Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни организации природы




КАК ВСЕ ВЫЛО? БЫЛ БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ

Откуда все взялось — звезды, планеты, жизнь, сообщества лю-
дей? Современные ученые отвечают на этот вопрос следующим
образом.

Где-то 15 млрд лет назад вакуум оказался в неустойчивом со-
стоянии. Произошел Большой взрыв, вакуум разогрелся до 1019
градусов Кельвина. При такой гигантской температуре не мог-
ли существовать современные молекулы и элементарные части-
цы. Взорвавшийся вакуум стал расширяться и вследствие это-
го охлаждаться.

Уже в первую секунду произошло очень много явлений, в ча-
стности появилось вещество, началось образование химических
элементов. Позднее возникли звезды и планеты. Биологическая
эволюция началась на нашей планете около 4 млрд лет назад.
Примитивный человек возник несколько миллионов лет тому на-
зад. Лишь последние 100 тыс. лет наши предки стали способны
к членораздельной речи, мышлению, широкому использованию
орудий труда. Возраст цивилизации составляет всего около
20 тыс. лет.

Не Бог, а случайности, утверждает современная наука, при-
вели к образованию тех упорядоченностей, от законов физики до
наших ценностей, которые вызывают столь большое удивление
своей закономерностью.

Интересно, что возникновение жизни могло бы не состоять-
ся, если бы мир оказался пусть даже в весьма незначительной
степени другим. Крайне специфические условия обеспечили воз-
можность появления жизни и ее последующую эволюцию.

Природа такова, что она обладала и обладает возможнос-
тью порождать живые организмы и человека.

Природа бывает неживой и живой. Уровни организации не-
живой природы:
вакуум, элементарные частицы, атомы, молеку-
лы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы галактик,
метагалактика (часть Вселенной, доступная современным ас-
трономическим методам исследования). Уровни организации
живой природы:
доклеточный уровень (нуклеиновые кислоты, бел-
ки), клетки, многоклеточные организмы, популяции (особи од-


ного вида), биоценозы (совокупность всего живого на данном уча-
стке суши или водоема).

Уровни организации природы, как правило, находятся в оп-
ределенной соподчинительной связи друг с другом. Более про-
стой уровень составляет фундамент более сложного уровня.
Все макротела состоят из молекул, сложные организмы содер-
жат клетки и т.д. Для всякого сложного уровня организации ма-
терии справедливы две вещи: 1) законы простого уровня орга-
низации материи не отменяются, они продолжают сущест-
вовать;
2) на законы фундамента надстраиваются новые за-
коны.
Так, в организме человека атомы следуют законам физи-
ки и химии, клетки же и органы подвержены биологическим
закономерностям.

пространство и время

В мире природы важнейшее значение имеют пространствен-
ные и временные характеристики объектов. Совокупность длин,
площадей, объемов, соотношений типа «слева», «справа», «ни-
же», «выше», «под углом» называется пространством. Совокуп-
ность длительностей и соотношений типа «раньше», «одновре-
менно», «позднее» называется временем. Пространство характе-
ризует сосуществование явлений, а время — их сменяемость.

В современной физике не считают, что пустота существует.
То, что раньше считали пустотой, в действительности оказа-
лось определенной физической средой, вакуумом. Мы вспомни-
ли о пустоте в связи с пространством, пространство не есть ни
пустота (ибо она не существует), ни вакуум (вакуум — это сре-
да, обладающая пространственными характеристиками).

В наши дни невозможно обосновать данными науки устарев-
шее представление, согласно которому пространство и время
существуют сами по себе, вне объектов. После открытий в фи-
зике А. Эйнштейна стало особенно очевидным, что пространст-
венные и временные характеристики зависят от тех процессов,
проявлениями которых они являются. Например, длина предме-
та определяется тем, в какой системе она измеряется. Допустим,
рост молодого человека 180 см. Для пассажира ракеты, проно-
сящейся мимо Земли со скоростью, сравнимой со скоростью
света, его рост в зависимости от скорости ракеты может оказать-
ся равным и 150 и 25 см.


Другой пример. На Земле родились двое близнецов. До 20 лет
они не разлучались и всегда вместе отмечали свой день рожде-
ния. На 21-м году жизни один из близнецов отправился в кос-
мическое путешествие на аппарате, который движется со ско-
ростью, сравнимой со скоростью света. На Земле по календарю
проходит 70 лет. Тот из близнецов, который остался на Земле,
стал глубоким стариком, он отмечает свое 90-летие. На вопрос,
что стало с его братом, старик отвечает: «Мы ждем его с мину-
ты на минуту, корабль возвращается, моему брату всего-то
50 лет». Описанная ситуация фантастична в том смысле, что по-
ка люди летают на ракетах, скорости которых «черепашьи» в срав-
нении со скоростью света в вакууме, равной 300 тыс. км в се-
кунду. Но с точки зрения физика, работающего на ускорителе
элементарных частиц, ситуация с близнецами крайне правдо-
подобна. Дело в том, что на элементарных частицах проверена
правомерность тех формул, которые описывают «замедление» вре-
мени. Свойства физического пространства и времени изучают-
ся в физике. Время одномерно (в формулах оно обозначается од-
ной
переменной t) и необратимо (его нельзя повернуть вспять).
Пространство трехмерно (в формулах для его обозначения ис-
пользуются три переменные х, у, z). Описанные нами свойства
физического пространства и времени характерны для макроми-
ра — мира объектов, обладающих масштабностью человеческо-
го тела. В микромире пространство и время обладают другими
характеристиками, например пространство может быть девяти-
мерным.

Обратимся теперь к биологическим явлениям. Здесь физиче-
ское пространство и время приобретают дополнительно к физи-
ческой биологическую значимость. Поясним ситуацию примером.

Представьте себе старика 80 лет, который вел здоровый об-
раз жизни, но состарился в силу естественных причин. Молодой
20-летний парень, употребляющий алкоголь и наркотики, сумел
довести свою печень точно до такого же состояния, как у стари-
ка. Физический возраст печени старика и парня различный —
80 и 20 лет соответственно, а их так называемый биологический
возраст одинаков, он определяется теми изменениями, которые
произошли в печени того и другого. Врач должен оценить эти из-
менения посредством количественных данных, они-то и зададут
величину биологического возраста (в данном случае печени).
Биологический возраст человека обычно задают степенью веро-
ятности его смерти.


Ясно, что для нас, людей, пространственно-временная опре-
деленность мира имеет огромнейшее значение. Причем по доста-
точно простой причине наши пространственные и временные ре-
сурсы ограничены. Особенно неприятно, что человек — сущест-
во смертное. В этих условиях человек стремится выиграть вре-
мя и пространство, сделать максимально эффективным исполь-
зование каждой единицы времени и пространства.

Выиграть время и пространство — значит добиться совер-
шенства в жизни.

природа и ответственность человека:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.