Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическое обеспечение педагогического процесса




 

Психологическое обеспечение педагогического процесса в услови­ях дошкольного учреждения является важным направлением дея­тельности детского практического психолога. Здесь, педагогичес­кий процесс мы рассматриваем как систему педагогических воздей­ствий с образовательными и воспитательными целями, где образо­вание предусматривает «накопление» знаний, умений, навыков общественно-исторического опыта, а воспитание подразумевает формирование определенных социальных установок (понятий и принципов), ценностных ориентациий (морально-этических норм), определяющих сознание и поведение человека. В том и другом слу­чае педагогические воздействия опираются на психологические за­коны и механизмы онтогенетического развития. Кроме того, педа­гогический процесс соотносится с психологическими закономер­ностями формирования личности в условиях специально организованной системы воздействий.

Таким образом, разделяя педагогический процесс на образовательный и воспитательный, мы тем самым дифференцируем его психологическое обеспечение. Обеспечение образовательного процесса осуществляется на основе психологического сопровождения образовательных (развивающих) программ; а обеспечение воспита­тельного процесса осуществляется на основе психологизации воспитательных стратегий.

Остановимся подробнее на каждом из направлений психологического обеспечения.

Программа — базовый документ детского дошкольного уч­реждения, определяющий содержание и направление работы Епедедагогов и воспитателей. С 1962 по 1992 г. «Программа воспита­ния и обучения в детском саду» (типовая программа) являлась обя-йзательным документом, в соответствии с которым осуществлялся педагогический npoiiцecc в дошкольном учреждении. «Работа по еди­ной, жестко регламентированной программе приводила к единооб­разию форм, содержания и методов педагогического процесса». Пе­дагоги ориентировались на унифицированный и идеологизирован­ный стандарт в воспитании и образовании, что негативно отража­лось на психическом здоровье и развитии детей.

В настоящее время созданы правовые условия для разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми дошкольного возрас­та. Основным тезисом преобразований в контексте общественного дошкольного воспитания является «гуманизация и повышение эф­фективности педагогического процесса» на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Прежде всего, преобразо­вание обеспечивается созданием дошкольных учреждений разного типа на основе вариативности содержания, форм организации и обеспечения педагогического процесса: государственные и коммер­ческие детские сады, детские лицеи и центры, прогимназии. Вариа­тивность типов дошкольных учреждений напрямую связана с вариа­тивностью образовательных (развивающих) программ для детей до­школьного возраста («Радуга», «Развитие», «Истоки», «Диалектика» и пр.). Изначально дифференциация программ основывается на различении целей и задач психолого-педагогических воздействий. Некоторые из них способствуют общему развитию и образованию дошкольников (общеразвивающие, базисные программы), другие обеспечивают развитие специальных способностей детей (специа­лизированные программы).

Программы общеразвивающего типа включают в себя базисные на­правления и цели психолого-педагогических воздействий соответ­ственно возрастным этапам онтогенетического развития. Своеобра­зие общеразвивающих программ, их отличие друг от друга связаны с исходными теоретическими представлениями о процессе разви­тия.

Своеобразие специализированных программ заключается в необхо­димости кроме теории общего (онтогенетического) развития пред­ставить также концепцию особенностей предметного (специально­го) развития детей. Что подразумевает глубокое проникновение в логику предметов (изобразительного и музыкального искусств, структур языка и физико-математических построений).

Поскольку администрация и педагогический коллектив до­школьного учреждения могут определять выбор той или иной обра­зовательной программы, встает вопрос о критериях выбора и тех­нологиях программного обеспечения. Поставленные вопросы могут быть решены посредством систем специального обеспечения программ (методического, педагогического, психологического). Они принципиально различны по целям, задачам, методам, а также позициям специалистов, осуществляющих данную деятельность. Предлагаемая система психологического обеспечения универсаль­на, а значит, приемлема для всех видов типовых и альтернативных программ. Кроме того, она адаптирована к отечественной системе дошкольного воспитания в современных условиях. Структура дан­ной системы представляет собой три взаимосвязанных раздела на основе последовательно осуществляемой деятельности: «Введе­ние», «Адаптация», «Текущее обслуживание».

 

Раздел 1. Введение

Подготовительный этап

Цель: Констатация готовности к введению образовательной про­граммы.

Содержание деятельности:

— выявление уровня психического здоровья детей;

— дифференциация психического развития детей на основе парциальных, индивидуальных, групповых, возрастных различий;

— выявление возможности актуализации тех показателей психи­ческого развития детей, на которые опирается концепция развития определенной программы.

К примеру, возможность оперирования диалектическими ум­ственными действиями (обращение, превращение, сериация) как базовый показатель для введения программы «Диалектика» (автор Н.Е. Веракса) или возможность активизации ориентировочных дей­ствий (способностей) как важное условие введения программы «Развитие» (авторский коллектив под руководством Л.А. Венгера).

В результате заданной диагностической деятельности определя­ется общая и специальная психологическая готовность детского кон­тингента к введению той или иной образовательной программы.

Параллельно осуществляется диагностическая деятельность по определению психологической готовности педагогического коллек­тива дошкольного учреждения, исключая аспекты профессиональ­ной компетентности:

— выявление степени мотивации введения программы у педаго­гов и воспитателей;

— выявление индивидуальных (психологических и психофизио­логических) особенностей педагогов и воспитателей как условий результативного освоения и принятия программного содержания. Дифференциация готовности отдельных педагогов и педагогичес­кого коллектива в целом осуществляется в соответствии с про­граммными требованиями.

 

К примеру, одной изосновных задачпрограммы "Радуга"(авторский коллектив под руководствомГ.ИН. Дороновой иС.Т. Якобсон) является «ре­ализация в каждом возрастном периодедошкольного детствасоответству­ющих форм общения воспитателя с детьми"», базирующаяся на концепции онтогенеза общенияМ.И. Лисиной,.Это предусматривает развитие и акти­визацию определенныхформ и средств общения у детей разныхвозраст­ных групп. Воспитатель, ориентированный на авторитарный стильобще­ния, трудно адаптируется к партнерским взаимоотношениямс детьми, илипедагог с закрепленным стилем воздействийбез психологической помощи редко отказывается от заданности форм исредств общения.

 

В итоге констатируется готовность детского и педагогического коллектива к введению той или иной образовательной программы с определением режима ввода. Обоснованием заключения психо­лога являются диагностические материалы подготовительного этапа,

Варианты введения программы:

1. Введение без изменений программного содержания (базовое):

— фронтальное (все возрастные группы дошкольного учрежде­ния),

— возрастное (группы дошкольного учреждения одной возраст­ной параллели),

— групповое (отдельные группы дошкольного учреждения).

2. Введение с кмодификационнымиизменениями программного содержания (экспериментальное):

— фронтальное,

— возрастное,

— групповое.

3. Введение с профессиональнымобучением педагогическогоколлектива.

4. Введение с профессиональным консультированием педагоги­ческого коллектива.

Первые два режимаобосновываются результатами психодиаг­ностики детей, третий и четвертый — педагогов и воспитателей.

Основной этап

Цель: Введение программы как основной педагогической страте­гии и технологий воспитанияи обучения детей в дошкольном уч­реждении.

Содержание деятельности: организациясистемы психолого-педа­гогических мероприятийв соответствии с программными требова­ниями.

 

К примеру, программа«Диалектика» предусматриваетвзаимодействие методов интеллектуального структурирования и личностно-эмоциональной стабилизации наоснове предметных циклов занятий (философия, сказка, биология, математика, история и пр.) и стабилизирующего ком­плекса.

Программное содержание «Радуги»накладывается на процесс жизнеде­ятельности детей в дошкольном учреждении по типам взаимодействиясо взрослым: специальноорганизованная деятельность (занятие),совместная деятельность, самостоятельная (свободная) деятельность.

Раздел 2. Адаптация

Цель: Адаптацияобразовательной программы к конкретным ус­ловиям функционирования.

Содержанише деятельности:

модификация программного содержания;

— — констатация результатов адаптации программного содержания.

К примеру, практически все образовательные программы осно­вываются на возрастной дифференциации, где каждому возрастно­му этапу соответствует программное содержание, определяющее развитие детей. Дошкольные учреждения с системой разновозраст­ных групп при вводе общеразвивающих программ должны модифи­цировать программное содержание, методы и формы его организа­ции в соответствии с возрастным составом групп.

Раздел 3. Текущее обслуживание

Напрямую зависит от концепция развития и заложенных в них показателей динамики развития. Они могут быть представлены комплексами достижений, системами ЗУПНов (знаний, умений, на­выков), блоками новообразований и т.д. По этой причине боль­шинство образовательных программ имеют системы текущего- обеспечения, адаптированные для данного программного содержа­ния. Чаще всего они построены в форме психолого-педагогической диагностики.

Цель: Обеспечение концептуальной целостности программного содержания и нпсихолого-педагогических воздействий в конкретных условиях функционирования образовательной программы.

Содержание деятельности:

психологизация программного содержания в контексте реаль­ного педагогического процесса;

— констатация показателей динамики развития в соответствии с программными требованиями.

Рассмотренное выше психологическое обслуживание образо­вательных программ определяет содержательный компонент сис­тем психологического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении. Но, как и всякая система специального обеспечения, она включает также и процессуальный компонент, который позволяет оптимизировать педагогические воздейст­вия. Известно, что всякие специально организованные воздейст­вия на детей должны быть психологически обоснованными. По этой причине при организации занятий в дошкольном учрежде­нии как формы специально организованной деятельности психолог помогает педагогу ответить на вопросы: «Что делать?» и «Как де­лать?»

Рассмотрим содержание психологической помощи педагогу на основе психологических рекомендаций к занятиям познавательно­го цикла:

1. Планирование. Использовать перспективное планирование для организации систематического познавательного развития детей. Только система воздействий может обеспечить высокий уровень ус­воения информации и развития познавательных процессов.

2. Подготовка. Помнить о познавательной нагрузке занятий.С цельюоптимизации нагрузки можно использовать:

— блоки дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия;

— модификационные и усложненные варианты развивающихигр.

3. Структура. В занятиях познавательного цикла должны при­сутствовать следующие блоки:

— вводящие новую информацию (навыки, операции);

— закрепляющие новую информацию;

— систематизирующие новую информацию.

 

Пример структурного построения:

Информативная беседа, показ.

Развивающая игра, наблюдение.

Обобщающий и классифицирующий анализ (систематизация).

 

4. Форма. Использовать в работе комплексные занятия (сочета­ние методических и обучающих приемов в контексте одного вида деятельности) и комбинированные занятия (сочетание нескольких видов деятельности в контексте одного занятия). Это способствует структурированию познавательного развитияна основе цепи: вос­приятие — мышление — воображение.

5. Контроль и диагностика. Систематически самостоятельно проводить:

контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в соответствии с программным содержанием (1 раз в 2 месяца);

психолого-педагогическую диагностику для выявления динами­ки психолого-педагогических характеристик развития (2 раза в год).

Данные формы контроля и тестирования свидетельствуют о ре­зультативности педагогических воздействий.

Психологическое обеспечение воспитательного процесса осно­вано на психологизации стратегий воспитания. Психологизирован-ная стратегия воспитания представляет собой совокупность психо­логических установок, задающих направление педагогических воз­действий.

Основной установкой является признание самоценности и уни­кальности каждой личности. Этот тезис во многом должен опреде­лить позицию воспитателя по отношению к детям. Формирование данной позиции осуществляется в процессе диалогического обще­ния взрослого с ребенком при определенных условиях:

признание права ребенка на собственную точку зрения (собст­венное «я»);

предоставление ребенку права выбора (альтернативы) разреше­ния жизненных ситуаций;

сотрудничество и партнерство во взрослой и детской деятель-ностях.

Следующая психологическая установка — позитивное принятие личности ребенка с опорой на положительные ожидания (аван­сирование). Положительные либо отрицательные ожидания реали­зуются через прогноз поступков и регулируются системой поощре­ний и наказаний. Известно, что ребенок вырастает таким, каковы проецируемые на него ожидания взрослых. Несмотря на это, роди­тели и воспитатели часто говорят: «я так и знал(а), что ты испачка­ешься (подерешься, разобьешь вазу, упадешь...)».

Содержание ожиданий может быть разным, а вот преобладаю­щий знак констатирует принятие или отталкивание личности ре­бенка.

Немаловажным условием психологизации стратегиивоспитанияявляется учет индивидуальных особенностей ребенка.

У детей одной возрастной группы широко дифференцируются прежде всего психофизиологические особенности, связанные с функционированием нервной системы. Это различения в темпе жизнедеятельности, стеничности, как показателе работоспособнос­ти, и пластичности нервных и психических процессов.

 

К примеру, у двух детей одного возраста может наблюдаться разница временного удержания работоспособности от 5 до 40 минут. При равном уровне развития произвольности один ребенок 5-летнего возраста может регулировать свое поведение, а другой — не в состоянии это сделать.

 

Воспитатели и родители чаще всего ориентируются на среднюю возрастную норму развития. Хотя при оценке индивидуального хода развития ребенка жесткая ориентация на норму неприемлема. Для определения объективного подхода к конкретному ребенку кроме возрастных и функциональных норм развития необходимо учитывать возможность ситуативных изменений (снижение темпа, эмоциональное торможение — возбуждение и пр.).

Особое место занимает установка на личностное преобразова­ние взрослого, т.е. на работу родителей и воспитателей над собой. Позиция самопреобразования необходима при выстраивании педа­гогической стратегии, так как личность взрослого, ответственного за воспитание,имеет большое значение.

 

К примеру, авторитарный, агрессивный стиль воспитания способству­ет формированию у детей собирательного «злого» образа взрослого.

 

Агрессивные и фрустрационные реакции взрослых не должны «сбрасываться» на ребенка, так как этот опасный и безнаказанный способ разрядки наносит огромный вред психическому здоровью детей.

В контексте общей профессиональной стратегии детского прак­тического психолога дошкольного учреждения психологическое обеспечение педагогического процесса организуется как плановая деятельность и деятельность по запросу администрации и педагоги­ческого коллектива. Осуществляется данная деятельность посредст­вом психологического анализа занятий и игр, текущей и контроль­ной психодиагностики, психоэкспертирования Ии психологического консалтинга.

В завершение следует отметить, что представленный «комплекс­ный», междисциплинарный подход к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста способствует решению профессио­нальной проблемы детских специалистов — проблемы практическо­го психолого-педагогического сотрудничества.

 

• Вопросы и задания

 

1. Сформулируйте предмет и содержание диагностической деятель­ности детского практического психолога.

2. Дайте классификацию основных характеристик психического развития детей дошкольного возраста.

3. Определите специфику психодиагностических методов в кон­тексте детской практической психологии.

4. Перечислите виды психодиагностических средств (тесты и мето­дики). Приведите примеры.

5. Опишите подготовительный (адаптационный, основной, интер­претационный, заключительный) этап психологического обсле­дования в условиях дошкольного учреждения.

6. Сформулируйте правила тестированиядетей дошкольного воз­раста.

7. Сформулируйте правила коррекционной деятельности детского практического психолога.

8. Определите предмет и содержание психокоррекционных воздей­ствий в условиях дошкольного учреждения.

9. Сформулируйте особенности организации и проведения психо­коррекции в условиях дошкольного учреждения.

10. Выделите направления психопрофилактической деятельности детского практического психолога.

11. Сформулируйте особенности организации и проведения психо­профилактики в условиях дошкольного учреждения.

12. Определите содержание и направление психологического про­свещения в условиях дошкольного учреждения.

13. Раскройте понятие «психологическое консультирование». Опре­делите его специфику в условиях детского сада (детское образо­вательное учреждение).

14. Перечислите основные виды психологических запросов родите­лей детей дошкольного возраста.

15. Дифференцируйте психологическое обеспечение педагогического процесса в дошкольном учреждении в соответствии с обра­зовательными и воспитательными целями.


16. Дайте определение общеразвивающим и специализированным программам для дошкольных учреждений.

17. Приведите примеры альтернативных образовательных про­грамм для детей дошкольного возраста.

18. Сформулируйте цели и содержание системы психологического обеспечения по разделам: введение, адаптация, текущее обслу­живание.

19. Определите назначение психологизации педагогического про­цесса в дошкольном учреждении.

20. Сформулируйте содержание психологизации стратегий воспита­ния детей.

21. Перечислите основные психологические установки, определяю­щие стратегию воспитания детей.

22. В целях освоения психодиагностической деятельности, форми­рования навыков тестирования, анкетирования, проведения бесед, обработки диагностических данных:

составьте стратегию диагностики:

познавательного развития дошкольников,

коммуникативного развития дошкольников,

личностно-эмоционального развития дошкольников,

по выбору;

фиксируйте направления и содержание психодиагностичес­кой деятельности;

проведите диагностику психического развития дошкольника с использованием:

стандартизированныхтестов,

проективных тестов,

дифференцирующих методик,

дифференцирующего наблюдения.

23. Проведите лабораторное занятие:

разработайте программу психологического обследования детей:

3—4 лет,

4—5 лет,

6—7 лет;

проведите психологическое обследование детей дошкольного возраста:

подготовительный этап,

адаптационный этап,

основной этап,

интерпретационный этап,

заключительный этап.

24. В целях освоения психокоррекционной и психопрофилактичес­кой деятельности детского практического психолога, формиро­вания навыков организации и проведения коррекционно-профилактических мероприятий:

дифференцируйте проблему психического развития на мате­риалах диагностического обследования детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с определением психокор­рекционной стратегии;

составьте психокоррекционную программу с определением типов, видов, форм и средств коррекционных воздействий по следующим направлениям:

отклонения и проблемы познавательного развития,

отклонения и проблемы развития личности,

отклонения и проблемы эмоционального развития,

отклонения и проблемы коммуникативного развития,

отклонения и проблемы психомоторного развития,

другое (по выбору);

составьте конспект психокоррекционого занятия (игры) для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с определением задач и средств коррекционных воздействий;

составьте план психопрофилактических мероприятий в ус­ловиях дошкольного учреждения для разных возрастных групп.

25. Подготовьте стендовый практический материал рекомендательного характера для родителей (тематика по выбору):

составьте план мероприятий по психологическому просве­щению:

родителей,

воспитателей,

педагогов;

проведите индивидуальную консультацию с родителями детей дошкольного возраста (обработка и удовлетворение за­проса).

26. Проанализируйте базовые теоретические положения с опреде­лением «концепции развития» следующих образовательных (развивающих) программ для детей дошкольного возраста:

«Развитие»;

«Истоки»;

«Радуга»;

«Типовая» программа «Диалектика»;

По выбору.

Сделайте психологический анализ:

занятия познавательного иэстетического циклов в контекс­те функционирующей в дошкольномучреждении программы(задание для лабораторного занятия);

совместной деятельности воспитателя с детьми (задание для лабораторного занятия);

самостоятельной деятельности детей (игры) (задание для ла­бораторного занятия).

Сформулируйте психологические рекомендации по результатам Вашей деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.