, когда оно достигает некото- рого, достаточно высокого уровня развития, порога научности.
В науке различают два уровня исследований — эмпиричес- кий и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредст- вом наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование кон- центрируется вокруг универсальных законов и гипотез.
эмпирический уровень научного познания
Наука начинается с непосредственных наблюдений отдельных событий, фактов, которые фиксируются высказываниями. Эмпи- рическими высказываниями являются, например, следующие суж- дения: «Этот камень падает к земле», «Вода в этой кастрюле при нагревании закипела», «Наша кошка родила пятерых котят». А вот выражение «Все тела, выпущенные из рук, падают на землю» уже не является эмпирическим, поскольку невозможно проверить в экс- перименте поведение всех тел.
Для ученого очень важно обнаружить некоторую регулярность, ибо обнаруженная регулярность позволяет объяснять и предска- зывать явления. Например, врач-онколог обнаружил, что куря- щие чаще заболевают раком легких, чем некурящие. Отсюда он делает вывод: тот, кто курит, рискует заболеть раком легкого. Заядлому курильщику он посоветует меньше курить или вооб- ще перестать курить. При анализе эмпирических фактов надо учи- тывать все обстоятельства. Древние греки, веря своим глазам, счи- тали, что тяжелые тела падают на землю с большей скоростью, чем легкие. В XVII веке Галилей установил, что ускорение сво- бодного падения тел на землю (g=9,8M/c2) не зависит от их мас- сы. Греки не знали, что воздушная среда искажает картину па- дения тел существеннейшим образом.
Знания о явлениях уточняются благодаря измерениям, раз- личного рода подсчетам. Одно дело знать явление только каче- ственно, другое — иметь количественные сведения. Без количе- ственных данных невозможно построить, например, сколько-ни- будь сложное техническое устройство.
Основа эмпирического исследования — эксперимент (от лат. экспериментум — проба, опыт). Эксперимент и есть испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых услови- ях. Экспериментатор стремится выделить изучаемое явление в чистом виде, побочные обстоятельства должны быть устране- ны. Недопустимо, например, и ясно почему, проводить химиче- ские эксперименты в грязных халатах. Упомянутое выше паде- ние тел сначала изучают в безвоздушной среде, положим в тру- бе, из которой выкачан воздух, а затем уже в воздушной среде, регулируя давление воздуха. При этом должно учитываться зна- чение каждой составляющей эксперимента. В этой связи особое значение имеют приборы.
Длительное время считалось, что особенности приборов не вли- яют на изучаемые явления. Например, каким бы термометром не измеряли температуру атмосферы, водным или ртутным, по- лучаем один и тот же результат. Однако эксперименты с элемен- тарными частицами показали, что поведение последних зависит от типа прибора. В итоге это сказывается на результатах экспе- римента. Тем более неодинаково реагируют на условия экспери- мента участвующие в нем животные и люди. Все это означает, что приходится широко варьировать условия эксперимента, ис- пользовать различные приборные возможности.
Среди методов эмпирического познания часто называют на- блюдение. Имеется в виду наблюдение не как этап любого экс- перимента, а самостоятельный способ изучения явлений. Так, ас- троном наблюдает за звездами, у него отсутствует возможность затащить их в лабораторию. Соответственно наблюдение широ- ко распространено в биологических и социальных науках. Ин- терпретация наблюдаемых состояний в принципе не отличает- ся от понимания результатов экспериментов. Наблюдение мож- но считать своеобразным экспериментом.
Интересной возможностью развития метода экспериментиро- вания является так называемое модельное экспериментирование. В этом случае экспериментируют не с оригиналом, а с его моде- лью, образцом, похожим на оригинал. Оригинал ведет себя не так чисто, образцово, как модель. Модель может иметь физическую, математическую, биологическую или иную природу. Важно, чтобы манипуляции с нею давали возможность переносить по- лучаемые сведения на оригинал. В наши дни широко использу- ется компьютерное моделирование.
Модельное экспериментирование особенно уместно там, где изучаемый объект недоступен прямому эксперименту. Так, ги- дростроители не станут возводить плотину через бурную реку для того, чтобы с нею поэкспериментировать. Прежде чем возвести плотину, они произведут модельный эксперимент в родном ин- ституте (с «маленькой» плотиной и «маленькой» рекой).
Важнейшим экспериментальным методом является измере- ние, позволяющее получить количественные данные. Измере- ние А и В предполагает: 1) установление качественной одина- ковости А и В; 2) введение единицы измерения (секунда, метр, килограмм, рубль, балл); 3) сопоставление А и В с показанием прибора, который обладает той же качественной характеристи- кой, что А и В; 4) считывание показаний прибора. В случае из- мерения физических, химических, технических характеристик приборы являются вполне конкретным устройством. В случае же измерения социальных процессов дело обстоит сложнее. Мы это видели на примере измерения ценностей. Показателен в этом отношении товарно-денежный механизм. Товарам при- писывают цены в денежных единицах (рубль, доллар, франк), но нет прибора, который бы позволял измерить цену товара. Це- на товара определяется на рынке, в процессе экономической ин- терпретации.
Без теории эксперимент слеп.
теоретический уровень научного исследования
Теория — это совокупность обобщенных положений. Обобще- ния фиксируются в терминах, суждениях и умозаключениях. Обоб- щения имеют дело со многими фактами, с учетом этого говорят о законах. Закон — это связь между фактами и их обобщения- ми. Главные законы называются принципами. В эмпирическом законе приводятся только факты. Например, «согласно опросам населения, каждый третий из опрошенных недоволен правитель- ством. Было опрошено 1500 человек». Теоретический закон име- ет дело только с обобщениями, понятиями. «Согласно закону Бой- ля—Мариотта, при неизменной температуре произведение дав- ления газа на его объем является неизменяемой величиной, константой: PV=const; T=const». В указанном законе речь идет по крайней мере о пяти понятиях — газа, давления газа, объе- ма газа, температуры газа, константы.
Строго говоря, эмпирические и теоретические законы не имеют смысла один без другого, они взаимонагружены. В нашем примере с опросом населения фактически тоже не обошлось без понятий, в частности использовалось понятие «быть недоволь- ным правительством». Всякое рассмотрение фактов имеет науч- ный смысл, ибо они интерпретируются, т.е. подводятся под по- нятия и теоретические законы. Факты вроде бы сами «лезут в гла- за», а как достигается человеком теоретический уровень иссле- дования?
В теории подмечается общее. В простейшем случае это выгля- дит так. Допустим, проводятся эксперименты с жидкостями. В про- цессе их устанавливается, что при нагревании жидкости расши- ряются. На основании этого ученый делает вывод: «Видимо, жидкости при нагревании расширяются». Слово «видимо», как выясняется, здесь весьма уместно, ибо вода при нормальном давлении при нагревании от 0 до 4 °С не расширяется, а сжима- ется («аномалия воды»). Чтобы объяснить аномалию воды, при- дется учесть строение молекулы воды, состоящей из одного ато- ма кислорода и двух атомов водорода, написать не только фор- мулу Н90, но и сложное математическое уравнение движения элек- тронов атома воды и решить его. Прямо из эксперимента нель- зя получить математические уравнения с дифференциалами и интегралами. Они являются обобщениями.
Формой выделения общего являются также идеализации. Так, понятие идеального газа фиксирует одинаковость газов. Во мно-
гих случаях тела можно считать материальными точками. Это значит, что все они одинаковы и именно поэтому используется идеализация материальной точки.
Итак, в целом ход научного исследования можно представить следующим образом: 1) факты фиксируются; 2) факты опреде- ленным образом интерпретируются; 3) интерпретация приво- дит к выработке понятий, законов, идеализации; 4) законы предполагаются гипотезами; 5) из гипотез с помощью правил де- дукции, т.е. двигаясь от общего к частному, выводят следствия; 6) следствия сопоставляются с фактами; 7) если следствия тео- рии согласуются с фактами, то признается действенность теории, в противном случае она ставится под сомнение.
методы научного познания
Метод научного познания — это те приемы и операции, ко- торые используются в науке, а именно: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, различного рода сравнения, класси- фикации, рассуждения по аналогии, выдвижение гипотез, ис- пользование теорий, анализ (разложение на части) и синтез (воспроизведение целого), индукция (восхождение в мысли от частного к общему) и дедукция (движение мысли от общего к ча- стному).
Рассмотрим более детально три основных теоретических ме- тода. При аксиоматическом методе научная теория строится в виде аксиом и правил вывода, позволяющих путем дедукции по- лучить теоремы данной теории. Аксиома — это положение, при- нимаемое без логического доказательства и не могущее быть оп- ровергнуто на основе эмпирических фактов. В рамках евклидовой геометрии через две точки на плоскости можно провести одну и толь- ко одну прямую линию (действительно ли дело обстоит именно та- ким образом, проверить нельзя). Аксиомы не должны противоре- чить друг другу. Аксиоматический метод широко используется в ло- гике и математике. Он напрочь исключает какие-либо противо- речия. Но как показал К. Гёделъ, непротиворечивость теории, по- строенной на аксиомах, нельзя доказать в этой теории. Значит прин- цип непротиворечивости рассуждений имеет более широкий, чем сугубо логико-математический, характер. Непротиворечивость — принцип всякого теоретического знания, и его правомерность оп- ределяется сопоставлением теории с практикой.
В науках, обладающих не только теоретическим, но и экс- периментальным уровнем исследования, идеальным является гипотетико-дедуктивный метод. На место аксиом ставятся гипотезы. Гипотеза, по определению, есть знание, которое может быть опровергнуто сопоставлением с экспериментальными фак- тами. Гипотетико-дедуктивный метод используется широко в фи- зике, электротехнике, радиотехнике, экономических науках. Как правило, гипотетико-дедуктивный метод требует хорошей ма- тематической подготовки.
Если гипотетико-дедуктивный метод оказывается неприем- лемым, то приходится обращаться к другим методам, назовем их описательными. Описание изучаемых явлений может быть сло- весным, графическим, схематическим. Теперь мысль исследова- теля намного чаще, чем при гипотетико-дедуктивном методе, вы- нуждена обращаться непосредственно к данным эксперимента, ей реже удается обнаружить закономерные связи. Описательные методы широко используются в биологии, медицине, психоло- гии, социологии. Если описательные методы доводятся до уров- ня гипотетико-дедуктивного метода, то это всегда триумф. Воз- можно, однако, что для некоторых особенно сложных явлений описательный метод является наиболее подходящим; сами явле- ния таковы, что они не подчиняются жестким требованиям ги- потетико-дедуктивного метода.
О ПОГОВОРКЕ «ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ТЕОРИЯ»
Великому Гёте принадлежат следующие часто цитируемые строки: «Сера, мой друг, теория, но вечно зелено златое древо жизни». В другом месте, рассуждая о естественных науках, Гё- те заявил: «Теории обычно являются продуктами торопливос- ти беспокойного рассудка, который охотно бы отделался от яв- лений и потому подсовывает на их место картины, понятия, а по- рой всего лишь слова». В одном отношении поэт, безусловно, прав: буйство и краски жизни незаменимы, в том числе и теорией. Од- нако мы не видим никаких, абсолютно никаких оснований про- тивопоставлять теории жизненным реалиям. Известная поговор- ка «Это всего лишь теория» способна ввести в заблуждение.
Чуть более 200 лет тому назад Кант посвятил большую ста- тью поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годит- ся для практики». Вывод его был такой: «то, что по соображе-
ниям разума имеет значение в теории, имеет значение также и на практике», а сама практика без теории уже и не практика. Кант относится к теории намного более строго, чем Гёте. Для Канта поспешные суждения, легкомысленные анализы, фан- тазии рассудка вообще не являются теориями. Теориями явля- ются лишь такие творения разума человека, которые придают его жизни подлинный и возвышенный смысл. Без размышлений жизнь теряет свой смысл и превращается в сочетание бессмыс- ленных актов поведения.
Сказанное не противоречит факту полноценной жизни людей, далеких, на первый взгляд, от науки. Они ведут вполне разум- ную жизнь, широко используют понятия и другие обобщения. Эти люди не являются профессиональными учеными, их рассуж- дения не облекаются в форму статей и монографий, равно как и математических формул.
Итак, теория и есть успешное размышление. Поговорка «Это всего лишь теория» часто имеет следующий смысл: «Это еще не теория. Подумай, а потом скажешь. Нам нужна настоя- щая теория».
идеалы науки. этика ученого
Занятия наукой вырабатывают определенное ценностное от- ношение к миру. Превыше всего в науке ценится истина и все, что к ней ведет, различного рода эмпирические и теоретические методы. Истина — это главная ценность ученого, но далеко не единственная. В сообществе ученых высоко ценятся непротиво- речивость суждений, теоретическое и экспериментальное обос- нование достоверности знания, а также критическое отношение к догмам и всякого рода авторитетам, честность, порядочность, мужество в отстаивании своих воззрений.
Итак, наука как область человеческой деятельности глу- боко насыщена ценностными измерениями. Она не является цен- ностно нейтральной.
Более спорным считается вопрос об этическом содержании на- уки. Все согласны с тем, что ученый не может быть выключен из этических отношений, в частности отношений со своими кол- легами, учениками. В научном сообществе считается недопусти- мым «списывать» чужие результаты, выдавая их за свои (это на- зывается плагиатом).
В то же время есть немало ученых, которые считают, что их дело исчерпывается добыванием истины. Мы, мол, ученые, а не этики. На это им возражают в том смысле, что ученые должны соизмерять свою активность с состоянием общества. Недопусти- мо, ссылаясь на свою научную специализацию, передавать в ру- ки тех, в ком течет кровь холодного злодея, средства массового уничтожения, манипулирования сознанием людей, бесконтроль- ного вмешательства в их дела. В этой связи обычно указывают на ядерное, биологическое и химическое оружие, на данные по манипуляции с генами животных и людей, на внесение в бан- ки данных компьютеров чуть ли не исчерпывающих сведений о каж- дом члене общества.
В последние годы все большее число ученых склоняется к тому, что науку неправильно считать ведомством всего лишь по добыче истины, ее следует включать, подчеркивали Н. Бор и В. Гейзенберг, в широкие общественные взаимосвязи. А это оз- начает, что ученые берут на себя ответственность, если не пол- ностью, то по крайней мере в существенной степени, за свои тво- рения. Они становятся этиками. Ибо ответственность — это этическая конструкция. Прежде чем создать что-либо, могущее угрожать безопасности людей, следует сто раз подумать, сверить свое мнение с другими. А приняв решение, не следует уходить от ответственности.
Подлинный ученый не стоит в стороне от этических, равно как и эстетических, ценностей. Он всецело принимает их досто- инства. Для ученого истина — это знак добра (и красоты).
обзор: Философия и наука
Взаимоотношения философии и науки имеют длительную историю. В античности и средневековье их почти не различа- ли. Наука была развита по сравнению с теперешним ее состоя- нием весьма слабо. Еще только вырабатывались, в том числе и в философии, принципы всестороннего как теоретического, так и экспериментального обоснования знания.
В Новое время, главным образом благодаря работам Декар- та и Гегеля, было введено представление об универсальной на- уке, каковой и считали философию; остальные науки выступа- ли как части философии. Это спокойное согласие философии и на-
уки продолжалось недолго. С одной стороны, в самой философ- ской среде возникло движение против признания философии на- укой, поскольку, как считали некоторые (Шопенгауэр, Ницше), она жизненней всякой науки, она есть искусство. С другой сто- роны, чувствовалось давление наук на философию. В рамках не- опозитивизма (XX век) философия уже не считалась наукой, ибо у нее нет самостоятельной экспериментальной базы и она не за- нимается истиной.
В наши дни каждое из двух утверждений — «философия — это наука» и «философия не является наукой» — имеет своих сторонников. Однако, как нам представляется, противостояние сторонников и противников признания философии наукой в на- стоящее время отнюдь не обязательно. И вот почему.
Во-первых, выяснено, что в науке содержатся философ- ские положения. Правомерность этих положений определяет- ся среди прочего и экспериментами. Вместе, например, с ма- тематикой философские положения также подвергаются про- верке. Так, физическими экспериментами подтверждается не только физика, но и математика, и философия, которая в ней содержится.
Во-вторых, философия только навредила бы себе, если бы она признала неприемлемыми требования обоснования достоверно- сти философского знания. В философию нельзя допускать нео- боснованное знание — так считает большинство философов. Но это означает, что ценности науки — вместе с тем ценности философии.
В-третьих, надо признать, что научный характер филосо- фии ни в коей мере не противоречит ее богатому эстетическому и этическому потенциалу. В науке, например математике и фи- зике, тоже присутствуют эстетические и этические ценности, но не в таком ярком виде, как в философии.
Философия имеет научное содержание, поэтому она явля- ется наукой. Но наряду с научным философия обладает так- же эстетическим и этическим содержанием.
Из четырех главных современных философских движений — аналитизма, феноменологии, герменевтики и постмодерниз- ма — наиболее продуктивно философией науки занимается ана- литизм. Феноменологи разрабатывают общую теорию позна- ния, ее влияние на современную науку пока еще не очень зна- чительно. Что касается герменевтики и постмодернизма, то их
влияние сказывается сколько-нибудь существенно только в об- ласти гуманитарных наук. Будущее этого влияния остается по- ка неясным.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление