Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории и концепции 1 страница




Теории и концепции гендерной психологии можно разделить на б категорий в зависимости от того, в каком ее разделе они появились и какую проблему объясняют. Это теории и концепции:

1) гендерных различий;

2) гендерной социализации;

3) психологии женщины;

4) психологии мужчины;


Теории и концепции 43

5) психологии гендерных отношений;

6) гендерной психологии лидерства.

Правда, иногда ту или иную концепцию трудно отнести к какому-либо определенному разделу. К примеру, некоторые концепции объясняют и гендерную социализацию, и гендерные различия.

Существуют также частные концепции, которые объясняют экспериментальные факты в узком диапазоне (к примеру, половые различия по болевым ощущениям или отсутствие мотивации достижений у женщин). Нет смысла рассматривать их отдельно от соответствующих экспериментальных фактов, поэтому эти концепции приведены в тексте — в различных главах. Большинство из них касается различий между полами, что не удивительно — именно этот раздел гендерной психологии наиболее развит.

Теории гендерной социализации

Разработка представления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежит 3. Фрейду. В своей работе «Женственность» (название, которое можно считать символичным) он изобразил женщин завидующими мужской анатомии (имеющими так называемый комплекс кастрации). Они также должны были быть пассивными, зависимыми, подчиненными, склонными к мазохизму — именно этот набор, по мнению Фрейда, являлся «фемининным». Мужчины изображались иначе: активными, стремящимися к власти и к контролю над миром, склонными к садизму. Всякое отклонение от этих эталонов считалось проявлением нездоровой гендерной идентичности. В частности, стремление женщин к власти (характеристика, которая должна бытъ у мужчины) называлось фаллическим.

Поскольку взгляды Фрейда пользовались огромной популярностью во всем мире, то на долгие годы женщины многих стран старались соответствовать этому идеалу, очень ценимому в обществе, и многие из них отказывались от определенных видов деятельности и ролей (например, от лидерства), только бы не быть обвиненными в утрате женственности и в сходстве с мужчинами. Точно так же мужчины стремились во что бы то ни стало соответствовать маскулинному идеалу — проявление мягкости и сочувствия считалось признаком слабости и презираемой фемининности.

Некоторые идеи психоанализа об идентичности по-прежнему популярны: например, представление о том, что гендерная идентичность формируется в раннем детстве, при общении с матерью, а также с отцом. Важным считается и фактор порядка рождения в семье, в частности для девочек. Так, девочки, родившиеся первыми и имеющие младших братьев (т. е. старшие сестры), благодаря особым условиям формирования гендерной идентичности (они проходят обучение лидерству, командуя младшими братьями) во взрослости становятся мэрами небольших американских городов (Newman, Pettinger, Evan, 1995).

Вообще считается, что здоровая гендерная идентичность может сформироваться лишь под влиянием мужчин: а) отцов — для обоих полов; б) мужей — для женщин (Lorenzen, 1996; Jorstad, 1996; Newman, Pettinger, Evan, 1995).

Психоанализ оставил нам в наследство и представление о феномене нарциссизма. Фрейд использовал греческий миф о Нарциссе и Эхо в своей теории о нормальном и патологическом нарциссизме (работа «О нарциссизме: введение» по-


44 Глава 1. Введение в гендерную психологию

явилась в 1914 г.). Нормальный нарциссизм (который возникает у ребенка в первые два года жизни) — необходимый элемент самооценки и уверенности в себе обычного человека (все люди в какой-то мере нуждаются в том, чтобы их любили и ими восхищались). Патологический нарциссизм развивается: а) как следствие его наличия у одного или обоих родителей; б) в результате серьезных травм, полученных в раннем детстве, а также в) в результате нарциссических травм более поздних периодов (это могут быть неудачи в деятельности или во взаимоотношениях с другими людьми, а также физические заболевания и т. п.).

Идеи Фрейда получили свое дальнейшее развитие в современной психоаналитической теории и практике (X. Когут, О. Кёрнберг).

С позиций психоанализа рассматривает проявление феномена нарциссизма у мужчин и женщин — лидеров норвежский психотерапевт Я. Йорстад. Он разделяет явления нормального нарциссизма, отражающего универсальную потребность человека в любви и поддержке, и патологического. Признаками последнего являются явно выраженные эгоцентризм, тревога (малейшая фрустрационная ситуация вызывает гнев), проективная тенденция (неспособность признавать свои слабости и ошибки — всегда виноваты другие), а также недостаток эмпатии и наличие фантазии грандиозности (что проявляется в форме высокомерия, доминантности и в обесценивании других людей).

Патологический нарциссизм формируется из-за нарушения условий развития. У мальчиков это происходит, если они являются предметом поклонения своих матерей; воспитываются в семье, где нет мужчины (отца или отчима), или, если он есть, то отвергает ребенка. У девочек — если отец не любит дочь, не предоставляет ей свободы, а мать не заботится о ней и не защищает ее.

По данным Йорстада, многие лидеры организаций демонстрируют признаки нарциссической тревоги. При этом мужчины более склонны к нарциссической грандиозности (причины этого автор видит как в их анатомии, более «заметной» по сравнению с женщинами, так и в стремлении чрезмерно преувеличивать свой достиженческий имидж, поощряемый западной культурой), у женщин же проявляются пассивные формы нарциссической тревоги: неуверенность в себе, сомнения при принятии решений, отсутствие толерантности к критике сверху и снизу, поэтому они предпочитают быть в тени и часто отказываются от роли лидера — еще до назначения или спустя некоторое время после него, даже если обладают лидерскими качествами, либо стремятся приуменьшить свою женственность, подражая мужчинам-лидерам (роль Эхо). При наличии патологического нарциссизма 'мужчины и женщины прибегают к различным формам защиты. У мужчин это выработка нечувствительности к реальным и потенциальным источникам травм — каменное лицо и твердый голос, у женщин — окружение себя похожими сотрудниками, которые помогают выполнять лидерскую роль (см. главу о личностных характеристиках).

В рамках когнитивизма известны 3 концепции: 1) «информационной обработки человека» Д. Гамильтона; 2) «теория схемы» С. Тейлора и Дж. Крокера и 3) теория гендерной схемы С. Бэм. Все они перекликаются друг с другом. Суть их такова.

Человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам (т. е. стереотипизированным стимулам). При обработке социальной информации используется три типа схем: личностные, ситуационные и ролевые. Последние могут быть связаны с полом (гендерная роль) или с должно-


Теории и концепции 45

стью, позицией в группе (к примеру, лидерская роль). Схема позволяет быстро опознать социальный стимул и предсказать его поведение. Так рождаются стереотипы о том, как Должны вести себя мужчины и женщины (гендерные стереотипы). Мальчики и девочки растут в мире, где очень важны категории «мужское» и «женское». Из всей окружающей информации мальчики выбирают то, что относится к «мужскому», а девочки — к «женскому», т. е. пользуются гендерными схемами. В итоге они усваивают стереотипные формы поведения для мужчин и женщин. Встречаются ситуации, когда индивид ведет себя «не по схеме» (т. е. отклоняется от гендерного стереотипа), но такие случаи неприятны, и человек стремится устранить рассогласование между прогнозируемым по стереотипу и реальным поведением другого человека. Делает он это с помощью следующих приемов (Bartol. Martin, 1986):

1) каузальная атрибуция (к примеру, достижение успеха объясняется удачей, а не способностями);

2) игнорирование рассогласования (оно просто не замечается);

3) ролевое выравнивание (поведение индивида подгоняют к ролевому стереотипу, к примеру, интерпретируя его поступки по-своему);

4) навешивание девиантного ярлыка (к примеру, женщину, делающую карьеру, называют «синим чулком», мягкого женатого мужчину — «подкаблучником»);

5) вытеснение из группы (женщинам-менеджерам, к примеру, дают меньше информации, слишком короткие сроки для выполнения задания; мужчин не приглашают выпить пива, на футбол).

Гендерная схема более ярко проявляется при встрече незнакомых людей — в лабораторных условиях.

Теория гендерной схемы Сандры Бэм пытается совместить когнитивизм с теорией социального научения. Ее основные положения заключаются в следующем. «Гендерная схема» — это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая организует восприятие индивида и руководит им. Дети кодируют и организуют информацию, в том числе и информацию о себе, по дихотомической схеме «маску-линность-фемининность». Сюда включаются данные об анатомии мужчин и женщин, их участии в рождении детей, их профессиях и разделении занятий (в том числе и по дому), их личностных характеристиках и поведении. Эта дихотомия «мужское-женское» — самая важная из всех классификаций людей, которые существуют в человеческом обществе. Усвоив, что означает эта дихотомия, ребенок сортирует всю информацию по двум категориям: к примеру, понятия «чувствительность» и «соловей» он относит к «женскому», а «ассертивность» и «орел» — к «мужскому». Следующий шаг — ребенок делает обобщение: какие атрибуты составляют «женское», а какие — «мужское». Формируется соответствующий гендерный стереотип — что могут делать и как себя вести мальчики и что и как — девочки. Тот, кто ведет себя согласно стереотипу, обладает гендерной типичностью — типичный мальчик или типичная девочка.

Гендерная социализация должна осуществляться по гендерной схеме, так как ребенок будет жить в обществе, которое организовано по принципу гендерной дихотомии. Некоторые современные родители воспитывают детей по-новому. Они покупают мальчикам и девочкам одинаковые игрушки (куклы и машины), одежду и розового и голубого цвета. Мамы и папы делают одинаковую работу по дому


46 Глава 1. Введение в гендерную психологию

(папа стирает, а мама ремонтирует утюг). С детьми играют в одинаковые игры и т. п. Но ребенок растет не только в семье. Он смотрит телевизор, наблюдает за поведением мужчин и женщин в реальной жизни, и он все равно поймет, что мальчик в сочетании с куклами — это ненормально. Родители должны помогать ребенку сортировать информацию на «мужское—женское», начиная с анатомии — объясняя связь гениталий с мужским и женским полом. Но это не значит, что детей надо обучать сексизму. Раньше говорили, что мальчик может быть летчиком, а девочка — стюардессой, мальчик — доктором, а девочка — медсестрой. Сейчас родители обсуждают с детьми, почему ни одна женщина не была президентом США, говорят о дискриминации по фактору пола и ее последствиях. Родители выбирают, по какой системе воспитывать детей.

Понятие адрогинности проблематично с точки зрения теории гендерной схемы, так как оно предполагает, что фемининность или маскулинность существует внутри человека, что они — независимые и реальные явления, а не когнитивные конструкты. Однако индивид может быть андропшным — по определенным параметрам. Общество должно влиять на индивида — но в определенных границах. Должны быть сферы, где индивид может вести себя не в соответствии с гендерной схемой и стереотипом. Необходимо также смягчить свои требования по поводу повсеместной дихотомии «маскулинное—фемининное».

Теории гендерных различий

Все концепции, объясняющие различия между полами, можно разделить на две большие категории: биологические и социальные.

Биологический подход исходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темперамента и т. п. Были проведены исследования:

1) близнецов — по изучению наследственных черт;

2) связанные с гормонально-химическими и физиологическими переменными (X. Айзенк, М. Цукерман и др.). В частности, Цукерман предположил, что гендерные различия по доминантности и агрессивности могут быть связаны с половыми гормонами. Так же пытались объяснить и различия по зрительно-пространственным способностям;

3) С. Нолен-Хоекзема связывала половые различия в хромосомах со склонностью женщин к депрессии, тревожности и нейротизму.

В дальнейшем тексте есть немало примеров гипотез, относящихся к этому подходу. И, когда речь идет о психофизиологических показателях, это не вызывает возражения. Однако вряд ли правомерно сводить все только к гормонам или хромосомам. Пока это только гипотезы, которые объясняют лишь часть фактов.

К этому же подходу можно отнести и эволюционную концепцию дифференциации полов В. А. Геодакяна (1992). Мужской пол играет главную роль в изменении, а женский — в сохранении популяции: мужской пол — это глина, из которой природа лепит образцы, а то, что проверено, становится мрамором — женским полом. В онтогенезе также имеются различия. Здесь уже более изменчивым, пластичным является женский пол, мужской же более ригиден. Половые различия связаны с различной степенью генетической обусловленности признаков у муж-


Теории и концепции 47

чин и женщин. Эта концепция была подтверждена экспериментами на животных, проведенными В. К. Федоровой, Ю. Г. Трошихиной и В. П. Багруновым (1981). Она может объяснить и многие половые различия в сенсомоторных и интеллектуальных функциях. Но реакция специалистов по гендерной психологии на эту концепцию неоднозначна. И. С. Клецина (2003), к примеру, считает, что неправомерно прямо переносить эволюционно-генетические закономерности полового диморфизма на человеческую психологию и поведение, поскольку психика человека не развивается по законам биологической эволюции, а человек сам создает себе среду развития. Однако, несмотря на критику, концепция В. А. Геодакяна по-прежнему одна из самых популярных в отечественной психологии.

Социокультурный подход предполагает, что различия между иолами формируются обществом (Feingold, 1994). Назовем несколько концепций.

Одна из наиболее известных в этом подходе — теория социальных ролей Элис Игли. Она разрабатывается известной американской исследовательницей с 1987 г. Чтобы быть принятыми обществом, мужчины и женщины должны вести себя конгруэнтно своей гендерной роли, т. е. совокупности стереотипных ожиданий, которые общество предъявляет данному индивиду как представителю определенного пола. Одни личностные черты и характеристики поведения являются приемлемыми для мужчин, другие — для женщин. Эта теория очень популярна.

Модель социальных ожиданий предполагает, что у людей существуют имплицитные (подразумеваемые) теории по отношению к представителям разного пола. Эти теории создаются на основе здравого смысла и жизненного опыта. Наивные испытуемые знают, какими должны быть мужчины и женщины. Так складываются гендерные стереотипы (перечень предписаний и ожиданий) отдельно для мужчин и для женщин. Человек старается вести себя так, чтобы соответствовать этим ожиданиям (Del Boca, Ashmore, 1986). Эти ожидания побуждают мужчин и женщин соответствовать им.

Согласно модели артефакта, разрабатываемой А. Фейнгольдом, гендерные стереотипы заставляют индивида рассматривать свои личностные характеристики как более или менее социально желательные и стремиться в самоотчетах (на которых построено большинство личностных шкал) отразить свою личность благоприятным образом. Поэтому результаты лишь подтверждают стереотипы. Модель считает артефактом лишь данные, полученные но личностным шкалам, а не поведенческие показатели, хотя и последние не свободны от влияния гендерных стереотипов.

Американские психологи Сюзанна Кросс и Лаура Мэдсон использовали идею Ш. Маркуса и С. Китаямы о «взаимозависимой» и «независимой» я-концепциях у индивидов восточной и западной культуры. На основе этой идеи они создали модель, объясняющую гендерные различия в социальном поведении. По мнению авторов, для американских женщин в целом характерна связь с другими людьми, т. е. «взаимозависимая», а для мужчин — «независимая» я-концепции. Формирование первой происходит в тесной взаимосвязи с представлением о близких людях, и их цели и, потребности так же важны, как и собственные.

В независимой я-концепции главным принципом является автономия, отделение от других, а взаимоотношения с другими людьми- служат лишь средством к достижению индивидуалистических целей. Чтобы достичь этой автономии и независимости, мужчины стремятся получить власть над другими.


48 Глава 1. Введение в гендерную психологию

С этой точки зрения были проанализированы многочисленные данные по гендерным различиям, которые укладываются в данную схему. И хотя авторы возражают против аналогии, что женщины похожи на индивидов восточного, а мужчины — западного общества, тем не менее такая аналогия невольно возникает из контекста. Гипотеза Сюзанны Кросс и Лауры Мэдсон объясняет и то, почему женщины и мужчины ведут себя по-разному в одних и тех же ролях: когда они занимают одинаковые должности, их поведение контролируют одинаковые требования и ожидания, и влияние гендерной роли ослабевает. Однако человек может отклоняться в своем ролевом поведении от принятых норм. Различаясь своими я-концепциями. мужчины и женщины различаются и своим поведением в одинаковых ситуациях и ролях. Традиционные я-концепции могут со временем измениться, особенно если мужчины и женщины будут осваивать роли другого пола: женщины будут помогать мужчинам руководить, а мужчины женщинам — воспитывать детей.

Р. Баумейстер и К. Соммер, в целом принимая учу модель, уточняют ее: мужчины и женщины являются одинаково социальными существами, но эта социальность у них разная. У женщин она диадическая (они вовлечены в небольшое число тесных, близких взаимоотношений), а у мужчин — родоплеменная (они ориентированы и вовлечены в более многочисленные социальные связи). Данные авторы приводят следующие проявления указанной ориентации у мужчин: 1) недостаток интимности, которую успешно реализуют в своих отношениях женщины, мужчины компенсируют стремлением подчеркивать свой статус и власть; 2) получение власти для мужчин означает одновременно и расширение сексуальных контактов, а для женщин — нет: власть не увеличивает их сексуальную привлекательность: 3) мужские сексуальные желания являются более разнообразными, чем женские, т. е. также ориентированы на более широкую, чем у женщин, социальную общность.

Концепция андрогинии Сандры Бэм и Джудит Спенс, речь о которой шла выше, объясняет как наличие, так и отсутствие различий между полами. Д. Спенс и коллеги рассматривали андрогинность по показателям высокой маскулинности и высокой фемининности, а С. Бэм представила ее как баланс между этими двумя категориями. Существование индивидов с гендернотипичными чертами (маскулинных мужчин и фемининных женщин) не исключает возможности совмещения этих черт в одном типе — андрогинном, который рассматривается как выход для обоих полов: можно выбирать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интегрировать мужские и женские характеристики. Мы уже останавливались на том, что идея андрогинии перестала быть популярной, и Бэм отказалась от нее, предложив теорию гендерной схемы.

Концепция токенизма (tokenism), предложенная Розабет Кентер, постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние пропорция представителей различных культурных категорий в группе (в частности, по гендерной и расовой принадлежности). В асимметричной группе ее члены, составляющие большинство по какому-то из указанных признаков, были названы доминантами, а те, кто количественно лишь символически был представлен в группе, — токенами (символами). В качестве последних, например, выступают 2-3 негра в школе для белых. Токены из-за своей малочисленности более заметны, более стереотипно воспринимаются, их характеристики преувеличиваются по сравнению с доминантами. Женщины


Теории и концепции 49

в мужском деловом мире выступают в роли токенов. Отсюда разное восприятие мужчин и женщин в организациях.

Розабет Кентер обнаружила 4 неформальных роли женщин-токенов:

1) «мать» — от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности;

2) «соблазнительница» {seductress) — здесь токен выступает лишь сексуальным объектом мужчины с высоким должностным статусом в организации, вызывая негодование у коллег-мужчин;

3) «игрушка, талисман» (pet, mascot) — милая, но не деловая женщина, приносящая удачу;

4) «железная леди» (iron maiden) — этим токенам приписывается неженская жесткость, и они особенно изолированы от группы.

Все эти роли мешают женщинам занять положение равных доминантов в группе, снижают возможности их служебного роста, и изменить эту ситуацию может увеличение их числа в организациях (Bartol, Martin, 1986).

Во многих случаях различия между полами объясняются сочетанием биологических и социальных факторов, о чем не раз будет говориться в дальнейшем.

Теории психологии женщины

Строго говоря, концепции, которые пытаются объяснить женское поведение отдельно от мужского (точно также, как и наоборот), постоянно обращаются к сравнению мужчин и женщин. Поэтому трудно провести грань между гипотезами из раздела гендерных различий и психологии женщины и психологии мужчины. Так, часто в книгах по гендерным различиям или по психологии женщины можно встретить одни и те же имена и одни и те же концепции (к примеру, С. Бэм, Э. Маккоби — см. The psychology of women: ongoing debates, 1987). И это естественно. Говоря об одном поле, трудно абстрагироваться от другого. Мы рассмотрим две наиболее известные концепции — Нэнси Ходоров и Кэрол Гиллиган.

Концепция Нэнси Ходоров посвящена материнству. Его назначение — подготовить мальчиков и девочек к их гендерным ролям в обществе и экономике. Мама по-разному ведет себя по отношению к дочери и сыну (данное положение опровергает Маккоби — см. главу о гендерных отношениях). В итоге девочка готовится к миру материнства и семьи (материнство репродуцирует самое себя), а мальчик становится мужчиной, который обесценивает женщину и ориентирует себя на внешний мир. Ходоров отмечала, что, становясь матерями, женщины преимущественно отвечают за воспитание детей и практически не делают какого-либо существенного вклада в общественные достижения (науку, искусство и пр.).

Отвергая биологические объяснения материнства и отцовства (к примеру, А. Росси предполагала, что существуют биологические основания для большего вклада в ребенка со стороны матери, чем со стороны отца,'по крайней мере, в первые месяцы жизни), Ходоров доказывала, что процесс воспитания продуцирует дочерей, которые хотят быть матерью, и сыновей (у которых другие условия воспитания), которые отвергают женщин, стремясь к автономии от них. Чтобы разорвать этот цикл у мальчиков, она призвала отцов принять равное участие в воспитании детей.

Критика упрекала Ходоров в том, что свои доказательства она основывала на клинических случаях, а также в узости подхода (в частности, меньший вклад жен-


50 Глава 1. Введение в гендерную психологию

щин в науку и искусство может объясняться и другими факторами — экономическими: препятствиями, которые создает им общество, и т. п.). Также ставился вопрос о том, как отцы будут принимать равное участие в воспитании детей, если они, по мнению автора концепции, не готовы это делать в силу своего негативного опыта развития?

Кэрол Гиллиган в своей статье «Другим голосом» (Gilligan, 1987) утверждала, что женщины отличаются от мужчин по отношению к морали, принятой в обществе. Они по-другому рассуждают, но их взгляды являются не менее зрелыми. Для женщин важны взаимоотношения с людьми, и нравственные нормы они рассматривают в этом плане. Мужчины же рассматривают моральные суждения с позиции принятых законов и непредвзятости. Мужчины являются большими индивидуалистами, отражая ценности индивидуалистической культуры США, и такое половое различие поощряется обществом. Возражая Колбергу, который считал нормой мужское поведение, а женщину рассматривал лишь как дополнение к мужчине (она слушает, приносит удовольствие и помогает ему), Гиллиган, напротив, настаивает на большей ценности женщин. Норма заботы о других не менее важна для общества, чем норма справедливости и законности, которой придерживаются мужчины.

Ее положения легли в основу и других теорий — в частности, о независимой и взаимозависимой я-концепциях Кросс и Мэдсон, о которой говорилось выше.

Эту концепцию также критиковали за то, что она не учитывала многие данные об отсутствии половых различий по моральным суждениям. Помимо этого, взгляды Гиллиган противоречат представлению об андрогинии.

Теории психологии мужчины

То, что было сказано о концепциях в области психологии женщины, в равной мере относится и к психологии мужчины. Практически нет ни одной концепции, которая бы не сравнивала мальчиков и мужчин с девочками и женщинами. К тому же разработанность этого раздела гендерной психологии еще меньше, чем раздела психологии женщины. В основном существующие гипотезы рассматривают сущность маскулинности (Кон,.2001).

Биологические гипотезы объясняют преимущество мальчиков и мужчин, к примеру, мужскими гормонами (в частности, в зрительно-пространственных способностях, в особенностях строения и функционирования мозга). Обычно привлекается и материал о поведении животных. Проявления доминантности у мальчиков и мужчин, к примеру, находят аналогии в поведении самцов приматов (более подробно об этом будет сказано в дальнейшем).

Психоанализ рассматривает формирование мужской идентичности как процесс отделения от матери, который сопровождается мизогиниеи, эмоциональным отчуждением от женщин и утверждением своего мужского превосходства, гордостью своей анатомией. Мальчик идентифицирует себя с отцом, усваивая и те компоненты его маскулинности, которые связаны со страхом кастрации и которые продуцируют мужскую тревогу.

Т. Парсонс и Р. Бейлз рассматривали мужскую роль как инструментальную (Кон, 2001).

Э. Маккоби (1999) демонстрирует формирование особой мужской субкультуры, отличной от женской. Этот процесс протекает в основном под влиянием сверст-


Теории и концепции 51

------------------------------------------------------------------------------------------------------------ —

ников мужского пола и включает особые (физические) игры, использование особой лексики, норм поведения — в частности, подчеркнутое отделение от всего «женского». Это усиливается и влиянием отцов, которые иначе относятся к сыновьям, чем к дочерям, стараясь также удалить любые проявления «фемининностн» в поведении мальчика. Объясняется это влиянием более глобальной маскулинной культуры, которая распространена во многих индустриальных странах (более подробно об ■ этом — см. главу о гендерных отношениях).

и психологии гендерных отношений

Здесь наиболее известна концепция сегрегации-конвергенции полов, которую предложила Элеонор Маккоби в своей новой книге (Maccoby, 1999). По ее мнению, мальчики и девочки в детстве растут в условиях половой сегрегации. Девочки первыми начинают эту сепарацию (отделение) от мальчиков, чтобы защититься от их грубости. Позднее мальчишеские группировки создают особый, «маскулинный» дух внутри этих группировок и регламентируют поведение мальчиков, запрещая им общаться с девочками. В итоге создаются две гендерные субкультуры: отдельно у мальчиков и у девочек.

В дальнейшем признаки такой сегрегации полов сохраняются на протяжении всей жизни, и наиболее ярко это проявляется в деловой сфере. Однако наряду с сегрегацией появляется другая тенденция — конвергенции полов (их схождения). Зарождение ее можно заметить в особых «предсексуальных» играх младших школьников. Конвергенция полов проявляется в разных сферах: а) в сексуальной жизни; б) в деловом мире — в смешанных по полу группах; в) в супружеских и г) родительских отношениях.

От того, какая тенденция превалирует на определенном возрастном этапе и у определенной пары представителей обоих полов, зависит и характер отношений между полами (более или менее благополучный).

Отношения между индивидами одного пола также меняются на протяжении всей жизни, будучи то более, то менее значимыми (по сравнению с межполовыми отношениями) на каждом возрастном этапе.

Родители по-разному воспроизводят свои гендерные роли в семье. Матери одинаково относятся к мальчикам и девочкам, а отцы — более строго контролируют мальчиков, стараясь уберечь их от «фемининных» проявлений.

Теория блестяще подтверждается массой экспериментальных фактов. Она объясняет весь спектр гендерных отношений: внутри одного пола, между полами, между сверстниками в детстве и взрослости, между сексуальными партнерами, супругами, родителями и детьми. Также имеет она отношение и к гендерной социализации.

Теории гендерной психологии лидерства

Одни теории и концепции объясняют различия между лидерами разного пола (или отсутствие этих различий), другие — отношения между менеджером и подчиненным.

Одной из наиболее распространенных зарубежных теорий лидерства является бихевиористская динамическая модель обмена в диаде «лидер—последователь» («leader-member exchange» — LMX) Г. Граена и коллег. В последнее время изучается влияние гендера на LMX.


52 Глава 1. Введение в гендерную психологию

Парадигма подобия-аттракции Д. Берна, согласно которой сходство между двумя индивидами увеличивает их взаимную симпатию и, следовательно, влияет на их взаимодействие и поведение, предсказывает, что взаимоотношения высокого LMX будут с большей легкостью формироваться в однополых диадах и что женщинам-лидерам труднее формировать такие отношения, поскольку их начальниками по-прежнему остаются мужчины (Struthner, 1995; Wayne, Liden, Sparrowe, 1994).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.