КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дружеские и сексуальные гендерные отношения
Очевидно,что игендерный менеджмент и инграциация являются приемами манипулированияокружающими, но это защитные стратегии, которые порождаются неблагоприятными условиями, сложившимися в деловом мире, в том числе для женщин. Чтобы изменить эту ситуацию, многие организации в США и Западной Европе под давлением общественного мнения проводят так называемую политику равных возможностей. Это целая система мер — от обучающих программ для жен- шин до учета их семейного положения, а также предоставления возможности отцам заниматься воспитанием детей. Однако, как выяснили Уолш и Кесселл (Walsh, Cassell, 1995), проинтервьюировав 24 женщины-преподавателя двух образовательных учреждений, эта политика скорее декларируется, чем осуществляется на деле. Хотя руководство обеих организаций считало, что проводит такую политику, выяснилось, что она встречает устойчивое сопротивление со стороны мужского персонала (составлявшего половину штата сотрудников). Мужчины воспринимали ее как угрозу своему положению и ослабление своей власти. Не способствовал осуществлению политики равных возможностей и недостаток женщин на руководящих должностях, хотя это были образовательные учреждения, традиционно считающиеся «женской епархией». В исследованиях были установлены и другие факты. Далее я просто перечислю признаки неблагоприятных гендерных отношений (как внутри-, так и межполовых) в деловом мире (учитывая и вышесказанное): 1) восприятие женщин как чужаков; 2) препятствия карьерному росту по гендерному признаку; 3) отсутствие сочувствия к женщинам со стороны других женщин, добившихся успеха; 4) стремление женщин доказать свою компетентность и полезность организации как защитная стратегия на угрозу возможного увольнения; 5) необходимость, вынуждающая женщин прибегать к манипулированию, принижению себя, чтобы заставить мужчин работать; 6) меньшая возможность женщин по сравнению с мужчинами учиться у менеджеров своего пола, занимающих более высокие должности (процесс наставничества протекает успешнее, если оба его участника похожи друг на друга — Powell, 1990); 7) осуждение женщины-менеджера со стороны близких и друзей (Ragins et al., 1989); Мужчины и женщины в деловом мире 297 8) восприятие женщины, занимающей руководящую должность, другими мужчинами-менеджерами в качестве конкурента по служебному росту (Heilman et al, 1989); 9) предпочтение подчиненными мужчины в роли босса (Eagly et al., 1995); 10) скептицизм мужчин-администраторов по отношению к женщинам-менеджерам (Eagly et al., 1995) или их более благосклонное отношение к женщинам (Tsui, Gutek, 1984) — и то и другое приводит к ухудшению отношений между коллегами разного пола; 11) лишение женщин-менеджеров доступа к информации, чтобы помешать им эффективно работать (Bartol, Martin, 1986); 12) психологическая изоляция наиболее успешных женщин-менеджеров (Bartol. Martin, 1986); 13) широкое распространение по всему миру предубеждений против женщин-лидеров и существование барьеров на их пути к успеху (такие данные получены на Тайване (Horng, Chen, 2000), в Японии (Sakata, Yamaura, 2000; Uryu, 2000) и т. д.); 14) неудовлетворенность женщин, их восприятие себя как низкостатусных членов общества по сравнению с мужчинами — даже в Скандинавии, несмотря на достигнутые там успехи в сфере гендерного равенства и высокий уровень жизни (Hansson, Homguist, 2000); 15) наличие гендерных конфликтов в организации — например, между женщиной-начальником и мужчиной-подчиненным, который не признает за ней права руководить, поскольку она женщина (Fairhurst, 1993); 16) большие возможности для мужчин найти хорошо оплачиваемую работу; 17) необходимость для женщин, имеющих семью и маленьких детей, искать работу поближе к дому и с неполным рабочим днем; 18) исключение мужчинами (в основном немолодыми, с сексистскими установками) женщин-коллег (особенно немолодых и непривлекательных) при общении в неформальной рабочей обстановке (к примеру, во время ланча, па деловых вечеринках); 19) мужчины, работающие в женских организациях (например, в образовательных и воспитательных учреждениях, библиотеках), пользуются положением фаворитов: особым уважением, благосклонностью, поблажками со стороны начальников-мужчин; 20) исключение женщинами-коллегами мужчин из неформального общения (во время ланча или во время «женских разговоров»); 21) наличие сексуальных домогательств на работе со стороны мужчин по отношению к привлекательным женщинам; 22) более ответственны за половую сегрегацию в деловом мире мужчины — они не хотят пускать туда женщин, женщины же заинтересованы в том, чтобы найти общий язык с мужчинами — коллегами по работе (пункты 17-22 — по Мас-coby, 1999); 23) навязывание женщинам маскулинного делового стиля (оценка их эффективности по мужским критериям — Eagly, Johnson, 1990). 298 Глава 9. Гендерные отношения Можно было бы продолжать, но и этого вполне достаточно, чтобы сделать вывод о сложных гендерных отношениях, которые складываются в деловом мире. Однако не всегда эти отношения неблагоприятны. Работая вместе, мужчины и женщины учатся друг у друга. В частности, это касается начальников и их заместителей (независимо от пола), между которыми особенно необходимо взаимопонимание. Исследование С. Комивз (Komives, 1991) показало, что мужчины и женщины могут успешно работать друг с другом и устанавливать хорошие взаимоотношения, независимо от того, какого пола начальник и какого — заместитель. Но в рабочей обстановке часто возникает необходимость в общении с коллегой другого, а не своего пола: например, женщина просит мужчину помочь в проблемах с компьютером, а мужчина советуется с женщиной по поводу проблем во взаимоотношениях. Это свидетельствует о наличии тенденции, противоположной сегрегации, — конвергенции полов (термин Э. Маккоби; Maccoby, 1999). Женское лидерство все чаще становится реальностью, выполняя в том числе и социальный заказ (Lorenzen, 1996). Многие компании озабочены царящими в них отчуждением и цинизмом и ищут гуманистические подходы к управлению, возлагая большие надежды на женскую модель лидерства (Eagly et al., 1995). Сегодня женщин-менеджеров обучают по специальным лидерским программам, и некоторые организации заслужили репутацию «лучших компаний для женщин» (Powell, 1990). Идет и поиск альтернатив индивидуалистическому обществу Запада. Культурные ценности этого общества во многом маскулинны. Лидерство в нем традиционно рассматривалось как социальное достижение, а стремление к нему — как элемент конкурентной групповой среды. Появление большого числа женщин в деловом мире меняет отношение к маскулинным ценностям. Они все чаще подвергаются переоценке. Например, существуют и так называемые миролюбивые, ненасильственные общественные объединения (племена, религиозные общины, коммуны и т. п.), ориентированные на кооперацию, а не конкуренцию как основной стиль взаимодействия людей; Эти объединения существуют и на территории цивилизованных стран, и в местах, далеких от цивилизации. Общим для них, по свидетельству Б. Бонты (Bonta, 1997), является иное, чем в конкурентных обществах, отношение к достижениям и лидерству. Индивидуальные достижения в них обесценены, а лидерство одного человека либо отсутствует, либо заменяется лидерством группы людей. Если же лидер и существует, служа примером для остальных, разрешая споры, то он лишен власти и привилегий, получая в виде награды лишь уважение других членов группы. Возможно, именно в таких обществах и организациях, нацеленных на кооперацию, а не в мире конкуренции, где лидируют мужчины, женщины (как руководители, так и подчиненные) смогут найти свое место? Маскулинные же стереотипы служат интересам лишь части общества: многие мужчины и женщины не соответствуют им. Таким образом, в деловом мире взрослых людей, наряду с конвергенцией полов, продолжает существовать половая сегрегация (в скрытом или явном виде) либо ее последствия — в виде конфронтации полов. Но в наибольшей степени сегрегация и конвергенция полов, их конфронтация и поиск гармонии в отношениях проявляются в интимной сфере. Дружеские и сексуальные гендерные отношения 299 Я объединила в одном параграфе дружбу и любовь, так как они представляют собой разновидности интимных гендерных отношений, т. е. близких, теплых отношений с раскрытием себя партнеру и эмоциональным удовлетворением от взаимопонимания. Здесь также наблюдаются две тенденции: в детстве и во взрослой дружбе преобладает половая сегрегация, в то время как в сексуальных отношениях — как конвергенция (среди гетеросексуалов), так и сегрегация полов (среди го-мосексуалов). Дружеские интимные отношения Мы располагаем очень небольшим количеством исследований этого вида отношений. О дружбе детей кое-что было сказано выше: в основном это дружба с представителями своего пола, и только иногда в дошкольном возрасте встречается.межполовая дружба. Дружба же взрослых — женщин с женщинами, мужчин с мужчинами и уж тем более женщин с мужчинами (последнее обычно считается скрытой формой сексуальных отношений — Келли, 2000) — в психологической литературе практически не рассматривается, хотя этот аспект проблемы гендерных отношений очень актуален. Приведу некоторые из имеющихся данных (Cross, Madson, 1997). Дружба (как правило, однополая) обычно предполагает интимность. В детском возрасте она проявляется в доверии, раскрытии какого-то личного секрета, а у девочек — еще и во взглядах и прикосновениях. Во взрослом возрасте эта интимность предполагает самораскрытие, предоставление партнеру личной информации о себе. Выделяют 2 вида такого самораскрытия (Мортон, цит. по: Cross, Madson, 1997): 1) «описательное»: собеседник рассказывает о себе, но сообщает только факты; 2) «оценочное» (хотя мне кажется, что более точно называть его «эмоциональным»): партнер сообщает о своих мыслях и чувствах, оценках и взглядах. И тот и другой вид раскрытия себя ведет к установлению интимных дружеских отношений, но второй вид ведет к большей интимности. По данным многих авторов, для мужчин более характерно описательное, а для женщин — эмоциональное самораскрытие. Мужчины особенно не любят говорить о своих негативных эмоциях: депрессии, тревоге, печали, гневе и страхе. Причина этого факта состоит в том, что сохранение в тайне этих эмоций и соответствующих им мыслей позволяет мужчинам защитить или даже усилить свое чувство автономии и независимости, ведь если кто-то не знает твоих мыслей и чувств, он не сможет понимать, предсказывать и контролировать твое поведение. Хотя и женщины и мужчины стремятся к установлению интимных (т. е. близких, теплых) отношений в однополой дружбе, для женщин это более значимо (об этом сообщили 82 и 73% респондентов женского и мужского пола соответственно (Колдуэлл и коллеги, цит. по: Cross, Madson, 1997). Есть и другие данные, свидетельствующие о том, что половые различия в этом плане уменьшаются. Правда, исследуя степень интимности мужской и женской дружбы, ученые обнаружили, что оба пола вкладывают в это понятие разные вещи. Мужчины говорят со своими друзьями о спорте и политике и редко касаются личных отношений,
300 Глава 9. Гендерные отношения женщины же в разговорах с близкими подругами затрагивают в первую очередь именно личностные темы и связанные с ними чувства, проблемы, взаимоотношения между людьми (Ариес и коллеги, цит. по: Cross, Madson, 1997). Необходимой предпосылкой дружбы для женщин является сходство взглядов и ценностей, а для мужчин — сходство интересов и предпочитаемой деятельности (Хилл и коллеги, цит. по: Cross, Madson, 1997). В целом оба пола способны к установлению интимных дружеских отношений, но степень интимности у женщин больше. Когда мужчины общаются с женщинами, они также склонны больше раскрываться, их отношения становятся более теплыми и близкими и в результате приносят больше удовлетворения, чем отношения с мужчинами (Дерлега и коллеги, цит. по: Cross, Madson, 1997). Если в отношениях с другими мужчинами они игнорируют эмоциональный аспект отношений, то в отношениях с женщинами подчеркивают его (Буковски и коллеги, цит. по: Cross, Madson, 1997). Возможно, они делают это с «инструментальной» целью — для того, чтобы ускорить развитие этих отношений, поскольку больше эмоционально раскрываются с привлекательными женщинами (Миллер и коллеги, цит. по: Cross, Madson, 1997). Но это уже относится к теме сексуальных отношений.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |