Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анна И., 5 лет 4 месяца




Николай А., 5 лет 8 месяцев

Сведения о родителях: о матери есть, отец не указан.

Диагноз — выраженная задержка интеллектуального и речевого разви­тия.

Дата поступления — отказной.

Обследование познавательной сферы:

1. Восприятие: различает четыре основные формы, основные цвета по образцу и слову.

2. Решил задачи с тремя предметами. Исключить четвертое (лишнее) изображение с картинки не смог, лишние детали в изображении предметов увидел, но не смог объяснить.

3. Внимание: устойчивое, трудно переключаемое. Испытывая затрудне­ния с выполнением заданий, все равно старается их выполнить.

4. Из 10 предложенных слов после первого предъявления воспроизвел одно слово, допустил три ошибки, после двух предъявлений — три, после трех — четыре, после четырех и пяти — пять.

5. Воображение: 8;3 (присвоенный ответ в сравнении с образом).

6. Уровень познавательного развития ниже возрастной нормы.

Обследование речевой сферы:

1. Фонематический слух не сформирован.

2. Общается с помощью простых фраз. Слоговая структура не нарушена.

3. Словарный запас ниже возрастной нормы.

4. Стертая форма дизаритрии.

Обследование эмоционально-волевой сферы:

1. Контактен. Склонен к «застреванию» на отрицательных эмоциональ­ных состояниях, к возникновению страхов, инфантилен, раним.

2. В доступных по сложности заданиях действует адекватно, используя целенаправленные пробы.

3. Ориентирован на социальные нормы, но занимает двойственную по­зицию: с одной стороны, имеет тенденции к нарушению норм, с другой — боязнь наказания за это.

Самооценка и притязание на признание: самооценка, не сформирована, пре­тендует на успех в деятельности и высокий статус в группе, микрогруппе.

Сведения о родителях: мать —бомж, отец имеет двоих детей,место жи­тельства неизвестно.

Диагноз — задержка речевого развития.

Дата поступления — отказная.

Обследование познавательной сферы:

1. Восприятие: различает по образцу цвета и формы, называет их.

2. Мышление: решает задачи в пределах 4; переносные смыслы не пони­мает, с заданиями на доске Сегена справляется успешно, на кубиках Коосса — только с подсказки взрослого.

3. Внимательна.

4. Память: после первого предъявления из десяти предложенных слов воспроизвела четыре слова, после двух — шесть, после трех — восемь, после пяти — десять.

5. Воображение (повторение ответа по образцу).

6. Уровень познавательного развития в целом соответствует возрасту.

Проявляет хорошую познавательную активность.

Обследование речевой сферы:

1. Фразы строит правильно, мысли выражает доходчиво.

2. Запас слов ниже среднего уровня.

3. Задержка речевого развития.

Обследование эмоционально-волевой сферы:

1. Эмоциональный статус в норме.

2. Осуществляет планирование своей деятельности, действует целена­правленно и последовательно.

3. Успешно усваивает социальные нормы, хорошо социально адаптиро­вана.

Самооценка и притязание на признание, самооценка в норме — положи­тельная. Уровень притязаний высокий, притязает на признание и оценку взрослого. Сформировано ценностное отношение ксебе.

 

Приведенный краткий анализ особенностей личностного разви­тия детей, находящихся в ситуации депривации, закономерно ставит вопрос о возможности снятия ее последствий или хотя бы сглажи­вания, коррекции их. Мы, безусловно, понимаем, что ликвидация последствий любой аварии — экологической, технической или лич­ностной, как в данном случае, не может стереть всех ее следов, од­нако нивелирование их, для того, чтобы человек мог адаптировать­ся в обществе, хотя и сложно, однако возможно. Следует говорить о глобальных способах решения проблемы и таких, которые позволи­ли бы реализовать ее «в заданных условиях».

К числу глобальных решений мы относим такие, как перевод всех детских домов за черту города. Поселение детей «на земле», где непосредственное общение с природой, добывание «хлеба насущно­го» своими руками, обучение ремеслу и целый ряд других факторов позволят в корне изменить «социальную ситуацию развития». Путь этот очень сложен, но возможен (Мухина, Счастная).

Создание детских домов семейного типа, попечительские (фостерские) семьи — это также один из путей изменения ситуации.

Кроме того, существует и способ изменения последствий депри­вации путем реабилитации и коррекции. В этом направлении уже сделаны значительные шаги. Мы можем говорить о системе воспи­тания, направленной на стирание последствий депривации — это система, предложенная Мухиной и внедренная под ее руководством в Доме детства в Ганске Яруловым и др.

Можно говорить и о некоторых программах, направленных на реабилитацию отдельных личностных качеств (агрессивности, тре­вожности) и обучение эффективному эмоциональному взаимодей­ствию, разработанных Т.Н. Счастной и внедренных Ю.В. Егошкиным (1994—1995) в Шереметьево-Песоченском детском доме (Ря­зань) и Л.В. Маликовым (1995—1997) в Доме детства в Оренбурге. Имеется и много других достаточно эффективных программ, разработанных отечественными педагогами и психологами и внедряе­мых в практику работы Домов детства (Калуга, Ульяновск).

При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические но­вообразования (развитие перцептивных действий, уровень разви­тия наглядно-образного мышления), уровень развития ведущей дея­тельности — игровой, а также типичных видов деятельности — кон­струирования и рисования.

При этом важно помнить, что умственное воспитание происхо­дит, с одной стороны, в процессе развития основных форм мышле­ния (наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логи­ческого), а с другой — в процессе формирования элементарных сис­тематических знаний и представлений об окружающей действи­тельности.

Учитывая особенности социальных условий жизни детей-сирот, считаем, что в основе диагностики их умственного развития долж­но лежать понимание познавательных психических процессов как ориентировочных действий, направленных на обследование пред­метов и явлений, выяснение и запечатление их свойств и отноше­ний.

Опыт обследования детей дошкольного возраста показывает, что основными параметрами умственного развития можно считать:

принятие задания;

понимание условий задания;

способы выполнения (хаотические действия, примеривание, це­ленаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);

обучаемость в процессе обследования;

отношение к результату своей деятельности.

Такой подход к оценке действий ребенка позволит определить не только «актуальный» уровень развития, но и потенциальный, т.е. зону ближайшего развития. Это, в свою очередь, дает возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения каждого ребенка.

Важной задачей обследования детей 4—5-го годов жизни являет­ся изучение их уровня развития ориентировочно-познавательной деятельности. Дети с нормальным интеллектом решают практичес­кие и проблемно-практические задачи методом целенаправленных проб. В этом возрасте у детей развивается сюжетная и появляется сюжетно-ролевая игра. Кроме того, отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности (рисование, конструирование и др.).

При обследовании детей 6-го года жизни должны учитываться следующие психологические новообразования: решение задач мето­дом практического примеривания, а в некоторых случаях — мето­дом зрительной ориентировки; сюжетно-ролевая игра; отражение сюжета в продуктивных видах деятельности.

 

• Вопросы и задания

1. Расскажите, какой смысл вкладывается в термин «депривация».

2. Назовите причины депривации психического развития в детском возрасте.

3. Перечислите виды депривации, чаще всего встречающиеся в мла­денчестве и раннем детстве.

4. Назовите наиболее распространенные при депривации наруше­ния в познавательном развитии детей дошкольного возраста.

5. Перечислите, что характерно для общения и эмоциональных ре­акций детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах.

6. Расскажите, чем отличается диагностика детей, растущих в усло­виях депривации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.