Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности организации социальной работы. 3 страница




В большинстве стран мира права ребенка защищены законом, действуют и международные акты, и декларации о правах детей, но не везде и не всегда юридические и физические лица и даже государственные учреждения их соблюдают.

Поэтому, начиная с 70-х гг. в международной практике социаль­ной работы прочно обосновалось такое направление деятельности, как защита прав ребенка. Возникновению этого направления соци­альной работы предшествовали такие участившиеся, документаль­но подтвержденные факты, как беспризорность детей при живых родителях, жестокое обращение с детьми, находящимися в стаци­онарных детских учреждениях и приемных семьях, неоправданное сокращение образовательных и воспитательных программ в интер­натах для детей-сирот.

Защита прав детей социальными работниками ведется в разных странах на разных уровнях и закреплена разными законодательны­ми актами. В США, например, в соответствии с законом проблемы детской преступности, в том числе их решение в рамках системы судопроизводства и пенитенциарных учреждений, переданы в ве­дение социальных учреждений. В других странах действуют другие законы, оберегающие интересы детей, но везде обязательной для социальных работников является защита детства. Социальные службы в разных странах мира занимаются «трудными» детьми, подростка­ми, исключенными из школы за неуспеваемость, трудоустраивают несовершеннолетних, решают другие вопросы детства (организа­ция досуга, отдыха, полноценного питания, образования, разви­тия детей и др.).

Работа с детьми традиционно тесно связана с решением семей­ных проблем. Благополучие ребенка зависит, прежде всего, от благо­получия семьи. Социальные службы предлагают семье целый набор услуг профессиональных социальных работников: семейное кон­сультирование, терапия, диспансерно-поликлиническое обслужи­вание детей, профилактическое обслуживание, услуги по ведению домашнего хозяйства, консультирование по вопросам питания и рационального ведения хозяйства, курсы для молодых родителей, финансовая помощь малоимущим семьям, планирование семьи и уход за детьми в дневное время (типа «ясли-сад»).

Особое внимание социальные работники уделяют решению про­блем семей повышенного риска, семьям слепых, инвалидов, по­жилых.

Работа в общине (в местном сообществе). На Западе община рассматривается как сложное и, одновременно, негибкое социальное образование, состоящее из. разнообразных по характеру первичных социальных групп и формальных организаций, тесно взаимосвя­занных друг с другом. Задача социальных работников — укреплять, поддерживать или, наоборот, разрывать связи между отдельными социальными единицами, а также формировать новые связи и спо­собствовать возникновению новых социальных образований. Работа в общине изначально была направлена на решение основной соци­альной проблемы — проблемы бедности. Наибольший размах этот вид деятельности профессиональных социальных работников при­обрел в США в 60-е гг., во время проведения национальной кам­пании борьбы с бедностью. На социальные службы в те годы были возложены многообразные обязанности относительно формирова­ния благоприятного социального климата по месту жительства лю­дей. Социальные работники занимались тогда проблемами образо­вания, здравоохранения, организации детских садов и групп ухода за детьми, жилищными вопросами, вопросами потребительского рынка, общим социальным и семейным консультированием, дела­ми молодежи, трудоустройством мигрантов, а также вопросами социально-экономического развития. Эта деятельность финансирова­лась из федеральных и местных бюджетов. В последующие годы фи­нансирование программ социального развития общин в США, как и везде на Западе, было свернуто, тем не менее социальное плани­рование и социальное развитие общины практически во всех стра­нах мира, в которых развита социальная работа, по-прежнему яв­ляются одними из важнейших направлений деятельности профес­сиональных социальных работников.

Социальное развитие общины — это практическая модель соци­альной работы во многих странах современного мира. Цель этого вида деятельности — улучшить социальные и экономические усло­вия жизни людей посредством их социальной интеграции и акти­визации. Социальные работники выполняют функции профессио­нальных социальных психологов, которым можно доверять, кото­рые знают, что надо делать, чтобы решать сложные проблемы об­щины, затрагивающие общие интересы, для установления взаимо­понимания друг с другом и совместного решения проблем. Соци­альный работник пытается преодолеть разобщающие или деструк­тивные тенденции, превалирующие среди различных социальных групп общины, создать общие ценности и добиться консенсуса от­носительно решения общих задач. Цель этой работы — пробудить инициативу снизу, поскольку только на низовом уровне, на уров­не общины, люди знают, в чем они нуждаются, чтобы обрести благополучие.

Специалист использует системную модель, поскольку община всегда представляет собой определенную социальную систему. Как любая социальная система, община стремится к стабильности, ко­торая может оказаться непрочной по причине, во-первых, ошибок местных органов власти, неправильного распределения властных полномочий в общине; во-вторых, в результате неоправданного ис­пользования или не использования имеющихся материальных и со­циальных ресурсов; в-третьих, плохого функционирования систе­мы общинных коммуникаций, недостатка информации. Эти три мо­мента и являются основными, на которые должен обратить внима­ние социальный работник.

Один из примеров социальной работы в городской общине — организация досуга, в частности организация спортивно-массовой работы среди населения, т.е. активного досуга.

На селе социальные работники в своей деятельности основыва­ются на сохранившихся традициях, неформальных видах социаль­ной помощи, организуя, например, детские сады на обществен­ных началах или на принципах взаимопомощи.

Социальная работа в общине, по убеждению специалистов-прак­тиков, необходима как для общества в целом, так и для отдельного человека. Работая в общине, социальный работник выполняет мно­жество ролей. Например, содействуя организации спортивно-массовых и культурно-оздоровительных мероприятий или клубов по интересам, социальный работник выступает в роли фасилитатора, преследуя цель активизировать социальное участие людей в жизни общины, предупредить асоциальное поведение подростков и взрос­лых членов общины и др.

Такие же цели стремится достичь социальный работник, орга­низующий деятельность групп самопомощи, — в этом случае он скорее является не лидером-организатором, а источником соци­альных ресурсов, профессиональных знаний о социальной жизни сообщества людей и его ресурсах.

Община — широкое поле деятельности социального работника, где всегда много разнообразных проблем, требующих решения, и где можно использовать разные стратегии и практические модели. Деятельность в общине требует знаний о человеке, групповом по­ведении, структуре общины, ее внутренних связях и, конечно же, наличия творческого подхода к работе.

Очень важным направлением действий социальных работни­ков в общине является организация групп самопомощи, которые успешно решают сложные социальные, психологические, меди­цинские, экологические проблемы. Социальные работники помо­гают группам самопомощи получить необходимое помещение, обо­рудование, защищают их интересы в административных органах, предоставляют свои профессиональные услуги, являются иници­аторами создания новых групп. Контактируя с группами самопо­мощи, профессиональные социальные работники тем самым со­действуют развитию неформальной системы помощи, необходи­мой для нормального функционирования гражданского общества. В США более 15 млн. человек являются участниками групп самопо­мощи, в Испании — свыше 5 млн. человек. Самая известная в мире группа самопомощи — «Анонимные алкоголики». Во многих стра­нах действуют группы самопомощи для неизлечимо больных лю­дей, оказывающие специфическую медицинскую и психосоциаль­ную помощь.

Деятельность групп самопомощи традиционно наиболее актив­на среди представителей этнических меньшинств в многонацио­нальных странах. Участники этих групп организуют детские сады и ясли, группы дневного пребывания для пожилых людей, занима­ются профориентацией и трудоустройством, проводят рекреаци­онные, в том числе спортивно-массовые мероприятия.

Участие в делах общины является традиционным для профес­сиональных социальных работников. Организуя членов общины (сообщества) для проведения активных действий по улучшению социального климата в среде обитания, социальные работники способствуют улучшению их социального самочувствия, помога­ют им ощутить себя активными и полноправными хозяевами сво­ей жизни.

Социальная работа на предприятиях и в сфере бизнеса. Согласно исследованиям специалистов личностные проблемы работников про­мышленных предприятий приводят к значительному снижению про­изводительности труда (по некоторым оценкам — на 25%). В боль­шинстве промышленно развитых стран количество наемных трудя­щихся, которые пользуются услугами социальных служб на пред­приятиях, составляет 15—18% от числа всех занятых на производ­стве. Эффективность социальных служб на производстве довольно трудно определить в количественных показателях. Многие програм­мы профилактики социальных проблем вообще не поддаются ко­личественной оценке.

Основные виды деятельности социальных работников на произ­водстве — развитие человеческого потенциала, профилактика без­работицы, организация переподготовки и переквалификации, профессионального обучения, психологическая адаптация трудя­щихся, вынужденных менять профессию. Внедрение робототехни­ки на многих промышленных предприятиях Запада является при­чиной ограничения взаимодействия людей, поэтому социальным работникам приходится решать проблемы трудящихся, связанные с их депрессией или ощущением тревоги.

Конечно же, используя системную модель для решения про­блем на производстве, социальные работники больше заняты про­блемами организации, менеджмента. При внедрении новых техно­логий социальные работники следят за правильной последователь­ностью этапов этого процесса, чтобы снизить последствия стрессогенных факторов.

Характерно, что оплачивают программы социальной адаптации сами трудящиеся, которые заинтересованы в том, чтобы не поте­рять работу. Социальные работники ответственны за создание на производстве благоприятного социально-психологического клима­та. Они оказывают услуги в виде консультаций, решают проблемы клиентов совместно с другими социальными службами, имеющи­мися на предприятии (кадровая, медицинская служба, профсоюз и др.). Социальная работа в сфере производства выгодна и предпри­нимателям, поскольку решаются такие производственные пробле­мы, как текучесть кадров, опоздания, несчастные случаи и травма­тизм, использование соцстраховых выплат и пособий, снижение общих материальных и социальных затрат.

Социально-медицинская работа. З дравоохранение — традиционная сфера деятельности специалистов социальной работы.

Первые социальные работники стали работать в медицинских учреждениях еще в начале XX в. В послевоенные годы медицинские учреждения стран Запада активизировали прием на работу специа­листов в области социальной работы — во-первых, для того, чтобы глубже и полнее понять экономические, духовные или моральные проблемы своих пациентов, а во-вторых, чтобы разрешить эти проблемы с помощью социальных работников. К задачам социальных работников обычно относятся защита прав пациентов, социальная адаптация больных людей к пребыванию вне стационара по окон­чании лечения, организация ухода и медицинского обслуживания больных людей на дому (патронаж) после курса интенсивной тера­пии, трудотерапия инвалидов.

В сельской местности медицинские социальные работники со­действуют организации медицинских учреждений, работают в уп­равлениях по охране здоровья, медицинских учреждениях для миг­рантов и вынужденных переселенцев, учреждениях, занимающих­ся профилактикой рисков заболеваний, наркомании, алкоголиз­ма, в эпидемиологических центрах и других организациях. Сейчас в сфере здравоохранения трудится около одной трети социальных ра­ботников всего мира.

К функциям медицинских социальных работников относятся оказание социальной помощи пациентам и членам их семей, учас­тие в разработке программ по оздоровлению населения, выполне­ние роли связующего звена между местными социальными органи­зациями и медицинскими учреждениями, консультирование меди­цинского персонала по социальным вопросам, научные исследова­ния, а также руководство социальными службами в самих меди­цинских учреждениях.

Медицинские социальные работники работают также с людьми с ограниченными возможностями, т.е. людьми, физически или пси­хически неполноценными. В настоящее время отмечена особая роль специалистов в области социальной работы в системе служб психи­атрической помощи.. Во многих развитых странах (США, Швеция, Великобритания) более трети руководителей центров психическо­го здоровья имеют высшее образование в области социальной ра­боты. В этой сфере основной вид деятельности — профилактика психических заболеваний, которая имеет три уровня:

1) по возможности исключение или снижение рисков психи­ческих заболеваний. Несмотря на то, что полного единодушия у психиатров относительно причин психических заболеваний до сих пор не достигнуто, социальные работники убеждены, что многие эти причины носят социальный характер: бедность, голод, не­полноценное питание. Эмоциональные проблемы чаще всего яв­ляются результатом стрессов экономического происхождения, а частота и степень серьезности психических заболеваний обуслов­лены ростом безработицы. Таким образом, профилактика психи­ческих болезней непосредственно связана с профилактикой со­циальных проблем;

2) повышение степени сопротивляемости человека к психоген­ным факторам. Социальный работник выделяет группы повышен­ного риска среди населения и оказывает профилактическую по­мощь их представителям, которая подразумевает разработку и реализацию, помимо программ, помогающих людям осознать степень риска, ПОЛУЧИТЬ Информацию 0 ДОСТУПНОЙ для них помощи или даже из­менить восприятие своего психического недуга. Чрезвычайно важ­но помочь человеку ДО ТОГО, как симптомы заболевания станут слиш­ком явными;

3) участие в самом курсе лечения, реабилитации психически нездоровых людей с целью помочь клиенту социально функциони­ровать и быть полезным себе и обществу.

В большинстве зарубежных центров психического здоровья раз­витых стран социальные работники являются участниками «коман­ды», объединяющей врачей-психиатров, психологов и других про­фессионалов. Все члены такой «команды» являются профессиона­лами в своей области, однако только социальный работник спосо­бен найти необходимые социальные ресурсы, чтобы поддержать пациента или вернуть его к обычной жизни. Эффективность дей­ствий социального работника зависит от его знаний в области пси­хиатрии (знаний терминологии, фармакологии психотропных средств), знаний законодательства по охране психического здоро­вья, влияния окружающей среды на психическое здоровье, его умений работать в команде.

Социальную работу в образовательных учреждениях часто от­носят к социальной работе по охране здоровья детей, подростков и юношества. В средней школе социальный работник занимается профилактикой заболеваний, и решением социальных проблем уча­щихся.

В зарубежных странах социальная работа в школе получила наи­большее распространение в 60-е гг., во время реформы образова­ния, и была направлена прежде всего на работу с детьми, с трудом адаптирующимися к новым образовательным программам. В школе социальный работник выполняет несколько ролей: дает советы де­тям и их родителям по различным вопросам, консультирует учите­лей, вспомогательный персонал и администрацию школ, является связующим звеном между школой и местным сообществом, и т.д. Социальные работники могут также разрабатывать планы и про­граммы, а также возглавлять различные альтернативные образова­тельные учреждения или вспомогательные школы для детей, кото­рые по тем или иным причинам не могут учиться в общеобразова­тельной школе.

Социальные работники работают и в высших учебных заведени­ях: помогают студенческим организациям защищать социальные права студентов; в студенческих общежитиях помогают студентам целесообразнее организовать свою социальную жизнь и эффектив­но решать свои социальные проблемы; помогают иностранным сту­дентам, приезжающим на учебу по обмену, а также студентам с ограниченными возможностями (инвалидам); преподают практические дисциплины студентам, изучающим социальную работу, а также другие гуманитарные и медицинские специальности.

Социальная работа в системе правоохранительных органов. Эта сфера традиционно привлекает внимание социальных работников, хотя и вызывает в их среде многочисленные дискуссии относи­тельно роли социальной работы в вопросах охраны правопорядка, социального контроля и надзора. Многие социальные работники считают этически недопустимым для себя заниматься вопросами, в какой-то мере ущемляющими социальные права личности. Тем не менее любой социальный работник, который должен в силу своих служебных обязанностей иметь дело с условно осужденны­ми или работать в местах заключения или в исправительных уч­реждениях, так или иначе функционально связан с социальным контролем.

Как правило, в большинстве развитых стран социальные работ­ники являются штатными сотрудниками пенитенциарных учреж­дений, занимаясь в основном консультированием заключенных, а также их адаптацией к жизни в изоляции от общества. Некоторые специалисты занимаются психотерапией и выполняют обязаннос­ти медицинских работников в тюремных медицинских службах. В США, Великобритании, Швеции и некоторых других странах спе­циалисты, получившие образование в области социальной работы, занимают руководящие административные должности в пенитен­циарных учреждениях.

Особое внимание социальные работники уделяют заключенным, которым предстоит вскоре выйти на свободу, — они контактируют с семьей заключенного, его родными, используют другие соци­альные ресурсы, чтобы помочь человеку легче реадаптироваться к жизни в обществе.

Многие социальные работники в пенитенциарных учреждениях используют системную модель социальной работы, предусматрива­ющую целенаправленные действия в отношении как самих заклю­ченных, так и тюремного персонала, который часто не имеет со­циальных знаний и навыков гуманных межличностных отношений с заключенными.

Интересен международный опыт социальной работы в следствен­ных органах. Здесь задача социального работника — помочь след­ствию подготовить необходимые документы для судебных инстан­ций, поэтому он должен обладать специфическими знаниями, на­выками и умениями, уметь интервьюировать, четко обозначать проблему и грамотно и логично излагать на бумаге свое заключение. Социальный работник должен профессионально оценить по­ведение подследственного сточки зрения его потенциальной опас­ности для общества и для личности, дать научно аргументирован­ный прогноз относительно возможности рецидива преступных действий подследственного. Подготовка профессионально грамотного заключения требует от социального работника знания уголовного законодательства и положений о пенитенциарных и исправитель­ных учреждениях. В процессе своей деятельности социальный ра­ботник должен хорошо взвесить все аргументы «за» и «против», чтобы защитить интересы как клиента, так и общества.

Во многих странах в определенных случаях законом предусмот­рено участие социального работника в судебном разбирательстве. В суде социальный работник, как правило, выступает в роли ад­воката или защитника интересов клиентов, чаще всего несовер­шеннолетних, инвалидов или пожилых людей. Характерной осо­бенностью деятельности социального работника в судебных орга­нах является то, что он не имеет права осуждать действия судей — он обязан доверять судебным инстанциям и верить в справедли­вость судебной системы. В противном случае он вступит в противо­речие с Этическим кодексом своей профессии.

Социальная работа в правоохранительных системах — относи­тельно новая область деятельности и часто вызывает жаркие споры среди специалистов, особенно когда речь идет о соответствии ра­боты в этой сфере этическим основам профессии.

К более традиционным областям социальной работы относится помощь людям, испытывающим особые нужды.

Во многих странах количество денег, которыми располагает человек, является определяющим, а часто и единственным фактором жизненного стандарта, доступа к ресурсам, услугам, удовольстви­ям. Неравенство в доходах автоматически становится фактором со­циального неравенства во всех областях жизни.

В США и других многонациональных странах традиционно эт­нические меньшинства находились в неравных условиях: их представители не могли получить высокооплачиваемую работу, а по­тому не могли в полной мере пользоваться, например, благами медицинского страхования и оплачивать квалифицированные медицинские и социальные услуги. До сих пор социально ущемлены женщины, эмигранты, бывшие военнослужащие — ветераны вооруженных конфликтов, пожилые люди, представители сексуальных меньшинств (Социальная работа — одна из гуманитарных служб, которая пытается преодолеть дискриминацию общества по отношению к социально обездоленным людям, имеющим особые проблемы.

Социальная работа в среде этнических меньшинств (будь то эмигранты из стран Северной Африки во Франции, или турецкие эмигранты в Германии, или латиноамериканская община в Швеции, ли эмигранты из Азии в США и Великобританию), требует от специалиста знаний особенностей культуры, традиций, социальной выдержки, нетерпимости к проявлениям расизма и шовинизма. Во всех странах, где проживают этнические меньшинства, про­явлениями расизма на социэтальном уровне являются более высо­кий уровень безработицы, чем в среднем по стране, более высокие показатели уровня бедности среди их представителей. На индиви­дуальном уровне отмечаются особый психологический настрой (ощу­щение неполноценности) у этих людей и неадекватность социаль­ного статуса, обусловленная этнической принадлежностью. Общая дискриминация, от которой страдают представители этнических меньшинств, усугубляется внутриэтническими и межличностными проблемами, нередкими среди членов этнической общины.

Как правило, в странах, в которых имеются межэтнические про­блемы, функционируют специализированные социальные службы, социальные работники которых — преимущественно представите­ли конкретных этнических меньшинств. Однако эта практика дале­ко не бесспорна. Многие учебные заведения, готовящие специали­стов по социальной работе, используют специальные программы-специализации, обучающие всех студентов эффективно применять на практике так называемые модели этнической сензитивности, основанные на опять же системной модели, дополненной идеями гуманистической психологии. Специалист, использующий эту мо­дель, стремится к тому, чтобы добиться системных изменений в жизни своих клиентов посредством добровольного профессиональ­ного обучения, повышения общей грамотности, культуры, акти­визации собственных ресурсов клиентов.

Социальная работа с женщинами как специфическое направле­ние насчитывает около 20 лет. В современном цивилизованном мире дискриминированное положение женщин отмечено во многих сфе­рах жизни, поэтому женщина в большей степени зависит от систе­мы общественного благосостояния, чем мужчина. В США, напри­мер, уровень бедности среди женщин в шесть раз выше, чем среди мужчин. Социальные проблемы женщин относятся к разряду труд­норазрешимых, поскольку требуют глубинных перемен в обществен­ном и индивидуальном сознании, структурных изменений в обще­ственном устройстве. Тем не менее, за последние несколько десяти­летий в мире происходят очень медленные, но позитивные сдвиги в решении социальных проблем женщин.

За рубежом специалисты в области социальной работы с жен­щинами используют два подхода: либерально-консервативный и радикальный. Первый подход, который можно назвать «сексистским», в основном ориентирован на адаптацию женщин к окру­жающей среде, обществу и предусматривает плавное, постепен­ное осознание обществом интересов и потребностей женщин. Вто­рой подход («гендерный») исходит из посылки радикальных пе­ремен на всех уровнях общественной жизни современного обще­ства, для изменения социальной роли женщины в обществе, включая принятие политических решений. Социальная работа с жен­щинами в основном проводится в специализированных службах, в том числе в кризисных центрах, которые относятся к государ­ственной системе социального обслуживания либо принадлежат общественным феминистским организациям. Характерно, что и в среде социальных работников, подавляющее большинство кото­рых — женщины, также существуют специфические социальные проблемы, связанные с неравным положением женщин: приня­тие решений во многих странах (за исключением, может быть, Швеции и Исландии) по-прежнему остается прерогативой пред­ставителей мужского пола.

Традиционной является работа с пожилыми людьми. Эта сфера социальной работы постоянно расширяется, поскольку число по­жилых людей в мире неуклонно растет. Старение населения плане­ты стало глобальной проблемой современности. Спектр социальных проблем, решаемых социальными работниками в этой области, достаточно широк — от улучшения системы социального обеспе­чения до усиления поддержки пожилых людей со стороны семьи и родственников. В работе с пожилыми в специальных геронтологических центрах, стационарах, полустационарах, центрах дневного пребывания, обязанности по организации и содержанию которых возложены на местные органы власти и самоуправления, социальные работники используют свои знания в области теории и практики социальной работы, геронтологии и гериартрии, организации мест­ного самоуправления, социальной политики. Особенно трудно при­ходится социальным работникам находить альтернативу организа­ции помощи пожилым людям, имеющим хронические заболева­ния, на дому, поскольку стоимость медико-социальных услуг не­уклонно растет, а средства, выделяемые государством на социаль­ное обслуживание, в последние десятилетия почти во всех зару­бежных странах, постоянно сокращаются.

В поисках таких альтернатив социальные работники часто выс­тупают инициаторами создания общественных организаций, в рам­ках которых возможно оказание действенной помощи пожилым людям. Практически во всех странах действуют объединения вете­ранов, деятельность которых выходит далеко за рамки чисто быто­вой, социально-медицинской и социально-экономической помо­щи. Эти организации занимаются культурно-просветительской ра­ботой, предлагают разнообразные образовательные программы, уча­ствуют в политической жизни своих стран. Практически все обще­ственные организации пожилых людей (а их в мире насчитывается несколько тысяч, в том числе и несколько десятков международ­ных) стремятся претворить в жизнь основные положения Принци­пов ООН «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возрас­та» (август 1982 г.).

Специфической областью социальной работы является помощь
бывшим военнослужащим — участникам военных конфликтов.
В США, например, — это ветераны вьетнамской войны, в Израи­ле — ветераны арабо-израильской войны, во Франции — участники
вооруженных конфликтов в Северной Африке, в Испании — ветераны
Гражданской войны. (В Украине — это ветераны войны в Афганистане
и Чеченской Республике.) Большинство этих людей страдает так
называемым синдромом посттравматического стресса, который мо­жет носить острый или хронический характер, периодически обостряясь, в результате чего человек не может полноценно социально
функционировать. Множество этих проблем не может быть разрешено методами, используемыми в психиатрии, поэтому на помощь психиатрам приходят специалисты по социальной работе, которые, ис­пользуя психодинамические модели, комбинируя их с бихевиорист­ской и системной моделями, добиваются ощутимых результатов. Об этом наглядно свидетельствует опыт социальной реабилитации ветеранов вьетнамской войны в США.

Социальная работа с представителями сексуальных меньшинств — одна из ее областей, появившихся недавно. Если раньше таких лю­дей воспринимали как больных, а затем как «девиантов», то в пос­ледние два десятилетия благодаря активным действиям правозащит­ных организаций в западном обществе к представителям сексуаль­ных меньшинств стали относиться как к людям, сделавшим свой жизненный выбор, как к индивидам, имеющим особые нужды. По­этому лечение, нередко принудительное, или попытки коррекционного воздействия повсеместно заменены использованием адаптаци­онных и других «мягких» социально-психологических методов. В за­падном обществе людям с нетрадиционной сексуальной ориентаци­ей доступны социальные услуги в обычных или специализирован­ных социальных службах. Многие эти службы действуют при ассоци­ациях или других добровольных организациях сексуальных меньшинств. Это наиболее характерно для некоторых радикально настроенных феминистских организаций.

Основными принципами социальной работы с индивидами, имеющими особые проблемы — представителями этнических и сек­суальных меньшинств,

ветеранами вооруженных конфликтов, жен­щинами, пожилыми людьми, инвалидами, — являются уважение к личности клиента, ее уникальности, на признании выбора клиен­том собственного стиля жизни. Социальные работники стремятся не просто помочь человеку, обратившемуся за помощью, но сде­лать так, чтобы он жил полноценной личной и общественной жиз­нью. Принципы «доступности» социальных услуг, «нормализации» жизни среди людей являются основополагающими в социальной работе с людьми, имеющими ограниченные возможности или осо­бые нужды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.