Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие подходы к диагностеике психического развития детей




 

При проведении диагностики важно помнить о том, что психичес­кое развитие детей — это сложный процесс, в котором невозможно выделить отдельные независимые друг от друга параметры. Поэто­му при проведении диагностики необходимо использовать целую «батарею» методик, направленных на изучение всех сторон психи­ки детей, сопоставляя полученные данные так, чтобы можно было получить целостное представление о конкретном ребенке. При этом важно не только правильно подобрать методики, но и располо­жить их в определенном порядке, чтобы ребенок не устал, не отка­зался от работы.

Анализируя полученные данные, важно установить взаимосвязь между отдельными особенностями и сторонами психики обследуе­мого ребенка (познавательными способностями, личностными ка­чествами, характером общения). На основании такого анализа со­ставляется психологическая характеристика, в которой дается ком­плексное описание психологических черт данного ребенка, а также основные причины появления тех недостатков и отклонений, кото­рые были выявлены в процессе обследования. Ведь в реальной жизни все стороны психики влияют друг на друга, и, например, не­успешность в учебной деятельности может быть связана как с отста­ванием познавательного равзвития, так и с высокой тревожностью или замедленным темпом ориентировки детей. В свою очередь осо­бенности памяти и уровень мышления определяют и некоторые ка­чества личности, например, уровень притязаний или агрессивность ребенка, особенности его общения.

Правильная диагностика — первый шаг в организации коррек­ции психических отклонений, так как она показывает, что является первопричиной нарушений в психическом развитии, какие качест­ва хуже всего сформированы. Таким образом на основании психо­логической характеристики составляется план коррекции — от по­мощи ребенку в исправлении простых недостатков до компенсации сложных дефектов. Составление такой характеристики являетсяне простой задачей даже для практического психолога; для успешной работы нужна некоторая практика и, главное, соблюдение основных правил работы с тестами, потому что непрофессиональный подход к диагностике может принести больше вреда, чем пользы.

Обследование, как правило, начинается с беседы со взрослыми, (другими воспитателями, учителями, родителями) в том случае, если они обратились к Вам с определенными жалобами на ребенка. В процессе беседы Вам необходимо четко определить характерпретензий к ребенку и причин недовольства им.

Собственно обследование ребенка начинается с анализаеговнешнего вида и его реакции на ситуацию обследования. При этом надо обращать внимание на то, насколько ребенок открыт для кон­такта, проявляет ли он активность (например, изучает обстановку в комнате, рассматривает с интересом игрушки, предметы, стоящие в ней) или он расторможен, т.е. крутится на месте, порывается встать, вертит что-то в руках или просто болтает руками или нога­ми. Фиксируется и проявление заторможенности, напряженности, проявляемое ребенком, стремление сесть или встать в уголок, неже­лание обращать на себя внимание, боязнь вступить в разговор.

Все эти факты связаны как с психодинамическими (врожденными) особенностями ребенка (например, с импульсивностью или регидностью), так и с качествами его личности (например, с тревож­ностью или демонстративностью). Полученные при наблюдении данные в дальнейшем сопоставляются с данными тестов и помога­ют понять природу интеллектуальных или эмоциональных отклоне­ний ребенка.

При обследовании важно чередовать методики таким образом, чтобы методы, направленные на изучение памяти, следовали за ме­тодиками, направленными на анализ мышления, а изучение воспри­ятия следовало за исследованием креативности. Начинать диагностику рекомендуется с рисования (как на свободную, так и на задан­ную тему), давая ребенку время войти в ситуацию обследования. Вначале даются и задания на исследования памяти, так как необхо­димо время (не меньше 20 минут) для исследования отсроченного воспроизведения. В то же время личностные методики предлагают­ся детям в конце работы, после того, как новизна ситуации для него сгладится и наладится контакт между взрослым, проводящим диа­гностику, и ребенком. Эта последовательность сохраняется и в том случае, если обследование проводится не единовременно, но в тече­ние нескольких занятий.

При проведении диагностики необходимо запомнить несколько основных правил, без которых Ваша работа не будет успешной.

1. Каждая методика направлена на измерение очень узкого, спе­циального качества — какого-то вида внимания, памяти, мышления ребенка. Нет методик, которые бы измеряли сразу все, нет методик, на основании которых Вы бы могли сразу понять все в ребенке и дать общую характеристику его личных качеств, способностей, осо­бенностей его общения или стиля деятельности, его познаватель­ных процессов. Поэтому для составления психологической характе­ристики необходимо использовать не меньше 10—15 разных тестов.

2. Обязательно обращайте внимание на инструкцию, которая да­ется в каждой методике. Помните, что неправильная инструкция может полностью изменить содержание задания и, следовательно, полученный Вами результат.

3. Не забывайте о том, что каждая методика рассчитана на опре­деленный возраст. Поэтому внимательно следите за тем, чтобы воз­раст исследуемого ребенка совпадал с тем возрастом, для которого составлена данная методика. Существуют методы, которые можно использовать в разных возрастных группах. В таких случаях обра­щайте внимание на инструкцию и способ подачи материала для каж­дого возраста.

4. Результаты, полученные Вами, также не могут быть одинако­вы для разного возраста. Поэтому будьте внимательны при интер­претации результатов, обязательно сверяйте их с нормативностью, т.е. с теми результатами, которые типичны для детей данного воз­раста. Помните и о том, что только по данным одной методики, даже если результаты ребенка ниже, чем должны быть в норме, еще нельзя сделать вывод о его «глупости» или отсталости, так же как и об одаренности. Такой вывод может быть сделан только в том слу­чае, если данные всех интеллектуальных тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.

5. Многие методики требуют специального «стимульного материа­ла», т.е. карточек, текстов, картинок, которые предлагаются ребенку. Не забывайте, что все инструкции о порядке предъявления и способе подачи этого материала обязательны; при несоблюдении их или изме­нении самого материала Вы получите совершенно иной результат.

6. Существуют так называемые субъективные и объективные ме­тодики, способы анализа полученных результатов. Одни из них имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов, другие требуютне количественной,но качественной интерпретации; хотя работать с ними труднее, часто эти методы дают более важные данные о психическом состоянии ребенка. Однако при ра­боте с ними надо проявлять особое внимание и сверять полученные результаты с показателями, полученными в других тестах.

7. Никогдане пытайтесь давить на ребенка, т.е. работать с ним без его добровольного желания. Отвержение ребенком ситуации обследования может нарушить весь процесс диагностики и Вы полу­чите неверные результаты. Старайтесь также не подчеркивать, что Вы проверяете ребенка, как бы экзаменуете его, это приведет к на­пряженности, скованности и также нарушит объективность полу­ченных данных. Можете включить обследование в процесс любой совместной деятельности, даже игровой, но только в том случае, если ребенок может и в процессе этой игры сосредоточиться, при­нять задание, а не бросить его на полпути, если оно ему покажется скучным или трудным. Словом, Вы должны заинтересовать его дан­нойдеятельностью и добиться внимания к ней.

• Вопросы и задания

1. Перечислите закономерности психического развития младенцев, открытые Н.М. Щеловановым и А. Гезеллом.

2. Расскажите, каким образом восприятие влияет на развитие мыш­ления в раннем и дошкольном возрасте.,

3. Назовите, какие виды деятельности являются наиболее значимыми для развития восприятия и мышления в первые годы жизни и почему?

4. Перечислите закономерности развития мышления детей, описанные Ж. Пиаже.

5. Расскажите, каким образом, по мнению Л.С. Выготского, развива-J ется волевая регуляция познания и поведения в дошкольном возрасте.

6. Опишите развитие самооценки детей в раннем и дошкольном возрасте.

7. Сформулируйте индивидуальные особенности ребенка и покажите, как они влияют на развитие его личности.

8. Расскажите о необходимости комплексного подхода к диагности­ке детей.

 

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ГЛАВА4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.