2. Определите черты управления, свойственные ему как науке и как искусству. Запол-ните таблицу, приведенную ниже:
№ п/п
Черта
Характеризует управление как
науку
искусство
Концепция управления
Человек как субъект управления
Научные знания
Принципы управления
Ситуационный подход к управлению
Творческий характер управления
Отношения между людьми
Моделирование и количественные измерения
3. Заполните таблицу, приведенную ниже, ответами на вопрос о том, для каких научных школ и подходов характерны приведенные в данной таблице утверждения:
№ п/п
Содержание утверждения
Научная школа или научный подход
Основа эффективной работы – разделение и организация труда
Организация не может работать эффективно без учета факторов внешней среды
Основа эффективной работы организации – учет сложившейся ситуации
Мотивация поведения людей в организации – главный фактор ее эффективной работы
4. Сделайте анализ периодов развития менеджмента, заполните таблицу:
Период, год
Главная проблема предприятий
Ключевое решение менеджмента
Научная школа и подход
Начало ХХ в. – 1935 г.
1936–1955 гг.
1956–1970 гг.
1971–1980 гг.
1981–1985 гг.
1986–1990 гг.
С 1990 г. по настоящее время
5. Восстановите пропущенные элементы:
а) укажите в схеме стадии и функции менеджмента;
б) перечислите принципы менеджмента, которых придерживаются американские специалисты М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури (1996).
6. Из предложенных далее произвольно расположенных формулировок, отражающих стратегию японской фирмы «Орион» и методы ее реализации, составьте логически построенный алгоритм, характеризующий социально-ориентированный менеджмент этой фирмы:
• доходы от покупателя – источник инвестиций в научно-исследовательские, опытно-промышленные работы (НИОПР) и оборудование;
• часть прибыли направляется на социальные нужды и благотворительность;
• поставщик получает хорошего покупателя;
• главная цель компании – ее развитие;
• часть прибыли в виде налога пойдет на пользу общества;
• компания получает уважение в местном обществе;
• улучшится качество производимых товаров, которые будут реализовываться по более низким ценам;
• часть прибыли пойдет на дополнительные выплаты сотрудникам фирмы;
• развитие фирмы ведет к увеличению занятости населения;
• покупатель получает надежного поставщика.
Социальная ориентация бизнеса в Японии – важная составная часть национального стиля менеджмента.
Известное выражение «Процветающая фирма – богатое общество» подтверждается впечат-ляющими успехами японской экономики и высоким уровнем жизни населения.
№
п/п
Новое понятие
Содержание
Антитейлористы
школа НОТ, обозначившаяся на 1 Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства, представленная, прежде всего, О. Ерманским, В.М. Бехтеревым, Л.В. Грановским
Бэббидж Ч. (1792–1872)
английский математик, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской АН (1832) по теории функций, механизации счета в экономике, сконструировавший и построивший (1820–1822) маши-ну для табулирования и работавший над постройкой разностной машины (1823), разработал (1833) проект универсальной цифровой вычислительной машины – прообраз ЭВМ
Бюрократия
первоначально – власть, влияние руководителей и чиновников ап-парата правительства; в дальнейшем – обозначение слоя служа-щих в крупных организациях, возникших в различных сферах об-щества
Витке Н.А.
крупный организатор НОТовского движения в СССР, представи-тель социального направления в отечественной науке управления
Витте С.Ю. (1849–1915)
крупный государственный деятель России, автор дифференциро-ванных тарифов на железнодорожные перевозки, которые стали считаться самыми прогрессивными в Европе. С 1892 по 1906 гг. являлся министром финансов России и в 1897 г. осуществил денеж-ную реформу России
Вознаграждение труда
цена за выполненную работу и услуги
Вторая Всесоюзная конференция НОТ (1924)
конференция по НОТ, выработавшая окончательную трактовку термина «НОТ» (в отношении которой среди отечественных уче-ных велись дискуссии о расстановке акцентов в прикладных и теоретических исследованиях), согласно которой НОТ понима-лась, прежде всего, как практико-организаторская деятельность в области организации труда и управления, и определившая главную линию дальнейшего развития организационно-управленческой науки в России, характеризующуюся доминированием приклад-ных исследований над теоретико-методическими
«Группа 4-х»
школа НОТ, отражающая взгляды научной школы Центрального института труда во главе с А. Гастевым
Дзайбану
система отношений между фирмами и банками Японии, в соответ-ствии с которой крупные фирмы организованы в небольшое число групп
Дисциплина
уважение к условностям, содержанием которых является «повино-вение, прилежание, активность» и «внешнее выражение уважения». Она обязательна для высших руководящих лиц и для рядовых функционеров
Иерархия
ряд руководящих должностей от высшей власти к низшим ее агентам
Индивидуализм
принцип, составляющий основу американской системы управле-ния, предполагающий относительную автономию человеческого индивида в системе общественного бытия
Интеграция
объединение, согласование производства и социального развития
Исследование операций
прикладное направление кибернетики, используемое для решения организационных задач, главным методом которого является сис-темный анализ целенаправленных действий (операций) и объектив-ная (в частности, количественная) сравнительная оценка возможных результатов этих действий
№
п/п
Новое понятие
Содержание
Кайрацу
в Японии объединение фирм в устойчивые финансово-промыш-ленные группы
Канторович Л.В.
(1912–1986)
российский математик и экономист, автор трудов по функцио-нальному анализу, вычислительной математике, основоположник линейного программирования; один из создателей теории оптималь-ного планирования и управления народным хозяйством, теории оптимального использования сырьевых ресурсов; лауреат Ленин-ской премии (1965), Государственной премии СССР (1949), Нобе-левской премии (1975)
Кибернетика
наука об общих законах управления, обработки и передачи ин-формации живыми организмами и машинами
Классическая (или административная) школа управления
подход в теории менеджмента, исследующий, главным образом, методы и формы совершенствования системы управления органи-зацией в целом. Классическая школа тесно связана с работами Анри Файоля, Линдалла Урвика, Джеймса Д. Муни, А.К. Рейли
Количественный подход (школа науки управления)
подход в теории менеджмента, предполагающий применение на-учных методов анализа функционирования производственных сис-тем и решение проблем управления с применением математичес-кого аппарата решения задач, компьютерной техники и информа-ционных систем
Массовое производство
крупносерийное поточное производство, ставшее возможным в результате замены ручного труда машинами, специализации производственных операций и разделения труда
Менеджер
руководитель или управляющий, занимающий постоянную долж-ность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы
Менеджмент
интегрированный социально-экономический процесс исследования, планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на достижение функционирующим в рыночных условиях пред-приятием (фирмой) определенных оптимальных результатов хо-зяйственной деятельности
Метод «участвующего управления»
один из элементов японского менеджмента, механизм принятия решений «снизу вверх», когда каждый работник несет свою долю менеджерской ответственности, что позволяет наиболее эффек-тивно использовать его способности
Милль Дж.С.
(1806–1873)
английский философ, экономист, социолог, последний представи-тель классической школы политэкономии, основатель английско-го позитивизма, обосновавший либеральные реформы, призван-ные модернизировать капитализм, улучшить положение рабочего класса
Мордвинов Н.С. (1754–1845)
выдающийся русский ученый и политик, ближайший сорат-ник М.М. Сперанского по разработке плана улучшения финансо-вой системы России
Научная организация труда (НОТ)
совершенствование организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда
Научное управление
исторически существовавший подход в теории менеджмента, ос-новное внимание уделяющий управлению производством и повы-шению эффективности труда, в первую очередь, путем усовер-шенствования операций ручного труда
Нижний уровень управления
уровень должностных лиц, непосредственно руководящих рабо-той своих подчиненных. На этом уровне функции планирования и организации реализуются в действиях управляющего, стимули-рующего и направляющего деятельность работников
№
п/п
Новое понятие
Содержание
Оуэн Р. (1771–1858)
«капиталист-благотворитель», утопический социалист, впервые в истории менеджмента определивший, что менеджмент – это не институт, а скорее, совокупность личностей, ответственных за использование ресурсов организации, в том числе и человеческих ресурсов, в процессе достижения корпоративных целей
Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства (1921)
конференция, на которой поднимались такие теоретические проб-лемы, как организация труда в масштабах общества, хозяйствен-ная планомерность, рационализация труда, психофизиология тру-да, рефлексология труда, психология труда, гигиена труда, стиму-лирование труда, отношение к тейлоризму
Планирование
одна из функций управления – процесс разработки планов, вклю-чающий определение показателей деятельности предприятия (организации) в условиях существующей ограниченности ресур-сов и времени
«Платформа 17-ти»
школа НОТ, представленная, прежде всего, П. Керженцевым, И. Бурдянским, М. Рудаковым, И. Шпильрейном, ратовавшими за необходимость широких теоретических обобщений в области НОТ и управления, за широкое вовлечение общественности в ра-боту по НОТ через различные низовые ячейки, кружки, общества
Полномочия и ответственность
полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность
Принципы управления
основные правила, которые должны соблюдаться управленчески-ми работниками при принятии различного рода решений в опре-деленных условиях и на соответствующих уровнях
Разделение труда
один из главных принципов организации производственных про-цессов, предполагающий дифференциацию и специализацию тру-довой деятельности, выделение специализированных устойчивых трудовых функций и функциональных областей, а также профес-сионализацию работников и их групп, специализирующихся в оп-ределенной области, обособление и организационное оформление структурных подразделений
Рационализация
разработка и осуществление мероприятий интенсивного характера, которые направлены на улучшение, прогрессивное изменение определенных систем, процессов, элементов, операций в интересах повышения их качества, производительности, эффективности, снижения затрат и улучшения результатов деятельности
Система
упорядоченная совокупность, единство, состоящее из взаимоза-висимых частей, каждая из которых понимается как минимально неделимый объект, привносящий что-то конкретное в уникальные характеристики целого для достижения определенной цели
Системный анализ
совокупность методологических средств, используемых для под-готовки и обоснования решений по сложным проблемам полити-ческого, военного, социального, экономического, научного и тех-нического характера, опирающаяся на системный подход, а также на ряд математических дисциплин и современных методов управления
Системный подход
подход в теории менеджмента, согласно которому организация является совокупностью взаимосвязанных элементов, таких как: совместные ценности, стратегическая ориентация, структура, сис-тема субординации, стиль управления, состав сотрудников, сово-купность теоретических знаний и практического опыта, ориенти-рованных на достижение единой конечной цели (или единых конечных целей) в условиях меняющейся деловой среды
№
п/п
Новое понятие
Содержание
Ситуационный подход
подход в теории менеджмента, согласно которому формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации
Смит А.
(1723–1890)
шотландский экономист и философ, один из крупнейших пред-ставителей классической политэкономии, специалист в области управления, сделал анализ различных форм разделения труда
Сперанский М.М. (1772–1839)
выдающийся русский ученый и политик, родился в с. Черкутине Владимирской губернии в семье сельского священника, закончил Александро-Невскую семинарию (1791)
Справедливость
сочетание благожелательности с правосудием, позволяющее уме-рять строгость распорядка, не исключая твердости, и стимули-рующее преданность персонала и добрую волю функционеров
Столыпин П.А. (1862–1911)
выдающийся государственный деятель России, происходивший из старинного дворянского рода, окончил физико-математический факультет Петербургского университета в 1883 г.
Тейлористы
школа НОТ, обозначившаяся на 1 Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства, пред-ставленная И. Каннегисером, Н. Гредескулом и др., которые были склонны отожествлять тейлоризм с научной организацией труда и управления, утверждавшими, что учение Ф. Тейлора не только прин-ципиально неоспоримо, но еще и универсально, т.е. практически полностью приемлемо в любых общественно-экономических условиях
Тектология
методология и доктрина решения организационных задач, сфор-мулированная А. Богдановым (Малиновским), носившая ярко вы-раженный механистический характер, предполагающая единство строения и развития самых различных систем (ее другое название – «Всеобщая организационная наука»)
«Теория хаоса»
концепция современного менеджмента, предполагающая, что не-большие изменения могут привести к радикальным последствиям в поведении системы, но, тем не менее, несмотря на кажущееся случайное поведение таких систем, определенные поведенческие «рисунки» можно предугадать с помощью статистической оценки вероятности
Теория «7S»
системная концепция современного менеджмента, предполагаю-щая, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Ключевыми составляющими данной теории являются сле-дующие: стратегия, структура, системы, штат, стиль, квалифика-ция, разделяем ценности
Теория «Z»
концепция современного менеджмента, сформулированная У. Оучи, предполагающая, что основой любой организации является чело-век, и для того, чтобы добиться эффективного управления, необ-ходимо придерживаться следующих положений и правил управле-ния людьми: долгосрочный наем кадров; групповое принятие ре-шения; индивидуальная ответственность; медленная оценка кад-ров и их умеренное продвижение; неопределенный, неформаль-ный контроль четкими и формализованными методами; неспециа-лизированная карьера; всесторонняя забота о работниках
Управление
процесс целенаправленного воздействия органа управления на объект управления с целью обеспечения его эффективного функ-ционирования и развития
№
п/п
Новое понятие
Содержание
Управляющие верхнего уровня
возглавляющие средние и крупные фирмы, концентрирующие вни-мание на планировании будущего, постановке целей, определении курсов действий, правил и процедур их выполнения
Управляющие среднего звена
управляющие, которые возглавляют отделения или отделы
Фабричная система
система производства, широко внедренная после промышленной революции и характеризующаяся созданием все более крупных предприятий, позволяющая применять новые природные источни-ки энергии, расширять разделение труда и вводить более полный контроль над процессом труда
Функциональное назначение менеджмента
область функционирования менеджера, направление его профес-сиональной управленческой деятельности, как то: подготовка произ-водства, собственно производство, логистика (в т.ч. материально-техническое снабжение), маркетинг и сбыт, финансы, кадры
Хоторнский эксперимент
изучение условий труда и производительности на предприятии компании «Western Еlectric» в г. Хоторне, штат Иллинойс, про-должавшееся с 1924 по 1940 гг. (с участием Эдисона, Мейо, Рет-лисбергера, а также представителей некоммерческого Националь-ного совета по науке США), главным результатом которого стало возникновение «школы человеческих отношений» (human relations)
«Хоторнский эффект»
эффект повышения производительности просто вследствие повы-шения вообще какого-то ни было внимания к персоналу
Центральный институт труда при ВЦСПС
научно-исследовательский институт, возглавлявшийся А.К. Гастевым, занимавшийся проблемами научной организации и культуры труда
Школа поведенческих наук
подход в теории менеджмента, исследующий поведение людей, методы налаживания межличностных отношений, разрабатываю-щий проблемы социального взаимодействия и коммуникации, власти и авторитета в организационной структуре, поведенческих стереотипов и их мотивации, лидерства, изменения содержания работы и качества труда и др. Школа поведенческих наук тесно связана с именами А. Маслоу, К. Арджириса, Р. Лайкерта, Д. Мак-Грегора, Ф. Герцберга
Школа управления
совокупность концепций относительно понимания сущности, принципов, функций и методов менеджмента как организации управления и как процесса принятия управленческих решений на основе цели, программы, действий, информации и пр.
Школа человеческих отношений
подход в теории менеджмента, в центре которого находится чело-веческий фактор, включающий и отношения между людьми в про-цессе работы
Эрхард Л. (1897–1977)
ученый и политик, второй канцлер ФРГ, в 50-60-е гг. ХХ в. про-водивший в Западной Германии широкомасштабную экономичес-кую реформу, коренным образом преобразившую социально-эко-номическую жизнь страны
Примечание. Знаком (*) отмечены работы, на основе которых составлен тематический обзор.
* Полужирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.
1 Друкер П.Ф. (Drucker P.F.) – профессор менеджмента в Высшей школе бизнеса при Нью-Йоркском универси-тете и советник по вопросам деловой политики и управления.
1 Бюрократия – первоначально – власть, влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в даль-нейшем – слой служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества.
1 Количественный подход (школа науки управления) предполагает применение научных методов анализа функционирования производственных систем и решение проблем управления с применением математического аппарата решения задач, компьютерной техники и информационных систем.
2 Peters T.L., Waterman R.H. In Search of Excellence: Lessons From America’s Best Run Companies. N.Y.: Harper and Row, 1982.
3 Pascale R.T., Athos A.G. The Art of Japanese Management: Applications for American Executives. N.Y.: Simon and Schuster, 1982.
1 Вебер Макс (1864-1920) – немецкий социолог, историк, экономист и юрист. В основе методологии Вебера, опирающейся на неокантианскую гносеологию, разграничение опытного знания и ценностей; концепция “понимания”, по которой социальное действие объясняется через истолкование индивидуальных мотивов; теория идеальных типов – абстрактных и произвольных мысленных конструкций исторического процесса.
2 Белл Даниел (род. 1919) – американский социолог, профессор Колумбийского (с 1958 г.) и Гарвардского (с 1969 г.) университетов, один из авторов концепций “деидеологизации” и “постиндустриального общества”. Основные книги: “Конец идеологии” (1960), “Грядущее постиндустриальное общество” (1973).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление