КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросник Сандры Бэм по изучению лласкулинности-феллининности
Испытуемому дается следующая инструкция: «Отметьте в нижеследующем списке те качества, которые, по вашему мнению, есть у вас». Перечень качеств: 1) вера в себя; 2) умение уступать; 3) способность помочь; 4) склонность защищать свои взгляды; 5) жизнерадостность; 6) угрюмость; 7) независимость; 8) застенчивость; 9) совестливость; 10) атлетичность; 11) нежность; 12) театральность; 13) напористость; 14) падкость на лесть; 15) удачливость; 16) сильная личность; 17) преданность; 18) непредсказуемость; 19) сила; 20) женственность; 21) надежность; 22) аналитические способности; 23) умение сочувствовать; 24) ревнивость; 25) способность к лидерству; 26) забота о людях; 27) прямота, правдивость; 28) склонность к риску; 404 Приложение к главе 7 29) понимание других; 30) скрытность: 31) быстрота в принятии решений; 32) сострадание; 33) искренность: 34) самодостаточность (полагаться только на себя); 35) способность утешить; 36) тщеславие; 37) властность; 38) тихий голос; 39) привлекательность; 40) мужественность; 41) теплота, сердечность; 42) торжественность, важность; 43) собственная позиция; 44) мягкость; 45) умение дружить; 46) агрессивность; 47) доверчивость; 48) малорезультативность; 49) склонность вести за собой; 50) инфантильность; 51) адаптивность, приспосабливаемость; 52) идивидуализм; 53) нелюбовь к употреблению ругательств; 54) несистематичность; 55) дух соревнования; 56) любовь к детям; 57) тактичность; 58) амбициозность, честолюбие-; 59) спокойствие; 60) традиционность, подверженность условностям. Результаты испытуемого (отмеченные им характеристики) сравниваются с ключом, и за каждое совпадение начисляется 1 балл. Ключ: маскулинность (номера вопросов): 1,4, 7,10, 13, 16,19, 22, 25, 28,31, 34,37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58; фемининность (номера вопросов): 2, 5, 8, 11,14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35,38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59. Показатели маскулинности (М) и фемининности (F) вычисляются следующим образом: сумма баллов по маскулинности делится на 20 — это М, и сумма баллов по фемининности делится на 20 — это F. Сравнение своих успехов с другими 405 Вычисляется также /5 (основной индекс) по формуле: IS = (F — М) умножить на величину 2,322. Интерпретация — испытуемого относят к одной из 5 категорий: 1. IS меньше -2,025 — ярко выраженная маскулинность. 2. IS меньше — 1 — маскулинность; 3. IS — от -1 до +1 — андропшность; A. IS больше +1 — фемининость; 5. IS больше +2,025 — ярко выраженная фемининность (Практикум по пещерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. С. 277-280). Изучение тендерных установок у детей (полустандартизированное интервью В. Е. Кагана) Опрос проводится индивидуально у детей 3-7 лет. После установления контакта с ребенком ему задают следующие вопросы: 1. Ты мальчик или девочка? (Для того чтобы избежать эхолалических ответов, когда ребенок повторяет последнее слово, здесь и в остальных вопросах первым называется то слово, которое соответствует полу испытуемого, — например, для мальчиков «дядя», «муж», «папа» и т. п.); 2. Когда ты вырастешь, кем ты будешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой? 3. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой? А. Может быть так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)? 5. А если бы это было возможно, ты хотел(а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)? 6. Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? Если вопрос непонятен, можно задать уточняющие вопросы: мальчики и девочки — это одно и то же? Они одинаковые? Как ты узнаёшь — кто мальчик, а кто девочка? Регистрируются ответы и материалы свободного обсуждения (Каган, 2000). Сравнение своих успехов с другими (методика Е. Хесерингтона и коллег, модификация Т. В. Бендас) Ответьте на следующие вопросы (анонимно, только указав свой пол). 1. Оцените свои академические успехи в настоящем как: а) хорошие; б) средние; в) плохие. 2. Попытайтесь спрогнозировать свои профессиональные успехи в будущем как: а) хорошие; б) средние; в) плохие. 3. Сравните себя с самым неуспевающим студентом (студенткой) вашей группы (сами решите, кто это). Ваши академические успехи: а) лучше; б) хуже; в) примерно такие же. 406 Приложение к главе 7 4. Сравните себя с самым неуспевающим студентом (студенткой) вашей группы (сами решите, кто это). Спрогнозируйте, будут ли ваши профессиональные успехи в будущем: а) лучше, чем у него (нее); б) хуже, в) примерно такими же. 5. Когда ваши друзья (подруги) добиваются больших успехов, чем вы, какие чувства вы при этом испытываете: а) радуетесь; б) огорчаетесь; в) нечто среднее? 6. Когда ваши друзья (подруги) добиваются больших успехов, чем вы, какие намерения у вас возникают: а) добиться успеха в той же области и доказать, что вы не хуже; б) выбрать другую область, где вы более сильны, и там добиться успеха; в) ничего не собираетесь предпринимать? 7. Соперничаете ли вы со своими друзьями (подругами) при выборе интимного партнера: а) да; б) нет; в) трудно сказать? 8. Отвечали бы вы также, если бы знали, что ваши ответы будут обнародованы в группе? Объясните свой ответ (источник: Cross, Madson, 1997). Методика TAT (вариант X. Хекхаузена) — математическая обработка в модификации Т. В. Бендас Проективная методика ТАТ (Тематический апперцепционный тест) разработана Ш. Мюрреем и представляет собой набор из нескольких рисунков. Необходимый материал: 6 картинок ТАТ («деловой» вариант X. Хекхаузена — предназначенный для изучения трех видов мотивации: а) достижения (Д); б) власти (В); в) аффилиации (А) — потребности в любви, привязанности, принадлежности группе). Процедура исследования. Картинки предъявляются испытуемому последовательно — от первой до шестой (на каждую он смотрит в течение 10-15 с). Инструкция испытуемому: «Вам будет предложено 6 картинок. Посмотрите в течение 10 с на первую картинку, затем примерно в течение 4 мин напишите сочинение — небольшой рассказ по этой картинке. Опишите, как вы считаете, что предшествовало событиям, изображенным на картинке, что чувствуют и думают в данный момент участники событий, как эти события будут развиваться в будущем. После этого переходите ко второй картинке и т. д., включая шестую». Первичная обработка. Желательно проводить ее двумя независимыми экспертами — профессиональными психологами — мужчиной и женщиной (причем они не должны знать иол испытуемого, сочинения которого читают). Вычисляются средние арифметические величины оценок экспертов — для каждого показателя. Используются схемы обработки, разработанные для 17 показателей: а) Ш. Мюрреем (для всех трех мотивов — первые 3 показателя); б) X. Хекхаузеном (для мотива достижения — показатели 4-7); в) Т. В. Бендас (для мотивов власти и аффилиации — по аналогии со схемой X. Хекхаузена — показатели 8 -15 и добавлено 2 дополнительных показателя — 16 и 17). Всего таких суммарных показателей выделяется 17 (каждый показатель делится на 2 — по числу экспертов, обрабатывающих письменные сочинения испытуемых, и на 6 — но числу рассказов). Методика TAT 407 Показатели вычисляются следующим образом. Первые 3 показателя: по одному баллу получает рассказ, если присутствует соответствующая тема. 1. Мотив достижения — сумма Д (достижения). 2. Мотив власти — сумма В (власти). 3. Мотив аффилиации — сумма А (аффилиации). Показатели 4-7: по одному баллу начисляется за каждый из 7 пунктов: 4. Мотив достижения — надежда на успех (НУ); показатель одвого рассказа вычисляется суммированием баллов по следующим 7 параметрам: а) потребность достижения успеха (если некто в рассказе устанавливает для себя позитивно сформулированную цель или чувствует себя к такой цели, например: «Он хочет создать новый прибор»); б) инструментальная деятельность, направленная на достижение цели (например: «Ученик погружен в решение задачи»); в) ожидание успеха (например: «Он уверен, что его работа завершится успев» но»); г) похвала как результат высокого достижения (например: «Мастер одобряет образцовое изготовление изделия»); д) позитивное эмоциональное состояние, связанное с работой, достижением, успехом в осуществлении цели (например: «Выполнение домашнего задания доставляет ему удовольствие»); е) успех (если ориентированное на успех поведение заканчивается успехом — данный показатель у X. Хекхаузена отсутствует, мы ввели его для симметрии, чтобы количество показателей надежды на успех и боязни неудачи было одинаковым); ж) тема успеха (учитывается только в том случае, если тема успеха доминирует в содержании рассказа). 5. Боязнь неудачи (БН); показатель одного рассказа вычисляется суммированием баллов по следующим 7 параметрам: а) потребность избежать неудачи — если имеется постановка негативно сформулированной цели, явно присутствует желание событий, которые мопи бы исключить неудачу, сожаление о поведении, которое привело к неудаче, или нерешительность и боязнь последствий неуспеха (например: «Он надеется, что мастер никак не прореагирует на ошибку»); б) инструментальная деятельность, направленная на избегание неудачи, а также ее возможных последствий (например: «Ученик прячется, чтобы учитель не вызвал его к доске»); в) неуверенность в успехе или в удаче (например: «Если и на этот раз не получится, я опозорен»); г) обсуждение и критика вследствие недостаточности успеха (например: «Если хочешь выдержать выпускной экзамен, то тебе следует больше стараться»); д) негативные эмоциональные переживания, связанные с работой или достижением (например: «Я наверняка допустил бы такую же ошибку!»); е) неудача — если ориентированное на успех поведение терпит провал (например: «Ученик запорол деталь»); 408 Приложение к главе 7 ж) тема неудачи (учитывается только, если тема неудачи доминирует в содержании рассказа). 6. Суммарный мотив достижения: НУ + БН. 7. Чистая надежда на достижение успеха: НУ — БН. 8. Мотив власти — надежда на власть (НВ); показатель одного рассказа вычисляется суммированием баллов по следующим 7 параметрам: а) потребность достижения власти — если некто в рассказе устанавливает для себя позитивно сформулированную цель, связанную с карьерой, получением должности, или чувствует себя стремящимся к такой цели (например: «Он хочет стать главой фирмы»); б) инструментальная деятельность, направленная на достижение власти (например: «Он делает карьеру»); в) ожидание власти (например: «Он уверен, что станет начальником»); г) похвала начальника как результат роста социального статуса (например: «Начальник одобряет поведение подчиненного»; хорошее отношение к начальнику): д) позитивное эмоциональное состояние, связанное с получением должности, властью над людьми (например: «Выполнение роли начальника доставляет ему удовольствие»); е) успех власти (если ориентированное на достижение власти поведение заканчивается успехом); ж) тема власти, должности (учитывается только в том случае, если тема власти доминирует в содержании рассказа). 9. Боязнь власти (БВ); показатель одного рассказа вычисляется суммированием баллов по следующим 7 параметрам: а) потребность избежать власти — если явно присутствует желание событий, которые могли бы исключить власть, стремление подчиняться другим; б) инструментальная деятельность, направленная на избегание власти, а также ее возможных последствий; в) неуверенность в получении власти, должности; г) обсуждение и критика со стороны вышестоящих начальников; негативное отношение к начальнику; д) негативные эмоциональные переживания, связанные с получением должности, власти; е) неудача — если ориентированное на власть поведение терпит провал (например: «Работа в роли главы фирмы закончилась крахом фирмы»); ж) тема подчинения (учитывается только в том случае, если тема подчинения, избегания власти доминирует в содержании рассказа). 10. Суммарный показатель мотива власти: НВ + БВ. 11. Чистая надежда на достижение власти: НВ — БВ. 12." Мотив аффилиации — надежда на аффилиацию (НА); показатель одного рассказа вычисляется суммированием баллов по следующим 7 параметрам: а) потребность достижения успеха во взаимоотношениях (если некто в рассказе устанавливает для себя позитивно сформулированную цель установить хо- Методика TAT 409 рошие отношения с окружающими или чувствует себя стремящимся к такой цели, например: «Он хочет создать семью, наладить отношения с друзьями»); б) инструментальная деятельность, направленная на достижение хороших взаимоотношений с окружающими (например: «Он посвящает время общению с близкими людьми, думает о них»); в) ожидание аффилиации в будущем (например: «Он уверен, что отношения будут налажены, он встретится с семьей, друзьями»): г) счастье как результат хороших отношений с окружающими, высокого достижениям этой области; д) позитивное эмоциональное состояние, связанное с общением, предстоящей встречей с близкими людьми; е) успех во взаимоотношениях (если ориентированное на аффилиацию поведение заканчивается успехом — приобретением друзей, семьи); ж) тема аффилиации (учитывается только в том случае, если тема хороших взаимоотношений доминирует в содержании рассказа). 13 Боязнь неудачи во взаимоотношениях (БА); показатель одного рассказа вычисляется суммированием баллов по следующим 7 параметрам: а) потребность избежать неудачи во взаимоотношениях (если имеется постановка негативно сформулированной цели, явно присутствует желание событий, которые могли бы исключить неудачу во взаимоотношениях, сожаление о поведении, которое привело к такой неудаче, или нерешительность и боязнь последствий неудачи, например: «Новый брак будет также неудачен»); б) инструментальная деятельность, направленная на избегание неудачи во взаимоотношениях, а также ее возможных последствий (например: «Он избегает встречи с друзьями»); в) неуверенность в успехе или в удаче во взаимоотношениях; г) обсуждение и критика со стороны друзей и близких как следствие плохих взаимоотношений с ними (например: «Тебе опять некогда встретиться с нами»); д) негативные эмоциональные переживания, связанные со взаимоотношениями или потерей близких (например: «Он потерял семью в автокатастрофе и горько сожалеет об этом»); е) неудача во взаимоотношениях (если ориентированное на взаимоотношение поведение терпит провал, например, «Он ее любил, а она вышла замуж за другого»); ж) тема неудачи во взаимоотношениях (учитывается только в том случае, если тема неудачи во взаимоотношениях доминирует в содержании рассказа) 14. Суммарный показатель мотива аффилиации: НА + Б А. 15. Чистая надежда на достижение аффилиации: НА - Б А. 16. Количество слов в сочинениях по ТАТ по всем 6 рассказам. 17. Количество предложений в сочинениях по ТАТ по всем 6 рассказам Два последних показателя мы ввели, так как, по нашему предположению, они могут дать дополнительную информацию о личности испытуемого (многословие могло свидетельствовать о преобладании у испытуемого качественной стратегии 410 Приложение к главе 7 при выполнении деятельности, а краткость — о преобладании скоростной страте- пгн). Кроме того, являясь объективными показателями, они повышают надежность результатов. К тому же они оказались очень чувствительны к получению различий между мужчинами и женщинами — испытуемыми. Интерпретация. Делаются выводы: а) о наличии у испытуемого: мотива достижения, мотива власти и мотива аффнлиации; б) о структуре мотивов (какой из них преобладает); в) о позитивной или негативной направленности каждого мотива (к примеру, преобладание мотива успеха над мотивом неудачи — позитивная к наоборот — негативная). При разработке задания использованы материалы: а) из книги X. Хекхаузена «Мотивация и деятельность». Т. 1 / Под ред. Б. М. Величковского; Пер. с нем. М.: 'Педагогика. 1986; б) докторской диссертации Т. В. Бендас «Психология лидерства: тендерный и этнический аспекты». СПб., 2002).
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |