Язык создается и используется людьми не произвольно, а в соответствии с их целенаправленной деятельностью, практи- кой. При этом человека интересует не просто истина (как в фи- лософии предложения), представляющая ему объект таким, ка- ким он является безотносительно к целям человека, а значение объекта для человека. Человек вольно или невольно реализует ценностное отношение к миру. Это обстоятельство довлеет над ним постоянно и в итоге находит свое выражение в самом харак- тере интерпретации. В этой связи за последние 3-4 десятка лет в философии языка резко возросло внимание к ценностным ус- тановкам личности, которые содержатся в высказываниях типа:
знает верит
А помнит, что p надеется хочет
Лет десять тому назад едва ли не каждый ученик читал строки В. Маяковского: «Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть». Но как по- нять выражение «я знаю» (анализу которого философы-анали- тики посвятили тысячи страниц)? Что имел в виду поэт, утверж- дая «я знаю»? Вроде бы в его строках есть даже доказательст- во: в стране советской живут замечательные люди, следователь-
но, страна станет процветающей. И все-таки, как посчитает уче- ный, в стихах Маяковского отсутствует подлинное доказатель- ство, ибо суждения поэта невозможно подтвердить и опроверг- нуть фактами. То, что Москва — самый большой город России, можно подтвердить фактами; знания Маяковского — это его лич- ная ценностная установка, она принадлежит ему (согласно его суждениям), но не может быть обоснована четко, по-научному, доступными реальными фактами. «Я знаю» означает у Маяков- ского «Я верю, я полагаю, я думаю, я надеюсь, я хочу, чтобы стра- на советская процветала».
Итак, очень часто предложение является выражением цен- ностной установки личности, оно обладает особым прагматиче- ским смыслом. Прагматика — это такая философия языка, ко- торая изучает содержащиеся в высказываниях ценностные установки личности. Философию языка как ценностных уста- новок можно назвать одним словом — прагматика.
С ценностными установками, своими и других людей, чело- век имеет дело на каждом шагу, всегда, когда в поле его дейст- вия попадают ценности. В этой связи в философии языка пред- стоит сделать очень многое. Философы выясняют, как можно ска- зать о ценностях, какая логика при этом используется, связаны ли между собой значение предложения и его прагматический, цен- ностный смысл, как на основе анализа предложений с прагма- тическим смыслом лучше понять сами эти смыслы и т.д.
Таким образом, в философии языка наиболее значимыми оказались три концепции: философия имени, философия пред- ложения (или высказывания), философия языка как ценностных установок личности.
обзор: современное философское понимание языка
Рассмотрим по порядку, как понимается язык в рамках че- тырех ведущих современных философских направлений: фено- менологии, аналитизма, герменевтики и постмодернизма.
• Феноменологи на первое место ставят анализ работы созна- ния. Язык оказывается знаковым выражением работы сознания. Важно, чтобы высказывания были полновесными знаками вы- работанных сознанием образцов, эйдосов.
• Аналитики понимают проблему иначе, чем феноменологи. Для них все богатство жизни содержится в языке. Неразумно по-
этому ставить вопрос о том, что именно выражает язык и доста- точно ли полно. Все богатство сознания и практики человека из- начально дано в языке. Философия — это не что иное, как фило- софия языка. Особенности современного аналитического языка от- четливо просматриваются в философии позднего Витгенштейна, который отлично понимал, что так как значение слова есть его упо- требление, то значений у одного и того же слова может быть много. Но тем не менее он полагал, что все эти значения надо до- вести до стадии ясного анализа. Аналитик в понимании языка все- гда стремится к ясности, такое стремление является его идеалом.
• Герменевты также занимают своеобразную позицию. По- добно философам античности они сопоставляют сущность пред- метов и язык. Но если античные философы, например Платон, считали, что язык есть выражение сущности, то герменевты понимают язык как само бытие сущности. «Язык — это универ- сальная среда, в которой осуществляется само понимание»,— подчеркивает Гадамер. Понимание есть истолкование в форме во- просов и ответов. Для герменевта крайне важно единство внут- ри следующей триады: сущность мира — язык — переживание. Аналитик же рассуждает в другой манере: язык — его ана- лиз — мир фактов (никаких сущностей).
• Постмодернисты так же, как аналитики, ставят в центр философствования язык, прежде всего текст. Но если аналити- ки стараются препарировать текст научными способами, то пост- модернисты отдают приоритет эстетике переживаний. Текст раз- лагается, но не произвольным образом, а так, чтобы вызывать красивые чувства — от удовольствия и наслаждения до боли и стра- даний, возвышенного. Для постмодерниста язык — это универ- сальная среда чувственности человека. Философия призвана ос- вободить эту чувственность и возвысить ее.
Как видим, в современной философии языку придают само- стоятельное значение. Язык есть символ нашей жизни и сама на- ша жизнь.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление