КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная психология 1 страница
АНОМАЛИИ ЛИЧНОСТИ Братусь Б. С. Б87 Аномалии личности.— М.: Мысль, 1988.— 301, [2] с. ISBN 5-244-00008-Х Книга является первым в отечественной науке развернутым монографическим исследованием психологии отклоняющегося развития личности. Проанализированы типичные подходы к пониманию проблемы нормы и патологии, рассмотрены философские предпосылки выявления общих критериев нормы, дано целостное представление о структуре и функциях смысловой сферы личности. уровнях психического здоровья, показаны конкретные внутренние механизмы возникновения аномалий личности (изменения характера, искажение субъективных ценностей, влечение к алкоголю и наркотикам и др.), пути и принципы восстановительной, психо-коррекционной и психопрофилактической работы. 0304000000-129 кщ/йй Б 004(01)-88 44'88 ББК-88 Монография БОРИС СЕРГЕЕВИЧ БРАТУСЬ Заведующая редакцией М. А. Рыжова Редактор Е. С. Дых Младший редактор О. В. Колчина Оформление художника А Л. Сальникова Художественный редактор А. И. Ольденбургер Технический редактор Т. Г. Сергеева Корректор Г. Б, Абудеева ИБ №. 3632 Сдано в набор 12 03.88. Подписано в печать 17.08.88. Формат 84Х 108'/з2. Бумага типографская № 1. Высокая печать. Литературная гарнитура. Усл. печатных листов 15,96. Усл. кр.-отт. 15,96. Учетно-издательских листов 18,43. Тираж 30000 экз Заказ № 469. Цена-1 р. 40 к. Издательство «Мысль». 117071. Москва, В-71, Ленинский проспект, 15. Набрано в ордена Октябрьской Революции, ордена Трудового Красного Знамени Ленинградском производственно-техническом объединении «Печатный Двор» имени А. М. Горького Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли 197136, Ленинград, П-136, Чкаловский пр, 15 Отпечатано в московской типографии № 11 Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли 113105. Москва, Нагатинская ул. 1
Под редакцией В. А. Сластенина Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
ПРЕДИСЛОВИЕ По мере прогрессивного развития психологии, физиологии и других наук о человеке возрастают возможности их педагогических приложений. Ближайшее будущее педагогики безусловно связано с расширяющимся включением в ее сферу этих приложений... Б. Г. Ананьев «О проблемах современного человекознания» Социальная психология - одна из обязательных дисциплин психологической подготовки в системе высшего профессионального педагогического образования, которая сравнительно недавно вошла в государственный образовательный стандарт по всем педагогическим специальностям. В течение длительного времени социальную психологию изучали только студенты психологических факультетов, и большинство отечественных учебников и учебных пособий по социальной психологии были ориентированы именно на них. На самом деле социальная психология как наука и отрасль знания актуальна для всех специалистов, работающих в сфере «человек - человек». Правда, специфика реализации этого знания в профессиональной практической деятельности различна у специалистов разного профиля. Так, социальная психология как учебный курс для студентов-психологов, юристов или педагогов имеет свои особенности как на уровне интерпретации содержания, так и на уровне дидактических задач. Данное учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов и учителей. Оно написано на основе курса лекций, прочитанных в течение ряда лет для студентов математического факультета Новосибирского государственного педагогического университета и для учителей-практиков в Институте повышения квалификации. Некоторые вопросы и проблемы, обсуждаемые на страницах этой книги, были поставлены именно слушателями и отражают своеобразие социально-психологического аспекта педагогической деятельности учителя в условиях современной школы. Практика работы со студентами и учителями показала, что существуют социально-психологические проблемы педагогической деятельности, которые носят универсальный характер. Поэтому концептуальной идеей подготовки данного пособия стала задача педагогической адаптации некоторых социально-психологических теорий. Вполне понятно, что такая адаптация может быть реальной только после знакомства слушателей с основами социальной психологии как научного знания и учебной дисциплины.
Разработка содержания курса определялась также и особенностями социальной динамики в нашей стране. Экономические и социально-политические изменения, происходящие в России, выдвинули на первый план изучение вопросов, которые в условиях стабилизации общества не являются столь актуальными. Будущим специалистам необходимо учиться использовать свои знания в реальных условиях кризисного общества. Поэтому в курс социальной психологии введена тема «Социальная виктимология», которая важна с точки зрения анализа социализации человека в современной России. Включены также такие темы, как «Социальный контроль» и «Социальное развитие человека», не являющиеся традиционными для отечественной социальной психологии. Поскольку социальный контроль изучается обычно в рамках социологии, социально-психологический аспект этой темы остается нераскрытым. Между тем невозможно изучать и тем более анализировать социальное поведение человека, не опираясь на понимание сущности феноменов социального контроля. Тема «Социальное развитие человека» выполняет важную концептуальную функцию в рамках данного курса и является основополагающей в понимании основных направлений использования социально-психологического знания в педагогической деятельности учителей и родителей. Что касается остальных тем курса, то они являются достаточно традиционными для социальной психологии как учебной дисциплины. Нельзя не отметить, что на разработку содержания курса несомненное влияние оказали концепции социальной психологии Г.М. Андреевой и Т. Шибутани, а также социально-психологические идеи А.С. Макаренко. Самый издаваемый в России учебник по социальной психологии Г.М. Андреевой является, на наш взгляд, одним из лучших. Он адресован студентам специальных психологических факультетов и поэтому несколько сложен для студентов, не имеющих специальной психологической подготовки. К тому же некоторые вопросы, необходимые для студентов педагогических вузов, вынесены за скобки обсуждения в силу их очевидности для психологов. Использование теорий, концепций, идей А.С. Макаренко в курсе социальной психологии для учителей представляется нам совершенно необходимым. Во-первых, его опыт как педагога-организатора, работающего с детьми в неблагоприятных социальных условиях, актуален для современных учителей, психологов и социальных работников. Во-вторых, он эмпирическим путем пришел к открытиям, которые были сделаны в социальной психологии значительно позже, предвосхитив, таким образом, многие достижения психологов. В-третьих, его социально-педагогический опыт описан в художественных, публицистических и научных трудах, в которых он предстает как подлинный теоретик и практик социальной психологии. Будучи руководителем социальной группы детей, он изучал ее, анализировал ее жизнедеятельность, обосновывал и претворял в жизнь идеи оптимального функционирования и развития детской группы. Тот факт, что Макаренко работал в детской колонии в условиях тоталитарного социального режима, нисколько не снижает значимости его теории и практики для социальной психологии. Закономерности, открытые им, универсальны вне зависимости от социального качества группы, будь то детский отряд, семья или профессиональный коллектив. Что касается критических замечаний по поводу деятельности и теории А.С. Макаренко, которые появились в последнее время на страницах некоторых педагогических и психологических изданий, то они в большей степени касаются идеологического контекста работ знаменитого педагога, нежели результатов его научных и практических разработок. Думается, что опыт этого человека и его наследие не до конца проработаны социальными психологами, и при внимательном анализе его трудов можно обнаружить замечательные открытия, подлинная ценность которых становится понятной только в свете современных научных данных и требований времени. В целом, при разработке содержания курса были использованы социально-психологические теории ведущих отечественных и зарубежных психологов, социологов, педагогов и психотерапевтов: Б.Г. Ананьева, И. С. Кона, А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрика, Я.Л. Коломинского, А.В. Петровского, Ц.П. Короленко, К. Левина, Д. Майерса, А. Маслоу, Э. Берна, и многих других. Поскольку основное содержание курса ориентировано на студентов и учителей, не имеющих достаточной психологической подготовки, была сделана попытка изложить материал в простой и доступной форме, сохранив при этом понятийный аппарат курса. Кроме того, в конце книги даны определения основных терминов и понятий курса. Каждую тему можно изучать как самостоятельный раздел и независимо от других тем, хотя логика изложения предполагает знакомство с содержанием курса социальной психологии именно в той последовательности, которая представлена в пособии. Для более глубокого понимания изложенных вопросов можно воспользоваться соответствующими ссылками в самом тексте и «Основными понятиями курса». В последнее время в связи в бурным развитием социальной психологии изучаются новые явления и соответственно разрабатываются относительно новые понятия, такие как ассертивность, амбивалентность (личностная, в отличие от эмоциональной), личностная зрелость и т.д. Вместе с тем используются понятия, достаточно разработанные не только в социальной психологии, но и в других разделах психологии, например «зона ближайшего развития», «возрастная сензитивность», «ведущая деятельность» и некоторые другие. Структура учебного пособия определяется его содержанием и дидактическими задачами. Каждая глава посвящена определенной теме, снабжена контрольными вопросами, заданиями для самостоятельной работы и списком литературы. Главы не дробятся на отдельные разделы по основным вопросам, хотя последние выделены в тексте. Благодаря этому сохраняется единство и логика изложения каждой темы. Кроме того, такая организация материала способствует определенному видению частных проблем в контексте более широких социальных явлений. Таким образом, структура «работает» на дидактическую задачу - формировать у студентов умение строить относительно логические и последовательные частные суждения на основе общего подхода. Эпиграфы к главам также выполняют дидактические функции: некоторые из них содержат квинтэссенцию основной идеи темы, большинство же могут быть использованы в качестве исходного теоретического или иллюстративного материала при выполнении самостоятельных заданий по теме. Вопросы и задания различны по уровню сложности, но лишь немногие из них связаны с репродуктивным усвоением и переработкой информации. Большинство из них нацелено на аналитическую работу студентов на основе активизации многих интеллектуальных функций: анализирования и синтезирования; сравнения и сопоставления; абстрагирования и конкретизации; классифицирования и обобщения и др. Таким образом, основная задача пособия - не только раскрыть важные вопросы социальной психологии в доступной для непосвященного человека форме, но и способствовать активизации мыслительных процессов студентов, мотивировке их дальнейшего самостоятельного обучения. Содержание курса социальной психологии, изложенного в данном пособии, соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Пособие выступает в качестве источника информации и своеобразного путеводителя для ее получения (с учетом методического аппарата), поэтому оно вполне может быть использовано для дистантного обучения в системе высшего педагогического образования. Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ Социальная психология - это специфическая наука, и ее история не так уж велика, если взять для сравнения историю физики, биологии или медицины. Кроме того, темп нашего прогресса и в методах, и в проблематике возрастает, несмотря на случающиеся время от времени отклонения на побочно-ненаучные тропки... Безусловно, современный социальный психолог нуждается в экспериментальных, статистических и компьютерных навыках. Но не менее он нуждается и в знании исторической перспективы, он должен погрузиться в теории (как микро, так и макро). И, прежде всего, он должен обладать способностью видеть место своей проблемы в более широком контексте. Иногда она лежит в рамках академической психологии, зачастую в социологии и антропологии, иногда в философии или теологии, бывает, что в истории или экономике, частенько - в современной политической ситуации. Иногда этот контекст обнаруживается в рамках генетики или клинического опыта. Короче говоря, хотя социальная психология имеет собственную историю, теорию, проблемы и методы, она еще не является самодостаточной наукой. И наилучшим образом она расцветает в саду, который орошается из различных источников и возделывается различными садовниками. Г. В. Оллпорт «Личность в психологии» Предмет социальной психологии · Философия и социальная психология · Основные этапы развития социальной психологии как науки · Первые теоретические концепции в области социальной психологии · Вклад ведущих психологических школ в социальной психологии: функционализма, бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии, когнитивизма, интеракционизма Предмет социальной психологии, как и предмет любой науки определяется вопросом: «Что изучает данная наука как самостоятельная, относительно независимая отрасль знания?» Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX века, хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 года в связи с появлением работ У. Мак-Дугалла и Э. Росса. Эти авторы впервые вынесли термин «социальная психология» в название своих работ. Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены очень давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX веке, когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. К этому времени наука вполне «созрела» для того, чтобы выявить некоторые социально-психологические закономерности. Но оказалось, что поставленные проблемы весьма трудно изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция. И прежде всего интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология - общество. Психология и социология, по образному выражению Г.М. Андреевой, стали «материнскими» дисциплинами по отношению к социальной психологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология - это лишь часть социологии и психологии. Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен только в рамках какой-либо одной науки. Существует несколько точек зрения на вопрос о том, что является предметом исследования социальной психологии. Рассмотрим наиболее распространенные. Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе. В отличие от общей психологии социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий. С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. Если и рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, то только как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией. Человек изучается во всем многообразии его социальных связей: в процессе личностного развития на протяжении жизни, в системе взаимодействия на межличностном и формалином уровнях и т.д. Особое внимание уделяется положению личности в группе, коллективе. Социальная психология изучает социальные группы в обществе. И прежде всего психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отношений и т.д. Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая интегральные психологические характеристики, такие как групповой разум, групповая воля, групповое решение и др. Создаются разнообразные типологии социальных групп, выделяется все большее количество критериев для анализа. Группа рассматривается как уникальная целостность, которая не может быть понята только на основании изучения субъектов, ее составляющих. Группа есть нечто большее, чем совокупность членов. Она имеет собственные характеристики, существующие независимо от индивидуальных особенностей входящих в ее состав субъектов. Социальная психология изучает социальную психику или массовидные явления психики. Выделяются различные явления, подходящие под это понятие: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок; общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмоциональные состояния. Изучается социально-психологический аспект традиций, обычаев, моды, морали, нравов и т.д. Исследуются психологические основы уникальных знаковых и смысловых систем, созданных человечеством на протяжении веков. Большинство современных социальных психологов считают, что социальная психология изучает и личность, и группы, и социальную психику, но в определенном контексте. На наш взгляд, данный контекст был весьма точно и основательно проанализирован социальным психологом Г.М. Андреевой, которая, характеризуя предмет социальной психологии, определила его следующим образом: социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп (Социальная психология. - М., 1997). Если мы рассматриваем социальную психологию как науку, то, очевидно, следует выявить основные закономерности психологии социальных отношений, т.е. наиболее существенные, необходимые, повторяющиеся явления, возникающие в социальных отношениях всякий раз при определенных условиях. Изучение этих условий дает возможность анализировать, понимать, прогнозировать и принимать необходимые решения по вопросам коррекции социальных отношений, по крайней мере, в первичной группе. Философия и социальная психология долгое время сосуществовали, точнее, социальная психология выступала как составная часть философии. Самые первые социально-психологические идеи, вышедшие из философии, сосредоточены на вопросе о соотношении общественного и индивидуального сознания. С древних времен эта проблема, в том или ином аспекте, интересовала наиболее выдающихся философов (Платон, Аристотель, Гоббс, Монтень, Локк, Руссо, Вольтер, Гельвеций, Гегель, Бердяев и многие другие). В зависимости от методологических позиций авторов можно выделить следующие три позиции по отношению к данной проблеме. Первая позиция определяет доминирующее влияние общественного сознания по отношению к индивидуальному. Человек подчинен обществу изначально по своей природе: он не может нормально жить вне общественных отношений. Социальные потребности (в общности, принадлежности, самоутверждении и др.) являются ведущими в его жизни. Общество определяет стиль и образ жизни каждого человека, а индивидуальные вариации жизнедеятельности можно рассматривать только как часть общего движения жизни, причем часть, которая не может оказать сколько-нибудь существенного влияния на само движение. Человек, таким образом, рассматривается как относительно пассивный элемент социальной системы. Сама же социальная система - уникальное общественное явление, часть Природы, обладающая закономерностями возникновения и функционирования. Вторая позиция выделяет индивидуальное сознание как уникальное явление, феномен, способный определять общественное сознание. Примером тому могут быть выдающиеся личности, ведущие толпу за собой и меняющие ход истории; политические деятели, полководцы, философы, писатели, мыслители, чьи идеи продолжают жить в течение долгого времени. Величие во многом определяется возможностью человека даже после своей смерти оказывать существенное влияние на умы людей другого поколения, формировать общественное мнение, менять интегральные психологические характеристики больших социальных групп. Так, у истоков наиболее распространенных мировых религий, верований, учений, идеологий стояли выдающиеся люди. Они внесли заметный вклад в формирование общественного сознания. Отголоски их идей, представлений и понимания сущности явлений мы можем наблюдать и в многообразных проявлениях современной общественной жизни. Таким образом, данная позиция выделяет индивидуальное сознание как приоритетное, обусловливающее общественное сознание, но не столько в явной, сколько в скрытой форме. Третья позиция несет в себе идею конфликта общественного и индивидуального сознания, вытекающую из идеи вечного противоречия между человеком и обществом. Эта проблема ярко выражена в философии экзистенциализма. Экзистенциализм (Бердяев, Шестов, Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю) - философия существования, квинтэссенцией которой выступает идея переживания субъектом своего бытия как уникальной данности человеческого существования. Свобода понимается как способность личности быть самой собой. Человек может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой и стать «как все» ценой отказа от себя как личности. Итак: либо быть в антагонизме по отношению к обществу, но в ладу с самим собой, либо быть в ладу с обществом, но в антагонизме по отношению к себе. В контексте данного подхода общество и человек враждебны. Индивидуальное сознание вечно противостоит общественному и вечно вынуждено ему подчиняться. Общество, в силу своей консервативности, не дает человеку возможности полной самореализации, ограничивая его рамками законов, традиций, норм, санкций и т.д. Человек вынужден быть индивидуалистом, чтобы сохранить свою личность. Все коллективное априорно воспринимается как нечто отрицательное, все индивидуальное - как положительное. Однако противоречие между индивидуальным и общественным сознанием рассматривается с точки зрения диалектики, что вносит известный оптимизм в исследование вопроса. С одной стороны, между общественным и индивидуальным сознанием существует конфликт; с другой - данный конфликт является необходимым условием развития человека и общества. Философские ориентации психологов во многом определяют их методологические позиции, которые служат основанием для суждения по тем или иным частным вопросам социальной психологии или при выборе направлений индивидуальных разработок. Ведущие направления социально-психологического анализа определяют, в свою очередь, изучение наиболее приоритетных вопросов: взаимодействие в системе «Я - другой» (изучение межличностных отношений, проблем общения, механизмов познания и понимания людьми друг друга, способов организации совместной деятельности и др.); влияние социальных условий на поведение и личностные особенности человека (проблема социализации как процесса усвоения социальных норм и ценностей своего общества, изучение социальных установок, предпочтений и интересов и др.); влияние личности на социальные условия и отношения; взаимодействие в системе «личность - группа - общество»; исследование межгрупповых отношений и т.д. С конца XIX века появляются работы, посвященные социально-психологическим проблемам, исходя из современного определения предмета социальной психологии как науки. Эти исследования оказались столь выдающимися, что даже спустя столетие не только не потеряли своей социальной и научной актуальности, но, напротив, явились предметом еще более пристального внимания в связи с попыткой социально-психологического анализа многих историко-политических событий XX века. Следует особо отметить следующие работы: Э.Дюркгейм «Метод социологии» (1899); Г.Лебон «Психология народов и масс» (1895); Г.Тард «Законы подражания» (1892), «Общественное мнение и толпа» (1892); М.Вебер «О категориях понимающей социологии» (1913); В.Вундт «Психология народов» (1912). Первоначально попытки обозначить социально-психологические проблемы связывали с такими терминами, как «социальная философия» и «историческая социология». В начале XX века термин «социальная психология» становится общеупотребительным и служит для обозначения нового направления в науке. Выделяют основные этапы развития социальной психологии как науки. Первый этап - становление социальной психологии как науки - охватывает период с середины XIX века по 1908 год. Определяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т.д. Большинство вышеперечисленных работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки. Второй этап продолжается до середины 40-х годов XX века и характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Одним из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода является К.Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т.д. Кроме того, было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время. Третий этап в развитии социальной психологии начинается с середины 40-х годов и продолжается до наших дней. В основном он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, что же касается фундаментальных теоретических разработок, то они отступают на второй план. Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации. Кроме того, на данном этапе разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др. Следует отметить, что развитие социальной психологии как науки осуществлялось от общих теоретических вопросов к более частным, практическим. Первые теоретические концепции в области социальной психологии разрабатывались во второй половине XIX - первой трети XX века. В 1859 году в Германии выходит в свет новое издание: «Журнал психологии народов и языкознания». Его авторы, языковед Штейнталь и философ Лацарус, заявили о психологии народов или народной психологии как науке. В первом номере журнала они сделали попытку раскрыть сущность новой науки, заключающейся в открытии тех законов человеческого духа, которые проявляются там, где живет и действует много людей. Это было началом разработки одной из первых социально-психологических концепций - психологии народов. Позднее концепцию психологии народов разрабатывал Вундт, написавший десятитомный труд с соответствующим названием. В.Вундта принято считать родоначальником экспериментальной психологии, поскольку он, будучи учеником знаменитого физиолога Гельмгольца, впервые предложил отделить психологию от физиологии и превратить ее в отдельную науку. При этом Вундт параллельно занимался двумя важными психологическими проблемами: проблемой самопознания человека через метод внутреннего наблюдения за собственным сознанием (интроспекция); проблемой влияния психологии народа на сознание конкретного индивида. В.Вундт рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний людей в определенных условиях. Он считал, что необходимо изучать те явления общественной жизни, которые невозможно объяснить, исходя только из особенностей сознания индивида. Вундт выделил три таких основополагающих явления: язык народа, его мифы и обычаи. Язык весьма существенно влияет на психологию народа, поскольку он содержит в самой общей форме живущие в духе народа представления. Анализ различных языков как социально-психологических знаковых систем данного этноса показывает, что разница между ними достаточно существенная. Наиболее важным для системы индивидуальных представлений является язык, на котором человек думает, хотя знание других языков вносит значительный вклад в расширение представлений человека об окружающем его мире. Любой язык содержит слова, не имеющие аналогов в других языках. Кроме того, каждый язык имеет свои особые формы выражения представлений, например, в виде фразеологизмов - таких устойчивых словосочетаний, значение которых не выводимо из значений составляющих их компонентов. В любом случае «неправильности» языка отражают специфику представлений точно так же, как и основные его компоненты. Язык может иметь высокую степень конкретизации, как, например, русский, или быть относительно абстрактным, как, например, японский. Рассматривая язык как уникальную знаковую систему, которая задает интерпретацию явлений окружающего мира, можно заметить, что он является необходимым условием понимания психологии данного народа по сравнению с другим.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |