Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Персоналии. 1. Франц Лефорт – первый в России




План

Хронология

Тесты

 

1. Франц Лефорт – первый в России…

а) агроном;

б) пиротехник;

в) адмирал;

г) астроном.

2. Строительство первого русского флота велось в городе…

а) Архангельске;

б) Суздале;

в) Москве;

г) Воронеже.

3. Прутский поход Петра…

а) оказался удачным;

б) неудачным;

в) не принес отчетливых последствий;

г) такого не было.

4. Петр 1 принял решение и начал подготовку создания…

а) Славяно-греко-латинской академии;

б) Академии наук;

в) Московского университета;

г) Царскосельского лицея.

5. Петровская модернизация…

а) подготавливала условия для отмены крепостного права;

б) ослабляла негативные его следствия;

в) никак не касалась крепостной системы;

г) усилила крепостной гнет.

6. В петровских коллегия господствовало…

а) единоначалие;

б) демократический централизм;

в) коллегиальный принцип руководства;

г) анархия.

7. Первоначально функцией Сената являлось…

а) информационное обеспечения высшего руководства;

б) текущее руководство страной в отсутствии царя;

в) обеспечение связи с регионами;

г) подготовка проектов реформ.

8. Город Санкт-Петербург возник в годы…

а) азовских походов;

б) Северной войны;

в) Каспийского похода;

г) Тридцатилетней войны.

9. Главной целью введения подушной системы являлось…

а) упрощение собирания налогов;

б) приспособление налоговой системы к обеспечению потребностей реформированной армии;

в) исполнение пожеланий населения;

г) другое.

10. Табель о рангах регулировала чины и должности…

а) в придворном театре;

б) в гражданских учреждениях и на флоте;

в) в судебных учреждениях;

г) в местах заключения.

 

Тематика докладов:

1. Петр 1: формирование личности

2. Петр 1: победы и просчеты политика

3. Судьба реформ и модернизации

4. Роль петровской модернизации в истории Тулы и тульского края

 

1672, 30 мая - Рождение царевича Петра Алексеевича

1695-1696 - Азовские походы

1697-1698 - Великое посольство

1700-1721 - Северная война

1703, 16 мая - Основание Петербурга

1709, 27 июня - Битва при Полтаве.

1711, 22 февраля - Указ об учреждении Правительствующего Сената

1721, 22 октября - Принятие Петром I императорского титула

1722, 24 января - Табель о рангах

1725, 28 января - Смерть императора Петра I.


Тема: Россия при преемниках Петра I. Век Екатерины II.

1. Эпоха временщиков (1725-1762 гг.)

2. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II

3. Россия в системе международных отношений в XVIII веке

 

Научная литература

Анисимов, Е.В. Императорская Россия: XVIII / Е.В.Анисимов. – СПб., 2000.

Карамзин, Н.М. Истории государства Российского / Н.М.Карамзин. – М., 1990.

Ключевский, В.О. Курс русской истории / В.О.Ключевский. – М., 1987.

Павленко, Н.И. Страсти у трона / Н.И.Павленко. – М., 1995.

Эйдельман, Н.Н. Мой XVIII век / Н.Н.Эйдельман. – М., 1989.

 

Публицистика и историко-художественная литература

Безвременье и временщики. – М., 1991.

Мир русской истории: энциклопедический справочник. – М., 1997.

Лесков, Н.С. Сказ о Тульском косом левше и о стальной блохе / Н.С.Лесков. – М., 1974.

Пушкин, А.С. Арап Петра Великого. – М., 1974.

Сокольский, Ю.М. Цари и министры (популярные очерки) / Ю.М. Сокольский. – СПб., 1998.

Толстой, А.Н. Петр Первый / А.Н.Толстой. – М., 1984.

Петрухинцев, Н.Н. Дворцовые интриги 1730-х годов и «дело» В.П. Волынского / Н.Н.Петрухинцев // Вопросы истории. -2006 №4.

 

Исторические термины и понятия.

Бироновщина – крайне реакционный режим в России в 30-х годах XVIII века в царствование Анны Иоанновны. Свое название получил по имени ее фаворита Э.И. Бирона – вдохновителя и создателя этого режима.

Верховный Тайный Совет («верховники») – высшее государственное учреждение России в 1726-1730 гг. Создан указом Екатерины I.

Податные сословия – группы населения (крестьяне, мещане) в XVIII – первой половине XIX в., платившие подушную подать и выполнявшие другие повинности.

Просвещенный абсолютизм – политика второй половины XVIII века, проводившаяся правителями феодальных государств для укрепления власти дворян в условиях развития буржуазных отношений.

Секуляризация – процесс обращения церковной собственности в светскую.

Фаворит – лицо, пользующееся особой благосклонностью правителей.

Анна Иоанновна (1693-1740) – российская императрица с 1730г., племянница Петра I. Даровала дворянству значительные льготы. Уделяла мало внимания государственным делам. Главной опорой ее были прибалтийские дворяне- немцы, занявшие во главе с Бироном-фаворитом Анны Иоанновны господствующее положение в правительстве.

Баженов Василий Иванович (1737-1799) – архитектор, художник, педагог. Один из основоположников русского классицизма. С 1765 г. - академик, в 1799 г. – вице-президент Петербургской Академии художеств. Автор проектов дома Пашкова, дворцово-паркового ансамбля в Царицино, реконструкции Московского Кремля, Михайловского замка в Петербурге.

Волынский Артемий Петрович (1689 –1740) – государственный деятель, кабинет-министр императрицы Анны Иоанновны, противник бироновщины, один из авторов проекта государственного переустройства. В 1740 г. был казнен по обвинению в хищении государственных средств и в попытке завладеть престолом.

Воронцов Михаил Илларионович (1714 - 1767) – государственный деятель, дипломат, граф. Участник дворцового 25 ноября 1741 г. в пользу Елизаветы Петровны. С 1744 г. – вице-канцлер. В 1758 г. возглавил внешнюю политику России. С 1759 г. – сенатор. В 1758 – 1765 гг. – канцлер.

Дашкова (Воронцова) Екатерина Романовна (1744 - 1810) – княгиня, общественная деятельница. Активная участница переворота 28 июня 1762 г. в пользу Екатерины II. В 1783 г. назначена директором Петербургской Академии наук. В 1783 г. составила устав и была назначена президентом Российской Академии. От руководства Академией отстранена в 1796 г. Павлом I, отправлена в отставку, затем в ссылку.

 

 

Методические указания.

Изучая тему, следует представить, что в результате реформ Петра I, Россия, прирастая новыми территориями, которые относились к разным типам развития, стала представлять собой крайне сложное, противоречивое общественное образование. В этой связи переход страны на европейский путь развития представлял большую сложность, учитывая цивилизационную неоднородность. К тому же после Петра I на российском престоле побывал ряд правителей, которые не обладали способностями эффективно править Россией, и так очень сложной в управлении страной. И в этой связи следует обратить внимание студентов на особенность русской истории, когда «смута» наступает из-за ослабления одной из важнейших скреп страны – легитимной монархии.

Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762) связана с рядом факторов, на которые следует обратить внимание студентов. В частности: изменения Петром I порядка престолонаследия, возросшая роль гвардии, усиление дворянства, по словам В.О. Ключевского, «дворяновластия». И поэтому эти слабые российские правители – «временщики» вынуждены были исполнять волю господствующего класса. И даже Екатерина II, выпадавшая из ряда «временщиков», не смогла изменить положение вещей, хотя и была правительницей сильной и дальновидной.

Наиболее сложной проблемой этой темы является политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Необходимо отметить, что эпоха «просвещенного абсолютизма» продолжалась практически до 1815 года и характеризовалась попытками провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия. Это острейшее противоречие не позволило Екатерине II реформировать России и провести крупные преобразования. Обрисовав ситуацию в России при Екатерине II возможно поставить перед студентами вопрос: почему не произошли коренные изменения в жизни России, если императрица столь сильно их желала?

Анализируя успешную внешнюю политику России в XVIII в. необходимо выяснить в беседе со студентами, какие внешние акции носили «национальный» характер, а какие «имперские». Представляется важным выяснить основные принципы формирования Российской империи и в чем ее отличие от западноевропейских империй.

В заключение важно привести слова канцлера Безбородко, когда, обращаясь к молодым дипломатам, он сказал, что не знает, как будет при них, а вот в его время ни одна пушка в Европе не могла пальнуть без разрешения России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.