КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Когнитивная теория личности Келли
Констуктивный альтернативизм - основа теории личностных конструктов: л юдям предоставляется великолепный набор возможностей в интерпретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий. Концепция конструктивного альтернативизма предполагает, что наше поведения никогда полностью не определено. Мы всегда свободны до некоторой степени в пересмотре или замене нашего толкования действительности. Однако в то же время Келли полагает, что некоторые наши мысли и поведение определены предшествующими событиями.
Основные позиции: 1 люди главным образом ориентированы на будущее 2 уподобления всех людей ученым - это то, что люди обладают способностью активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Как психолог рационально формулирует и проверяет теоретические представления о наблюдаемых явлениях, так и человек, не принадлежащий к этой профессии, может толковать и объяснять свое окружение. Для Келли жизнь характеризуется постоянной борьбой за то, чтобы осмыслить реальный мир опыта; именно это качество позволяет людям творить их собственную судьбу. Теория личностных конструктов. Единицей анализа личности является личностный конструкт -это идея или мысль, которую человек использует, чтобы интерпретировать, предсказать свой опыт; понятие о чем-либо. Конструкт всегда биополярен, если он позволяет прогнозировать события, то он сохраняется у человека (пример конструктов- «научный-ненаучный», «плохой-хороший»). Свойства конструктов: 1 диапазон применимости (все ситуации, в которых конструкт применим) 2 фокус применимости (явления, где конструкт наиболее применим) 3 проницаемость-непроницаемость (проницаемый- открыт для интерпретации нового опыта, допускает в свой диапазон применимости новые элементы, непроницаемый конст-рукт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта.) Типы конструктов: - упредительный ( -конструкт, который стандартизирует (<упреждает>) элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне; Примером упредительного конст-рукта может быть этнический ярлык. Скажем, если человек идентифицирован как <мексиканец>, то о нем будут думать только как о мексиканце и никак иначе. ); -констеляторный ( элементы могут одновременно принадлежать другим областям, но они постоянны в составе своей сферы. Шаблонное мышление иллюстрирует этот тип конструкта. Пример констелляторного мышления: <Если этот человек продавец автомобилей, он скорее всего нечестен, жуликоват и умело обращается с клиентом>. В этом примере нет места для иных суждений об этом человеке. ); -предполагающий ( прямо противоположен упредительному и констелляторному конструктам, так как он позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир. ) Основной постулат: Выражение <процессы личности> предполагает, что человек - это организм, находящийся в развитии, а не инертная субстанция, на которую влияют бессознательные импульсы или побуждают к действию раздражители. «Процессы личности- это проложенные в психике каналы, в русле которых человек прогнозирует события» Поведение определяется тем, как люди прогнозируют будущие события.. Выводы из постулата: люди отличаются друг от друга тем, как интерпретируют события; человек выбирает ту альтернативу, с помощью которой он ожидает получить большую возможность для расширения своей системы; цикл: ориентировка-вывод-исполнение- который состоит в последовательном обдумывании нескольких возможных конструктов и выбора того из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации; система личностных конструктов- набор гипотез о мире, которые постоянно проверяются опытом; изменение конструкторной системы ограничено проницаемостью конструктов; соц взаимодействие эффективнее, чем мы глубже понимаем друг друга; если 2 человека подобно интерпретируют опыт, то их психические процессы тоже подобны. Келли разработал < Репертуарный тест ролевого конструкта > (репертуар -набор цельных поведенческих актов) для оценки важных конструктов, которые человек использует при интерпретации значимых людей в его жизни. Существует много форм Реп-теста, индивидуальных и групповых, но одна методика является общей для всех. Испытуемому предлагается список названий ролей -от 20 до 30 различных обозначений ролей людей, которые предположительно важны или были важны для тестируемого (например, учитель, который ему нравился). Испытуемого просят написать для каждой роли имя лично знакомого ему человека, который больше всего подходит к этой роли. Люди, которых испытуемый внес в список, называются фигурами. После того как перечень ролей заполнен, испытуемому предъявляют три имени фигур из перечня и просят установить <самое важное, что делает похожими две, но отличает их от третьей>. Данную процедуру повторяют с несколькими другими триадам (Келли рекомендует от 20 до 30 таких проб) для того, чтобы определить, как испытуемый классифицирует и дифференцирует перечисленных им людей.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |