Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики изучения зрительно-пространственных способностей




Методика измерения точности броска мяча по воротам К. А. Кеберлинского

Методика изучения точности движения рук в условиях меняющегося положения тела К. X. Кекчеева и Г. П. Поздновой

На экспериментальном столе прикалывается лист бумаги 50 х 50 см с изображением мишени, в середине которой точкой отмечен центр. Испытуемый стоит или сидит на стуле у стола. Ему предлагается в определенной последовательности производить поворот тела на 45° — вправо, влево — и затем отодвигаться от стола на 20 см — вправо, влево и назад. При этом зрение испытуемого блокируется с помощью экрана или повязки. Экспериментатор берет испытуемого за руку и указывает ему место точки-центра, затем рука испытуемого возвращается экспериментатором на край стола. Через 10 с по сигналу экспериментатора испытуемый получает задание самостоятельно воспроизвести эталонное движение (то, которое ему демонстрировал экспериментатор и которое было воспринято испытуемым с помощью кинестезии) и попасть в точку-центр. Эта процедура повторяется 3 раза правой и левой рукой при каждом положении тела. Всего в сумме испытуемый выполняет 36 движений, которые и являются тестовыми показателями методики. Также вычисляются: величина среднего отклонения (ошибки), вариагивность и характеристика распределения попаданий по зонам — верх, низ, право, лево (Розе, 1970).

Предназначена для изучения спортсменов-гандболистов обоего пола. Изготовляется макет гандбольных ворот с размерами, соответствующими тем, что используются в реальной игровой ситуации. Макет разграфляется на 40 квадратов. Броски производятся с дистанции 8-9 м с опоры и с прыжка Испытуемый выполняет 270 бросков в различные квадраты (которые называет экспериментатор) из различных положений и позиций. После каждого броска измеряется расстояние от места попадания до центра заданного квадрата (в см). Имеются 2 варианта применения методики: с обратной связью — сразу после броска испытуемому сообщают величину ошибки и без обратной связи — величина ошибки не сообщается. Таким образом можно изучить половые различия спортсменов, используя: а) начальную точность бросков; б) эффект тренировок без обратной связи и в) эффект тренировок с обратной связью. Методика может применяться и с испытуемыми, не занимающимися спортом, для изучения половых различий в разные возрастные периоды (Фарфель, 1975).


ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 5

Флаг - тест (субтест методики Терстоуна по изучению интеллекта). Испытуемому предъявляют стандартный американский флаг, а затем — 4 его изображения, которые были подвергнуты вращению на определенное число градусов. Испытуемый должен выбрать верное изображение. Ошибки выбора фиксируются.

Мысленное вращение фигур. Испытуемому предъявляется стандартная геометрическая фигура, а затем — набор сегментов геометрических фигур. Он должен выбрать те, из которых путем мысленного вращения можно составить стандартную фигуру.

Пример такого задания — составить из частей фигур одну простую геометрическую фигуру (в каждом из 6 квадратов; рис. П5.1).

Изображение различных механизмов. Испытуемого просят определить, как изменится движение одной части механизма, если другая будет двигаться в определенном направлении.

Пример такого задания: «Вам предлагается 3 системы рычагов — А, Б, В (рис. П5.2). Черным цветом обозначены ручки систем, а серым — их подвижные концы. В точках прикрепления к роликам рычаги подвижны лишь вокруг оси роликов. В остальных точках соединения возможны любые движения (в плоскости таблицы). В каждом случае ответьте, в каком направлении сдвинутся подвижные концы систем рычагов, если потянуть за ручку (к себе, от себя)».

Рис. П5.1.

Задание на составление геометрической фигуры. Источник: В. С. Гуськов, И. Ф. Мягков. Таблицы для экспериментально-психологических исследований (Пермь, 1982)


398 Приложение к главе X

Рис. П5.2. Тест на определение рычагов. Источник: В. С. Гуськов, И. Ф. Мягков. Таблицы для экспериментально-психологических исследований (Пермь, 1982)

Блок-тест предметов (субтест теста пространственных способностей). Испытуемому показывают простой трехмерный предмет (например, кубик) и просят определить, сколько его сторон видно с различных точек наблюдения (исключая собственную позицию испытуемого).

Лабиринт. Испытуемому предлагают найти выход из лабиринта. Пример такого задания — лабиринтный тест А. Элиторна (детская версия — применяется с 6 лет без возрастных норм). Испытуемый должен пройти по лабиринту, соединив карандашом как можно большее количество точек. Это нужно сделать в один прием, не отрывая руки. Нельзя также возвращаться назад. На рис. П5.3 и П5.4 показан тест Элиторна и вариант его решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.