Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПСИХОЛОГИЯ 12 страница




 

В общении формируются и развиваются коммуникативные спо-бности учащихся, включающие умение вступать в контакт с не-мыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонима-"я, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс овления тех практических умений и навыков, которые в будущем УТ понадобиться для совершенствования профессиональных особностей.

 

. -°Дростковый и ранний юношеский возраст являются доста-, рэ, ° нзитивными для развития всего этого комплекса разнооб-"щ способностей, и степень практического использования имею-;.к(здесь возможностей влияет на индивидуальные различия, г Рые к концу этого возраста, как правило, увеличиваются.

 

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

 

Характерной особенностью подросткового возраста являет' готовность и способность ко многим различным видам обучена причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), т; и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться ц нятиями). Еще одной чертой, которая впервые полностью раскр) вается именно в подростковом возрасте, является склонность). экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежедан все принимать на веру. Подростки обнаруживают широкие поз> вательные интересы, связанные со стремлением все самостоятель перепроверить, лично удостовериться в истинности. К началу ю< шеского возраста такое желание несколько уменьшается, и вме него появляется больше доверия к чужому опыту, основанного' разумном отношении к его источнику. <

 

Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуалы активностью, которая стимулируется не только естественной ц растной любознательностью подростков, но и желанием разв продемонстрировать окружающим свои способности, полу высокую оценку с их стороны. В этой связи подростки на лю стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные зад< нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но иД заурядные способности. Для них характерна эмоционально-оП цательная аффективная реакция на слишком простые задачи. 1 задачи их не привлекают, и они отказываются их выполнять.> соображений престижности..

 

В основе повышенной интеллектуальной и трудовой активц подростков лежат не только указанные выше мотивы. За всем! можно усмотреть и естественный интерес, повышенную люб тельность детей данного возраста. Вопросы, которые задаете росток взрослым детям, учителям и родителям, нередко достав глубоки и касаются самой сути вещей.,1

 

Подростки могут формулировать гипотезы, рассуждать пред1 жительно, исследовать и сравнивать между собой различные тернативы при решении одних и тех же задач. Сфера познавателЯ в том числе учебных, интересов подростков выходит за пр1 школы и приобретает форму познавательной самодеятельно стремления к поиску и приобретению знаний, к формированию 1 ных умений и навыков. Подростки находят занятия и книги, со ствующие их интересам, способные дать интеллектуальное уА<Ц ворение. Стремление к самообразованию - характерная особе " и подросткового, и раннего юношеского возраста.

 

Мышление подростка характеризуется стремлением к ин обобщениям. Одновременно с этим складывается новое отнс к учению, особенно в последних классах школы. Ее выпус привлекают предметы и виды знаний, где они могут лучше себя, проявить самостоятельность, и к таким знаниям у них в тывается особенно благоприятное отношение. Вместе с теорети

 

отношением к миру, предметам и явлениям у подростка и юноши возникает особое познавательное отношение к самому себе, выступающее в виде желания и умения анализировать и оценивать собственные поступки, а также способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и воспринимать мир с иных позиций, чем вои собственные.

 

Самостоятельность мышления проявляется в независимости выбора способа поведения. Подростки и особенно юноши принимают лишь то, что лично им кажется разумным, целесообразным и полезным.

 

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

 

тема 1. Общая характеристика ситуации познавательного развития в подростковом и раннем юношеском возрасте

 

1. Изменение социально-психологической ситуации развития познавательных процессов у детей подросткового и раннего юношеского возраста.

 

2. Особенности формирования психических процессов в этом возрасте.

 

3. Главные направления в развитии сознания и самосознания.

 

4. Перестройка системы ведущих видов деятельности.

 

5. Совершенствование самоуправления и самоконтроля.

 

Тема 2. Совершенствование психических процессов

 

1. Развитие памяти.

 

2. Изменение связей памяти с другими психическими процессами.

 

3. Основные линии развития речи у детей подросткового и раннего юношеского возраста.

 

Тема 3. Развитие общих и специальных способностей

 

1. Подростковый и ранний юношеский возраст как сензитивные для развития общих и специальных способностей.

 

2. Основные виды ведущей деятельности, в русле которых развиваются способности.

 

3. Влияние учения, общения и труда на формирование способностей.

 

Тема 4. Развитие мышления

 

1. Основные тенденции интеллектуального развития в подростковом и раннем юношеском возрасте.

 

' Изменение характера и мотивации интеллектуальной деятельности.

3. Расширение сферы познавательных интересов. Становление теоретического мышления.

". Самостоятельность и избирательность в учении.

 

Темы для рефератов

 

Ровные изменения познавательных процессов, характерные для подросткового у Раннего юношеского возраста. з' 'эмять и речь детей подросткового и раннего юношеского возраста.

 

"тивность подросткового и раннего юношеского возраста для развития общих " специальных способностей.

 

Темы для самостоятельной исследовательской работы щуальные особенности познавательного развития детей в старших классах

 

ц д "влияние в развитии памяти и других психических процессов в подростковом. Осцо" юношеском возрасте.

,. ' код " линии и пути совершенствования интеллектуального развития подрост" юношей.

 

Литература

 

Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие. Иркут

 

1989.

 

(Подросток. Юноша: 119-153.)., Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.-М., 1971. 1 (Средний школьный возраст: 45-86, 162-182. Старший школьный возраст: 86-1

 

182-220.).1 Мишель Кле. Психология подростка. Психосексуальное развитие*

 

М" 1991.

 

(Отрочество: история и социальные изменения: 10-14, 19-27. Отрочество в жи ном цикле человека: 42-49. Подростковый кризис: 49-58. Половая зрелое] развитие сексуальности: 61-84. Когнитивное развитие: формальное мышл интеллектуальные способности, моральные суждения и мировоззрение: 85- Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и поотив.- М., (Развитие мышления в подростковом возрасте: 104-109.'

 

развитие личности ребенка. М., 1987. (Психология юности: 231-266.) Раттер М. Помощь трудным детям. М., (Подростковый возраст: 122-133.)

 

за и против. -109.)

 

1987.

 

Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия простр

 

у детей. М., 1964. (Развитие восприятия пространства у подростков: 143-155.)

 

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В.

 

и др.- М., 1984. (Психология подростка: 220-231. Психология старшего школьника: 2:

 

Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М., 1972., (Внимание подростков и юношей: 64-77.) Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности

 

никое.-М., 1988. (Школьники среднего возраста: 31-35. Старший школьник: 36-41.);

 

Захарова А. В. Психология обучения старшеклассников. М1 (Социально-психологические особенности ранней юности: 4-16.)

 

Иващенко Ф. И. Психология трудового воспитания. Мине' (Психологические особенности старшего школьника: 57-63.) Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаев

 

М., 1981.

 

(Специфика решения проблем шестиклассниками: 140-144.) р Маркова А. К. Психология обучения подростка. М., 1975.1 (Резервы познавательных возможностей в среднем школьном возрасте: Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л., 1989. 1 (Самоконтроль у подростков: 94-98. Самоконтроль у старших школьников: Особенности обучения и психического развития школьников

 

лет.-М., 1988. 1 (Психологические особенности старшего подросткового возраста: 34-36.Д гические особенности старшеклассников: 69-71.) 'Ц

 

Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т.- т. 1. М" 1987.

 

(Психология ребенка и подростка: 163-185.)

 

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.-М" 1984.-Т. 4. (развитие мышления, образование понятий у подростков: 40-III. Развитие высших психических функций в переходном возрасте: III-199. Воображение и творчество подростка: 199-220.)

 

Раздел 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

 

Глава 8.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ И ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

Краткое содержание

 

Место детства в становлении личности. Значение детства для развития ребенка как личности. Три основные группы качеств личности, которые складываются в детстве: стилевые, инструментальные и мотивационные. Последовательность появления этих групп качеств и их связь с основными периодами личностного развития. Несовпадение познавательного и личностного развития ребенка. Школьный возраст как наиболее значимый для формирования личности. Становление устойчивой нравственной позиции, обретение самостоятельности, независимости и внутренней свободы - главные цели личностного развития ребенка в детстве. Возможные пути развития личности в современном обществе и проблемы, возникающие при' переходе от тоталитарного общества с доминированием административно-командной системы к демократическому обществу. Приоритет нравственного начала над предпринимательским, необходимость укрепления нравственности у детей наряду с развитием у них прагматического взгляда на жизнь. Опасность формирования агрессивности в детском возрасте.

 

Роль социальных факторов в развитии личности. Значение различных социальных факторов для личностного развития ребенка. Социальные институты, участвующие в формировании личности. Зависимость социальных влияний от возраста ребенка. Изменение с возрастом воздействия семьи на развитие личности. Особенности влияния школы на личность в разном возрасте. Внешкольные учебно-воспитатель-чые учреждения и их воздействие на формирование личности. Дифференцированное Мияние на детей средств массовой информации, печати и телевидения. Проблема "итательной конкуренции между массовой и высокой культурой. Увеличение с Ртом ребенка комплексности и противоречивости воздействий различных социаль-Чх институтов на его развитие как личности.

 

ц Общение с людьми и его влияние на развитие личности. Взаимоотношения и '.ичностное общение в малых группах как факторы, опосредствуюшле влияние щ"" институтов на развитие личности. Формирование общения и взаимоотно- *" в разных видах деятельности. Зависимость динамики развития личности здц "льности и общения. Четыре вида игр и связанного сними общения. Органи-тру" Учебной деятельности на групповой основе и развитие личности. Общение, 1 Осньность и воспитание. Коллективные формы труда и развитие личности. 1Нд""°" механизм формирования и преобразования личности в общении. Внешние

 

Рчние противоречия, их влияние на развитие личности.

 

""Ччнос " теории и направления развития личности в детстве. Теории развития Рии п Р"- Трактовка процесса развития личности в психоаналитической 1* пси формирования личностных структур <Оно>, <Я> и <Сверх-Я>. Ста-1.*?"о рд "УЭЛЬНОГО развития ребенка по 3. Фрейду. Трактовка процесса личност-1***Ий и "" ребенка в русле теории черт. Социодинамический подход к формиро-1*"вКа ппо"" личности в детстве. Интеракционистская и гуманистическая трак" сса личностного развития. Теория развития морали ребенка по Л. Колбер-191

 

гу. Истоки, движущие силы развития личности ребенка. Этапы возрастного раз> тия личности. Сензитивные периоды в развитии личности. Ведущие типы общей в развитии лимности. Кризисы в возрастном развитии личности..Индивидуальц различия в развитии личности и их объяснение. Достижения в развитии личност) концу школьного периода жизни и их значение. 1

 

МЕСТО ДЕТСТВА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ

 

Если по отношению к развитию познавательных процессов мо> было сказать, что детский возраст является решающим в их формщ вании, то это тем более верно в связи с развитием личности. По> все основные свойства и личностные качества человека складывают в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоп нием жизненного опыта и не могут появиться раньше того време когда человек достигнет определенного возраста.

 

В детстве складываются основные мотивационные, инстру тальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интере человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит его основным потребностям и мотивам поведения. Инструмент ные черты включают предпочитаемые человеком средства дости: ния соответствующих целей, удовлетворения актуальных потреб тей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов пов ния, манер. К окончанию школы личность в основном оформляв и те индивидуальные особенности персонального характера, коте ребенок приобретает в школьные годы, обычно сохраняются в или иной степени в течение всей последующей жизни. 1

 

Каждый возраст вносит свой существенный вклад в разщ личности. Точно этот вклад пока еще никем не установлен, но,. раясь на данные проведенных исследований, можно высказать г положение о том, что в пределах детства существует нескс периодов, сензитивных к развитию отдельных групп личностны честв ребенка. Рассмотрим эти периоды.

 

Сензитивным периодом формирования первичных мотивов че ка и черт его характера является дошкольное детство, от рож до поступления в школу. В это время складываются также оснс стилевые и частично инструментальные личностные качества, рые первоначально (в раннем детстве) формируются в резул взаимодействия генотипа и среды, а затем (к старшему дошкол возрасту) начинают развиваться уже на основе социально-пси гических законов. В дошкольном возрасте оформляются заД однако сензитивный период развития на их основе способ> продолжается вплоть до окончания школы..

 

Младший школьный и начало подросткового возраста - ускоренного развития способностей, а старший школьный возр] время, наиболее благоприятствующее развитию нравствен мировоззренческих установок, системы взглядов личности наЬ

 

Периоды собственно личностного и познавательного раз** ребенка скорее всего не чередуются, как это традиционно п0 кивалось в концепциях периодизации психологического раз*

 

я накладываются в онтогенезу друг на друга, сложным образом переплетаясь. Процесс интеллектуального развития детей идет несколько дстрее и завершается раньше, чем процесс личностного взросления. Кроме того, периоды познавательного развития несколько короче, чем периоды личностного развития.

 

Если в периодизации интеллектуального развития можно выделить по меньшей мере шесть периодов (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и ранний юношеский возраст), то развитие личности да то же самое время проходит через четыре отчетливо выраженных этапа. Два из них приходятся на дошкольное детство (от рождения до трех и от трех до шести лет) и два - на школьные годы (от шести-семи до десяти-одиннадцати и от одиннадцати-двенадцати до пятнадцати-шестнадцати лет). Кроме того, полностью процесс личностного развития в основном завершается позднее, чем процесс интеллектуального развития, и обычно выходит за пределы школьного возраста.

 

Личностное развитие ребенка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально-психологической самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы, характерного для высокоразвитой личности. Особенности нормального процесса личностного роста человека, проблемы и трудности, которые могут возникнуть на этом пути, возможные тупиковые ситуации и широкие дороги для постоянного нравственного самосовершенствования неплохо обрисовал известный психолог и философ Э. Фромм'. Он представили в своих философско-психологических произведениях красочно описал две линии личностного развития человека: ту, которая ведет к нравственному возрождению, росту самоуважения, самосознания и ответственности, и ту, которая заводит человека в тупик.

 

Постепенно, к раннему возрасту ребенок приходит к осознанию того факта, что его мать и другие люди представляют собой нечто отдельное от него. Этому помогает способность ребенка манипулировать и изучать объекты, овладевать ими физически и познавать умственно. Постепенно, за счет движений и органов чувств ребенок осваивает окружающий его мир вещей и людей, отделяет себя от "его посредством деятельности, общения и встречной активности Аналогичного типа, совершаемой вместе с ним и по отношению к му взрослыми людьми.

 

По мере роста ребенка, вслед за тем,.как рвутся его первичные Физиологические и социально-психологические связи с матерью, с Уми заменяющими и дополняющими ее в детстве людьми, у ре-а развивается стремление к личностной независимости и персо-" н-ой свободе. Последовательные шаги реализации этого жизнен-ного стремления таковы: физическая независимость (отделе-Бегство от свободы. М., 1990.

 

ние ребенка от организма матери); физиологическая независимое (появление способности самостоятельно удовлетворять свои орган

 

ческие потребности); психологическая независимость - свобода, нимаемая как способность человека думать и поступать впо. самостоятельно, сообразно внутренне принятым принципам соб венной автономной морали.

 

Вместе с индивидуализацией личности, ее эмансипацией и щ обретением независимости в современном обществе, где есть ме< не только человеческим, но и <нечеловеческим> отношениям, мо? расти и чувство одиночества. <По мере того, как ребенок обос ляется,- пишет Э. Фромм,- он начинает осознавать свое одй

 

чество>'. Это одиночество порождает в нем ощущение беззащитна и тревоги. Одна из первых серьезных опасностей, которая моз возникнуть на пути личностного развития ребенка в обществе, о< ванном на конкурентных отношениях междулюдьми, не отличаюц ся высокой моралью и культурой, состоит в том, что растущий ловек не получает должной моральной поддержки со стороны 01 жающих людей, оказывается вынужденным защищать себя от бороться за свое существование.

 

Усиливающаяся индивидуализация в этих условиях при> либо к подчинении другим, либо к подавлению другие, либо к щ ции от них. В первом случае для того, чтобы снять тревогу и с1 ребенок стремится слиться, с окружающими, беспрекословно п няетсй' им и действующим в обществе законам, возвышающ над ним властям. За это, однако, надо платить полным или ча ным отказом от собственного <Я>, от того, чтобы быть индивид ностью - личностью.

 

Во втором случае связи с людьми принимают неравнопрЖ характер, но как бы с обратным знаком: человек начинает д ваться как личность за счет других людей и в конце концов ост ливается в своем индивидуальном развитии потому, что вокруг не остается никого, кому бы он мог подражать и с кого бы о брать пример. Так рождаются два основных типа личности, хар1 ных для недемократичной, тоталитарной государственной си<? конформная, не имеющая собственного <Я>, и властная, десД ная, лицо которой искажено гримасой, выражающей да лучшие человеческие побуждения и чувства. '1

 

Третий тип психологически изолированной личности 8031 тогда', когда между формально свободными людьми (равным законом) устанавливаются исключительно рыночные отношенЦ <ты - мне, я - тебе>. В этих условиях действительно нравст человек в состоянии существовать и нормально развиваться, изолировав себя от общества подобных людей, лишенных Щ ной нравственной основы. В результате рождается тип лщ отшельника, скитальца в пустыне нечеловеческих человеческ шений.

 

И только четвертый путь открывает простор для полноценного личностного развития человека. Это - путь приоритетного нравственного самосовершенствования человека, а не усиления его политического или экономического потенциала.

 

Свобода личности в условиях рыночных отношений имеет, по з фромму, двойственную природу. Обретя экономическую и политическую свободу, человек вместе с тем наряду с получением активной и независимой роли, какую приходится играть в новой системе экономических и политических отношений, освобождается и от связей, дающих ему чувство уверенности и принадлежности к какой-то общности. Мир его становится безграничным, но и одновременно личностно угрожающим ему. <Потеряв свое определенное место в этом мире, человек потерял и ответ на вопрос о смысле его жизни, и на него обрушились сомнения: кто он, что он, зачем живет>'.

 

В окружающих людях такой человек видит уже не братьев, а конкурентов, близость к ним заменяется отчуждением, а дружба - враждой. Утратив в этих условиях чувство общности с людьми, человек, еще не привыкший к нему, оказывается подавленным ощущением своей ничтожности и беспомощности. Свобода, не сопровождаемая чувством социальной защищенности, неизменно вызывает ощущение неуверенности и бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы иметь возможность действовать и развиваться как личность, человек должен как-то избавиться от всех этих ощущений. Нравственное самосовершенствование и есть магистральный путь решения данной проблемы.

 

Одной из серьезных опасностей, которая может возникнуть на? пути личностного развития ребенка в современном, чреватом чело\ веческими конфликтами обществе, является формирование и укреп- ление такой черты, как агрессивность. Ее можно определить как преднамеренное поведение, причиняющее вред другому человеку или предмету. Это может быть физическое нападение одного ребенка

 

а другого или взрослого (ударить, укусить), вербальная агрессия (крикнуть, обозвать, оскорбить), нарушение неотъемлемых прав Другого человека (лишение свободы, силовое воздействие, принуждение), соответствующие воздействия на предметы материальной и ДУХОВНОЙ культуры, природу или животных. Если все или кое-что "з названного осуществлено человеком ненамеренно, нечаянно, то; акт не рассматривается как агрессивный. (Различают инструментальную агрессивность и целевую. Первая г Ршается как средство достижения некоторого результата, кото-," ам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает з УЩествление агрессии в качестве заранее спланированного 1др ' ль которого - нанесение вреда или ущерба объекту. У ма-1мец Дй большинство агрессивных действий является инстру-1"ым, причем они сосредоточиваются вокруг обмена предме-Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.- С. 34.

 

Р°мм Э. Бегство от свободы. С. 62.

 

тами. Дети отнимают друг у друга игрушки, отталкивают друг д га от привлекательных для них предметов, которыми сами хо1 играть, защищают свои собственные игрушки от попыток отобр их и т.п... }

 

Агрессию надо отличать от настойчивости и напористости. Та формы поведения, если они не наносят вред окружающим люд могут быть вполне допустимыми. Агрессивность, кроме того, сущ вует в двух формах: ситуативной и личностной, устойчивой и устойчивой. Под ситуативной агрессивностью имеют в виду ее эт дическое проявление у человека, а под личностной агрессивностьк наличие у человека соответствующей устойчивой индивидуаль черты поведения, выступающей всегда и везде, где для этого си дываются подходящие условия.;

 

При попытках оказать воспитательное воздействие на агрес ное поведение детей нередко возникает своеобразный порочныйЙ дагогический круг:' высокоагрессивный ребенок вызывает отве враждебное отношение к себе со стороны окружающих людей. Щ зультате его собственные агрессивные действия не тормозятс укрепляются, так как они получают поддержку со стороны агрес ных действий других людей. {

 

Причиной агрессивного поведения детей нередко выступают дители, которые сами демонстрируют образцы подобного повед причем враждебность реакций одних членов семьи по отношен другим вызывает обычно аналогичные действия с их стороны. зультате своеобразный порочный круг на пути предупреждение рессивного поведения у детей может образоваться внутри семв будет провоцировать агрессивное поведение и передачу его со стороны родителей и Других членов семьи.

 

Замечено, что мальчики более склонны к проявлениям агр<. ности, чем девочки, и это, в частности, объясняется тем, что об ние некоторыми близкими к агрессивному формами поведения 1 ряется у мальчиков, а у девочек запрещается. Образ мужчий защитника и воина входит в мужской социально-личностный реотип. Девочкам же с самого раннего возраста категорЦ запрещается вести себя агрессивно, так как в женский соци1 психологический стереотип входят противоположные агрес сти качества: доброта, мягкость, сопереживание, сочувствие,: венность.

 

Установлено, что укреплению у детей агрессивных форм п ния способствует просмотр кинофильмов и телепередач, в кс герои, ведя себя агрессивно, добиваются успехов. Это, <: относится в основном только к тем детям, которые изнй? имеют выраженную склонность к агрессивному поведению.) лось также, что на поступки детей, у которых такая склонность выражена, кино-и телепередачи агрессивного характера су1 ного влияния не оказывают.

 

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

 

развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредственного общения ребенка окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальные институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразо- вания связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, ' другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам мас-'' совой информации. С поступлением в школу открывается новый мощ- ный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через ' сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расши-; ряется сфера контактов со средствами массовой информации за счет '. чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздей-1 ствие.

 

Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, с друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени. Это позволяет сделать существенный шаг от зависимости к независ.имости и перей-!ти на автономный, самостоятельный путь дальнейшего личностного развития. Все большее значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствование личности, которые в юности становятся главными средствами ее развития. Рассмотрим каждое,из обозначенных социальных влияний в его динамике и специфических особенностях в зависимости от возраста ребенка. По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно.уменьшается, особенно сильной она является в первые годы жизни [Ребенка. В младенчестве преимущественное влияние на ребенка Оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосред-ино ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В целом мья начинает активно воздействовать на ребенка примерно с ран- возраста, когда он овладевает речью, прямохождением и полу-т возможность вступать в разнообразные контакты с разными д "эми семьи. В ранние годы семейное воспитательное воздействие "овном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную ц'У Ребенка, а также на его внешнее поведение: подчинение эле-Нощ РНЫМ дисциплинарно-гигиеническим нормам и правилам. В дя,дт."ом возрасте к описанным семейным воздействиям добав-ч ' которые направлены на воспитание у ребенка любозна-<:п"' настойчивости, адекватной самооценки, стремления к " 'Отзывчивости, общительности, доброты, а также нравствен-тв личности, которые прежде всего проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность и др. Здесь участие в воспщ нии ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и св< стники, с которыми он много и разнообразно играет, и это происхоД в сюжетно-ролевых играх с правилами, характерных для дет(ей стд шего дошкольного возраста.;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.