КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности организации социальной работы. 2 страница
Как показывает социальная практика, добиться общественного признания можно лишь в том случае, если конкретной профессиональной деятельностью станут заниматься дипломированные специалисты. Однако для завоевания авторитета в обществе этого недостаточно — нужно еще убедить общественность в эффективности и полезности практики социальной работы для конкретных людей и общества в целом. Этого можно добиться путем делегирования части контрольных функций над деятельностью социальных работников представителям общественности, что в определенном смысле обеспечивает социальную безопасность тем членам общества, которым оказывается помощь. Клиенту нужны гарантии качества социальной помощи, которые могут предоставить лишь дипломированные специалисты, не только наделенные теоретическими знаниями и имеющие достаточный уровень практических навыков и умений, но и обладающие особыми душевными качествами, способные и готовые помочь человеку, руководствуясь чувством милосердия и человеколюбия. Социальная работа — это единственная профессия, в которой определяющим критерием профессиональной пригодности являются личностные качества (в первую очередь милосердие и человеколюбие), а затем уже знания, навыки и умения. Таким образом, необходимо учитывать многообразие, неравноценность и социально-культурную детерминированность опыта социальной работы в каждом обществе, его социальной политики. Пути реализации социальной политики могут быть различными, однако основным ее проводником, как правило, является институт социальной работы. Мировой социальный опыт свидетельствует о том, что социальная работа значительно способствовала социальному развитию разных обществ и мира в целом. Поскольку социальная работа как профессия развивает и обогащает свою профессиональную культуру, свою систему знаний, навыков и умений, добивается определенного общественного признания, она принимает на себя определенные обязательства перед обществом и действует от имени общества и человека соответствующим образом.:
Овладение мировым опытом социальной работы с одновременной разработкой собственных моделей, теорий и методов, основанных на культурных традициях, знании и учете состояния и возможностей российского общества, явится предпосылкой и одновременно прочной основой для дальнейшего развития профессии социального работника в России. 3. Когда пишут о социальной работе за рубежом, то обычно имеют в виду западноевропейские страны, США и Канаду. Однако в определенных формах, разными или похожими методами, с разной отдачей и эффективностью социальная работа ведется во всех странах. Не является исключением и Россия. И хотя многие зарубежные и российские исследователи отмечают, что социальная работа в нашей стране началась якобы лишь с 90-х годов XX столетия, это абсолютно неверно. Прежде всего необходимо иметь в виду два аспекта в социальной работе, в социальной защите тех или иных слоев и групп населения. Как вид деятельности, нацеленный на оказание поддержки, защиты оказавшихся в трудных ситуациях людей, социальная работа появилась с момента возникновения и развития человеческого общества. Конечно же, она в разные периоды имела разный характер, осуществлялась разными методами и в разных формах, касалась далеко не всех слоев населения и по-разному оценивалась обществом и его различными институтами. Как известно, помощь убогим, калекам, благотворительность имели место всегда. И разумеется, в России, на Руси, о чем свидетельствуют исторические документы.
Однако только с конца XIX — начала XX в. социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности. Официальное признание социальной работы как профессии, специальности, введение должности социального работника в официальных государственных документах осуществлено было в разных странах в разное время. Далее, социальная работа становится актуальной тогда, когда общество, страна переживают тяжелые периоды, когда резко обостряются социальные проблемы. Причем решение этих проблем зависит от возможностей материальной (финансовой) базы социальной работы, а также от сущности и содержания социальной политики в обществе. Ведь многие проблемы социальной защиты обостряются не только в силу экономического положения в обществе, но и в результате социальной политики государства, осуществляемой в интересах только определенных групп населения. Ведь зачастую сначала проблемы в силу различных причин порождаются, а потом с ними пытаются (успешно или безуспешно) бороться (что и демонстрирует ныне Украина). Вот почему социальная политика должна быть нацелена не только на оказание помощи тем или иным слоям населения, но и на предотвращение или (во всяком случае) смягчение тех или иных социальных проблем, скажем, безработицы, наркомании, преступности и т. д., т. е. иметь опережающий характер. Изучение зарубежного опыта социальной работы предполагает использование ряда методов. Среди них можно выделить, как общие (исторический, системного анализа, сравнения и др.), так и более частные (опрос, наблюдение, анализ документов и т. д.) методы. Исторический метод позволяет сравнить то, как шел процесс становления и развития благотворительности в тех или иных странах, как зарождалась и развивалась профессиональная социальная работа. Сравнительный метод позволяет выделить объекты сравнения, в том числе страны с учетом их уровня общественно-политического и социально-экономического развития. По этому признаку можно (и нужно) выделять страны капиталистические и некапиталистические (в последнем случае КНР, Вьетнам, КНДР, Кубу, а также социалистический период развития в нашей стране и в других странах).
Изучение опыта социальной работы за рубежом предполагаем также типологию стран по сложившимся системам социальной работы, в частности по роли государства в решении проблем социальной защиты населения. Именно по этому признаку ныне различают американскую (с преобладанием негосударственных форм помощи и поддержки социально слабых слоев) и европейскую системы (с преобладанием в последней государственных форм помощи и поддержки населения). Сравнение социальной работы может быть также осуществлено с учетом преобладания рыночных или плановых форм ведения хозяйства. И в этом случае особенно важен опыт как ныне существующих, так и бывших социалистических стран, в которых весьма существенную роль в социальной поддержке населения играют (или играли) общественные фонды потребления, используемые для обеспечения бесплатного образования, медицинского обслуживания, отдыха и т. д. Системный метод позволяет изучать зарубежный опыт социальной работы как целостную систему, включающую в себя такие элементы (компоненты), как объекты и субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели социальной работы. И в этом случае возможен сравнительный анализ как систем социальной защиты отдельных (или групп) стран в целом, так и отдельных наиболее важных их компонентов. Взаимосвязь страноведческого и субъектно-объектного, функционального (т. е. по направлениям) подходов естественна и неизбежна. В то же время каждый из них может преобладать в зависимости от поставленных целей и задач изучения социальной работы. Ясно, что наряду с названными общими методами изучения зарубежного опыта социальной работы непременно используют и частные методы (наблюдения, анализа документов и т.д.) как в совокупности, так и каждого в отдельности. Практика показывает, что при изучении зарубежного опыта могут быть использованы (и уже используются) такие формы (и приемы), как проведение международных конференций, коллоквиумов и семинаров, «круглых столов», командировки, работа и учеба в социальных учебных заведениях и социальных службах зарубежных стран; подготовка совместных книг, брошюр, учебников и учебных пособий и т. д. В связи с этим можно отметить развивающиеся контакты с рядом учебных заведений США, ФРГ, Норвегии, Швеции, Финляндии, Мальты и других стран.
Указанные выше методологические и методические аспекты, на наш взгляд, очень важны для правильного понимания того опыта социальной работы, который накоплен как в отдельных странах, так и в различных регионах мира. В любом случае этот опыт необходимо знать, ибо его изучение, осмысление и разумная адаптация могут иметь немалое значение для любой страны, в том числе, конечно, и для Украины. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы основные предпосылки возникновения профессиональной социальной работы? 2.В решении каких проблем участвуют профессиональные социальные работники? 3.Каково основное противоречие профессиональной социальной работы? 4.Каково соотношение между социальной работой, социальным благосостоянием и социальной политикой? 5.Назовите общие, присущие всем странам тенденции развития социальной работы. Вопросы для самоконтроля 1.Почему социальную работу определяют как социально конструируемую деятельность? 2.Почему опыт социальной работы отдельной страны конкретен и уникален? 3.Что определяет необходимость изучения зарубежного опыта социальной работы? 4. Каковы универсальные составляющие международного опыта социальной работы и чем они обусловлены? Розділ 1.2. Технології соціальної роботи у зарубіжній практиці (Для самостійного вивчення) Зміст: 1. Теоретичні моделі соціальної роботи за рубежем 2. Основні напрями соціальної роботи в зарубіжних країнах, їх технологічне забезпечення Ключові слова: психолого-орієнтовані моделі, системні моделі, нейролінгвістичне програмування Цілі та завдання вивчення розділу. Успішне вивчення розділу дозволяє: Мати уяву про основні теоретичні моделі соціальної роботи за рубежем Знати Основні напрями соціальної роботи в зарубіжних країнах, їх технологічне забезпечення Володіти ключовими поняттями розділу. Методичні рекомендації до вивчення Розділу 1.2. Навчальний матеріал 1. В своей профессиональной деятельности социальные работники используют достижения многих естественных и социальных наук. Как прикладная наука социальная работа носит междисциплинарный характер и граничит со многими традиционными науками — философией, психологией, социологией, медициной, политологией, экономикой, антропологией, этикой и др. К проблемам социальной работы как науки относятся специфические исследования, связанные с осмыслением места и роли института социального благосостояния в социальной структуре общества, соотношением социальной работы и социальной политики, социальными процессами, т.е. с системой «общество—человек», а также исследования, связанные с философским осмыслением места личности в обществе и ответственности общества за ее адекватное развитие, т.е. с системой «человек—общество». Таким образом, тематика исследований в области социальной работы достаточно широка и определяется рамками сложной системы «среда—человек—человек-среда». В социальной работе пока не существует единой теории, ее теоретическое знание представлено разнообразными общественно-социальными научными школами, в рамках которых и развиваются основные исследовательские традиции, предлагающие обществу и практической социальной работе различные научные и научно-практические парадигмы. Общим для социальной работы как науки и других общественных наук является использование основополагающих идей философов, социологов, психологов — К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, 3. Фрейда, К. Роджерса, Ж..Г. Сартра и др. В разных странах специалисты-практики предпочитают использовать те или иные модели социальной работы в зависимости от сложившихся традиций и общественных потребностей. В США социальная работа, как правило, ориентируется на психоанализ, поскольку по традиции основной акцент делается на индивидуально-личностный уровень, хотя в последние два десятилетия в этой стране появилось множество технологий, использующих в качестве своей основы многообразные теоретические направления социальных наук. Сейчас социальная работа стала неотъемлемой частью общественного устройства не только индустриально развитых, но и развивающихся стран. Наличие в ее арсенале знаний, навыков и умений, основанных на многочисленных теориях, моделях, техниках, технологиях, является доказательством расширения и усложнения социальной практики, социальной работы. Социальная работа как вид профессиональной деятельности с каждым годом все более усложняется в силу возрастания количества проблем окружающей среды, политических, экономических, социальных и эмоциональных кризисов. Теории, которые используют специалисты социальной работы в качестве основы своей практической деятельности, многообразны по своему уровню и масштабности и чрезвычайно неоднородны — от широких социальных теорий типа общей теории систем или марксизма до философских учений о смысле жизни и месте человека во Вселенной (типа экзистенциальной теории) или теорий, объясняющих сознательные и бессознательные компоненты человеческого поведения и индивидуальности (типа эго-психологии и психоаналитической теории). Ни в одной стране, имеющей традиции социальной работы, нет единого теоретического обоснования практики социальной работы, означает ли это, что в области теоретических основ социальной работы в зарубежной практике господствует анархия? Мировой опыт свидетельствует об обратном. Как уже отмечалось, целостная система знаний, навыков и.умений является одной из постоянных составляющих профессии социального работника. Эта система позволяет отобрать из множества социальных средств самые необходимые и эффективные для решения конкретной социальной проблемы. Элементы этой целостной системы взаимосвязаны и в случае необходимости блокируют несовместимые связи. Более того, сама система открыта для взаимовлияния других систем знаний. Иными словами, социальные работники имеют значительное преимущество перед работниками схожих профессий, поскольку опираются на плюралистическую научную концептуально основу, которая постоянно развивается, расширяется и совершенствуется по мере расширения научного знания об обществе и человеке. Обширный международный опыт социальной работы свидетельсгвует об использовании нескольких групп теоретических моделей: психодинамических, моделей кризисного вмешательства, бихевиористских, системных и экологических, социально-психологических и коммуникационных, гуманистических и экзистенциальных, когнитивных, моделей правозащитной деятельности; Эти теоретические модели основаны на идеях или даже целостных теориях, присущих традиционным отраслям общественных наук — философии, социологии, психологии, политологии др. При всей внешней абстрактности сложившихся на Западе теоретических моделей каждая из них предполагает использование принципиально различных методов работы с клиентом. Тем не менее международный опыт доказывает, что на практике социальный работник может объединить даже непримиримые теории и разработать синтетическую модель решения задачи. Работая с конкретным клиентом или с группой, социальный работник использует и принципы гуманистической психологии, и законы научения; обучает клиента (клиентов) методам трансактного анализа, проводит психо- и социодраматические игры и др. Поэтому социальный работник должен обладать глубоким теоретическим знанием социальной работы и мастерством в применении практических методов, основанных на этих теориях. Рассмотрим некоторые основные теоретические модели, применяемые в социальной работе за рубежом: Прежде всего это психолого-ориентированные модели, разновидностью которых являются традиционные психодинамические модели, основанные на психоанализе 3. Фрейда. В чистом виде психоанализ сейчас используется довольно редко, хотя в течение долгого времени он был основой работы на индивидуально-личностном уровне или «работы со случаем». В отличие от классического психоанализа психодинамические модели в основном фокусируются на настоящем, а не на прошлом человека, при этом анализируется восприятие им реальной социальной ситуации. В социальной работе часто используются бихевиористская, когнитивная и гуманистическая модели — как системы философских взглядов на мир и человека, включающие в себя ряд основополагающих принципов отношений между людьми. Поскольку они во многом определяют мировоззрение специалиста, необходимо хотя бы кратко рассказать об их значимости для профессиональной социальной работы. Философия экзистенциализма, на которой основаны психолого-ориентированные гуманистические модели социальной работы, подчеркивает постулат свободы и бесконечного потенциала каждой личности; утверждает, что жизнь человека определяется системой его выборов, происходящих в любой момент времени и определяющихся исключительно его целями и желаниями. Согласно концепции экзистенциализма никто и ничто не в состоянии повлиять на жизненный путь человека. Такая мировоззренческая позиция логически обусловливает следующие принципы социальной работы: субъект-субъектные отношения специалиста и клиента; недирективность воздействия; терапия, центрированная на клиенте; принцип личностного роста, развития потенциала. Автором большинства этих и других понятий в рамках гуманистической психологии является К. Роджерс, который считал, что именно отношения клиента и специалиста могут стать прообразом конструктивных межличностных отношений. Сама же личность является постоянно меняющейся, соотносящей представления о себе и свой жизненный опыт в процессе бесконечной самоактуализации, развития, роста. Идеальная личность в концепции гуманистической психологии представлена в терминах самоактуализации А. Маслоу в результате обследования людей, соответствующих его определению развивающихся. Гуманистическая модель разработана скорее с философских, а не с практико-психологических (в позитивистском понимании) позиций. Методы психотерапии К. Роджерса не предполагают проведения экспериментов для доказательства истинности того или иного теоретического утверждения или практического правила. Чтобы понять смысл неформализованных методов и методик гуманистической психологии, необходимо помнить, что ее идеи имеют явную антипозитивистскую окраску и с момента своего зарождения противопоставлялись психоаналитической и бихевиористской системам в виде третьей силы. Тем не менее принципы гуманистической модели являются универсальными, мировоззренческими и воспринимаются как очевидные в современной теории и практике социальной работы даже теми, кто отвергает эту модель или является приверженцем узкоспециальных теорий. Такие постулаты, как необходимость обеспечения клиенту благоприятного социально-психологического климата, принцип доверия и безусловного принятия, высокая способность социального работника к эмпатии, повсеместно упоминаются в научной литературе разных направлений даже без упоминания источника. Таким образом, социальная работа в рамках гуманистической ориентации не только не мешает специалисту использовать различные методы и техники других школ, но и необходима для успешной и эффективной работы с индивидом или группой. Тем не менее экзистенциально-гуманистическая модель не предусматривает необходимого набора технологий для работы, например, с лицами с отклоняющимся поведением. Поэтому гораздо чаще используются бихевиористские и необихевиористские модели. Бихевиористская модель делает основной акцент на наблюдаемом поведении клиента, рассматриваемом как реакция на внешние стимулы. Особый вклад бихевиоризма заключается в том, что в социальной работе стали проводиться эмпирические исследования как необходимый и исходный этап этой работы. Бихевиоризм часто критикуют за механистическую ориентацию в изучении личности, которая рассматривается как объект воздействия различных внешних факторов и является как бы результатом этого воздействия. Однако это не характерно для теорий, развившихся в русле необихевиоризма, в частности теории социального научения американского социального психолога Альберта Бандуры. Основная идея его работ заключается в том, что люди, приобретая некоторые стереотипы социального поведения, склонны имитировать такие модели, которые положительно подкрепляются. В данном случае положительное подкрепление имеет социальные характеристики и выражается в публичном одобрении — внимании, успехе и т.п. Бандура отмечает, что имитированный способ поведения может быть реализован не только в ближайший после наблюдения временной промежуток, но и через довольно длительное время. Модели социального поведения, приобретенные в результате имитации, отличаются устойчивостью и жесткостью свойств по отношению к внешним воздействиям, с трудом поддаются изменениям. Прикладное значение идей А. Бандуры приобретает особый смысл в тех случаях, когда специалист социальной работы должен выработать у клиента определенные навыки и умения при его реабилитации. По мнению зарубежных специалистов, методы бихевиорально-ориентированной социальной работы гораздо более эффективны, чем другие психолого-ориентированные методы, особенно в тех случаях, когда требуется выработать или изменить какие-либо поведенческие стереотипы. Противоположная бихевиористской когнитивная модель подчеркивает необходимость рационального логического контроля над своим поведением со стороны клиента. Основу данной модели составляет один из тезисов символического интеракционизма о существовании единственной реальности, конструируемой самим субъектом. Применительно к социальной работе это означает, что восприятие клиента должно рассматриваться не как ошибочное, а всего лишь как отличное от других, и, следовательно, методы работы с клиентом должны быть не жесткими, а скорее обучающими. Когнитивная модель социальной работы (и, соответственно, деятельность самого социального работника) предполагает, прежде всего, социальное обучение. Не все социальные работники вначале приняли когнитивную модель, но, начиная с 80-х гг., она широко применяется в мировой практике социальной работы. Помимо психолого-ориентированных моделей в социальной работе за рубежом используются по меньшей мере еще свыше 20 разнообразных теоретических моделей: коммуникативные, радикальные и марксистские, феминистские, модели активизации и др. Одним из самых популярных является так называемая системная модель, имеющая несколько разновидностей. Одну из них теоретически обосновали американские специалисты А. Пинкус и А. Минахан. Они выделили три основных типа систем, наиболее значимых в жизни индивида: так называемые неформальные системы (семья, друзья, соседи и т.п.), формальные системы (политические партии, профсоюзы и т.д.), социетальные системы, представляющие собой основные социальные институты (школа, правоохранительные органы и т.д.). Проблемные ситуации в жизни человека возникают в случае нарушения либо искажения связи между ним и его окружением: • отсутствует тот или иной вид системы; • человек не знает о существовании системы, способной ему помочь (либо не желает воспользоваться ее помощью); • включение человека в ту или иную систему создает для него новые проблемы (например, зависимость); • конфликт различных систем. Задача социального работника, использующего данную модель, — выявить те стороны отношений между клиентом и системами, которые являются источниками проблем, и оказать ему помощь в преодолении этих проблем. В практике социальной работы используются и другие варианты системных моделей. Одной из них является адаптированная к потребностям социальной работы теория Т. Парсонса, которая, правда, оказалась нежизнеспособной; другая модель — системно-экологическая — завоевала широкую популярность и стала основой «модной» в наши дни концепции «жизненной модели»: Согласно этой модели люди постоянно адаптируются к окружающей среде путем взаимоизменения (индивиды изменяют окружающую среду и, в свою очередь, изменяются под ее воздействием). Понятие «взаимная адаптация» является здесь центральным при анализе отношений «личность — среда». Существующие в обществе социальные проблемы (бедность, дискриминация, безработица и др.) «загрязняют» социальную среду, снижая тем самым способность к взаимной адаптации. Нарушение адаптивного баланса выражается в несоответствии между потребностями человека и возможностями окружающей среды. Основными причинами стрессов являются, во-первых, разного рода жизненные трансформации (изменение статуса, роли, жизненного пространства, возрастные изменения и т.д.); во-вторых, воздействие окружающей среды (социальное неравенство, следствием которого являются неравные возможности для различных социальных групп и т.д.); в-третьих, межличностные процессы (например, эксплуатация). На протяжении своей жизни человек зачастую одновременно сталкивается с трудностями различного характера, которые необходимо преодолеть с помощью адаптационно-коррегирующих техник. Общим для всех системных моделей являются фокусирование внимания на изменении окружающей среды; анализ в большей степени прямого воздействия одной личности на другую, а не скрытых мыслей и чувств; признание возможности достижения желаемого результата различными путями. С методологической точки зрения системная модель является интегративной, поскольку предполагает одновременную работу и с отдельными индивидами, и с социальными группами, и общностями, в которые они включены. Системный подход избегает прямолинейного объяснения событий, однако остается скорее объясняющим, чем предписывающим или рекомендующим какие-либо действия. Кроме того, системная модель и ее разновидность — системно-экологическая модель, считая, что конфликт угрожает интеграции и целостности системы, в любом случае ратуют за погашение конфликта и сохранение системы, хотя в реальной жизни зачастую требуются глобальные изменения на уровне всей системы. В связи с этим системная модель оказалась трудно применимой в конкретной практической деятельности, но, являясь одним из основных методологических принципов, она вывела теорию социальной работы на принципиально новый уровень анализа, постепенно стирающий противоречия между разными системами подходов. Системная, в том числе системно-экологическая модели еще раз подтверждают вывод о том, что теоретические противоречия различных систем научного знания, существующие на умозрительном уровне, достаточно успешно разрешаются на уровне реальной практики, которая ориентируется на выполнение конкретных задач. Это обстоятельство стало причиной того, что в последнее десятилетие в социальной работе стали использоваться помимо традиционных (таких, как модель «кризисного участия», модель «интервенции», модель «превентивного вмешательства») теоретические модели социальной работы, несколько непривычные для классических научных школ. Примером такой модели является нейролингвистическое программирование (НЛП). НЛП — это эффективная система методов техник, позволяющих воздействовать на поведение человека в сфере межличностных отношений. Наибольший интерес для социальной работы вызывают те элементы НЛП, которые касаются умения адекватно воспринимать вербальную и невербальную информацию о клиенте или партнере по общению, устанавливать и поддерживать межличностный контакт. Согласно НЛП человек обладает тремя репрезентативными системами, с помощью которых воспринимает информацию об окружающем мире: визуальной, аудиальной, кинестетической. У каждого человека одна из систем более развита и используется чаше, чем другие. Поэтому успех общения партнеров во многом зависит от того, одинаковые или разные репрезентативные системы они используют, изменяются в зависимости от конкретных условий социально-экономического развития той или иной страны. В США, например, в 1957 г. Совет по образованию в области социальной работы США определил такие сферы деятельности специалистов: государственные социальные службы, работа с семьей, социальная защита детства, коррекционная работа, психиатрическая социальная помощь, социально-медицинская работа (включая систему здравоохранения), социальная работа в школе, социальная работа в учреждениях, занимающихся проблемами групп, а также работа в области социального планирования. В 80-е гг. после пережитого экономического кризиса приоритетами стали семейное благосостояние, работа в общине, здравоохранение, система правоохранительных органов (суд, пенитенциарные учреждения). Смена приоритетов не упразднила другие сферы применения труда социальных работников, а изменила их концептуальную структуру. Например, сфера труда и занятости была включена в систему работы в общине, так же, как работа людьми с девиантным поведением (алкоголиками, токсикоманами, наркоманами и др.). Медико-социальная работа включает в себя работу с физически и психически больными, инвалидами, а также работу в системе образования, чаще всего с проблемными детьми. 2. Рассмотрим отдельные сферы практики социальной работы, имеющие значение для понимания международного опыта социальной работы. Во всех странах мира первостепенной сферой деятельности профессиональных специалистов является работа с детьми и семьей. Проблемы семьи и детства, которые приходится решать социальным работникам, многообразны. Работа с детьми — одна из наиболее сложных, конфликтных, противоречивых сфер деятельности социального работника, это постоянная балансировка между законом (кто имеет право решить судьбу ребенка?) и профессиональной этикой (ценность прав личности).
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |