Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПСИХОЛОГИЯ 20 страница




2. Природа и дальнейшая судьба эмоционально-личностных аномалий, и<&

 

в ранней юности. '..

 

3. Что приобретает личность в ранней юности по сравнению с остальными,

 

жизни.

 

Литература 1

 

Берне Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986..концепция в юности: 169-224.)

 

Вратусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности.-М" 1977. Подросток и юноша: 21-64.) развитие личности ребенка.-М., 1987. сихология юности: 231-266.)

 

Цчобсои П. М. Эмоциональная жизнь школьника.-М., 1966. эмоциональная жизнь в юношеском возрасте: 142-И)9.)

 

II

 

Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.-Иркутск,

 

1989. (Юноша: 119-153.)

 

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.

 

М., 1968.

 

(Формирование личности в раннем юношеском возрасте: 365-420.) Захарова А. В. Психология Обучения старшеклассников. М., 1976. (Социально-психологические особенности ранней юности: 4-16.) Кон И. С. Психология ранней юности.-М., 1989. (Формирование личности в юности: 69-105. Межличностные отношения в юношеском возрасте: 128-166, 213-237. Дружба в юности: 167-185.)

 

III

 

Иващенко Ф. И. Психология трудового воспитания. Минск, 1988. (Психологические особенности старшего школьника: 57-63. Трудовая деятельность старшеклассников: 63-70. Склонность к труду, условия ее формирования: 74-80, 105-122.)

 

Левитов н. Д. Психология характера. М" 1969. ("новление характера в старшем школьном возрасте: 405-415.) "чфоров Г. С. Самоконтроль человека. Л., 1989. -оконтроль у старших школьников: 98-102.)

 

98-102.) О р;

 

ков: 69-71.)

 

Особенности обучения и психического развития школьников 13- -М" 1988.

 

-Догические особенности старшеклассник " И. С. Дружба. М., 1980.

 

Глава 14.

 

ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1 Краткое содержание.

 

КФЬйч """""ошения младенцев и детей раннего возраста с окружающими людьми. 1<йй1фп эмоциональные отношения детей и взрослых, их механизмы и значение 1 ирования чувства привязанности. Импринтинг и эксперименты с животными,

 

 

изменяющие характер их эмоционального общения с родителями с момвц рождения. Положительное значение группового воспитания для развития общеЩ Основные шаги в совершенствовании средств и форм общения в первые меся) жизни младенца. Появление специфической потребности в общении с людьми вощ рой половине первого года жизни. Возникновение предметно-опосредствованного1 щения в совместной деятельности взрослых и детей. Развитие контактов со све инками и расширение круга общения детей к концу раннего детства.

 

Межличностные отношения в дошкольном детстве и в младшем школьном расте. Игра как основной вид деятельности, в рамках которого осуществляется о< ние и строятся межличностные отношения детей дошкольного и младшего школН возраста. Выход общения за рамки узкосемейных связей и отношений. Появлец ребенка потребности в хороших взаимоотношениях с окружающими людьми. ВознД вение взаимных симпатий и антипатий на основе оценок качеств личности и м; поведения людей. Поступление в школу, начало нового этапа развития обще) взаимоотношений. Расширение сферы и содержания общения, включение ребе сложную систему человеческих отношений. Углубление общения и начало образе] неофициальных объединений детей на базе личных интересов.

 

Взаимоотношения подростков. Переход от общения со взрослыми к общей сверстниками, от <детских> к <взрослым> взаимоотношениям. Конфликты в ме ностных отношениях подростков, их причины. Типичная динамика развития ко тов и способы их устранения. Дифференциация взаимоотношений подростков со никами и взрослыми, их особенности. Причины активизации общения со ев ками в подростковом возрасте. Характер межличностных отношений, склады> ся в подростковых группах. Возникновение товарищеских и дружеских вза> шений, особое значение этих отношений для подростков. Возникновение ит установление первых взаимоотношений с подростками другого пола.

 

Отношения с людьми в ранней юности. Дальнейшее развитие отношу сверстниками и взрослыми в ранней юности. Ролевая дифференциация и (зация этих отношений. Качества личности, за которые юноши и девушк своих сверстников как партнеров по общению, принимают их как друзей и тоя Межполовые различия в отношениях к дружбе в ранней юности. Возник потребности в интимных отношениях с человеком противоположного поа. Пер бовь и связанные с ней отношения. Изменение отношений юношей и дев] взрослыми в период первой влюбленности. Появление идеала человека другО) Выбор профессии и переход на новый уровень развития взаимоотношений с) ющими людьми.

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЛАДЕНЦЕВ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ

 

Установление прямых контактов новорожденного ребенка

 

жающими людьми, начало совместной жизни и взаимоде<Й людьми в мире предметов материальной и духовной культуры ных людьми, с использование естественных, выработанный чеством средств и форм общения является необходимым) для превращения младенца в человека, его дальнейшего} по человеческой линии. Между новорожденным и взрослы> следствии между ребенком и окружающими людьми скла1 определенные взаимоотношения, которые влияют на сод стиль и эмоциональную окраску общения. Эти взаимоотнош нечном счете и определяют собой психическое и поведенчес> тие детей.

 

Специфические человеческие отношения возникают м< ком и окружающими его людьми с первых месяцев жизн> и практически не прерываются до конца дней. На каждом

 

9ГЦ

 

этапе физического и психологического развития они приобретают качественно своеобразный характер, определяя специфику развития ребенка в данный период времени. В этой, заключительной главе до психологии возрастного развития детей мы рассмотрим вопрос о ".ом, как совершенствуются общение и взаимоотношения у детей с окружающими людьми, как они строятся и преобразуются на разных этапах онтогенеза. Начнем с младенческого и раннего возраста, где основную роль в возникновении и развитии общения играют биологи-цеские потребности детей и некоторые прирожденные формы соци.аль-ного поведения, которые действуют наряду с механизмами приобретения жизненного опыта, такими, как импринтинг, условнорефлектор-ное, оперантное и викарное научение.

 

Способность улыбаться, как и испытывать эмоциональную привязанность, свойственна, по-видимому, человеку от природы. Уже в начальный период развития общения детей с окружающими людьми большую роль в его становлении играет прирожденный язык мимики, ' жестов и пантомимики (примерно до одного года жизни), а также человеческая речь (начиная с 8-10 месяцев от рождения и далее). В период новорожденности и в младенческом возрасте между детьми и окружающими людьми возникают первичные, эмоционально-непосредственные отношения, порождающие впоследствии взаимную привязанность людей, их доверие и открытость друг другу. Такие отношения играют особенно важную роль в развитии детей в этом возрасте и ведут это развитие за собой. Недаром эмоционально-, непосредственное общение ребенка с окружающими людьми считается ведущей деятельностью этого времени детства. В экспериментах, проведенных учеными на животных, было установлено, что формирование привязанности в значительной мере является инстинктивной формой поведения, что объектом привязанности может стать первый 1.из предметов, случайно попавшийся новорожденному живому суще-' ству на глаза, особенно движущийся, доставляющий ему удовольствие. Это явление получило название импринтинг и впервые было изу-: чено и подробно описано известным этологом' К. Лоренцол у утят и цыплят. Хотя в отличие от человека новорожденные птенцы в состоянии самостоятельно кормиться с рождения, тем не менее они проявляют отчетливую привязанность' своим родителям или к тому, кого (что) принимают за родителя, стремясь большую часть времени проводить рядом с ним.

 

Весьма демонстративным в этом плане оказался известный эксперимент, проведенный с новорожденными обезьянами. Им сразу после Радения предъявили двух так называемых <искусственных мате-Р>, одна из которых была изготовлена из проволочной сетки и име- "Деланный ее каркас баллон с молоком, а другая из мягкой рсти, но без молока. У первой <матери> можно было кормиться, " "торой греться. Наблюдение за поведением обезьян в процессе дальнейшей жизни показало, что большую часть времени, осо-логия

 

'' ' ч """" наука о поведении животных.

 

бенно тогда, когда они находились в состоянии беспокойства и стц ха, обезьяны проводили рядом с <мягкой матерью>, хотя кормила <жесткая, проволочная мать>. Выяснилось также, что привязанно к своим родителям у животных является реакцией, возникаю). по механизмам наследственности и внешне связанной с такими чествами объекта, претендующего на роль матери, как мягкое теплота, качание и способность обеспечивать удовлетворение ментарных биологических потребностей новорожденного, 0каза что обезьяны, выросшие рядом с искусственной матерью, котх обеспечивала лишь удовлетворение их физиологических потреЙ стей, в дальнейшем имели несколько необычные особенности вну видового поведения. Они редко по собственной инициативе встув в контакты с себе подобными, часто прятались в одиночку при жающих обстоятельствах, проявляли повышенную агрессией Став взрослыми, они также оказались плохими родителями для < детей, жестоко с ними обращались, игнорировали их.

 

Наблюдение за поведением обезьян в экспериментальных ус ях показало, что те из них, которые выросли и общались со своей матерью, не имели возможности играть с другими ными одного с ними возраста, став взрослыми, обнаруживали нения от нормального поведения. Они боялись других животных знакомой ситуации, пугались всего, избегали прямых контаи другими обезьянами или реагировали на них с повышенной агр ностыо.

 

Животные, играя и проводя время вместе с другими ос в ранние годы своего развития, учатся в общении понимат друга. У человека контакты со сверстниками в раннем детсч полняют еще более важную роль. В них формируются и раза ся основные способности, в частности способность к общению альные умения и навыки, усваиваются необходимые для сав тельной жизни среди людей в обществе правила и нормы пов

 

Для полноценного развития в период младенчества ребв обходимо проникнуться доверием к тому человеку, который у ет за ним. Эмоциональное и социальное развитие ребенка> возрасте в меньшей степени зависит от удовлетворения его ческих потребностей, чем от характера общения и складыва взаимоотношений с окружающими людьми. В младенческом) у всех нормально развивающихся детей появляется эмоцио привязанность, которая служит основой для последующего < ного и эмоционального развития. 'Младенец специфическим реагирует на людей с появления на свет. Напомним, что уж< первого месяца жизни дети различают голоса, пригляды> лицам. Между вторым и третьим месяцами жизни у них > известный комплекс оживления. Однако вплоть до прибли) трех-четырехмесячного возраста дети не очень хорошо отлич комых людей от незнакомых..

 

У младенцев старше шести месяцев явно начинает прС привязанность к определенным лицам. Объектами младенцу

 

 

вязанности могут стать любые люди, с рождения ухаживающие за ребенком, и это чувство лучше всего проявляется, когда возникает какая-либо опасность для ребенка. Здесь мы видим определенную аналогию между тем, как ведут себя детеныши животных и люди в соответствующем возрасте.

 

Наиболее важной для развития детской привязанности становится способность взрослого человека чувствовать и отзываться на сигналы ребенка, будь то взгляд, улыбка, плач или голос. Дети обычно сильно привязываются к родителям, которые быстро и положительно реагируют/на проявляемую ребенком инициативу. Теплота, мягкость, подбадривание детей со стороны родителей способствуют развитию привязанности.

 

Групповое воспитание в здоровой, спокойной обстановке создает такие же условия для нормального развития ребенка, как и индивидуальное домашнее воспитание. Однако это происходит лишь тогда, когда дети в группе не испытывают дефицита эмоционально-положительного общения, приобретают богатый и разнообразный двигательный и познавательный опыт.

 

Основные шаги в развитии у ребенка младенческого возраста средств и форм общения можно представить следующим образом. Месячный ребенок в состоянии фиксировать взор на лице человека и воспроизводить вслед за ним некоторые движения частей его лица, особенно рта и губ. Улыбка на лице ребенка - первый отчетливый признак чувства, возникающего у него в результате общения с людьми. Она дает понять взрослому человеку, что от него ожидают повторения или продолжения тех действий, которые вызвали улыбку. Она также выступает как онтогенетически первый сигнал в общении, как ответная эмоциональная реакция, соединяющая людей и управляющая их взаимным поведением, складывающимися между ними взаимоотношениями. Сам по себе факт, что улыбка на лице младенца появляется в ответ на улыбку матери, говорит о том, что у него имеется прирожденная способность воспринимать и правильно оценивать эмоциональное состояние другого человека. 1 Вслед, а иногда вместе с улыбкой как мимическим сигналом по-1 являются движения рук и ног как признак жестикуляции. Способ- вость к жестикулированию, ее восприятию и пониманию в элементар-1 " формах является унаследованной. Улыбка младенца вместе с ак-1(изацией его двигательной активности составляет комплекс ожив-1 иия, появляющийся на втором-третьем месяце жизни. Он говорит 1 что у ребенка возникла первая, наиболее ранняя форма об- "ия ~ эмоциональная, содержание и смысл которой заключаются °м, что с этого времени ребенок и взрослый получают возмож-1 д, "предавать друг другу полезную информацию о своих соотояни-та "ведения такого рода играют весьма важную роль в общении, Д позволяют воспринимать и оценивать партнера по общению, Цидд. он относится к нам (положительно или отрицательно), как он 11, '' желает или не желает продолжать общение дальше. Отме- ' что малыш, которому от роду четыре-пять месяцев, реагирует

 

" дпизких и знакомых людей, явн комплексом оживления только на жизненного пути изб> демонстрируя тем самым уже в нач'

 

рательность в общении, внимательно следит за движ< В семь-девять месяцев мется предпосылкой к формира ниями и речью взрослого, что совершенного средств

 

ванию и развитию у него речи как " ребенокмщ человеческогообщения.Навтором

 

чинает произносить звуки, много и рд здание вес!

 

вызывает ответную реакцию со с ребенком. В результате у 1 оционально-положительноеобщ

 

бенка формируется и закрепляется "" V

 

ми аффилиативная потребность возникает и довод После эмоционально-непосред

 

быстро прогрессирует предметно-о разнообраа вождающееся дальнейшим сове"

 

средств общения. К концу Рду предметами и их нм ется ассоциативная речевая связь ребенок ей ми; при назывании взрослым зн

 

стоятельно начинает их активно иска ние звуков обоз за взрослым повторяет соответству окончанию пер ющее предмет, как бы стараясьег

 

года жизни на основе синтеза д возникает совместная г предметно-опосредствованногообщ щ общение;

 

метная деятельность детей и взрослых

 

честве обязательного момента, д становится п Следующимэтапомразвитияобще вторые дополняют и ние у нх контактов со сверстни дефиците. Кро нют ребенку общение со взрослыми Необходимо ребенку длД общение со сверстниками, по-видимо "ц

 

вития умения и способности п-ределить, когда именит вмежличностныхотношениях.чно становится реша

 

ние сверстников на развитие он/уже в раннем возаст практически невозможно. Многиед с.другими люд принимают попытки вступления в в бывают эти контакты обычно непродолжител ребенок начинает сторонними. Только на втором году >" У 1 матачески играть с другими летьают общаться еще,

 

Замечено, что между собой дети мимикой, пантов как научатся говорить. Пользуясь ное состояние, п они выражают друг другу свое эдственно разговариМ помощи. Двухлетние дети умеют "Ррими отрывистым с другом, со взрослыми, реагируют дствительности. Ц ми на знакомые явления окружанийдети этого возр шинство адресованных лично им ООР дети хорошо себ вечают вполне правильно. Двух-тРше зависят от рО вую в обществе знакомых им детеи сверС

 

Между тремя и четырьмя годами детские < делаются более частыми, складывают 1-

 

! ривязанности. Начиная примерно с трех лет девочки и мальчики редпочитают играть отдельно, что можно рассматривать как приз-к того, что общение для них становится средством полоролевого аучения.

 

Дальнейшее развитие общения и взаимоотношений детей, связан-цде с ранним возрастом, идет в русле совместной предметной деятельности - игры, в которой происходит постепенная замена <евер-дьных средств общения на вербальные. До полутора лет ребенок дд1-ивно усваивает в среднем около 40-50 слов, употребляет их крайне редко. После полуторагодовалого возраста его собственная речевая активность становится более заметной, он начинает задавать Опросы, касающиеся названия вещей, делает самостоятельные, вполне отчетливые попытки повторить и запомнить их. К концу второго года ребенок уже употребляет до 30, а по окончании раннего возраста - от 500 до 1500 слов.

 

В этой связи отметим два существенных обстоятельства: во-пер-рих, резкое и быстрое увеличение активного словаря у детей между полутора и тремя годами жизни, во-вторых, наличие и рост с этого времени индивидуальных различий не только в умениях и навыках владения речью, но также активности и интенсивности общения. Связанная с общением иупрайляющйя им потребность в аффилиации развивается и впервые отчетливо проявляется у детей именно в данном возрасте,

 

Ребенок трехлетнего возраста достаточно хорошо владеет разнообразными средствами общения, которые позволяют ему ускоренно дсихологически развиваться дальше, устанавливая с окружающими людьми хорошие деловые и личные взаимоотношения (под деловыми в этом возрасте, разумеется, имеются в виду простые учебные или игровые взаимоотношения).

 

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ 1 И В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

: Возникновение совместной предметной деятельности и общения ребенка со сверстниками в раннем возрасте приводит к появлению многочисленных детских игр, которые дают дальнейший толчок к 'ершенствованию средств, форм и видов общения. В играх складываются и впервые осознаются детьми их непосредственные взаимоот-;"°"ия Друг с другом, здесь дети учатся понимать характер взаимо-T°ений, приобретают необходимые коммуникативные умения и

 

Игра является характерной формой деятельности детей дошколь- °°зраста. Становление ребенка какличности происходит в играх, ""Уемых в детских группах, где моделируются человеческие *Tошения, существующие в сообществах взрослых людей. В играх, по мнению известного их исследователя Д. Б. Эль-,' между детьми складываются отношения сотрудничества, "°"Щи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания

 

друг к другу, а также иногда и отношения властвования, да1 деспотизма и грубости, т. е. такие, в которых формируются как по жительные, так и отрицательные личностные качества ребен<

 

В дошкольном возрасте общение детей становится более регул ным и продолжительным, а игры - разнообразными. В них на ба строгой основе распределяются роли, получает разработку сюжец основа игры, особенно в плане общения и взаимодействия учаец ков друг с другом. Переход на новую, игровую форму обще>! которая характеризуется большей инициативностью и самостоя1 ностыо ребенка, также происходит в это время. В играх реб учится воспринимать и передавать информию, следить за, р циями собеседников, учитывать их в своих собственных действ В этом возрасте расширяется круг общения ребенка и выходи рамки узкосемейных связей и отношений. В него включаются гие взрослые люди, не члены семьи, сверстники во дворе и из блщ шего социального окружения.

 

У дошкольников развивается мотивация общения, впервые о то проявляется потребность в хорошем к себе отношении со сЦ ны окружающих людей, желание быть понятым и принятым Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценит друг друга и в зависимости.от таких оценок проявляют или нс являют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживай ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С де не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрируют отрицательные черты характера в общении, сверстники отказы ся иметь дело. Возникает сюжетно-ролевая и личностная избир ность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивиров основе.

 

Новый значительный шаг в развитии общения и в услоя системы взаимоотношений происходит в связи с поступлением ка в школу. Он определяется, во-первых, тем, что сущее расширяется круг общения и в него вовлекается множество людей. Со всеми этими людьми у ребенка устанавливаются о ленные, как правило, различные, отношения. Во-вторых, в свяЗЯ менением внешней и внутренней позиции младшего школьни*1 ширяется тематика его общения с людьми. В круг общенйя1 чаются вопросы, соотносимые с учебной и трудовой деятель>

 

В школьные годы круг друзей ребенка начинает быстро а личные привязанности становятся более постоянными. Обще реходит на качественно более высокий уровень, так как дети и ют лучше понимать мотивы поступков сверстников, что споео< установлению хороших взаимоотношений с ними. В начальный од обучения в школе, в возрасте от 6 до 8 лет, впервые обр ваются неформальные группы детей с определенными пра1

 

' Эльконин Д. Б. Основная единица развернутой формы игровой деяН Социальная природа ролевой игры // Хрестоматия по возрастной и педали 1СИХОЛОГИИ.-Ч. 11.-М.. 1981. '

 

доведения в них. Однако эти группы существуют недолго и обычно достаточно стабильны по своему составу.

 

Дети младшего школьного возраста по-прежнему много времени проводят в различных играх, но их партнерами по игре все чаще становятся не взрослые люди, а сверстники. В детских группах во время игры устанавливаются свои специфические взаимоотношения с более или менее выраженными мотивами межличностных предпочтений.

*

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

 

Особенно интенсивное развитие общение детей со своими сверстниками получает в подростковом возрасте. Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам. начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в Открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый, Койф-. ликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей-и родителей, взрослых и детей. Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник,- переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитя на отношение к подростку как ко взрослому. 1910, в частности, означает максимально полную передачу подростку; ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для 1 Действий.

 

Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии " "ведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно безного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у их способности действовать ответственно и самостоятельно нередко 1 Рятствуют быстрому изменению отношения подростка взросло-' д' " тем не менее промедление со стороны взрослого в изменении 1.ва °ния к подростку в нужном направлении почти всегда вызы-,црд противление со стороны подростка. Это сопротивление при 1-цй "приятных условиях может перерасти в стойкий межличност-Цлд "фликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в остном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не щ стоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жид когда подросток более всего нуждается в понимании и поддерж> стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на влияние.. /

 

Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого о но способствует установление между ними доверительных, друж взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отно1 помогает обращение к подростку с какими-либо серьезными пр ми в разных делах.

 

В подростковом возрасте у детей складываются две рази своему значению для психического развития системы взаймы шений: одна - со взрослыми, другая - со сверстниками. 0(продолжают формироваться в средних классах школы. Выполи ну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы в отношений нередко входят в противоречие друг с другом по' жанию и по регулирующим их нормам. Отношения со сверсти обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормсчц ноправия, в то время как отношения с родителями и учнй{ остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищам нает приносить подростку больше пользы в удовлетворении е] альных интересов и потребностей, он отходит от школы и 01 начинает больше времени проводить со сверстниками.

 

Обособленные группы сверстников в подростковом возра новятся более устойчивыми, отношения в них между детьми. ют подчиняться более строгим правилам. Сходство интересом лем, которые волнуют подростков, возможность открыто их дать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отщ с товарищами,- вот что делает атмосферу в таких групйО привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей с непосредственным интересом друг к другу, который х для общения младших школьников, у подростков появля) других вида отношений, слабо или почти не представленные периоды их развития: товарищеские (начало подростковор та) и дружеские (конец подросткового возраста). В старчи стковом возрасте у детей встречаются уже три разных вид отношений, отличающихся друг от друга по степени близос жанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. эпизодические <деловые> контакты служат удовлетворен> нутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивая ность; общение на уровне товарищеских отношений сп(взаимообмену знаниями, умениями и навыками; устанавд> дружеские связи позволяют решать некоторые вопросы э> но-личностного характера.

 

С переходом во вторую половину подростничества (прн1 класса школы) общение подростков превращается в Ьа> ' ный вид деятельности, занимающий достаточно много вр полняющий важную жизненную роль, причем значение

 

 

сверстниками для подростка, как правило, не меньше, чем все остальные его дела. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. зто - характерная черта детей именно подросткового возраста, при-цем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении - аффилиативной потребности. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.

 

На первом месте во взаимоотношениях.подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на <кодексе товарищества>, который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей. Такое поведение в группах сверстников-подростков не только отвергается, но нередко вызывает ответные реакции по отношению к нарушителю кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо интересных делах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.