Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита права на торговую марку и коммерческое (фирменное) наименование Антимонопольным Комитетом (административный порядок)




 

Неправомерное использование коммерческого наименования или торговой марки может быть квалифицировано как недобросовестная конкуренция в соответствии со ст. 33 ХК Украины и ст. 4 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции».

Недобросовестной конкуренцией являются любые действия в конкуренции, противоречащие правилам, торговым и иным честным обычаям в хозяйственной деятельности (ст. 1 указанного Закона).

Одним из видов недобросовестной конкуренции является неправомерное использование деловой репутации субъекта хозяйствования (глава 2 Закона). Самым распространенным правонарушением этого вида является неправомерное использование обозначенийиспользование имени, коммерческого (фирменного) наименования, торговой марки (знака для товаров и услуг), рекламных материалов, оформления упаковки товаров и периодических изданий, других обозначений без разрешения (согласия) субъекта хозяйствования, который раньше начал использовать их или схожие с ними обозначения в хозяйственной деятельности, что привело или могло привести к смешиванию с деятельностью этого субъекта хозяйствования (ст. 4 Закона)

Для квалификации данного правонарушения необходимо установить:

· наличие действий в виде использования чужого коммерческого наименования или торговой марки без разрешения субъекта хозяйствования – их обладателя;

· наличие приоритета у потерпевшей стороны в использовании коммерческого наименования или торговой марки;

· наличие деловой репутации [1], связанной с использованием коммерческого наименования или торговой марки;

· вероятность смешивания деятельности потерпевшего нарушителя.

На практике при рассмотрении антимонопольными органами дел о неправомерном использовании коммерческих наименований и торговых марок наличие между нарушителем и потерпевшим конкурентных отношений устанавливаются, как правило, в каждом случае. Учитываются виды деятельности, в отношении которой используются отличительные обозначения потерпевшим и нарушителем, территориальные пределы осуществления этой деятельности и другие факторы.

Законодатель не связывает противоправность рассматриваемых действий с отрицательными последствиями, которые они порождают. Действия в виде неправомерного использования коммерческого наименования и торговой марки как вид недобросовестной конкуренции считаются правонарушением независимо от характера их последствий, и, следовательно, состав этого правонарушения является формальным. Это не означает, что такие противоправные действия не причиняют вреда другим лицам. Наоборот, они всегда потенциально затрагивают права и интересы практически всех участников рыночных отношений (потерпевшего субъекта хозяйствования, потребителей, конкурентов нарушителя, государства в целом). Уже с момента осуществления этих неправомерных действий они являются правонарушением. Однако если потерпевшие лица выберут судебную форму защиты и способ защиты в виде взыскания причиненных в результате правонарушения убытков, морального (неимущественного) вреда, то их наличие и размер должны быть определены обязательно.

Торговая марка, выступающая объектом рассматриваемого правонарушения, не обязательно должна быть зарегистрирована. Приоритет в использовании определяется в данном случае началом фактического использования отличительного обозначения, сформировавшего подлежащую защите деловую репутацию субъекта хозяйствования. Поэтому неправомерным может быть признано использование незарегистрированного отличительного обозначения, используемого в качестве торговой марки. Такой подход поддерживается и судебной практикой.

Недобросовестные действия в виде использования чужой известной, но еще незарегистрированной торговой марки встречаются нередко, поскольку, несмотря на повышение активности в регистрации торговых марок, немалая часть фактически используемых обозначений не регистрируется и, следовательно, не охраняется Законом Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг». Такой ситуацией пытаются воспользоваться отдельные недобросовестные субъекты. Используя чужой незарегистрированный знак, конкурент, хотя и не нарушает норм Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», однако посягает на честные правила ведения добросовестной конкуренции, вводит потребителей в заблуждение об истинном производителе товара, препятствует нормальному развитию рыночных отношений. Поэтому вполне обоснованно предоставлять защиту права на деловую репутацию обладателя этого незарегистрированного знака, квалифицируя такие действия как акт недобросовестной конкуренции в соответствии со ст. 4 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции».

Круг действий, направленных на использование высокой деловой репутации производителей, имеющих незарегистрированные знаки, не ограничивается только использованием последних. Недобросовестные лица пытаются регистрировать такие знаки на свое имя, при этом, не всегда преследуя цель заниматься производством продукции под тем или иным обозначением.

Действия, связанные с регистрацией чужих незарегистрированных, но имеющих достаточную известность знаков, в качестве самостоятельного состава правонарушения в законодательстве не закреплены. Нормы Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» в этих случаях не нарушаются, поскольку обозначение регистрируется согласно установленным нормами данного Закона требованиям. Представляется, что для квалификации таких действий как неправомерных наиболее приемлемы нормы законодательства о защите от недобросовестной конкуренции. Во-первых, лица, регистрирующие знак недобросовестным образом, приобретают незаслуженные преимущества в конкурентной борьбе благодаря использованию высокой деловой репутации его истинного обладателя. Во-вторых, на рынке соответствующей продукции происходит смешивание с товарами «потерпевшего» конкурента, что вводит в заблуждение потребителей. В-третьих, создаются препятствия для получения истинными обладателями этих обозначений их правовой охраны.

При этом следует учитывать, что незарегистрированный знак выступает предметом конкурентного правонарушения не в любом случае, а только, если его неправомерное использование может повлечь использование деловой репутации субъекта хозяйствования. Для этого он должен обладать определенной характеристикой.

Во-первых, являться достаточно известным. Только в этом случае он может ассоциироваться у потребителей (покупателей) с конкретным качеством, происхождением товара (работы, услуги), и, в конечном итоге, характеризовать деловую репутацию субъекта хозяйствования.

Во-вторых, знак должен обладать различительной способностью, достаточной для отличия товаров, услуг, в отношении которых он применяется, от товаров, услуг других производителей. При этом степень различительной способности может быть и недостаточной для предоставления ему охраны нормами Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг». Однако в результате длительного использования этого незарегистрированного знака у потребителей должны возникать определенные представления, ассоциации, связанные с конкретным происхождением и качеством маркированной им продукции. Это означает, что знак приобрел в результате использования «вторичное значение». В ходе определения различительной способности (или вторичного значения) целесообразно принимать во внимание: продолжительность использования обозначения, масштабы (территория) продаж и рекламирования товаров с использованием обозначения, частоту их имитации, которая, в свою очередь, может определяться известностью и популярностью продукции, уровень технологической сложности ее производства и реализации и т.п.

В-третьих, необходимо учитывать причины, по которым нормы Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» не могут предоставить охрану этому знаку. В частности, возможна ситуация, когда знак противоречит публичному порядку, моральным и этическим принципам общества (например, содержит непристойное слово, изображение, антигосударственные, расистские выражения и т.п.). Поэтому в таких случаях было бы целесообразно не предоставлять защиту такому знаку и на основании норм о защите от недобросовестной конкуренции. Следовательно, незарегистрированный знак не должен противоречить принципам гуманности, морали и общественным интересам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.