Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности организации социальной работы. 2 страница




Как показывает социальная практика, добиться общественного признания можно лишь в том случае, если конкретной профессио­нальной деятельностью станут заниматься дипломированные спе­циалисты.

Однако для завоевания авторитета в обществе этого недостаточ­но — нужно еще убедить общественность в эффективности и полез­ности практики социальной работы для конкретных людей и обще­ства в целом. Этого можно добиться путем делегирования части кон­трольных функций над деятельностью социальных работников пред­ставителям общественности, что в определенном смысле обеспечи­вает социальную безопасность тем членам общества, которым ока­зывается помощь. Клиенту нужны гарантии качества социальной по­мощи, которые могут предоставить лишь дипломированные специа­листы, не только наделенные теоретическими знаниями и имеющие достаточный уровень практических навыков и умений, но и облада­ющие особыми душевными качествами, способные и готовые по­мочь человеку, руководствуясь чувством милосердия и человеколю­бия. Социальная работа — это единственная профессия, в которой определяющим критерием профессиональной пригодности являют­ся личностные качества (в первую очередь милосердие и человеко­любие), а затем уже знания, навыки и умения.

Таким образом, необходимо учитывать многообразие, неравно­ценность и социально-культурную детерминированность опыта со­циальной работы в каждом обществе, его социальной политики. Пути реализации социальной политики могут быть различными, однако основным ее проводником, как правило, является инсти­тут социальной работы.

Мировой социальный опыт свидетельствует о том, что социальная работа значительно способствовала социальному развитию разных обществ и мира в целом. Поскольку социальная работа как профессия развивает и обогащает свою профессиональную культуру, свою систему знаний, навыков и умений, добивается определенного общественного признания, она принимает на себя опре­деленные обязательства перед обществом и действует от имени об­щества и человека соответствующим образом.:

Овладение мировым опытом социальной работы с одновремен­ной разработкой собственных моделей, теорий и методов, основанных на культурных традициях, знании и учете состояния и возможностей российского общества, явится предпосылкой и одновременно прочной основой для дальнейшего развития профессии социального работника в России.

3. Когда пишут о социальной работе за рубежом, то обычно имеют в виду западноевропейские страны, США и Канаду. Однако в оп­ределенных формах, разными или похожими методами, с разной отдачей и эффективностью социальная работа ведется во всех стра­нах. Не является исключением и Россия. И хотя многие зарубеж­ные и российские исследователи отмечают, что социальная работа в нашей стране началась якобы лишь с 90-х годов XX столетия, это абсолютно неверно.

Прежде всего необходимо иметь в виду два аспекта в социальной работе, в социальной защите тех или иных слоев и групп населе­ния. Как вид деятельности, нацеленный на оказание поддержки, защиты оказавшихся в трудных ситуациях людей, социальная ра­бота появилась с момента возникновения и развития человеческого общества. Конечно же, она в разные периоды имела разный ха­рактер, осуществлялась разными методами и в разных формах, касалась далеко не всех слоев населения и по-разному оценива­лась обществом и его различными институтами. Как известно, помощь убогим, калекам, благотворительность имели место всегда. И разумеется, в России, на Руси, о чем свидетельствуют истори­ческие документы.

Однако только с конца XIX — начала XX в. социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности. Официаль­ное признание социальной работы как профессии, специальности, введение должности социального работника в официальных госу­дарственных документах осуществлено было в разных странах в разное время.

Далее, социальная работа становится актуальной тогда, когда общество, страна переживают тяжелые периоды, когда резко обост­ряются социальные проблемы. Причем решение этих проблем зависит от возможностей материальной (финансовой) базы соци­альной работы, а также от сущности и содержания социальной политики в обществе. Ведь многие проблемы социальной защиты обостряются не только в силу экономического положения в об­ществе, но и в результате социальной политики государства, осу­ществляемой в интересах только определенных групп населения. Ведь зачастую сначала проблемы в силу различных причин порож­даются, а потом с ними пытаются (успешно или безуспешно) бо­роться (что и демонстрирует ныне Украина). Вот почему социальная политика должна быть нацелена не только на оказание помощи тем или иным слоям населения, но и на предотвращение или (во всяком случае) смягчение тех или иных социальных проблем, скажем, безработицы, наркомании, преступности и т. д., т. е. иметь опережающий характер.

Изучение зарубежного опыта социальной работы предполагает использование ряда методов. Среди них можно выделить, как общие (исторический, системного анализа, сравнения и др.), так и более частные (опрос, наблюдение, анализ документов и т. д.) методы.

Исторический метод позволяет сравнить то, как шел процесс становления и развития благотворительности в тех или иных стра­нах, как зарождалась и развивалась профессиональная социальная работа.

Сравнительный метод позволяет выделить объекты сравнения, в том числе страны с учетом их уровня общественно-политического и социально-экономического развития. По этому признаку можно (и нужно) выделять страны капиталистические и некапиталисти­ческие (в последнем случае КНР, Вьетнам, КНДР, Кубу, а также социалистический период развития в нашей стране и в других странах).

Изучение опыта социальной работы за рубежом предполагаем также типологию стран по сложившимся системам социальной работы, в частности по роли государства в решении проблем социальной защиты населения. Именно по этому признаку ныне различают американскую (с преобладанием негосударственных форм помощи и поддержки социально слабых слоев) и европейскую системы (с преобладанием в последней государственных форм помощи и поддержки населения).

Сравнение социальной работы может быть также осуществлено с учетом преобладания рыночных или плановых форм ведения хозяйства. И в этом случае особенно важен опыт как ныне существующих, так и бывших социалистических стран, в которых весьма существенную роль в социальной поддержке населения играют (или играли) общественные фонды потребления, исполь­зуемые для обеспечения бесплатного образования, медицинского обслуживания, отдыха и т. д.

Системный метод позволяет изучать зарубежный опыт социаль­ной работы как целостную систему, включающую в себя такие эле­менты (компоненты), как объекты и субъекты, содержание, сред­ства, управление, функции и цели социальной работы. И в этом случае возможен сравнительный анализ как систем социальной защиты отдельных (или групп) стран в целом, так и отдельных наи­более важных их компонентов. Взаимосвязь страноведческого и субъектно-объектного, функционального (т. е. по направлениям) подходов естественна и неизбежна. В то же время каждый из них может преобладать в зависимости от поставленных целей и задач изучения социальной работы.

Ясно, что наряду с названными общими методами изучения зарубежного опыта социальной работы непременно используют и частные методы (наблюдения, анализа документов и т.д.) как в совокупности, так и каждого в отдельности.

Практика показывает, что при изучении зарубежного опыта могут быть использованы (и уже используются) такие формы (и приемы), как проведение международных конференций, кол­локвиумов и семинаров, «круглых столов», командировки, работа и учеба в социальных учебных заведениях и социальных службах зарубежных стран; подготовка совместных книг, брошюр, учебни­ков и учебных пособий и т. д. В связи с этим можно отметить раз­вивающиеся контакты с рядом учебных заведений США, ФРГ, Норвегии, Швеции, Финляндии, Мальты и других стран.

Указанные выше методологические и методические аспекты, на наш взгляд, очень важны для правильного понимания того опыта социальной работы, который накоплен как в отдельных странах, так и в различных регионах мира. В любом случае этот опыт необ­ходимо знать, ибо его изучение, осмысление и разумная адаптация могут иметь немалое значение для любой страны, в том числе, конечно, и для Украины.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные предпосылки возникновения профессиональной социальной работы?

2.В решении каких проблем участвуют профессиональные социальные работники?

3.Каково основное противоречие профессиональной социальной работы?

4.Каково соотношение между социальной работой, социальным благо­состоянием и социальной политикой?

5.Назовите общие, присущие всем странам тенденции развития соци­альной работы.

Вопросы для самоконтроля

1.Почему социальную работу определяют как социально конструируемую деятельность?

2.Почему опыт социальной работы отдельной страны конкретен и уникален?

3.Что определяет необходимость изучения зарубежного опыта соци­альной работы?

4. Каковы универсальные составляющие международного опыта соци­альной работы и чем они обусловлены?

Розділ 1.2. Технології соціальної роботи у зарубіжній практиці (Для самостійного вивчення)

Зміст:

1. Теоретичні моделі соціальної роботи за рубежем

2. Основні напрями соціальної роботи в зарубіжних країнах, їх технологічне забезпечення

Ключові слова: психолого-орієнтовані моделі, системні моделі, нейролінгвістичне програмування

Цілі та завдання вивчення розділу.

Успішне вивчення розділу дозволяє:

Мати уяву про основні теоретичні моделі соціальної роботи за рубежем

Знати Основні напрями соціальної роботи в зарубіжних країнах, їх технологічне забезпечення

Володіти ключовими поняттями розділу.

Методичні рекомендації до вивчення Розділу 1.2.

Навчальний матеріал

1. В своей профессиональной деятельности социальные работники используют достижения многих естественных и социальных наук. Как прикладная наука социальная работа носит междисциплинар­ный характер и граничит со многими традиционными науками — философией, психологией, социологией, медициной, политоло­гией, экономикой, антропологией, этикой и др. К проблемам со­циальной работы как науки относятся специфические исследова­ния, связанные с осмыслением места и роли института социально­го благосостояния в социальной структуре общества, соотношени­ем социальной работы и социальной политики, социальными про­цессами, т.е. с системой «общество—человек», а также исследова­ния, связанные с философским осмыслением места личности в обществе и ответственности общества за ее адекватное развитие, т.е. с системой «человек—общество». Таким образом, тематика ис­следований в области социальной работы достаточно широка и определяется рамками сложной системы «среда—человек—человек-среда».

В социальной работе пока не существует единой теории, ее тео­ретическое знание представлено разнообразными общественно-со­циальными научными школами, в рамках которых и развиваются основные исследовательские традиции, предлагающие обществу и практической социальной работе различные научные и научно-прак­тические парадигмы. Общим для социальной работы как науки и других общественных наук является использование основополага­ющих идей философов, социологов, психологов — К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, 3. Фрейда, К. Роджерса, Ж..Г. Сартра и др.

В разных странах специалисты-практики предпочитают исполь­зовать те или иные модели социальной работы в зависимости от сложившихся традиций и общественных потребностей. В США со­циальная работа, как правило, ориентируется на психоанализ, по­скольку по традиции основной акцент делается на индивидуально-личностный уровень, хотя в последние два десятилетия в этой стране появилось множество технологий, использующих в качестве своей основы многообразные теоретические направления социальных наук.

Сейчас социальная работа стала неотъемлемой частью обще­ственного устройства не только индустриально развитых, но и раз­вивающихся стран. Наличие в ее арсенале знаний, навыков и уме­ний, основанных на многочисленных теориях, моделях, техниках, технологиях, является доказательством расширения и усложнения социальной практики, социальной работы.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности с каждым годом все более усложняется в силу возрастания количе­ства проблем окружающей среды, политических, экономических, социальных и эмоциональных кризисов.

Теории, которые используют специалисты социальной работы в качестве основы своей практической деятельности, многообразны по своему уровню и масштабности и чрезвычайно неоднородны — от широких социальных теорий типа общей теории систем или марксизма до философских учений о смысле жизни и месте человека во Вселенной (типа экзистенциальной теории) или теорий, объясняющих сознательные и бессозна­тельные компоненты человеческого поведения и индивидуально­сти (типа эго-психологии и психоаналитической теории).

Ни в одной стране, имеющей традиции социальной работы, нет единого теоретического обоснования практики социальной работы, означает ли это, что в области теоретических основ социальной работы в зарубежной практике господствует анархия?

Мировой опыт свидетельствует об обратном. Как уже отмечалось, целостная система знаний, навыков и.умений является одной из постоянных составляющих профессии социального работника. Эта система позволяет отобрать из множества социальных средств самые необходимые и эффективные для решения конкретной социальной проблемы. Элементы этой целостной системы взаимосвязаны и в случае необходимости блокируют несовместимые связи. Более того, сама система открыта для взаимовлияния других систем знаний. Иными словами, социальные работники имеют значительное преимущество перед работниками схожих профессий, поскольку опираются на плюралистическую научную концептуаль­но основу, которая постоянно развивается, расширяется и совершенствуется по мере расширения научного знания об обществе и человеке.

Обширный международный опыт социальной работы свидетельсгвует об использовании нескольких групп теоретических моделей: психодинамических, моделей кризисного вмешательства, бихевиористских, системных и экологических, социально-психологических и коммуникационных, гуманистических и экзистенциальных, когнитивных, моделей правозащитной деятельности; Эти теоретические модели основаны на идеях или даже целостных теориях, присущих традиционным отраслям общественных наук — философии, социологии, психологии, политологии др.

При всей внешней абстрактности сложившихся на Западе теоретических моделей каждая из них предполагает использование принципиально различных методов работы с клиентом. Тем не менее международный опыт доказывает, что на практике социальный работник может объединить даже непримиримые теории и разра­ботать синтетическую модель решения задачи. Работая с конкрет­ным клиентом или с группой, социальный работник использует и принципы гуманистической психологии, и законы научения; обу­чает клиента (клиентов) методам трансактного анализа, проводит психо- и социодраматические игры и др.

Поэтому социальный работник должен обладать глубоким тео­ретическим знанием социальной работы и мастерством в примене­нии практических методов, основанных на этих теориях.

Рассмотрим некоторые основные теоретические модели, при­меняемые в социальной работе за рубежом:

Прежде всего это психолого-ориентированные модели, разновид­ностью которых являются традиционные психодинамические мо­дели, основанные на психоанализе 3. Фрейда. В чистом виде психо­анализ сейчас используется довольно редко, хотя в течение долго­го времени он был основой работы на индивидуально-личностном уровне или «работы со случаем». В отличие от класси­ческого психоанализа психодинамические модели в основном фо­кусируются на настоящем, а не на прошлом человека, при этом анализируется восприятие им реальной социальной ситуации.

В социальной работе часто используются бихевиористская, ког­нитивная и гуманистическая модели как системы философских взглядов на мир и человека, включающие в себя ряд основополага­ющих принципов отношений между людьми. Поскольку они во многом определяют мировоззрение специалиста, необходимо хотя бы кратко рассказать об их значимости для профессиональной со­циальной работы.

Философия экзистенциализма, на которой основаны психоло­го-ориентированные гуманистические модели социальной работы, подчеркивает постулат свободы и бесконечного потенциала каж­дой личности; утверждает, что жизнь человека определяется систе­мой его выборов, происходящих в любой момент времени и опре­деляющихся исключительно его целями и желаниями.

Согласно концепции экзистенциализма никто и ничто не в со­стоянии повлиять на жизненный путь человека. Такая мировоззрен­ческая позиция логически обусловливает следующие принципы со­циальной работы: субъект-субъектные отношения специалиста и клиента; недирективность воздействия; терапия, центрированная на клиенте; принцип личностного роста, развития потенциала. Ав­тором большинства этих и других понятий в рамках гуманистичес­кой психологии является К. Роджерс, который считал, что именно отношения клиента и специалиста могут стать прообразом конст­руктивных межличностных отношений. Сама же личность является постоянно меняющейся, соотносящей представления о себе и свой жизненный опыт в процессе бесконечной самоактуализации, раз­вития, роста. Идеальная личность в концепции гуманистической психологии представлена в терминах самоактуализации А. Маслоу в результате обследования людей, соответствующих его определению развива­ющихся.

Гуманистическая модель разработана скорее с философских, а не с практико-психологических (в позитивистском понимании) по­зиций. Методы психотерапии К. Роджерса не предполагают прове­дения экспериментов для доказательства истинности того или ино­го теоретического утверждения или практического правила. Чтобы понять смысл неформализованных методов и методик гуманисти­ческой психологии, необходимо помнить, что ее идеи имеют яв­ную антипозитивистскую окраску и с момента своего зарождения противопоставлялись психоаналитической и бихевиористской сис­темам в виде третьей силы.

Тем не менее принципы гуманистической модели являются уни­версальными, мировоззренческими и воспринимаются как очевид­ные в современной теории и практике социальной работы даже теми, кто отвергает эту модель или является приверженцем узко­специальных теорий. Такие постулаты, как необходимость обеспе­чения клиенту благоприятного социально-психологического кли­мата, принцип доверия и безусловного принятия, высокая способ­ность социального работника к эмпатии, повсеместно упоминают­ся в научной литературе разных направлений даже без упоминания источника.

Таким образом, социальная работа в рамках гуманистической ориентации не только не мешает специалисту использовать раз­личные методы и техники других школ, но и необходима для ус­пешной и эффективной работы с индивидом или группой.

Тем не менее экзистенциально-гуманистическая модель не пре­дусматривает необходимого набора технологий для работы, на­пример, с лицами с отклоняющимся поведением. Поэтому гораз­до чаще используются бихевиористские и необихевиористские мо­дели.

Бихевиористская модель делает основной акцент на наблюдаемом поведении клиента, рассматриваемом как реакция на внешние стимулы. Особый вклад бихевиоризма заключается в том, что в со­циальной работе стали проводиться эмпирические исследования как необходимый и исходный этап этой работы.

Бихевиоризм часто критикуют за механистическую ориента­цию в изучении личности, которая рассматривается как объект воздействия различных внешних факторов и является как бы ре­зультатом этого воздействия. Однако это не характерно для тео­рий, развившихся в русле необихевиоризма, в частности теории социального научения американского социального психолога Аль­берта Бандуры. Основная идея его работ заключается в том, что люди, приобретая некоторые стереотипы социального поведения, склонны имитировать такие модели, которые положительно под­крепляются.

В данном случае положительное подкрепление имеет социальные характеристики и выражается в публичном одобрении — внима­нии, успехе и т.п. Бандура отмечает, что имитированный способ поведения может быть реализован не только в ближайший после наблюдения временной промежуток, но и через довольно длитель­ное время. Модели социального поведения, приобретенные в ре­зультате имитации, отличаются устойчивостью и жесткостью свойств по отношению к внешним воздействиям, с трудом поддаются из­менениям. Прикладное значение идей А. Бандуры приобретает осо­бый смысл в тех случаях, когда специалист социальной работы должен выработать у клиента определенные навыки и умения при его реабилитации.

По мнению зарубежных специалистов, методы бихевиорально-ориентированной социальной работы гораздо более эффективны, чем другие психолого-ориентированные методы, особенно в тех случаях, когда требуется выработать или изменить какие-либо по­веденческие стереотипы.

Противоположная бихевиористской когнитивная модель подчер­кивает необходимость рационального логического контроля над своим поведением со стороны клиента. Основу данной модели составляет один из тезисов символического интеракционизма о существовании единственной реальности, конструируемой самим субъектом. При­менительно к социальной работе это означает, что восприятие кли­ента должно рассматриваться не как ошибочное, а всего лишь как отличное от других, и, следовательно, методы работы с клиентом должны быть не жесткими, а скорее обучающими.

Когнитивная модель социальной работы (и, соответственно, де­ятельность самого социального работника) предполагает, прежде всего, социальное обучение. Не все социальные работники вначале приняли когнитивную модель, но, начиная с 80-х гг., она широко применяется в мировой практике социальной работы.

Помимо психолого-ориентированных моделей в социальной ра­боте за рубежом используются по меньшей мере еще свыше 20 раз­нообразных теоретических моделей: коммуникативные, радикаль­ные и марксистские, феминистские, модели активизации и др. Од­ним из самых популярных является так называемая системная мо­дель, имеющая несколько разновидностей. Одну из них теоретичес­ки обосновали американские специалисты А. Пинкус и А. Минахан. Они выделили три основных типа систем, наиболее значимых в жизни индивида: так называемые неформальные системы (семья, друзья, соседи и т.п.), формальные системы (политические партии, профсоюзы и т.д.), социетальные системы, представляющие собой основные социальные институты (школа, правоохранительные орга­ны и т.д.).

Проблемные ситуации в жизни человека возникают в случае нарушения либо искажения связи между ним и его окружением:

• отсутствует тот или иной вид системы;

• человек не знает о существовании системы, способной ему помочь (либо не желает воспользоваться ее помощью);

• включение человека в ту или иную систему создает для него новые проблемы (например, зависимость);

• конфликт различных систем.

Задача социального работника, использующего данную модель, — выявить те стороны отношений между клиентом и системами, кото­рые являются источниками проблем, и оказать ему помощь в преодо­лении этих проблем.

В практике социальной работы используются и другие варианты системных моделей. Одной из них является адаптированная к по­требностям социальной работы теория Т. Парсонса, которая, прав­да, оказалась нежизнеспособной; другая модель — системно-эколо­гическая — завоевала широкую популярность и стала основой «мод­ной» в наши дни концепции «жизненной модели»:

Согласно этой модели люди постоянно адаптируются к окружа­ющей среде путем взаимоизменения (индивиды изменяют окружа­ющую среду и, в свою очередь, изменяются под ее воздействием). Понятие «взаимная адаптация» является здесь центральным при ана­лизе отношений «личность — среда».

Существующие в обществе социальные проблемы (бедность, дискриминация, безработица и др.) «загрязняют» социальную среду, снижая тем самым способность к взаимной адаптации. На­рушение адаптивного баланса выражается в несоответствии между потребностями человека и возможностями окружающей среды.

Основными причинами стрессов являются, во-первых, разного рода жизненные трансформации (изменение статуса, роли, жиз­ненного пространства, возрастные изменения и т.д.); во-вторых, воздействие окружающей среды (социальное неравенство, следстви­ем которого являются неравные возможности для различных соци­альных групп и т.д.); в-третьих, межличностные процессы (напри­мер, эксплуатация). На протяжении своей жизни человек зачастую одновременно сталкивается с трудностями различного характера, которые необходимо преодолеть с помощью адаптационно-коррегирующих техник.

Общим для всех системных моделей являются фокусирование внимания на изменении окружающей среды; анализ в большей сте­пени прямого воздействия одной личности на другую, а не скрытых мыслей и чувств; признание возможности достижения желае­мого результата различными путями. С методологической точки зре­ния системная модель является интегративной, поскольку предпо­лагает одновременную работу и с отдельными индивидами, и с социальными группами, и общностями, в которые они включены. Системный подход избегает прямолинейного объяснения событий, однако остается скорее объясняющим, чем предписывающим или рекомендующим какие-либо действия. Кроме того, системная мо­дель и ее разновидность — системно-экологическая модель, счи­тая, что конфликт угрожает интеграции и целостности системы, в любом случае ратуют за погашение конфликта и сохранение систе­мы, хотя в реальной жизни зачастую требуются глобальные изме­нения на уровне всей системы. В связи с этим системная модель оказалась трудно применимой в конкретной практической деятель­ности, но, являясь одним из основных методологических принци­пов, она вывела теорию социальной работы на принципиально но­вый уровень анализа, постепенно стирающий противоречия между разными системами подходов.

Системная, в том числе системно-экологическая модели еще раз подтверждают вывод о том, что теоретические противоречия различных систем научного знания, существующие на умозритель­ном уровне, достаточно успешно разрешаются на уровне реальной практики, которая ориентируется на выполнение конкретных за­дач.

Это обстоятельство стало причиной того, что в последнее деся­тилетие в социальной работе стали использоваться помимо тради­ционных (таких, как модель «кризисного участия», модель «интер­венции», модель «превентивного вмешательства») теоретические модели социальной работы, несколько непривычные для класси­ческих научных школ. Примером такой модели является нейролингвистическое программирование (НЛП).

НЛП — это эффективная система методов техник, позволяющих воздействовать на поведение человека в сфере межличностных от­ношений. Наибольший интерес для социальной работы вызывают те элементы НЛП, которые касаются умения адекватно восприни­мать вербальную и невербальную информацию о клиенте или парт­нере по общению, устанавливать и поддерживать межличностный контакт.

Согласно НЛП человек обладает тремя репрезентативными сис­темами, с помощью которых воспринимает информацию об окру­жающем мире: визуальной, аудиальной, кинестетической. У каж­дого человека одна из систем более развита и используется чаше, чем другие. Поэтому успех общения партнеров во многом зависит от того, одинаковые или разные репрезентативные системы они используют, изменяются в зависимости от конкретных условий социально-эко­номического развития той или иной страны. В США, например, в 1957 г. Совет по образованию в области социальной работы США определил такие сферы деятельности специалистов: государствен­ные социальные службы, работа с семьей, социальная защита детства, коррекционная работа, психиатрическая социальная по­мощь, социально-медицинская работа (включая систему здраво­охранения), социальная работа в школе, социальная работа в уч­реждениях, занимающихся проблемами групп, а также работа в области социального планирования. В 80-е гг. после пережитого экономического кризиса приоритетами стали семейное благосос­тояние, работа в общине, здравоохранение, система правоохра­нительных органов (суд, пенитенциарные учреждения). Смена при­оритетов не упразднила другие сферы применения труда соци­альных работников, а изменила их концептуальную структуру. На­пример, сфера труда и занятости была включена в систему работы в общине, так же, как работа людьми с девиантным поведением (алкоголиками, токсикоманами, наркоманами и др.). Медико-со­циальная работа включает в себя работу с физически и психичес­ки больными, инвалидами, а также работу в системе образова­ния, чаще всего с проблемными детьми.

2. Рассмотрим отдельные сферы практики социальной работы, имеющие значение для понимания международного опыта соци­альной работы.

Во всех странах мира первостепенной сферой деятельности про­фессиональных специалистов является работа с детьми и семьей.

Проблемы семьи и детства, которые приходится решать соци­альным работникам, многообразны. Работа с детьми — одна из наи­более сложных, конфликтных, противоречивых сфер деятельности социального работника, это постоянная балансировка между зако­ном (кто имеет право решить судьбу ребенка?) и профессиональ­ной этикой (ценность прав личности).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.