Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий. 2. Определите черты управления, свойственные ему как науке и как искусству




1.

 


2. Определите черты управления, свойственные ему как науке и как искусству. Запол-ните таблицу, приведенную ниже:

 

№ п/п Черта Характеризует управление как
науку искусство
  Концепция управления    
  Человек как субъект управления    
  Научные знания    
  Принципы управления    
  Ситуационный подход к управлению    
  Творческий характер управления    
  Отношения между людьми    
  Моделирование и количественные измерения    

 

 

3. Заполните таблицу, приведенную ниже, ответами на вопрос о том, для каких научных школ и подходов характерны приведенные в данной таблице утверждения:

 

№ п/п Содержание утверждения Научная школа или научный подход
  Основа эффективной работы – разделение и организация труда  
  Организация не может работать эффективно без учета факторов внешней среды  
  Основа эффективной работы организации – учет сложившейся ситуации  
  Мотивация поведения людей в организации – главный фактор ее эффективной работы  

4. Сделайте анализ периодов развития менеджмента, заполните таблицу:

 

Период, год Главная проблема предприятий Ключевое решение менеджмента Научная школа и подход
Начало ХХ в. – 1935 г.      
1936–1955 гг.      
1956–1970 гг.      
1971–1980 гг.      
1981–1985 гг.      
1986–1990 гг.      
С 1990 г. по настоящее время      

 

 

5. Восстановите пропущенные элементы:

 

а) укажите в схеме стадии и функции менеджмента;

 

б) перечислите принципы менеджмента, которых придерживаются американские специалисты М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури (1996).

 

 

6. Из предложенных далее произвольно расположенных формулировок, отражающих стратегию японской фирмы «Орион» и методы ее реализации, составьте логически построенный алгоритм, характеризующий социально-ориентированный менеджмент этой фирмы:

• доходы от покупателя – источник инвестиций в научно-исследовательские, опытно-промышленные работы (НИОПР) и оборудование;

• часть прибыли направляется на социальные нужды и благотворительность;

• поставщик получает хорошего покупателя;

• главная цель компании – ее развитие;

• часть прибыли в виде налога пойдет на пользу общества;

• компания получает уважение в местном обществе;

• улучшится качество производимых товаров, которые будут реализовываться по более низким ценам;

• часть прибыли пойдет на дополнительные выплаты сотрудникам фирмы;

• развитие фирмы ведет к увеличению занятости населения;

• покупатель получает надежного поставщика.

Социальная ориентация бизнеса в Японии – важная составная часть национального стиля менеджмента.

Известное выражение «Процветающая фирма – богатое общество» подтверждается впечат-ляющими успехами японской экономики и высоким уровнем жизни населения.

 

 


 

№ п/п Новое понятие Содержание
  Антитейлористы школа НОТ, обозначившаяся на 1 Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства, представленная, прежде всего, О. Ерманским, В.М. Бехтеревым, Л.В. Грановским
  Бэббидж Ч. (1792–1872) английский математик, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской АН (1832) по теории функций, механизации счета в экономике, сконструировавший и построивший (1820–1822) маши-ну для табулирования и работавший над постройкой разностной машины (1823), разработал (1833) проект универсальной цифровой вычислительной машины – прообраз ЭВМ
  Бюрократия первоначально – власть, влияние руководителей и чиновников ап-парата правительства; в дальнейшем – обозначение слоя служа-щих в крупных организациях, возникших в различных сферах об-щества
  Витке Н.А. крупный организатор НОТовского движения в СССР, представи-тель социального направления в отечественной науке управления
  Витте С.Ю. (1849–1915) крупный государственный деятель России, автор дифференциро-ванных тарифов на железнодорожные перевозки, которые стали считаться самыми прогрессивными в Европе. С 1892 по 1906 гг. являлся министром финансов России и в 1897 г. осуществил денеж-ную реформу России
  Вознаграждение труда цена за выполненную работу и услуги
  Вторая Всесоюзная конференция НОТ (1924) конференция по НОТ, выработавшая окончательную трактовку термина «НОТ» (в отношении которой среди отечественных уче-ных велись дискуссии о расстановке акцентов в прикладных и теоретических исследованиях), согласно которой НОТ понима-лась, прежде всего, как практико-организаторская деятельность в области организации труда и управления, и определившая главную линию дальнейшего развития организационно-управленческой науки в России, характеризующуюся доминированием приклад-ных исследований над теоретико-методическими
  «Группа 4-х» школа НОТ, отражающая взгляды научной школы Центрального института труда во главе с А. Гастевым
  Дзайбану система отношений между фирмами и банками Японии, в соответ-ствии с которой крупные фирмы организованы в небольшое число групп
  Дисциплина уважение к условностям, содержанием которых является «повино-вение, прилежание, активность» и «внешнее выражение уважения». Она обязательна для высших руководящих лиц и для рядовых функционеров
  Иерархия ряд руководящих должностей от высшей власти к низшим ее агентам
  Индивидуализм принцип, составляющий основу американской системы управле-ния, предполагающий относительную автономию человеческого индивида в системе общественного бытия
  Интеграция объединение, согласование производства и социального развития
  Исследование операций прикладное направление кибернетики, используемое для решения организационных задач, главным методом которого является сис-темный анализ целенаправленных действий (операций) и объектив-ная (в частности, количественная) сравнительная оценка возможных результатов этих действий
№ п/п Новое понятие Содержание
  Кайрацу в Японии объединение фирм в устойчивые финансово-промыш-ленные группы
  Канторович Л.В. (1912–1986) российский математик и экономист, автор трудов по функцио-нальному анализу, вычислительной математике, основоположник линейного программирования; один из создателей теории оптималь-ного планирования и управления народным хозяйством, теории оптимального использования сырьевых ресурсов; лауреат Ленин-ской премии (1965), Государственной премии СССР (1949), Нобе-левской премии (1975)
  Кибернетика наука об общих законах управления, обработки и передачи ин-формации живыми организмами и машинами
  Классическая (или административная) школа управления подход в теории менеджмента, исследующий, главным образом, методы и формы совершенствования системы управления органи-зацией в целом. Классическая школа тесно связана с работами Анри Файоля, Линдалла Урвика, Джеймса Д. Муни, А.К. Рейли
  Количественный подход (школа науки управления) подход в теории менеджмента, предполагающий применение на-учных методов анализа функционирования производственных сис-тем и решение проблем управления с применением математичес-кого аппарата решения задач, компьютерной техники и информа-ционных систем
  Массовое производство крупносерийное поточное производство, ставшее возможным в результате замены ручного труда машинами, специализации производственных операций и разделения труда
  Менеджер руководитель или управляющий, занимающий постоянную долж-ность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы
  Менеджмент интегрированный социально-экономический процесс исследования, планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на достижение функционирующим в рыночных условиях пред-приятием (фирмой) определенных оптимальных результатов хо-зяйственной деятельности
  Метод «участвующего управления» один из элементов японского менеджмента, механизм принятия решений «снизу вверх», когда каждый работник несет свою долю менеджерской ответственности, что позволяет наиболее эффек-тивно использовать его способности
  Милль Дж.С. (1806–1873) английский философ, экономист, социолог, последний представи-тель классической школы политэкономии, основатель английско-го позитивизма, обосновавший либеральные реформы, призван-ные модернизировать капитализм, улучшить положение рабочего класса
  Мордвинов Н.С. (1754–1845) выдающийся русский ученый и политик, ближайший сорат-ник М.М. Сперанского по разработке плана улучшения финансо-вой системы России
  Научная организация труда (НОТ) совершенствование организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда
  Научное управление исторически существовавший подход в теории менеджмента, ос-новное внимание уделяющий управлению производством и повы-шению эффективности труда, в первую очередь, путем усовер-шенствования операций ручного труда
  Нижний уровень управления уровень должностных лиц, непосредственно руководящих рабо-той своих подчиненных. На этом уровне функции планирования и организации реализуются в действиях управляющего, стимули-рующего и направляющего деятельность работников
№ п/п Новое понятие Содержание
  Оуэн Р. (1771–1858) «капиталист-благотворитель», утопический социалист, впервые в истории менеджмента определивший, что менеджмент – это не институт, а скорее, совокупность личностей, ответственных за использование ресурсов организации, в том числе и человеческих ресурсов, в процессе достижения корпоративных целей
  Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства (1921) конференция, на которой поднимались такие теоретические проб-лемы, как организация труда в масштабах общества, хозяйствен-ная планомерность, рационализация труда, психофизиология тру-да, рефлексология труда, психология труда, гигиена труда, стиму-лирование труда, отношение к тейлоризму
  Планирование одна из функций управления – процесс разработки планов, вклю-чающий определение показателей деятельности предприятия (организации) в условиях существующей ограниченности ресур-сов и времени
  «Платформа 17-ти» школа НОТ, представленная, прежде всего, П. Керженцевым, И. Бурдянским, М. Рудаковым, И. Шпильрейном, ратовавшими за необходимость широких теоретических обобщений в области НОТ и управления, за широкое вовлечение общественности в ра-боту по НОТ через различные низовые ячейки, кружки, общества
  Полномочия и ответственность полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность
  Принципы управления основные правила, которые должны соблюдаться управленчески-ми работниками при принятии различного рода решений в опре-деленных условиях и на соответствующих уровнях
  Разделение труда один из главных принципов организации производственных про-цессов, предполагающий дифференциацию и специализацию тру-довой деятельности, выделение специализированных устойчивых трудовых функций и функциональных областей, а также профес-сионализацию работников и их групп, специализирующихся в оп-ределенной области, обособление и организационное оформление структурных подразделений
  Рационализация разработка и осуществление мероприятий интенсивного характера, которые направлены на улучшение, прогрессивное изменение определенных систем, процессов, элементов, операций в интересах повышения их качества, производительности, эффективности, снижения затрат и улучшения результатов деятельности
  Система упорядоченная совокупность, единство, состоящее из взаимоза-висимых частей, каждая из которых понимается как минимально неделимый объект, привносящий что-то конкретное в уникальные характеристики целого для достижения определенной цели
  Системный анализ совокупность методологических средств, используемых для под-готовки и обоснования решений по сложным проблемам полити-ческого, военного, социального, экономического, научного и тех-нического характера, опирающаяся на системный подход, а также на ряд математических дисциплин и современных методов управления
  Системный подход подход в теории менеджмента, согласно которому организация является совокупностью взаимосвязанных элементов, таких как: совместные ценности, стратегическая ориентация, структура, сис-тема субординации, стиль управления, состав сотрудников, сово-купность теоретических знаний и практического опыта, ориенти-рованных на достижение единой конечной цели (или единых конечных целей) в условиях меняющейся деловой среды
№ п/п Новое понятие Содержание
  Ситуационный подход подход в теории менеджмента, согласно которому формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации
  Смит А. (1723–1890) шотландский экономист и философ, один из крупнейших пред-ставителей классической политэкономии, специалист в области управления, сделал анализ различных форм разделения труда
  Сперанский М.М. (1772–1839) выдающийся русский ученый и политик, родился в с. Черкутине Владимирской губернии в семье сельского священника, закончил Александро-Невскую семинарию (1791)
  Справедливость сочетание благожелательности с правосудием, позволяющее уме-рять строгость распорядка, не исключая твердости, и стимули-рующее преданность персонала и добрую волю функционеров
  Столыпин П.А. (1862–1911) выдающийся государственный деятель России, происходивший из старинного дворянского рода, окончил физико-математический факультет Петербургского университета в 1883 г.
  Тейлористы школа НОТ, обозначившаяся на 1 Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства, пред-ставленная И. Каннегисером, Н. Гредескулом и др., которые были склонны отожествлять тейлоризм с научной организацией труда и управления, утверждавшими, что учение Ф. Тейлора не только прин-ципиально неоспоримо, но еще и универсально, т.е. практически полностью приемлемо в любых общественно-экономических условиях
  Тектология методология и доктрина решения организационных задач, сфор-мулированная А. Богдановым (Малиновским), носившая ярко вы-раженный механистический характер, предполагающая единство строения и развития самых различных систем (ее другое название – «Всеобщая организационная наука»)
  «Теория хаоса» концепция современного менеджмента, предполагающая, что не-большие изменения могут привести к радикальным последствиям в поведении системы, но, тем не менее, несмотря на кажущееся случайное поведение таких систем, определенные поведенческие «рисунки» можно предугадать с помощью статистической оценки вероятности
  Теория «7S» системная концепция современного менеджмента, предполагаю-щая, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Ключевыми составляющими данной теории являются сле-дующие: стратегия, структура, системы, штат, стиль, квалифика-ция, разделяем ценности
  Теория «Z» концепция современного менеджмента, сформулированная У. Оучи, предполагающая, что основой любой организации является чело-век, и для того, чтобы добиться эффективного управления, необ-ходимо придерживаться следующих положений и правил управле-ния людьми: долгосрочный наем кадров; групповое принятие ре-шения; индивидуальная ответственность; медленная оценка кад-ров и их умеренное продвижение; неопределенный, неформаль-ный контроль четкими и формализованными методами; неспециа-лизированная карьера; всесторонняя забота о работниках
  Управление процесс целенаправленного воздействия органа управления на объект управления с целью обеспечения его эффективного функ-ционирования и развития

 

№ п/п Новое понятие Содержание
  Управляющие верхнего уровня возглавляющие средние и крупные фирмы, концентрирующие вни-мание на планировании будущего, постановке целей, определении курсов действий, правил и процедур их выполнения
  Управляющие среднего звена управляющие, которые возглавляют отделения или отделы
  Фабричная система система производства, широко внедренная после промышленной революции и характеризующаяся созданием все более крупных предприятий, позволяющая применять новые природные источни-ки энергии, расширять разделение труда и вводить более полный контроль над процессом труда
  Функциональное назначение менеджмента область функционирования менеджера, направление его профес-сиональной управленческой деятельности, как то: подготовка произ-водства, собственно производство, логистика (в т.ч. материально-техническое снабжение), маркетинг и сбыт, финансы, кадры
  Хоторнский эксперимент изучение условий труда и производительности на предприятии компании «Western Еlectric» в г. Хоторне, штат Иллинойс, про-должавшееся с 1924 по 1940 гг. (с участием Эдисона, Мейо, Рет-лисбергера, а также представителей некоммерческого Националь-ного совета по науке США), главным результатом которого стало возникновение «школы человеческих отношений» (human relations)
  «Хоторнский эффект» эффект повышения производительности просто вследствие повы-шения вообще какого-то ни было внимания к персоналу
  Центральный институт труда при ВЦСПС научно-исследовательский институт, возглавлявшийся А.К. Гастевым, занимавшийся проблемами научной организации и культуры труда
  Школа поведенческих наук подход в теории менеджмента, исследующий поведение людей, методы налаживания межличностных отношений, разрабатываю-щий проблемы социального взаимодействия и коммуникации, власти и авторитета в организационной структуре, поведенческих стереотипов и их мотивации, лидерства, изменения содержания работы и качества труда и др. Школа поведенческих наук тесно связана с именами А. Маслоу, К. Арджириса, Р. Лайкерта, Д. Мак-Грегора, Ф. Герцберга
  Школа управления совокупность концепций относительно понимания сущности, принципов, функций и методов менеджмента как организации управления и как процесса принятия управленческих решений на основе цели, программы, действий, информации и пр.
  Школа человеческих отношений подход в теории менеджмента, в центре которого находится чело-веческий фактор, включающий и отношения между людьми в про-цессе работы
  Эрхард Л. (1897–1977) ученый и политик, второй канцлер ФРГ, в 50-60-е гг. ХХ в. про-водивший в Западной Германии широкомасштабную экономичес-кую реформу, коренным образом преобразившую социально-эко-номическую жизнь страны

 


Примечание. Знаком (*) отмечены работы, на основе которых составлен тематический обзор.

* Полужирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.

1 Друкер П.Ф. (Drucker P.F.) – профессор менеджмента в Высшей школе бизнеса при Нью-Йоркском универси-тете и советник по вопросам деловой политики и управления.

1 Бюрократия – первоначально – власть, влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в даль-нейшем – слой служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества.

1 Количественный подход (школа науки управления) предполагает применение научных методов анализа функционирования производственных систем и решение проблем управления с применением математического аппарата решения задач, компьютерной техники и информационных систем.

1 Скотт Вальтер Дилл (1869–1955) преподаватель Северо-западного университета (г. Чикаго, США).

2 Peters T.L., Waterman R.H. In Search of Excellence: Lessons From America’s Best Run Companies. N.Y.: Harper and Row, 1982.

3 Pascale R.T., Athos A.G. The Art of Japanese Management: Applications for American Executives. N.Y.: Simon and Schuster, 1982.

1 Вебер Макс (1864-1920) – немецкий социолог, историк, экономист и юрист. В основе методологии Вебера, опирающейся на неокантианскую гносеологию, разграничение опытного знания и ценностей; концепция “понимания”, по которой социальное действие объясняется через истолкование индивиду­альных мотивов; теория идеальных типов – абстрактных и произвольных мысленных конструкций исторического процесса.

2 Белл Даниел (род. 1919) – американский социолог, профессор Колумбийского (с 1958 г.) и Гарвардского
(с 1969 г.) университетов, один из авторов концепций “деидеологизации” и “постиндустриального общества”. Основные книги: “Конец идеологии” (1960), “Грядущее постиндустриальное общество” (1973).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 4120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.