КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследования успешности в детском саду, школе и вузе
Успешность деятельности Мы рассмотрим половые различия по успешности обучения в школе, решению различных задач в лабораторных экспериментах и выполнению роли лидера и менеджера. Широко распространено представление о том, что мужчины более продуктивны, чем женщины. При этом имеются в виду либо все виды деятельности, либо те, которые особенно ценятся обществом — политика, наука, искусство, спорт. То, что у женщин либо нет выдающихся успехов в этих областях, либо они гораздо скромнее, чем у мужчин, обычно объясняют отсутствием соответствующих способностей, что, в свою очередь, часто служит главным аргументом для оправдания гендерной диспропорции в престижных профессиях. Но каковы результаты конкретных исследований успешности? Сгруппируем данные из книги Э. Маккоби и К. Жаклин по методикам и возрастам. 11 работ (1966-1972 гг.). Испытуемые обоего пола от 2,5 до 25 лет. Метолики: 1) анализ показателей школьных и вузовских успехов: объективных (оиенки) и субъективных (мнения учителей) показателей успеваемости и объективных (количество исключенных из школы) показателей дисциплины; Успешность деятельности 253 2) наблюдение за проявлением способностей в обучении; 3) семантический дифференциал (понятия, связанные со школой); 4) изучение записей взаимодействия учителей с детьми; 5) опрос — изучение мнений: а) учителей об интересен внимании детей на занятиях; б) коллег об инструментальности (ориентация на решение задачи). Результаты в летском салу и школе. Превосхолство мальчиков заключалось в их более позитивном восприятии учителями (5, 7, 9,.11, 13, 15, 17 и 21-25 лет). Превосхолство левочек наблюдалось: 1) по оценкам по всем предметам (10-13 лет и 14-17 лет) и математике (10 лет); 2) объективным показателям дисциплины — меньшему количеству исключенных из школы (1 5-17 лет); 3) отношению к учебе и школе: большему интересу к занятиям и способностям к ним (наблюдение — 3^1 года) и отношению к школе (семантический дифференциал — 10 лет). Не было обнаружено половых различий по школьным успехам (мнения учителей — 8 лет) и по интересу и вниманию к занятиям (мнения учителей — 2,5 года). Результаты в вузе. Ни по одному из показателей не было обнаружено превосходства ни мужчин, ни Результаты, полученные у детей, продемонстрировали расхождение объективных и субъективных показателей успешности. Среди них можно выделить: 1) объективные показатели успеваемости и дисциплины (также влияющей на успеваемость); 2) условно объективные показатели успеваемости и дисциплины (т. е. субъективные показатели, по своей надежности приближающиеся к объективным, — данные наблюдений квалифицированных экспертов и семантический дифференциал); 3) субъективные показатели успеваемости и дисциплины — мнение воспитателей и учителей об успешности учащихся и об их внимании и интересе "к занятиям. По двум первым категориям показателей девочки превосходят мальчиков по всем предметам (с 10 до 17 лет), в том числе и по математике (в 10 лет). То же самое можно сказать и о дисциплине: девочек меньше среди исключенных из школы (15-17 лет). Они же проявляют больший интерес к занятиям в детском саду и в школе. Лучшая успеваемость девочек, видимо, объясняется их большим послушанием взрослым, требующим хорошей учебы, а также особенностями мотивации мальчиков: им требуются специальные стимулы — конкурентная среда (борьба за первенство в учебе или борьба за лидерство), а девочки и женщины мотивированы на достижения без дополнительных стимулов. Но у воспитателей и учителей иное мнение об успешности учащихся и их внимании и интересе к занятиям. Они либо считают оба пола одинаковыми (в 2.5 гада и в 8 лет), либо отдают предпочтение мальчикам (практически во всех возрастах — с 5 до 25 лет). Таким образом, на протяжении всего школьного (и даже в начале вузовского) периода девочки учатся лучше мальчиков, но учителя не замеча- 254 Глава 8. Социальное поведение ют этих успехов. Они уделяют мальчикам больше внимания и времени и в целом относятся к ним более позитивно, чем к девочкам. Скорее всего, это связано с тем, что мальчики чаще нарушают дисциплину и, соответственно, требуют большего внимания, а также с тем, что они, по сравнению с девочками склонны к более нестандартным ответам и оригинальным решениям, что привлекает больший интерес учителей. Но эти предположения требуют дополнительных исследований. Вспомним один интересный эксперимент. Учителям сообщили имена детей, которых психологи по результатам тестов отнесли к одаренным (на самом деле это были обычные дети, и выбраны они были случайно). На учителей это произвело впечатление, и они стали чаще обращаться к этим детям, взаимодействовать с ними, уделять им больше внимания и т. п. И что же? Через некоторое время дети в самом деле изменились — стали лучше учиться, более творчески подходить к заданиям, т. е. оправдывать звание одаренных. Именно в таком положении и находятся мальчики. Девочки же, видимо, начинают принижать свои успехи, так как они считаются либо само собой разумеющимися, либо доказательством лишь усердия, а не способностей. Таким образом, гендерные установки учителей и воспитателей могут серьезно влиять на успехи учащихся разного пола. Данные исследований взрослых свидетельствуют об отсутствии половых различий по успеваемости у американских первокурсников, но этих данных так мало, что не стоит делать из них серьезных выводов. Наши студентки учатся лучше студентов, но юноши демонстрируют большие успехи в других видах деятельности — например, в науке (Дворяшина, 1974). Удивительно, что, лучше учась в школе и вузе, женщины добиваются меньших профессиональных успехов, чем мужчины. По-видимому, вступают в действие другие факторы: как личные (замужество, рождение детей), так и производственные обстоятельства — отношение начальников и коллег, а возможно, и самих женщин к собственным профессиональным успехам. Обратимся к другим показателям успешности. При рассмотрении половых различий в групповой продуктивности мы воспользуемся данными В. Вуд, которая обобщила результаты соответствующих исследований (Wood, 1987). Существует мнение, что женщины выполняют свою работу иначе, чем мужчины, и в целом хуже. Таким образом, мужской способ работы принят за эталонный, я отклонения от эталона считаются показателем меньшей успешности. В лабораторных исследованиях можно проследить то, как работают мужчины и женщины, отбросив влияние побочных факторов, сказывающихся в реальной производст-
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |