Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К ГЛАВЕ 1 (с. 6—611 2 страница





тирована на эгоцентрические ценности. Какой бы мето­дикой он ни пользовался, он будет способствовать вос­питанию людей безнравственных. Это надо твердо усвоить, а не ждать от психологов и педагогов некоего алгоритма, системы советов, которые сами по себе свершат чудо нравственного воспитания. Еще А. С. Ма­каренко высмеивал тех, кто считает, что «нужно найти какой-то хитрейший рецепт воспитания детей, и дело будет сделано... Если этот рецепт дать в руки самому заядлому лежебоке, он при помощи рецепта воспитает трудолюбивого человека, если его дать мошеннику, рецепт поможет воспитать честного гражданина, в ру­ках враля он тоже сделает чудо, и ребенок вырастет правдивым. Таких чудес не бывает. Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть

" 00

большие недостатки».

Исходя из названных принципов в одной из школ Москвы был начат психолого-педагогический экспери­мент, в ходе которого решались обозначенные выше задачи: создание воспитывающего коллектива и вовле­чение «трудных» подростков в коллективную деятель­ность. Так появилась специальная методика, разрабо­танная под нашим руководством С. Н. Волковым. Всего за 10 лет проведения психолого-педагогической работы (1974—1984 гг.) через организованные поданной мето­дике туристские кружки, объединенные затем в район­ный турклуб «Изыскатель», прошло около полутора ты­сяч детей и подростков, из них более 300 подростков «группы риска» (приводы в милицию, случаи пьянства и др.). Не вдаваясь здесь в описание самой методики *, ограничимся лишь иллюстрацией — историей одного из воспитанников С. Н. Волкова.

Валерий К., 18 лет. Отец—рабочий, больной алкоголизмом в стадии запойного пьянства. Внимания детям не уделял, в состоянии опьянения часто скандалил дома. Мать много работает, чтобы мате­риально обеспечить семью.

Мальчик рос подвижным ребенком. В дошкольном детстве вслед-

* Разумеется, разработанный в ходе этого эксперимента методи­ческий подход 29— отнюдь не единственно возможный. На сходных общих принципах, но с помощью иных конкретных приемов, способов построения коллективной деятельности успешно работают и москов­ский отряд «Дозор», и тюменский клуб им. Ф. Э. Дзержинского, и др. Главное, что роднит работу подобных объединений — это долгосроч­ная, поэтапная, психологически верно рассчитанная организация живого дела, связанного с формированием общественной направлен­ности.

ствие неблагополучия и. отсутствия надзора в семье почти все время проводил на улице, рано стал самостоятельным. В школу пошел с 7 лет. Из-за неуспеваемости был оставлен в первом классе на второй год. В начальной школе учился на двойки и тройки, был недисциплинированным, из-за этого возникали постоянные конфликты с учителями. К 13 годам все меньше внимания уделяет учебе, зато полностью переносит свою активность на улицу, где складывается «уличная» компания с гипертрофированным культом дружбы внутри своего узкого круга («браты»). Принимает участие, часто как инициа­тор и предводитель, в многочисленных массовых драках, в которых «выясняются» территории влияния «дворов» и «улиц» района-ново­стройки. В одной из таких драк получил травму головы. Непременным атрибутом групповой жизни становится выпивка. В шестом классе (14 лет) ставится на учет в органах милиции, отмечены неодно­кратные появления в общественных местах в нетрезвом состоянии. К 15 годам в школе окончательно формируется представление о Валерии как о крайне плохом ученике (тяжелая неуспеваемость, осо­бенно по русскому яаыку и математике) и опасном хулигане, состоя­щем на учете в милиции.

С такой характеристикой К. пришел в туристский клуб. Побу­дили его к этому любопытство, вызванное развешанными в коридоре школы яркими фотографиями далеких походов, перспектива путе­шествия на Кольский полуостров и сама фигура тогдашнего руководи­теля — совсем молодого человека, разностороннего спортсмена, всегда подтянутого, ладно одетого, а главное — искренне располо­женного к воспитанникам, готового отдать им все свое время и силы.

Поначалу, в первых походах, К. пытался насаждать усвоенные прежде шаблоны отношений: сколачивал свою компанию с особыми привилегиями, использовал физическое превосходство, сквернословил и т. п. Однако руководитель, угадав потенциальные возможности подростка, сразу поставил его в особую позицию в клубе — пози­цию защитника, опекуна младших и слабых членов клуба, без кото­рого им (младшим) будет плохо, они не справятся с трудностями путешествия. Эта позиция, оказавшаяся наиболее адекватной в вос­питательном смысле для К., бывшего к тому же (из-за дублирова­ния класса) переростком среди своих одноклассников, позволила в короткий срок выявить лучшие качества подростка, должным обра­зом применить его лидерскую и организаторскую направленность. Валерий нес самые тяжелые рюкзаки, помогал младшим, лучше всех разжигал костер и организовывал привал, брал на себя наиболее трудную работу. Все это привело к тому, что К. стал пользоваться всеобщим признанием, уважением и любовью в коллективе — изби­рался командиром экипажа, дважды был капитаном всего клуба. Разносторонняя клубная деятельность (тренировки, подготовка к походам, сами походы) оказалась куда более привлекательной, чем прежняя, асоциальная. Разумеется, в новой, походной жизни (а походы предпринимались часто весьма сложные) не оказалось места и выпивке, а позиция лидера, защитника, опекуна младших членов группы и вовсе исключала ее. Связь же с прежними «братами» сказалась в том, что троих из них он привел в клуб, причем один — Михаил Н. из очень неблагополучной семьи, дублировавший 4-й и 6-й классы, состоявший на учете в милиции и в психоневрологическом диспансере (последствия черепно-мозговой травмы), прошел тот же путь, что и К., став признанным лидером коллектива. После 8-го клас­са К. поступил в ПТУ. До армии работал автослесарем, продолжал посещать клуб.


раннего алкоголизма не ограничиваются только млад­шим школьным возрастом. Действенные меры принци­пиально возможны здесь даже тогда, когда неблаго­получный, «трудный» подросток оказался уже вовлечен­ным в асоциальную компанию, в ее деятельность, столь частым атрибутом которой является групповая выпив­ка. Дело в том, что выбор человеком в потребностном состоянии того или иного предмета вовсе не происходит по принципу импритинга, раз и навсегда совершивше­гося запечатления, автоматически ведущего затем к строгому развертыванию деятельности, сразу становя­щейся главной и единственной. В особенности это каса­ется незрелой еще личности подростка. Выбранная не­благополучным подростком асоциальная деятельность не становится сразу определяющей по отношению ко всему внутреннему пространству личности. Она, как и любая поначалу разворачивающаяся деятельность, парциальна, частична по отношению к этому простран­ству. Исследователи недаром обращают внимание на известную «приписанность» тех или иных свойств лично­сти подростка той или иной деятельности: так, в одной деятельности подросток может выявлять коллективист­скую направленность, а в другой — сугубо индивидуа­листскую. Поэтому в подростковом возрасте долго сохраняется возможность через развитие новой деятель­ности, через ее последовательное расширение и углубле­ние изменить прежние представления, взгляды, инте­ресы и способы их осуществления. Надо, однако, спе­шить, пока групповая деятельность в асоциальной ком­пании не стала ведущей, пока она еще парциальна, частична по отношению к возможным формам деятель­ности подростка, отвечающим его основным возрастным потребностям.

Итак, мы видели, что путь, ведущий к раннему алкоголизму, имеет свои внутренние закономерности, свою достаточно жесткую психологическую цепь разви­тия, составленную из определенных звеньев, этапов (предыстория злоупотребления, включение в асоциаль­ную компанию, привыкание к алкоголю, развитие иллю-зорно-компенсаторной деятельности, изменения смыс­ловой сферы и др.). Значительную роль играют здесь внешние предпосылки такого развития (нарушения микросреды, микрокультуры) и нередко отягощенные, измененные по сравнению с нормой условия протекания психических процессов (неблагоприятная наследствен-


ность, травмы, нарушения работоспособности и т. п.).

Вместе с тем проведенный анализ показывает, что внутренняя логика аномального развития отнюдь не является единственно возможной для этих детей при данном стечении условий и предпосылок. В каждом из звеньев аномального развития при учете психологиче­ской специфики момента возможен поворот в благо­получное русло и избежание тем самым роковых последствий асоциального пути и, в частности, раннего алкоголизма. Стоит, однако, помнить, что, чем дальше уходит становление личности асоциального типа, чем в большей степени приобщается подросток к иллюзорно-компенсаторной алкогольной деятельности, тем более сложными для воспитания и более проблематичными становятся такие повороты. Что же касается самого раннего алкоголизма, если он все же возникает, то на этой стадии меры психологической профилактики, разу­меется, полностью исчерпывают себя, уступая основное место мерам медицинского воздействия. Бороться с алкоголизмом как болезнью уже поздно — его надо лечить. Основное направление борьбы, что видно из всего предшествующего материала,— это поиск причин аномального развития и путей их искоренения. Клю­чевым периодом в отношении раннего алкоголизма является младший школьный и в особенности подрост­ковый возраст, причем особой специфики именно «антиалкогольного» воздействия здесь по большей час­ти нет, точнее, она растворяется в общих проблемах и задачах воспитания личности и профилактики многих других видов аномалий. Конечно, нужны особые и стро­гие меры по изоляции от алкоголя и наркотиков, надо вовремя информировать ребенка об их пагубности, вре­де для здоровья и т. п. Однако подлинный психологиче­ский иммунитет к пьянству, алкоголизму, наркомании дают не сами по себе эти меры и знания (хотя, повторяем, они являются необходимым условием), а воспитанная в человеке нравственная, активно-твор­ческая позиция", наличие смысловых перспектив и идеа­лов жизни, адекватных способов их реализации. Здесь клиническая психология по сути смыкается не только с общей, но и с возрастной, педагогической и социаль­ной психологией, что лишний раз свидетельствует о неформальном внутреннем единстве различных обла­стей и разделов психологической науки.

ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

' См.: Ганнушкин П. Б. Избр. труды. М., 1964. С. 49, 50.

2 Dombrowski K. Trud istnienia. Warszawa, 1975.

3 Крылов А. Н. Прикладная математика и ее значение для техники. М.; Л., 1931. С. 3.

4 Вести МГУ. Сер. Психология. 1983. № 4. С. 20.

5 Там же. 1987. № 2. С. 55.

6 Binswanger L. Heidegger's Analytic Existence and Its Meaning for Psychiatry // Being — in World: Selected Papers of Ludwig Bins­wanger. N. Y., 1963. P. 216.

7 Cooper D. Psychiatry and Anty-psychiatry. L„ 1967; Szasz T. S. Ideology and Insanity. N. Y., 1970; Laing R. D. The Politics of Experience and the Bird of Paradise. Harmondsworth, 1973.

"См.: Ганнушкин П. Б. Избр. труды. С. 170, 217, 56.

9 Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. Л., 1982. С. 222.

10 lung С. G. Analytical Psychology: Its Theory and Practice. N. Y., 1968.

" Madsen К- В. Theories of Motivation //Handbook of General

Psychology. N. Y„ 1973. P. 683.

12 Вопросы психологии. 1970. № 5. С. 171.

13 Allport G. W. Personality and Social Encounter. Boston, 1960.

14 См.: Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии, М.,

1969. С. 76.

15 См • Тудосеску И. Идеалы и нормы в социальной деятель­ности // Вопросы философии. 1984. № 3; Бачериков Н. Е. и др. Философские вопросы психиатрии. Киев, 1985.

16 Вести. МГУ. Сер. Психология. 1977. № 2. С. 95.

17 Пиаже Ж. Избр. психол. труды. М., 1969. С. 61.

18 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М„ 197Ь.

^ Maslow A. The Farther Reaches of Human Nature. Harmond­sworth, 1971.

20 См- Психологический журнал. 1981. № А.

21 Форель А. Мозг и душа. СПб., 1907. С. 5, 8.

22 Вопросы философии. 1972. № 12. С. 119.

23 Levin К. The Dynamic Theory of Personality. N. Y., 1935.

24 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 3.

25 Там же. Т. 42. С. 119.

26 См.: Мысливченко А. Г. Человек как предмет философского

познания. М., 1972.

27 См.: Буева Л. П. Человек: Деятельность и общение. М.,

1978. С. 34—35.

28 Кон И. С. Социология личности. М., 1967. С. 9.

29 См • Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974.

30 Маркс К; Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч, I. С. 476.

31 См.: Проблема человека в современной философии. М., 1969.


32 Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С 23

33 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 262—263 (примеч.).

34 Маркс К; Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 447

35 Там же. Т. 46. Ч. I. С. 476.

36 См.: Дробницкий О. Г. Природа и границы сферы обществен­ного бытия // Проблема человека в современной философии; Он же. Проблемы нравственности. М., 1977.

37 Маркс К; Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 123.

38 Там же. Т. 3. С. 440.

39 См. там же. Т. 46. Ч. II. С. 222.

40 Там же. Т. 42. С. 23.

41 Явич Л. С. Сущность права. Л., 1985. С. 61—62.

42 Маркс К.; Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С, 145.

43 Михайлов Ф. Т. Эмпирическое и диалектическое понимание личности // Философско-психологические проблемы развития обра­зования. М., 1981. С. 49.

44 Новый мир. 1985. № 3. С. 189.

45 Плеханов Г. В. Избр. филос. произв. Т. II. М., 1956. С 302. 4 Назаров В. Н. Моральное предвидение // Моральный выбор / Под общ. ред. А. И. Титаренко. М., 1980. С. 332.

47 Цит. по: Рерих Н. К.. Из литературного наследия. М., 1974. С. 109.

48 Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976. С. 62—63. 48 Выготский Л. С. Собр. соч.: В б т. Т. 3. М., 1983. С. 144.

50 Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. Т. II. М., 1983. С. 241.

51 Маркс К; Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 62 (примеч.).

52 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. С. 369.

53 Психология личности: Тексты. М., 1982. С. 124.

54 Маркс К... Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 79.

55 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. С. 373.

56 Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 2. М., 1969. С. 253.

57 См.: Братусь С. Н. Юридическая ответственность и закон­ность. М., 1976.

58 См.: Муздыбаев К- Психология ответственности. Л., 1983.

59 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. С. 351—352.

60 Фролов И. Т. Перспективы человека. М., 1983. С. 311—312.

61 Там же. С. 304—305.

62 Коган. Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. С. 243—244.

63 Толстой Л. Н. Поли. собр. соч. Т. XVIII. М., 1913. С. 220.

64 Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. С. 348.

65 Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. С. 23.

66 Леонтьев А.-Н. Избр. психол. произв. Т. I. С. 385.

67 Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического ис­следования. М., 1984. С. 21.

68 Наумова Н. В. Целеполагание как системный процесс. М., 1982. С. 17.

69 См.: Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979. С. 7. |

70 Вопросы философии. 1984. № 2. С. 101.

71 Там же. 1970. № 6. С. 69.

72 См.: Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 3. С. 35.

73 Цит. по: Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972. С. 35.

К ГЛАВЕ II (с. 62—133)

' См.: Мейли Р. Структура личности // Фресс Я., Пиаже Ж,. Экспериментальная психология. Вып. V. М., 1975. С. 216.

2 См.: Платонов К. К. О системе психологии. М., 1972. С. 128. * 3 См.: Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 162—164.

4 Psychologie in Selbstdarstellungen. Berlin, 1972. S. 225.

5 Вопросы философии. 1981. № 10. С. 133—134.

6 Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 3. С. 127.

7 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1965. С. 408.

8 Ухтомский А. А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1950. С. 279.

9 Вопросы философии. 1982. № 10. С. 46.

10 Толстой Л. Н. Поли. собр. соч. Т. 40. С. 427.

" Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. С. 207.

12 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. С. 308.

13 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. С. 181.

14 См.: Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

15 См.: Вопросы психологии. 1981. № 1. С. 162.,

16 Вопросы философии. 1982. № 2. С. 49.

17 Михеев В. В. Учебник нервных болезней. М., 1966. С. 193. " Лит. газ. 1985. 26 июня.

19 Соотношение биологического и социального в человеке: Матер. симп. М„ 1975. С, 74.

20 См.: Гальперин П. Я. К вопросу об инстинктах у человека // Вопросы психологии. 1976. № 1.

21 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. С. 172—

173.

22 См., напр.: Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятель­ности. М., 1978.

23 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. С. 287—289.

24 См.: Фролов И. Т. и др. Культура человека — философия:

К проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. 1982.

№ 1, 2.

25 Межуев В. М. Культура как философская проблема // Вопро­сы философии. 1982. № 10. С. 51.

26 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. С. 278.

27 Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982. С. 15—16.

28 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.-^ С. 173.

29 Юдин Э. Г. Деятельность и системность // Системные иссле­дования: Ежегодник 1976. М., 1977. С. 31.

30 См.: Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. С. 326.

31 Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 62. М., 1953. С. 269.

32 См.: Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.. 1976.

33 Levin К,- The Dynamic Theory of Personality.

34 Кальвиньо М. Автореф. канд. дисс. М., 1981. С. 19

35 Лазурский А. Ф. Классификация личностей. М., 1923. С. 299.

36 См., напр.: Подгурецкий А. Очерк социологии права. М., 1974.

37 См.: Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 3. С. 35.

38 См. напр.: Додонов Б. И. О системе «Личность» // Вопро­сы психологии. 1985. № 5. С. 37.


39 Грязное Б. С. Логика, рациональность, творчество. М., 1982. С. 13.

40 Норакидзе В. Г. Свойства личности и фиксированная уста­новка // Вопросы психологии. 1983- № 5. С. 130.

41 См.: О некоторых перспективах исследования смысловых обра­зований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4; О смысловых образованиях личности // Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании. Таллин, 1979.

" Герцен А. И. Соч.: В 9 т. Т. 2. М., 1958. С. 201.

43 См.: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. С. 290. 43Р См.: Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Вести. МГУ. Сер. Психология. 1981. № 2; Он же. Общепсихоло­гическая теория деятельности и проблема единиц анализа лич­ности // А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983, и др.

44 См.: Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935. Вып. 6. Т. IV. С. 75.

45 См.: Зинченко В. П. Идеи Л. С. Выготского о единицах анализа психики//Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 2. С. 132.

46 Maslow A. The Farther Reaches of Human Nature. Harmond-sworth, 1971.

47 Franki V. E. Der Mensch vor der Frage nach dem Sinn. Munchen, 1979. S. 92.

48 Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв. Т. 1. С. 384.

49 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. С. 381. 60 Гегель Г. В. Ф. Соч. Т, IV. М., 1959. С. 331.

51 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. С. 289.

52 А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. С. 225.

53 Столиц В. В. Самосознание личности. М., 1983. С. 149.

54 Там же. С. 108.

55 Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 2. М., 1971. С. 66.

56 См.: Василюк Ф. E. Психология переживания. М., 1984.

57 Милтс А. Гармоническое и дисгармоническое в личности. Рига 1983. С. 32.

См.: Брудный А. А., Каетарадзе Д. Н. Экополис. Введение и проблемы. Пущино, 1981. С. 20.

59 См.: Сэв Л. Марксизм и теория личности. С. 72.

60 См.: Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. С. 192—193.

61 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. С. 502—503.

62 См.: Вопросы психологии. 1971. № 4; Вести. МГУ. Сер. Психология. 1978. № 3, и др.

63 См., напр.: Чудновский В. Э. Проблемы развития личности // Вопросы психологии. 1982. № 4.

64 Сэв Л. Марксизм и теория личности. С. 449.

65 См.: Асеев В. Г. О диалектике детерминации психического развития // Принцип развития в психологии. М., 1978.

66 См.: Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая актив­ность и адаптация. М., 1984.

67 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. С. 190.

68 См.: Братусь Б. С., Лишин О. В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность//Вести. МГУ. Сер. Психология. 1982. № 1.

69 См.: Асмолов А. Г., Петровский В. А. О динамическом под­ходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психоло­гии. 1978. № 1.

70 См.: Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 79.

71 Вопросы философии. 1984. № 10. С. 141.

72 См.: Ананьев В. Г. Человек как предмет познания. М., 1968.

73 См.: Норакидзе В. Г. Типы характера и фиксированная ус­тановка. Тбилиси, 1966.

74 Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1981. С. 199.

75 Лит. газ. 1983. 9 февр.

76 См.: Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. С. 221.

77 Пришвин М. М. Незабудки. М., 1960. С. 38.

78 См.: Асмолов А. Г. и др. О некоторых перспективах исследова­ния смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4.

79 См.: Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в истории со­ветской психологии // Вопросы психологии. 1986. № 4. ю См.: Вопросы психологии. 1987. 1. С. 19.

81 См.: Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М., 1983. С. 252.

82 Вопросы психологии. 1985. 4. С. 18.

83 Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии // Избр. труды. М., 1984. С. 236.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.117 сек.