Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания. При изучении данной темы целесообразно особое внимание уделить проблеме развития феодальных отношений на Руси




При изучении данной темы целесообразно особое внимание уделить проблеме развития феодальных отношений на Руси. Для этого необходимо обратить внимание на определения терминов «феодализм», «раннефеодальное государство», «феодальное общество» - в том числе, в виде проверки остаточных знаний, полученных в рамках школьного курса истории, подготовить проблемные вопросы в рамках семинарского занятия: если мы говорим о раннефеодальном государстве, то какие признаки феодального общества отсутствовали в Киевской Руси?; почему многие дореволюционные историки отрицали сам факт наличия феодальных отношений на Руси? Понимание специфической природы системы землевладения в Древней Руси, построенной на взаимоотношениях внутри правящей княжеской династии, осознание принципов наследования уделов в дальнейшем позволит лучше понять предпосылки распада Древнерусского государства. При определении последних особое внимание нужно уделить выделению субъективных и объективных предпосылок. Говоря о последствиях распада Древней Руси, наряду с традиционно называемыми отрицательными последствиями необходимо особо отметить положительные: сохранение этнического, религиозного и культурного единства Руси в рамках политической раздробленности, рост городов и развитие ремесел и культуры отдельных регионов, появление новых политических центров, которые в дальнейшем могли бы начать объединение русских земель.

 

Работа с документами:

Документ 1:

«Русская Правда» о кровной мести.

Если убьет свободный человек свободного, то за него мстит брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает пли не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого; если убитый будет русин, или гридин, или купчина, или ябетник, или мечник, если он изгой будет или словенин, то уплатить за него 40 гривен.

 

Вопросы:

1. Чем можно объяснить сохранение кровной мести на Руси к моменту образования государства?

2.Какой основной принцип был в то время положен в основу судопроизводства и возмещения убытков?

 

Документ 2.

Из «Поучения…» Владимира Мономаха.

...В дому своем не ленитесь, но сами смотрите за всем; не по­лагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы не посмеялись приходящие «К вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим». Выйдя на войну, не ленитесь, не надейтесь на воевод, не угож­дайте питью, ни еде, ни спанью; стражу сами расставляйте и ночью, везде расставив караулы, около воинов ложитесь, а вста­вайте рано; да оружия не снимайте с себя второпях, не огля­девшись из-за лени, - от этого внезапно человек погибает. Остерегайтесь лжи и пьянства - от этого погибает душа и тело. Куда ни пойдете по своим землям, не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам пакости делать ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. А куда ни пойдете, где ни остановитесь, везде напоите и накормите просящего. Больше всего чтите гостей, откуда бы он к вам ни пришел - простой ли человек, или знат­ный, или посол - если не можете одарить его, то угостите едой и питьем. Эти люди, ходя по разным землям, прославят челове­ка или добрым, или злым. Больного посетите, мертвого пойдите проводить, ведь все мы смертны. Не проходите мимо человека, не приветив его добрым словом. Жену свою любите, но не да­вайте ей над собой власти... Что знаете хорошего, того не за­бывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как мой отец: он, дома сидя, изучил пять языков. 3а это уважают и в других землях. А леность - мать всему дурному, что и знает, то забудет, а чего не знает, тому не учится; вы же, поступая хорошо, не ленитесь ни на что доброе…­

 

Вопросы:

1. Какие качества Владимир Мономах считает необходимыми для князя, а какие вызывают у него осуждение?

2. Насколько сам Мономах соответствует описанному в «Поучении…» образу идеального князя-правителя? Какую информацию о его личных качествах можно почерпнуть из текста?

3. Почему столь много внимания в тексте уделяется вопросам морали и этики?

Документ 3.

«Повесть Временных лет» о Любеческом съезде князей.

В лето 1097. Пришли Свято­полк, и Владимир, и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира. И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доны­не. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охра­нять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою... и на этом целовали крест: если кто пойдет на кого (войной), то на того будем все...», и, принеся клятву, разошлись восвояси...

 

Вопросы:

1.С какой целью князья договорились о совместных действиях? Какие последствия имело это решение?

2.Где в тексте можно найти подтверждение тезису о том, что Любечский съезд князей «узаконил» феодальную раздробленность Руси?

 

Документ 4.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.