КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экспериментальные задачи по изучению интеллекта мужчин и женщин 1 страница
Коллаборативный речевой стиль— использование речевых оборотов и невербальных средств для того, чтобы обеспечить сотрудничество с партнером по общению: демонстрация внимания и доброжелательности, активное слушание и т. п. Коммуникативное внимание — внимание, направленное на собеседника, его слова, эмоциональное состояние, невербальные проявления и позволяющее сделать общение эффективным и приятным. Коммуникативный плач — плач младенца, который связан с общением со взрослым: призыв о помощи, жалоба, страх перед незнакомцем, реакция на отсутствие матери и т. п. Конвергенция полов — явление, противоположное сегрегации, стремление двух противоположных полов к совместному общению, деятельности. Конкурентность — отношения и взаимодействие, характеризующиеся соперничеством, напряженностью. Контрдоминантность — нежелание подчиняться при отсутствии стремления к доминированию. Конфронтация полов — враждебные взаимоотношения между полами. Кооперативность — сотрудничество во взаимодействии с партнером. Культуральная гипотеза — объяснение половых различий влиянием культуры. Лидерский стиль поведения, ориентированный на взаимоотношения, — значимость для испытуемого прежде всего личных проблем окружающих, стремление удовлетворить их потребности. Лидерский стиль поведения, ориентированный на задачу, — значимость для испытуемого прежде всего деловых интересов, решения проблем, требований деятельности. Глоссарий 341 Лифтинг — подъем тяжестей. Личностная ориентация — ориентация на общение с другим человеком, внимание к его личности. Любовный стиль — преобладающий у индивида характер интимных отношений. Людус — игровой любовный стиль, характеризующийся легкими отношениями. Макиавеллизм — неагрессивное манипулирование людьми, игнорирование их эмоций и потребностей, преследование во взаимодействии с ними своей личной выгоды. Маниакальный любовный стиль — болезненный любовный стиль, характеризующийся чрезмерной привязанностью, ревностью. Маскулинность — набор личностных и поведенческих черт, соответствуюішгх стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т. п. Математическая тревога — завышенные опасения по отношению к математике, математическим задачам, неуверенность в своих возможностях справиться с ними. Мезоморфный тип телосложения — тип телосложения, характеризующийся высоким уровнем развития скелетно-мышечной системы. Метаанализ — метод вторичной математической обработки данных однородных исследований, посвященных одной проблеме; используется как основа для обобщения результатов, полученных разными авторами; дает возможность установить степень различий между мужчинами и женщинами: малую, среднюю, большую — индекс d. Мотивация аффилиации — стремление принадлежать к группе, стремлении к успеху во взаимоотношениях с другими людьми-. Мотивация власти — стремление доминировать над людьми, подчинять их себе и управлять ими. Мотивация достижений — стремление к успеху в деятельности. Мужская субкультура — совокупность проявлений психики, которые формируются у мальчиков и мужчин вследствие половой сегрегации и отличаются от аналогичных проявлений у девочек и женщин. Нарциссическая тревога — эмоциональные реакции, проявляющиеся в чрезмерном беспокойстве по поводу того, что индивида недостаточно ценят и любят, в потребности к повышенному вниманию и восхищению со стороны окружающих. Негативное прерывание партнера — речевой паттерн, заключающийся в попытках перебивать собеседника, не дав ему договорить, и демонстрации неуважительного к нему отношения: пренебрежительных интонациях, мимике и жестах, игнорировании его высказываний и т. п. Неуспешное прерывание партнера — попытка перебить собеседника, закончившаяся неудачей: тот продолжает говорить. Нормальный нарциссизм — элемент самооценки и уверенности в себе обычного человека, потребность в том, чтобы его любили и им восхищались; возникает в первые два года жизни. Объективный компонент здоровья — длительность заболевания (временной интервал немощи и потери трудоспособности). 342 Глоссарий Описательное самораскрытие — склонность индивида при установлении интимных отношений рассказывать о себе без эмоциональной окраски, излагая только факты и события. Ориентация на задачу — тип мотивации, при котором на первое место ставится цель, связанная с деятельностью, решением проблемы. Открытая агрессия — способ демонстрации враждебности, когда человек не скрывает своих намерений. Оценочное самораскрытие — склонность индивида при установлении интимных отношений рассказывать о своих переживаниях, сокровенных мыслях, взглядах. Парное доминирование — доминирование в сообществе животных между двумя особями, результатом которого становится установление, кто кому подчиняется: уступает дорогу, пищу, сексуального партнера и т. п. Патологический нарциссизм — чрезмерное восхищение и любование собой, потребность вызывать восторг окружающих. Паттерны поддержки — набор речевых приемов, оборотов, высказываний, невербальных проявлений, призванных помочь собеседнику выразить его мысль, установить с ним контакт. Первичная пропорция полов — соотношение мужских и женских зигот при оплодотворении. Пикнический тип телосложения — тип телосложения, характеризующийся относительным преобладанием поперечных размеров тела над продольными, обильным жироотложением, узкими плечами и маленькими конечностями. Повторение — речевой паттерн поддержки, заключающийся в том, что для возникновения эмоционального контакта с собеседником слова и фразы (свои и собеседника) произносятся несколько раз. Позитивное прерывание партнера — речевой паттерн, проявляющийся в попытках перебивать собеседника с целью демонстрации согласия с его высказываниями и уважительного к нему отношения; сопровождается интонациями, мимикой и жестами одобрения и восхищения. Политика равных возможностей — система мероприятий, направленных на уравнивание шансов обоих полов сделать деловую карьеру. Половая сегрегация — см. «Гендерная сегрегация». Прагма — любовный стиль, характеризующийся подходом к интимным отношениям с позиции разума и рациональных суждений. Предметная память — запоминание предметов физического мира, одушевленных и неодушевленных. Проективная тенденция — характерные для патологического нарциссизма стремление обвинять других людей и неспособность признавать свои слабости и ошибки. Проективный образ — в методике ТАТ тот герой, с которым себя идентифицирует испытуемый при написании рассказа. Просоциальная доминантность — стремление подчинить себе другого человека, заставить его что-то делать для его же пользы: есть полезную пищу, избегать опасностей и т. п. Глоссарий 343 Пространственная память — запоминание пространственного расположения предметов, людей, физических стимулов. Прямой гендерный стереотип — соответствие поведения конкретного испытуемого бытующему представлению о том, как должен вести себя представитель определенного пола. Реверсивный гендерный стереотип — несоответствие поведения конкретного испытуемого бытующему представлению о том, как должен вести себя представитель определенного пола, демонстрация поведения, противоположного ожидаемому. Речевая субкультура — складывающиеся в среде мужчин или женщин и используемые речевые паттерны, высказывания, выбор слов и фраз, анекдотов, предпочитаемых невербальных средств общения. Родительский стиль «взаимности» — поведение родителей по отношению к детям на основе равенства, уважения к личности, взаимопонимания. Родительский стиль «властной ассертивности» — поведение родителей по отношению к детям на основе установления иерархии, субординации, подчинения младших старшим, жесткого подавления их спонтанных желаний и поведенческих реакций. Самопрезентация — создание у других людей определенного представления о себе путем разыгрывания ролей, демонстрации своих достоинств или, напротив, недостатков, сообщение о себе позитивной или негативной информации. Самоусиление — набор приемов, которые позволяют улучшить представление о себе у окружающих, очаровать их: сообщение выгодной информации, манера поведения, вербальные и невербальные характеристики общения. Сверхболезненность женщин — характерные для женщин более частые, чем у мужчин, жалобы на здоровье и обращения к врачу. Сверхсмертность мужчин — уровень смертности у мужчин, значительно превосходящий этот показатель у женщин. Сегрегация полов — см. «Гендерная сегрегация». Сексизм — позитивное отношение к одному и негативное — к другому полу. Сексуальные установки — отношение к сексу, представление о допустимых и недопустимых нормах сексуального поведения для себя и других. 4 Секулярный тренд — высокие темпы акселерации, наблюдавшиеся на протяжении XX в. Скрытая агрессия — способ поведения, когда субъект не может выразить свою враждебность в открытой форме и прибегает к злословию, остракизму, иронии и сарказму, игнорированию собеседника. Скрытая гендерная программа — набор установок, взглядов, ценностей и предубеждений, связанных с отношением к своему и противоположному полу, которые проявляются в поведении и не всегда осознаются их носителем. Сомнение и отрицание — речевые паттерны «поддерживающего» поведения, когда говорящий после высказанной мысли пытается смягчить воздействие на собеседника, выражая неуверенность в своей правоте, к примеру: «Наверное, это неправильно». 344 Глоссарии Социальная память — память, проявляющаяся в общении с другими людьми: на лица, имена собеседников, их голоса, события их жизни. Социальная самооценка — оценка своей способности выполнять социальные роли, общаться и взаимодействовать с окружающими. Социальная тревожность — беспокойство и страх, проявляющиеся во взаимодействии и общении с людьми. Социальное безделье — феномен групповой жизни, который проявляется, когда в присутствии людей, активно действующих в достижении групповой цели, человек снижает свое участие в этой деятельности, перекладывая ответственность на других. Социальные стимулы — раздражители, характеризующие человека и общение с ним: лицо, голос, речевые высказывания, невербальные проявления. Спонтанное речевое поведение — характерные для неформального общения незапланированные и непроизвольные высказывания, восклицания, мимика, жесты. «Стеклянный потолок» — метафора, характеризующая ситуацию в обществе по отношению к женщинам, делающим карьеру: на их пути выдвигаются реальные, но невидимые барьеры; поскольку они неявны, их труднее преодолевать (к примеру, лишение женщин необходимой деловой информации, о котором можно только догадываться). Сторге — любовный стиль, основанный на дружбе. Стратификация полов — неравное положение полов в обществе, проявляющееся в преимуществах одного пола перед другим в виде привилегий, возможностей для развития. Структурирующий лидерский стиль — действия лидера и руководителя, направленные на организацию деятельности последователей и подчиненных. Токен — «символ»; неполноправный член группы, который по определенному признаку (пол, раса, этническая принадлежность и т. п.) представляет ее меньшинство и служит для большинства образцом всех носителей данного признака. Третичная пропорция полов — соотношение лиц женского и мужского пола в отдельных возрастных группах. Успешное прерывание партнера — удачная попытка перебить собеседника, приводящая к тому, что он замолкает и перебивший продолжает говорить. Уточняющие вопросы — образец речевого «поддерживающего» поведения, с помощью которого собеседнику демонстрируют, что его активно слушают, либо дают понять, что он компетентен что-то разъяснить, рассказать. Фальшивая уникальность — преувеличение своей неповторимости, непохожести на других, оригинальности. Фантазия грандиозности — одно из проявлений патологического нарциссизма, которое выражается в чрезмерном преувеличении своей личности, достоинств, достижений, переживаний, страданий, а по отношению к окружающим — в высокомерии и обесценивании их. Фейсизм (от англ. face — лицо) — тенденция, заключающаяся в том, что по телевидению при показе мужчин демонстрируются преимущественно голова, лицо, а женщин — фигура, что приводит к ассоциированию мужчин с интеллектом и духовностью, а женщин — с низменными инстинктами. Глоссарии 345 Фемининность — совокупность личностных характеристик, соответствующих стереотипу женственности: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т. п. Физическая агрессия — враждебное поведение по отношению к окружающим, которое выражается в нанесении им ударов, толчков, пинков. Эгалитарные взгляды — представление о равенстве полов (в правах, возможностях, в проявлении лидерства во взаимодействии) как естественном принципе построения человеческих отношений в обществе, как ценности. Эгоистическая доминантность — стремление подчинить себе другого человека, заставить его что-то делать для своей пользы (бегать по личным поручениям, например). Экспрессивная гендерная роль — обычно требуемое от женщины поведение, демонстрирующее теплоту и заботу об окружающих (в семье — так называемое хранение очага). Экстернальный локус контроля — особенность человека, когда он ответственность за события своей жизни и свои личностные характеристики приписывает внешним факторам среды, окружающим людям, «судьбе». Экстратенсивность — показатель моторики по методике Мира-и-Лопеца; проявляется в рисовании линии с отклонениями вовне от эталонной. Эктоморфный тип телосложения — тип телосложения по Шелдону, характеризующийся удлиненностью тела и его частей. Эмоционально-когнитивный диссонанс — механизм формирования гендерных установок в России (по В. Е. Кагану): рассогласование маскулинной когнитивной ориентации и позитивного эмоционального отношения к женскому полу. Эмоциональный компонент эмпатии — способность сопереживать эмоциональному состоянию другого человека. Эндоморфный тип телосложения — тип телосложения по Шелдону, характеризующийся тучностью. Эргографический индекс — показатель, демонстрирующий мышечную выносливость испытуемого и отражающий всю механическую работу, произведенную рядом сокращений мышц до наступления утомления. Эрос — любовный стиль, основанный на чувственности, сексуальном влечении. Эффект SEM (от английской аббревиатуры SEM: self-evaluation maintenance) — сохранение самооценки, которое проявляется, когда человек добивается больших успехов, чем другие, и испытывает при этом положительные эмоции, особенно если он сравнивает себя с близкими людьми и в области, значимой для его самоопределения. Эффект само-референтности — наибольшая'значимость для испытуемого информации о себе (проявляется, к примеру, в том, что он лучше запоминает информацию о себе, чем о других); более ярко его демонстрируют лица с высокой самооценкой.
ЛИТЕРАТУРА Агеев В. С Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М., 1990. Акапде А. Психологические последствия безработицы у женщин Южной Африки // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 127-136. Акинщикова Г. И. Антропология: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. Александрова М. Д. Очерки психофизиологии старения. Л., 1965. Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984. Али-Заде А. А. Опыт изучения социометрического статуса юношей и девушек // Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества: Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов СССР. М., 1977. С. 24-25. Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993. Амундсен К. Женщины и американская демократия: Большинство, которое заставляют молчать. М., 1976.. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. Антология гендерной теории / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмано-вой. Минск, 2000. Антонюк Е. В. Представление супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. М., 1992. Антонюк Е. В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1993. № 4. С. 25-34. Аркин Е. А. Об изучении детского коллектива. М., 1927. Аркин Е. А. Экономика человеческого организма. 2-е изд. М.; Л., 1927. Астафьев П. Е. Понятие психического ритма как научное основание психологии полов. М., 1899. Астафьев П. Е. Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки. М., 1899. Багрунов В. П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека. Л., 1981. Баррьер М. Вечная загадка Дон Жуана, или Секреты эротического успеха. Тал Бендас Т. В. Вожаком может быть каждый // Директор школы. 1999. № 8. С. 48-52. Бендас Т. В. Гендерная психология лидерства. Оренбург, 2000. Литература 347 Бендас Т. В. Гендерные и культурные различия в оценке успешности студенческих лидеров и вузовских руководителей // Вестник Оренбургского университета. 2001. № 1. С. 19-23. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 87-95. Бендас Т. В. Жизненный путь студенческих лидеров // Учебная, научно-исследовательская и инновационная деятельность высшей школы в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции. Оренбург, 2001. С. 142-143. Бендас Т. В. Изучение представлений о лидере у профессиональных психологов к неспециалистов // Психологические проблемы социализации личности. Ал-маты, 1999. С. 18-23. Бендас Т. В. Изучение стихийного лидерства в лабораторном эксперименте // Проблемы этнокультуры в евразийском пространстве. Караганда, 1998. С. 167-173. Бендас Т. В. Исследование лабильности-ригидности общения лидеров и «отверженных» в студенческих группах разного уровня организованности '// Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII Международному психологическому конгрессу. Ч. И. М., 1981. С. 317-318. Бендас Т. В. История изучения лидерства в американской социальной психологии // Вестник Карагандинского университета. Серия гуманитарных наук. 1999. № 2 (14). С. 79-86. Бендас Т. В. Личность лидера как отражение гендерных и этнических стереотипов, сформированных в определенной культуре // Социокультурная динамика региона. Наука. Культура. Образование: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 6. Оренбург, 2000. С. 134-139. Бендас Т. В. Оценка успешности вузовских руководителей: гендерный подход // Роль женщин в развитии высшего образования в XXI веке: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. СПб., 2001. С. 87. Бендас Т. В. Психология лидерства: Гендерный и этнический аспекты. СПб., 2002. Бендас Т. В. Работа практического психолога по коррекции и развитию личности женщины-лидера // Развитие и саморазвитие ученика и учителя: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. I. Оренбург. 2001. С. 253-257. Бендас Т. В. Социально-психологическая характеристика организованности студенческих групп разного уровня развития // Социально-психологические аспекты воспитания в первичном коллективе: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 70. Ярославль, 1984. С. 30-39. Бендас Т. В., Нурышева Б. С. Сравнительный анализ лидерского поведения в семьях разных культур // Человек и общество: Материалы международной научно-практической конференции. Ч. 2. Оренбург, 2001а. С. 12-14. Бендас Т. В., Нурышева Б. С. Факторы, определяющие своеобразие взглядов на лидерство в семьях разных культур // Теоретические и прикладные проблемы психологии: Тезисы докладов II Всероссийской научной конференции. Ставрополь, 20016. С. 75. 348 Литература Бендас Т. В. Уровень организованности группы и проблема лидерства (на примере студенческих групп). Л., 1981. Бендас Т. В. Усвоение понятия лидерства как элемент социально-психологической подготовки студентов при дистанционном обучении // Современные информационные технологии в области образования, медицины, экономики, коммерции и телематики. Международная конференция «Eurasia Informtech- 99». Астана, 1999. С. 4-5. Бендас Т. В., Соловьева С. В. Об изучении студенческих лидеров мужских и женских групп // Молодые ученые — развитию научно-технического прогресса: Тезисы докладов научно-практической конференции. Гуманитарные и естественные науки. Караганда, 1987. С. 44-45. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001. Берн Э. Секс в человеческой любви. М., 1990. Бехтерев В. М. Значение полового влечения в жизнедеятельности организма. М., 1928. Биологические ритмы / Под ред. Ю. Ашоффа. Т. 1. М., 1984. Блонский П. П. Очерки детской сексуальности // Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 1. С. 202-276. Бойко В. В. Рождаемость: Социально-психологические аспекты. М., 1985. Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Создано человечеством. М., 1984. Брутман В. И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 59-68. Брутман В. И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 110-118. Буракова Н. В. К вопросу об исследовании невербальных паттернов феминности и маскулинности // Методы психологии. Т. 3. Вып. 2. Ростов н/Д, 1997. С. 36-38. Бурлачук Л. Ф., Морозов С М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999. С. 355-356. Буунк Б. П. Аффилиация, аттракция и близкие отношения // Перспективы социальной психологии. М., 2001. С. 372-397. Бухарина Т. Л., Аверин В. А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования. Екатеринбург, 2002. Вызова В. М. Влияние особенностей личности на половые взаимоотношения в юношеском возрасте. Л., 1985. Вызова В. М. Психология этнических различий: Проблемы менталитета, отношений, понимания. СПб., 1998. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998. Вагнер В. А. Возникновение и развитие психических способностей. Вып. 9: Психология размножения и ее эволюция. Л., 1929. Введение в гендерные исследования. Харьков; СПб., 2001. Вейнингер О. Пол и характер: Мужчина и женщина в мире страстей и эротики. М., 1991. Веселоеский А. Женщины и старинные теории любви. М., 1990. \ Литература 349 Вику липа М. А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка (старшего дошкольного возраста). Нижний Новгород, 1997. Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: Роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 63-71. Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989. Гейманс Г. Психология женщины. СПб., 1911. Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства: Сборник материалов международной летней школы. Иваново, 2002. Геодакяи В, А. Два пола: Зачем и почему? СПб., 1992. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. М., 1991. Гримм Г. Основы конституционной биологии и антропометрии. М., 1967. Трошев И. В. Гендерные образы рекламы // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 38-49. ГуревичА. Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М., 1990. Гуськов В. С, Мягков И. Ф. Таблицы для экспериментально-психологических исследований. Пермь, 1982. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М., 1998. Дворяшина М. Д. О соотношении успеваемости и динамики интеллектуального развития студентов в процессе их обучения в вузе // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 2. Л., 1974. Дембовский Я. Психология обезьян. М., 1963. Демографический энциклопедический словарь. М., 1985. Джамгаров Т. Т., Румянцева В. И. Лидерство в спорте. М., 1983. Донцов А. И., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе // Вопросы психологии. 1980. № 4. С. 38-49. Епикополов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 3. С. 100-115. Естественное движение населения Оренбургской области: Статистический сборник за 2001 год. Оренбург, 2002. ЖеллиЖ. «Я, Клер...»: Общественное положение женщин во Франции. М., 1981. Женщины и мужчины Оренбургской области: Краткий статистический сборник. Оренбург, 2000. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г., Хаптапова Т. Г. Половое воспитание подростков: Ценностное отношение к здоровью // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 33-40. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000. Знаков В. В. Макиавеллизм и феномен вранья // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 59-70. Знаков В. В. Половые различия в понимании неправды, лжи/обмана // Психологический журнал. 1997. № 1. С. 38-49. 350 Литература Ивченкова Н. П., Ефимова А. В., Аккузина О. П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 49-57. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 65-69. Каган В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «я» у подростков // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 53-62. Калинина Е. И. Женщина и управление: Формула успеха. СПб., 2000. Карпинская Р. С, Никольский С. А. Социобиология: критический анализ. М., 1988. Кешми Г. Ф. Основы современной сексологии. СПб., 2000. Кюшаев-Смык Л. А. Психология стресса. М, 1983. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). М., 1991. Кжеиина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. СПб., 1998. Кчецина И. С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. 2003. С. 61-78. Кчецина И. С. Развитие гендерных исследований в психологии на Западе // Иной взгляд: Международный альманах гендерных исследований. 2001. Март. С. 18-21. Кован Ф. А., Кован К. П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. 1989. №4. С. 110-118. Козлова Т. 3. Исследование зависимости между самооценкой и оценкой прожитой жизни у пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2002. № 1. С. 135-145.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |