КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ПСИХОЛОГИЯ 15 страница
Свои возможности и собственные качества личности начинает более или менее осознавать примерно с полутора л летние дети умеют уже подчинять поведение других люл требованиям, осознают свои возможности в оказании вл них, демонстрируя при этом определенные волевые кач< втором году жизни малыш начинает употреблять местоимеЯ
]-ь1>, по-видимому, осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трем годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе, происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни, выполняя какое-либо дей-вие, ребенок описывает его, причем чаще то, что делает сам, а не другие люди.
С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии - пониманию эмоционального состояния другого человека. После полутора лет от рождения у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного человека, об-цять, поцеловать его, дать ему игрушку или что-либо вкусное. Психологическое состояние другого человека способны понять уже двух-1 летние дети.
В период от полутора до двух лет детьми начинают усваиваться нормы поведения, например, необходимость быть аккуратным, сдерживать свою агрессию, быть послушным и т. п. При соответствии собственного поведения заданной извне норме дети испытывают удовлетворение, а при несоответствии - огорчаются. Примерно к концу
- второго года жизни многие дети явно переживают, если им почему-то не удается выполнить какое-либо требование или просьбу 1 взрослого.
При переходе со второго на третий год жизни открывается возможность для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств - потребности в достижении успехов. Первым и, очевидно, самым ранним проявлением этой потребности у детей является приписывание ребенком своих успехов и неудач каким-либо объективным или субъективным обстоятельствам, например прила-1 гаемым усилиям. Другой признак наличия этой потребности -: характер объяснения ребенком успехов и неудач других людей. : Для того чтобы подняться на эту ступень мотивационно-личност-ного развития, ребенок должен уметь объяснить свои успехи ссылка-' яи. на собственные психологические качества и способности. У него Для этого должна сложиться определенная самооценка.
Еще один показатель развития мотивации достижения успехов; У детей представляет собой способность ребенка различать задания Разной степени трудности и осознавать меру развития собствен- умений, необходимых для выполнения этих заданий. Наконец, РТЫЙ показатель, обычно свидетельствующий уже о достаточно;>ой развитости у ребенка когнитивной сферы, сориентирован- достижение успехов, представляет собой умение различать о< " прилагаемые усилия. Это означает, что ребенок стано-"отовым к анализу причин своих успехов и неудач, способ-а" или менее произвольно управлять деятельностью, направ- п " Достижение успехов и избегание неудач. (дрно с полуторагодовалого возраста некоторые дети во вре-де" прекращают свою деятельность и смотрят на свое произ- д' к бы оценивая его со стороны. К двум годам это делают "чески все дети. Данный факт можно рассматривать как
признак того, что дети этого возраста способны уже выделять и оц нивать результат своей деятельности. Почти одновременно с эти лексиконе ребенка появляется уже упомянутая нами фраза <Я< сам>. Эта фраза не только говорит о том, что ребенок выделяет се< но и о том, что свое произведение он уже рассматривает как резуль собственной деятельности. Однако вплоть до четырехлетнего воз ста многие дети еще не очень настойчивы в своем желании сдел что-либо самостоятельно и нередко уступают давлению взрослые
РЕЧЬ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Ранний возраст/связан с обретением ребенком речи, благод чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ре1 ка, его личности в целом. Через активное речевое общение с окру щими людьми ребенок получает основную информацию, необх мую для его личностного развития. Речь содержит в себе словеГ поощрения и наказания, средства контроля и самоконтроля по< ния. Она же является носителем правил и норм, которым подчщ! ся ребенок. С усвоением речи качественно перестраивается, ряется процесс развития ребенка как личности. Поэтому не с. но, что именно на ранний возраст приходятся первые наиболее ные изменения в психологии ребенка.
Говорение и понимание как две стороны в развитии реч разному связаны с различными аспектами формирования лич ребенка. Понимание обеспечивает восприятие, дифференциацщ бований и оценок поведения ребенка со стороны взрослых. Эт< возможность корректировать поведение, причем чем более ра лексическая, семантическая, синтаксическая и другие сторо оказывания (в асвекте его понимания), тем точнее и тоньи собен ребенок различать оттенки и нюансы воспитательных 1 ствий. Говорение позволяет ребенку в диалоге уточнять пред1 мые ему требования, получаемые со стороны взрослых оц самому влиять на поведение окружающих взрослых людейД образом, чтобы оно как можно больше соответствовало < ностям его личностного развития.
Сложную психологическую проблему представляет вопрос;? ношении того, что ребенок может понимать и говорить, с егосо ными личностными качествами. Суть проблемы состоит в ТОЩ кой мере активная и пассивная речь ребенка раннего возраст' жает достигнутый им уровень личностного развития: ведь дк каждый взрослый человек, хорошо владеющий речью, в с<з1 осознать и выразить в словах собственные качества личности>! уровнем индивидуального развития ребенка и тем, что и как рит, нет, по-видимому, простой и однозначной связи. Суда1 осознает себя ребенок как человека, отличного от других ли не осознает, нельзя только на основании того, пользуется пользуется он в своей активной речи местоимением *Я> нием для подобных психологических выводов скорее могл
дить то, что ребенок понимает, т. е. его пассивная речь. Способы психодиагностического оценивания уровня речевого личностного развития ребенка в раннем возрасте необходимо выбирать исходя из того, что он понимает.
Однако одного речевого анализа недостаточно для полноценной психодиагностики. Наряду с ним следует использовать анализ доведения, но не в отдельности, а в логической соотнесенности с печью. Основанием для удовлетворительных выводов могут служить факты совпадения того, что понимает и что делает ребенок. В этой диаде: понимание и поведение - основную роль в развитии играет, по-видимому, понимание. Поэтому, воспитывая ребенка, развивая его как личность, в первую очередь необходимо заботиться об углублении смыслового понимания воспринимаемой речи.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЕХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
Итак, мы рассмотрели процесс познавательного, личностного и поведенческого развития ребенка от рождения до трехлетнего возраста, выявили закономерности, условия и движущие силы этого развития. Попробуем теперь в интегрированном виде представить, с какими достиженийми подходит ребенок к критическому возрасту около трех лет, когда о нем впервые начинают говорить как о маленькой личности. Воспользуемся для этого схемой 1, где показаны основные психологические и поведенческие новообразования, возникшие к данному моменту жизни у ребенка. Уже в первые дни после своего рождения ребенок готов
К вОС-С х ема 1
Основные достижения в психическом развитии ребенка от рождения до трех лет
Познание
Сферы развития Движения
Оформление речи. Первые признаки образного мышления. Отделение себя от внешнего мира. Осознание устойчивости и постоянства объектов
Развитие ручных предметных движений. Появление волевого самоуправления поведением
Общение
Развитие понимания ч появление активной речи
Появление самосознания. Освоение первичных нравственных норм. Усвоение правил человеческого поведения
Дифференциация функций рук и.ног
'Формирование базовых черт характера
Начало активного развития речи
Продолже
Возраст Познание Движения Общение -3 1 год Первые признаки понимания речи Самостоятельное хождение. Самостоятельное стояние Первые призна пользования речы 10 месяцев Возникновение ра сти - беспокойся среди чужих лющ в новой обстану 8 месяцев Становление сенсомоторного ин-Хождение вокруг опоры Невербальная 1 муникация с пц щью жестов, ми)1 1н 1 1 7 месяцев 5 месяцев Стояние с поддержкой Сидение с поддержкой. Перенос центра тяжести на ноги 3 месяца Оформление функции зрения Переворачивание с боку на бок - перекатывание Реакция улыбк вет на появлеЦ1 ца матери 'И за-ассоциации между голосом и лицом матери 2 недели 1 неделя
И Выделение голоса матери из других звуков Различение звуков и запахов. Реагирование на звуки. Слежение за движениями приятию мира в виде ощущений, элементарных образов с практически всех органов чувств, в первую очередь зрения) Его анализаторы с рождения готовы к принятию и пе} разнообразной-сенсорной информации о мире. е
На первой и второй неделях жизни способность к во раздражителей дополняется способностью к их выделению различению. В особый класс попадают и вызывают спей реакции со стороны ребенка те раздражители, которые человеком. Это - лицо и фигура матери, человеческий пм мые и незнакомые люди. Восприятие, связанное с человек 154
чает в дальнейшем приоритетное и ускоренное развитие. Первыми в сознании ребенка складываются образы, соотносимые с людьми, и признаком этого становится соединение в единый перцептивный комплекс лица и голоса матери в период между первым и вторым месяцами жизни. В то же время к развитию познавательной сферы ребенка добавляется движение и общение. В области восприятия примерно с двух месяцев начинает активно функционировать зрение, и оно на значительный последующий период жизни ребенка вплоть до достижения им годовалого возраста определяет его познания и мышление.
В два-три месяца ребенок может самостоятельно переворачиваться, перекатываться с боку на бок. Около трех-четырех месяцев он делает первые попытки переноса центра тяжести на ноги и демонстрирует способность сидеть с поддержкой. Примерно в пять месяцев он уже сидит сам, без поддержки. В пять-семь месяцев ребенок стоит с поддержкой, а в семь-восемь месяцев ходит вокруг опоры. В десять месяцев он стоит самостоятельно, а около года начинает ходить. Развитием его движений активно управляет зрение, причем оно само совершенствуется под влиянием двигательной активности. Возникает зрительно-моторная координация, которая является важным условием для начала активного развития мышления в форме сенсомоторного интеллекта.
Личностное развитие детей в период младенчества носит подготовительный характер и протекает в скрытой форме. Наиболее известными его внешними проявлениями являются комплекс оживления (около двух-трех месяцев), демонстрация отчетливой реакции привязанности (примерно в восемь-десять месяцев) и кризис первого. года жизни (в конце младенческого возраста). В течение всего этого периода времени на базе' врожденной эмпатической способности идет процесс развития и совершенствования невербальных форм коммуникации посредством мимики, пантомимики, жестикуляции. Все это вместе взятое подготавливает переходна следующий уровень развития, связанный с активным усвоением и использованием невербальной речи. Способность к пониманию языка жестов, мимики и пантомимики возникает в возрасте около двух-трех месяцев и к яти-двенадцати месяцам, т. е. к тому моменту времени, когда "иизет формироваться вербальная речь, достигает весьма высокого УРОВНЯ развития.
_ С началом раннего возраста и в течение его идет непрерывный 1 Р°1сс формирования речи, которая одновременно включается в "этельное, личностное и поведенческое развитие ребенка, ка-ц ино преобразуя и ускоряя его. В результате психические про-цп становятся произвольными и склалывяште гт"-"--
-__....." иицизаым и словесно-логическим мышле-~1та. К
к д Даря овладению прямохождением разделяются функции "г ребенка, начинается быстрый процесс совершенствования
,155
ручных движений, приобретение ими предметного характера. Возн каст более тонкая и точная регуляция этих движений за счет зрительного контроля. Начинают оформляться базисные черты Л1 ности, ребенок осваивает элементарные правила поведения нравственные нормы. У него появляются первые признаки сал сознания.
Таким образом, к трем годам ребенок, несмотря на то, что явился на свет совершенно беспомощным существом, не приспоо ленным к самостоятельной жизни, уже во всех отношениях яв ется человеком с явными первыми признаками индивидуальное Он имеет развитые психические процессы, сформировавшуюсй сие му движений ног и рук, достаточно богатую и разнообразную р< выполняющую в его жизни многочисленные функции. К этому вр ни ребенок уже освоил многие нормы человеческих взаимоо шений. 1
По данным, полученным некоторыми исследователями, к 1 расту около трех лет у ребенка можно заметить проявления 81 ренней эмоциональной жизни, наличие определенных черт харе) ра, способностей к различным видам деятельности, социал потребностей в общении, в достижении успехов, в одобрешц самостоятельности, в лидировании. В этом возрасте заметным бы проявление воли некоторыми детьми.
С такими общими достижениями в развитии познаватец двигательной, мотивационно-волевой, эмоционально-регуляциой и других сфер подходит ребенок к трехлетнему рубежу. Хотя в Щ его достижения в развитии кажутся весьма значительными, р ку предстоит пройти еще огромный жизненный путь прежде, 41 станет настоящей личностью.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Тема 1. Личностные новообразования младенчества
1. Основания для вывода о том, что начало формирования личности отно младенческому возрасту.
2. Младенчество как возраст оформления темперамента.
3. Начало становления черт характера у ребенка.
4. Появление у детей чувства страха, его причины и значение.
Тема 2. Развитие личности в возрасте от одного года до трех лет
1, Начало формирования самосознания.
2. Возникновение чувства привязанности.
3. Становление самооценки.
4. Развитие социальных чувств.. 5, Появление волевых черт характера. 6. Кризис переходного возраста от младенчества к раннему детству.
Тема 3. Речь и становление личности
1. Значение речи для личностного развития ребенка.
2. Понимание и говорение, их связь с развитием личности.
Тема 4. Общая характеристика последовательных достижений в раз* от рождения до трехлетнего возраста
1, Достижения в развитии познавательных процессов 156
:) успехи в развитии мышления. ц Основные этапы становления и развития движений. ц уровень личностного развития детей к трехлетнему возрасту. е, общая оценка достижений в психическом развитии детей младенческого и раннего возраста.
Темы для рефератов
1) Основные личностные новообразования младенческого возраста. ' ц речь и формирование личности ребенка в раннем возрасте. ' 1 я Основные достижения в психическом развитии детей к трехлетнему возрасту.
1 Темы для самостоятельной исследовательской работы
' 1 Истоки формирования личности, ее наиболее ранние проявления.
2 Взаимосвязанное развитие отдельных черт личности в раннем возрасте.
3 Дифференциальные различия в психологии детей трехлетнего возраста.
Литература 1
Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие. Иркутск,
1989. (Ранний возраст: 56-62.)
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.- М., 1984 - Т. 4. (Кризис первого года жизни: 318-340. Раннее детство: 340-368, Кризис трех лет: 363-376.)
Мелхорн Г., Мелхорн X.Г. Гениями не рождаются (Общество и способности человека. Книга для учителя).-М., 1989. (Окружающая среда и развитие в младенческом возрасте: 135-138.),
Развитие личности ребенка.-М., 1987. (Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве: 37-58. Психологические особенности детей раннего возраста: 59-73.) Раттер М. Помощь трудным детям.-М., 1987. Младенчество и первый год жизни: 82-90. Ранний возраст (второй год жизни):
ьонии Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения
До семи лет).-М" 1960.
1 Эпическое развитие ребенка на первом году жизни (период младенчества): 69-92. 1 ическое развитие ребенка в раннем детстве (от 1 года до 3 лет): 93-137,)
1 ".
11""- А. Истоки характера у детей// Вопросы психологии. 1- № 5.-С. 129-140. иао" А- Истоки характера у детей// Вопросы психологии.
1" 6- С- 121-3. Ки) '"я и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и
Цнхо" В*ста° и младенческого возраста: 63-64. Психология детей раннего
1*<<о° С. Самоконтроль человека.-Л" 1989. Роль у младенцев: 81-83. Самоконтроль в раннем детстве: 83-86.)
К. ' ' 157
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекц М., 1990. 1 (Формирование эмоциональной регуляции поведения у детей до 3-летнего вози 32-47.) " Глава 10.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Краткое содержание
Усвоение нравственных норм. Три этапа личностного возрастного развития в дошкольном детстве,, их связь с формированием различных сторон личности ка. Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника. Усвоение до) Никами норм и форм поведения. Значение сюжетно-ролевых игр с правила> личностного развития детей. Возникновение нравственной саморегуляции пов Переход к автоматизированным формам нравственного поведения. Проявлен] ральных качеств личности в общении, и
Эмоционально-мотивацнонная регуляция поведения. Развитие мотивации' ния в дошкольном возрасте. Включение в общение мотивов, связанных с уче трудом. Появление социальных мотивов, стремление к самоутверждению, ориб на мнения окружающих людей, одобрение, похвалу. Различение ребенком тр} решаемых задач, развитие способности правильно оценивать успехи и н< Появление определенных эмоциональных реакций ребенка на неудачу иД Соотнесение успехов и неудач с возможностями и способностями. Осознание ком того, что его успех зависит не только от способностей, но и от арш усилий. Становление потребности в достижении успехов. Возникновение сопод мотивов и их волевой регуляции.
Формирование основных личностных качеств у ребенка-дошкольника. Поц зовых качеств личности ребенка, их происхождение. Связь начала развития личностных качеств с ранним возрастом. Возникновение <внутренней поз> ребенка-дошкольника. Появление самосознания в форме адекватной оцен' ственных личностных качеств, развитие на этой основе многих других поле честв личности. Подражание и его значение для развития личности дошк Влияние родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и де>
Психологические новообразования.дошкольного возраста. Возникноте разного и внутреннего символического плана действий. Объединение вн и внешних операций в познавательных процессах восприятия, внимания, ф мышления. Соединение воображения, мышления и речи, возникновение вщ речи. Завершение формирования речи как средства общения. Использовав как средства мышления. Становление внутренней нравственной саморегуляци ков. Развитие мотивации общения с людьми. Выявление индивидуальности ]
УСВОЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ
Дошкольный возраст, занимая по шкале физического р ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большо> в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок прио< многое из того, что остается с ним надолго, определяя его 1Й ность и последующее интеллектуальное развитие. 1
С точки зрения формирования ребенка как личности Щ школьный возраст можно разделить на три части. Первая относится к возрасту три-четыре года и преимущественно < с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охвЯ возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной самь ции, а третья относится к возрасту около шести лет и включи мирование деловых личностных качеств ребенка.
158 '.
В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенны- нравственными нормами. У них формируются более или менее ойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции.
Источниками моральных представлений детей являются взрос-1 "и которые занимаются их обучением и воспитанием, а также свер-1 стники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваи- дается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, мы можем многое понять в его становлении как личности. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Ее выражением является стремление ребенка к позна-; нию себя и других людей, к оценке и самооценке. Внимательное ' рассмотрение того, как в онтогенезе развивается общение, какой характер оно принимает при включении ребенка в различные виды совместной с другими людьми деятельности, помогает лучше уяснить те возможности, которые с возрастом открываются для развития ' личности.
В дошкольном детстве, как и в младенчестве и раннем возрасте, одну из главных ролей в личностном развитии ребенка по-прежнему играет мать. Характер ее общения с ребенком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери ста-1 новится для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов пове-"дения. Существенное значение для развития ребенка приобретают ' оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди.
Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого <бытового> поведения, культурно-гигиенические нормы, а 1 также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с 1 соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касают-1' обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского 1иимания, и следование им на практике детям дается с большим ТРУДОМ. Положительное значение для усвоения таких правил имеют Цтно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем 1"льном возрасте. Именно в них имеет место представление, 1юдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы <"ия. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам ""ностного поведения путем подражания (младший дошколь- возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих: правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только 1а выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие ка" Щиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нор--"""я поведения детей в дошкольном возрасте наступает период,
когда оно выходит за рамки познавательной саморегуляи переносится на управление социальными действиями и поступ Иными словами, наряду с интеллектуальной возникает личност нравственная саморегуляция. Нравственные нормы поведения с вятся привычными, приобретают устойчивость, теряют ситуатц1 характер. К концу дошкольного детства у большинства детей си вается определенная нравственная позиция, которой они прид ваются более или менее последовательно.
Довольно рано у ребенка возникает качество, которое в его) нейшей личностной судьбе играет весьма существенную рол* рождая множество других индивидуально полезных качеств. 5 стремление к признанию и одобрению со стороны окрузЛа. людей. Из данного качества как из общего корня при норма< воспитании вырастают потребность в достижении успехов, устремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельна многие другие. С ним же связано становление таких важных к; личности, как ответственность и чувство долга.
У ребенка в дошкольном возрасте формируются и личнс качества, связанные с отношениями к людям. Это в первую Ь< внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, ус и неудачам. Сочувствие и заботливость по отношению к людям 1 ляются у многих детей-дошкольников, причем не только в иц ситуациях, но и в реальной жизни.;1
Старший дошкольник во многих случаях в состоянии ра1 объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными ственными категориями. Это значит, что у него сформировали чала нравственного самосознания и нравственной саморегу поведения. Правда, в силу особой откликаемости детей данног раста на суждения, мнения и поступки других людей внешние, ления соответствующих личностных качеств не представля> статочно устойчивыми.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-МОТИВАЦИОННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕН>
В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее тие мотивы общения, в силу которых ребенок стремится устав и расширить контакты с окружающими людьми. Примечав что к естественной любознательности детей-дошкольников, боченности одобрением со стороны взрослых людей в старь школьном детстве добавляются новые мотивы общения -'1 и личные. Под деловыми понимаются мотивы, побуждающиеЦ ка к общению с людьми ради решения какой-либо задачи личными - мотивы, связанные с волнующими ребенка внут проблемами (хорошо или плохо он поступил, как к нему оТЦ окружающие, каким образом оценивают его дела и пов К этим мотивам общения присоединяются мотивы учения,- щиеся приобретения знаний, умений и навыков. Они прихй смену тому естественному любопытству, которое свойственны
более раннего возраста. К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст.
Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми является для ребенка одним из наиболее значимых мотивов межличностного поведения в старшем дошкольном возрасте. Другим нс менее важным мотивом выступает стремление к самоутверждению. В сюжетно-оле-вых играх детей оно реализуется в том, что ребенок стремится взять на себя главную роль, руководить другими, не боится вступить в соревнование и во что бы то ни стало стремится в нем одержать победу. Наряду с мотивами данного типа заметную роль в поведении детей дошкольного возраста начинают играть просоциальные мотивы: сопереживание, стремление помочь другому человеку и некоторые иные.
Дошкольный возраст характеризуется тем, что в данном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить. Все это свидетельствует о том, что ребенок уже вступил в период развития, сензитивный для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других, жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов, деятельности. Как же практически идет развитие мотивации достижения успехов и какие этапы на этом пути проходит ребенок в дошкольном детстве?
Вначале - это относится к младшему дошкольному возрасту - дети учатся различать задачи по степени их трудности. Затем, когда эта цель достигнута, они начинают судить о своих возможностях, причем то и другое обычно взаимосвязано. Умение точно определять степень трудности решаемой задачи коррелирует у 'ребенка с его способностью правильно оценивать свои возможности. Вплоть до трех-четырехлетнего возраста дети, вероятно, еще не вполне способны оценить итог своей деятельности как успех или неудачу. Но самостоятельный поиск и выбор ими задач разной степени трудности не оставляет сомнения в том, что уже в данном возрасте дети в состоянии различать градации сложности выбираемых ими задач, практически решая их в восходящей или нисходящей последовательности Расположения по степени трудности.
Многие дети уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или Неудачи в деятельности соответствующими эмоциональными реакциями на них. Большинство детей этого возраста просто констатируют достигнутый результат; некоторые воспринимают успех и неудачу, соответственно, с положительными и отрицательными Лоциями. В этой же возрастной группе наблюдаются первые ьные проявления самооценки, причем в основном лишь после
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |