Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование тревожности с помощью методики Спилбергера




Психодиагностика эмоций

Теории происхождения эмоций

Среди физиологических теорий происхождения эмоций наиболее известна периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге, основной смысл которой выражен известным парадоксом: «мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». По мнению авторов периферической теории эмоций, эмоции возникают как следствие определенного физиологического процесса, вследствие возбуждения от висцеральных органов.

Среди психологических теорий происхождения эмоций наибольшую популярность завоевала предложенная П.В. Симоновым информационная теория эмоций. Согласно этой теории, эмоциональные переживания человека и высших животных определяются какой-либо актуальной потребностью (ее качеством и величиной) и оценкой субъектом вероятности (возможности) ее удовлетворения на основе ранее накопленного опыта и поступающей извне информации.

 

Методики психологического тестирования позволяют изучать разнообразные эмоциональные характеристики человека. Тревожность изучают с помощью шкалы тревоги Тейлор, с помощью методики Спилбергера-Ханина. Депрессивные переживания выявляются с помощью шкалы Бека, опросника Гамильтона. Для исследования эмоциональной сферы человека широко применяются проективные методики: например, тест цветовых выборов Люшера, методику чернильных пятен Германа Роршаха, проективные рисунки. Проективные методики основаны на феномене проекции – перенесении собственных психологических особенностей, в частности эмоциональных, на других людей или их отражение в стимулах внешней ситуации.

Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера различает понятие тревоги, как состояния, и тревожности, как личностной черты. Тревога характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, опасений, беспокойства, выраженной активацией деятельности вегетативной нервной системы. Тревога возникает как реакция человека на различные стрессы, чаще психогенного, социально-психологического характера.

Личностную тревожность автор рассматривает как свойство индивида, она является конституциональным признаком. Личностная тревожность – это относительно постоянное свойство человека видеть угрозу своему благополучию в самых различных ситуациях. Личностная тревожность является предиспозицией, облегчающей возникновение реакций тревоги.

Шкала Спилбергера учитывает дифференциацию факторов личностной тревожности и реактивной тревоги. Она представляет собой опросник, состоящий из двух подшкал. Подшкала личностной тревожности включает в себя 20 утверждений, которые обследуемый должен оценить по 4-бальной системе: «почти никогда», «иногда», «часто», «почти всегда». Подшкала реактивной тревоги также состоит из 20 утверждений, из которых 10 констатируют, а 10 отрицают наличие тревоги. Оценка утверждений: «нет, это не совсем так», «пожалуй, так», «верно» и «совершенно верно».

Шкалу Спилбергера модифицировал, адаптировал и стандартизировал Ю.Л. Ханин. Им же получены ориентировочные нормативы: низкий уровень тревоги – 20-34 балла, средний уровень – 35-44 балла, высокий уровень – 45 баллов и выше. Суммарные оценки получаются путем подсчета результатов с помощью ключа.

 

Литература:

1. Психология эмоций. Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984.

2. Эмоции человека. К. Изард. М.: Изд-во МГУ, 1980.

3. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофиз. исслед. М.: Мир, 1966.

4. Кокс Т. Стресс М.: Медицина, 1981.

5. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.