КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы аля самопроверки
1. Что такое половая сегрегация? Как она проявляется в разные возрастные периоды? Обоснуйте свой ответ эмпирическими данными. 2. Расскажите о проявлениях мужской и женской субкультур в детстве. Обоснуйте свой ответ. 3. В чем проявляется конфронтация полов в детстве? 4. Что такое политика равных возможностей? 5. Приведите примеры половой сегрегации и неблагоприятных гендерных отношений в деловых организациях. 6. Что такое конвергенция полов? В каких областях жизни она проявляется у взрослых? 7. Чем отличаются описательное и оценочное самораскрытие? К какому виду более склонны мужчины? Женщины? 8. Сравните сексуальные установки у разных полов в детстве и юношестве. Чем они отличаются? 9. Расскажите о половых различиях в предпочитаемых и отвергаемых любовных стилях.
10. В чем сходство и отличие реакций мужчин и женщин на измену сексуального партнера и разрыв отношений? 11. Какие различия в сексуальном поведении мужчин и женщин выявлены в исследованиях? 12. Расскажите об особенностях гомогендерных сексуальных отношений. Назовите 3 модели этих отношений. 13. Какие факторы влияют на супружеские отношения? Проиллюстрируйте свой ответ эмпирическими данными. 14. Назовите типы брака и охарактеризуйте каждый тип. 15. Какие психологические проблемы возникают у мужа работающей жены? 16. Расскажите об исследованиях лидерства в семье. 17. Перечислите параметры, по которым различаются гендерные роли матери и отца по отношению к детям. Что означает каждый параметр? 336 Глава 9. Гендерные отношения 18. Назовите 3 вида родительского вовлечения в воспитание детей. Какие из них свойственны мужчинам, а какие — женщинам? 19. Чем отличаются родительские стили поведения у мужчин и женщин? 20. Одинаково ли поведение матери и отца по отношению к дочери и сыну? 21. Какие вы знаете стратегии взаимодействия супругов при воспитании детей? 22. В чем проявляются половые различия поведения в конфликтной ситуации? 23. Назовите сходные и отличительные черты девиантного поведения, мужчин и женщин. Учебные задания 1. Внимательно изучите параграф о детской половой сегрегации. Составьте план беседы с детьми о выяснении признаков такой сегрегации в России. Затем, учитывая этот план, побеседуйте с детьми-ровесниками: мальчиком и девочкой. Обсудите результаты в группе. 2. Проведите в своей группе дискуссию на тему «Причины половой сегрегации в детстве». 3. Побеседуйте с 3 своими знакомыми мужчинами и 3 женщинами о мужской и женской дружбе. Спросите, встречали ли они случаи дружбы (без любви) между мужчиной и женщиной. Проведите в группе обсуждение результатов своего исследования. 4. Проведите в группе дискуссию на тему «Любовные стили у мужчин и женщин». 5. Побеседуйте с мужчиной и женщиной одного возраста о том, как они относятся к возможной измене своего сексуального партнера. Проведите в группе дискуссию на тему «Мужчины и женщины в ситуации измены». 6. Опросите 5 супружеских пар (задавая вопросы мужу и жене по отдельности) о том, кто лидер в их семье и по каким признакам они это определяют. Обсудите в своей группе вопрос о том, как лидерство в семье влияет на взаимоотношения супругов. 7. Напишите сочинение на тему «Каким должно быть поведение матери и отца, чтобы у мальчиков и девочек формировалась здоровая гендерная идентичность». 8. Изучите материал о различиях в поведении мужчин и женщин в конфликтных ситуациях. Придумайте две ситуации гендерного конфликта (причина — половые различия личностных и поведенческих характеристик мужчины и женщины). Разыграйте в группе эти ситуации и обсудите способы разрешения подобных конфликтов. 9. Проведите в группе дискуссию на тему «Насилие против женщин и против мужчин: его проявления и причины». 10. Напишите сочинение на тему «Конфронтация полов: миф или реальность» и обсудите его в группе.
ГЛОССАРИЙ _______________________________ Авторитарный лидерский стиль — поведение лидера, характеризующееся сосредоточением у него всей полноты власти. Агапэ — альтруистический любовный стиль. Агрессивная доминантность — стиль поведения, для которого характерно стремление подчинять себе других с помощью демонстрации агрессии. Акселерация — ускорение развития поколения, родившегося позже, по сравнению со старшими поколениями. Андрогиния — баланс, гармоничное сочетание в личности и поведении маскулинных и фемининных черт. Андрогины — мифические существа, соединяющие в себе одновременно свойства мужчины и женщины; третий пол. Астенический тип телосложения — тип телосложения, характеризующийся преобладанием продольных размеров тела над поперечными, узким лицом и костями, пониженным жироотложением, общей худобой и вытянутостью. Атлетический тип телосложения — тип телосложения, характеризующийся развитым скелетом и мышцами, большими конечностями (особенно кистями и стопами), плоским животом и широкими плечами. Аутокинетический эффект — иллюзия движения собственного тела. Бисексуальность — потенциальное соединение в человеке возможностей для развития и мужского, и женского пола. Болевая толерантность — устойчивость к боли, способность терпеть сильную боль как на физиологическом, так и на психологическом уровне. Боязнь успеха — мотив достижения, при котором индивид в ситуации конкуренции со значимыми людьми отказывается от победы над ними из-за возможных негативных последствий. Вводные слова — один из признаков «поддерживающего» речевого стиля, когда индивид часто употребляет слова, которые могут смягчить его высказывания и продемонстрировать сомнение в своей правоте: «Возможно, я не прав»; «Может быть, надо сделать так» и т. п. Вегетативный коэффициент — энергетическая установка испытуемого по отношению к активным, мобилизующим цветам (красному и желтому) и пассивным, связанным с бездействием цветам (синему и зеленому). Величина половых различий (индекс d) — показатель, используемый в метаана-лизе при оценке степени половых различий; выделяют малую, среднюю и большую степени различий (все — статистически значимые). Вербальная агрессия — агрессия, выражающаяся в оскорбительных словах, кличках, иронических высказываниях. 338 Глоссарий Вербальная память — запоминание слов, предложений, рассказов, имен, названий картинок. Волевое мышечное усилие — способность удерживать мышечное напряжение на определенном уровне с помощью моторики и воли. Вторичная пропорция полов — соотношение родившихся живыми новорожденных мальчиков и девочек. Гендер — социальный пол, пол как продукт культуры; употребляется в зарубежной психологии в четырех значениях: а) как противопоставление биологическому полу; б) как синоним пола; в) как расширительный термин для обозначения и биологических и социальных проявлений пола; г) как символ неравенства полов, их иерархической организации: доминантный мужской и подчиненный — женский (последнее — в основном в феминистской литературе). Гендерная дискриминация — нарушение прав человека по признаку пола, лишение возможности удовлетворения основных потребностей и развития личности. Гендерная диспропорция — неравное число мужчин и женщин в группе, организации, обществе и органах управления. Гендерная идентичность — отождествление себя с определенным полом, освоение правил и норм, характерных для этого пола, и демонстрация их в своем поведении. Гендерная идеология — бытующее в обществе представление о качествах, которые являются предпочтительными для мужчины и женщины, а также о различии и сходстве между ними. Гендерная сегрегация — преимущественное общение с партнерами своего пола и ограничение контактов с представителями противоположного пола; наблюдается в детских играх без участия взрослых, а во взрослости — в дружеских и деловых отношениях. Гендерная ситуация — характеристика среды, в которой действует индивид, по признакам, связанным с полом. Гендерно-атипичное поведение — проявление в поступках, словах и жестах признаков, характерных для противоположного пола. Гендерно-типичное поведение — проявление в поступках, словах и жестах признаков, характерных для данного пола. Гендерно-типичные эмоции — эмоциональные реакции и состояния, проявляющиеся преимущественно у представителей определенного пола. Гендерное неравенство — привилегированное положение одного пола и лишение привилегий другого пола; наблюдается в обществе в целом или в конкретной организации (предоставление рабочих мест, информации, назначение на должности по признаку пола). Гендерное равновесие — практически равное количество женщин и мужчин в группе, организации, обществе. Гендерные предубеждения — негативная установка (не всегда осознаваемая) по отношению к представителям своего или противоположного пола; проявляется в эмоциональном неприятии, осуждении, отрицательных высказываниях, ограничении контактов. Глоссарий 339 Гендерные установки — позитивный или негативный настрой, отношение к своему и противоположному полу: желание быть представителем определенного пола; предпочтение соответствующих половых ролей, занятий; позитивная или негативная оценка пола. Гендерный аутостереотип — шаблонное мнение о поведении и характеристиках личности представителей своего пола. Гендерный гетеростереотип — шаблонное мнение о поведении и характеристиках личности представителей противоположного пола. Гендерный стереотип — шаблонные житейские представления о разлігчиях между мужчинами и женщинами, предписание мужчинам и женщинам вести себя в соответствии с выработанными в обществе правилами для представителей определенного пола. Гендерный стиль — стиль поведения индивида, соответствующий гендерным стереотипам для данного пола. Гендерный эффект — явление, при котором фактор пола оказывается более значимым, чем другие факторы (например, оценка успешности руководителя по половому признаку). Демократический лидерский стиль — поведение лидера, характеризующееся делегированием власти последователям, распределением ее между несколькими участниками. Дивергенция полов — стремление к общению и взаимодействию преимущественно с представителями своего пола. Директивные речевые паттерны — набор речевых способов, приемов, оборотов, для которых характерны напор, стремление подавить собеседника; проявления: прерывание партнера, стремление большую часть времени говорить самому, использование повелительного наклонения, начальственный тон, избегание контакта глаз и т. п. Доминант — полноправный член группы, который по определенному признаку представляет ее большинство (к примеру, по полу, этнической принадлежности). Доминантность — стремление навязать свое мнение, влияние с помощью силовых методов. Дублирование — образец речевого «поддерживающего» поведения, когда собеседник вступает в разговор одновременно с партнером. Женская субкультура — совокупность проявлений психики, которые формируются у девочек и женщин вследствие половой сегрегации и отличаются от аналогичных проявлений у мальчиков и мужчин. «Звездная болезнь» — метафора, которая используется для обозначения явления, когда успешные женщины, якобы «зазнавшись», не помогают другим женщинам сделать карьеру и считают ситуацию с женским лидерством благополучной. Звуковой фон (угу-поддакивания) — речевой паттерн «поддержки» партнера, а также прием активного слушания, который выражается в демонстрации согласия с собеседником, активного внимания к его речи: кивками головы, мимикой заинтересованности, восклицаниях типа: «Да-да!». 340 Глоссарии Знаковая память — запоминание материала, который относится к классу «знаки»: цифры, буквы, знаки препинания, символы, знаки дорожного движения и т. п. Зрительно-пространственные способности — совокупность показателей, получаемых при решении задач и тестовых заданий, связанных со зрительным анализатором, пространственными представлениями, ориентацией в пространстве. Инграциация — совокупность способов, приемов и стратегий воздействия на другого человека (мишень инграциации) с целью создания у него благоприятного впечатления и позитивного отношения к инграциатору. Инструментальная гендерная роль — обычно требуемое от мужчины поведение, связанное с ориентацией на задачу, решение проблем (в семье — еще и на материальное обеспечение). Интернальный локус контроля — особенность человека, когда он принимает ответственность за события своей жизни на себя и их причины видит в своем поведении и своих личностных характеристиках. Исследовательский плач — плач младенца как реакция познания среды — в ответ на новый стимул или новую ситуацию. Когнитивный компонент эмпатии — способность распознать, что испытывает другой человек, расшифровать исходящие от него сигналы. Коллаборативный лидерский стиль — стиль поведения, основанный на сотрудничестве лидера с последователями.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |