КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ПСИХОЛОГИЯ 19 страница
Среди тех нравственных проблем, которые на протяжении а может быть, и тысячелетий волновали и продолжают <е тревожить юношество, находятся проблемы добра и зла, спра1 вости и беззакония, порядочности и беспринципности, многие Они охватывают круг нравственных вопросов, правильность р которых выходит за пределы личных или интимных межличй отношений и затрагивает человеческое существование в
Заметим, что современной юности отнюдь не свойствен детская наивность, ни подростнический, все отрицающий "Ц визм. Нынешнему поколению молодых людей, несмотря на, по своим взглядам и поведению они мало чем отличаются от Ж и девушек, живших много веков назад, присущ более т разумно-практический взгляд на жизнь, гораздо большая симость и самостоятельность. 4
Бурные социальные события, произошедшие за последние лет в мире и в нашей стране, преобразования, продолжат сейчас, собственной своей логикой вынуждают подрастающее ние самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться
и занимать вполне независимые позиции. Сама жизь выра ' я
у большинства современных юношей и девушек такую психологию, которая во многом отличается от психологии юношей, живших несколько десятков лет назад. Это и более открытый, непредвзятый смелый взгляд на мир, включая постановку и решение многих проблем морально-этического характера, и самостоятельность - хотя и не всегда правильность - суждений, и включение в обсуждение таких социально-политических, экономических и религиозных проблем, которые совсем еще недавно считались не характерными для юности, непедагогическими, идеологически неоправданными (например, вопросы религии, бизнеса, секса, поведение учителей и родителей, их критика и т. п.).
Для современных старшеклассников честность уже не выступает в ее наивно-реалистической форме, в виде ортодоксально-нравственных сентенций типа: <никогда, ни при каких условиях нельзя говорить неправду>. Большинство юношей и девушек нынешнего поколения утвердились в иной нравственной позиции, которую Ж. Пиаже обозначил как релятивистскую. Такая позиция отнюдь не выражает собой модель вседозволенности и нравственного бес-предела. Это, скорее, более разумный и глубокий взгляд на моральные проблемы, выражаемый, пользуясь приведенным выше примером, в суждении: <правда не абсолютна, она должна быть такой, чтобы приносить пользу как можно большему числу людей>.
Справедливость юношами и девушками также понимается уже не так, как она воспринимается детьми: <справедливо - это когда всем одинаково>. Современные старшеклассники в большинстве своем принцип справедливости трактуют так: ' <От каждого - по возможностям, каждому - по его делам или реальному вкладу в общее благополучие людей>.
Гораздо глубже понимается и нравственный принцип порядоч-1,ности. Он для старшеклассников, с одной стороны, овеян романтич-1 ностью, утрачиваемой, к сожалению, с возрастом, а с другой стороны,
основывается на вполне реалистических позициях, когда исходя из \. него оцениваются действительные поступки людей: родителей, учите-леи, товарищей и друзей. Особенно полно данный принцип проявля-[я в отношениях стершеклассников к своим учителям и родителям. 1 Юноши и девушки в большинстве своем ценят и искренне любят "их, относятся к ним с симпатией и заботой, что менее характерно;." Детей младшего школьного возраста и подростков. . К окончанию школы большая часть юношей и девушек представ-" собой людей, практически нравственно сформированных, обла-'рх зрелой и достаточно устойчивой моралью, которая наряду "обностями, мотивами и чертами характера представляет " четвертое важнейшее личностное новообразование детства. л СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
сер У с вопросами морали мировоззрение человека включает 1 социально-политические, экономические, научные, культур-195
ные, религиозные и другие устойчивые взгляд-Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы активный процес' становления мировоззрения, и к окончанию ц)оы мы имеем дело) человеком, мировоззренчески более или мен определившимся, с взглядами хотя и не всегда правильными, н0 стабильными.
Воззрения на мир современной юности оМРяются наличие множества различных, по-своему аргуменР"""' имеющи сильные и слабые стороны точек зрения, йР которых нет г абсолютно истинных, ни совершенно ложнь " между которьц молодым людям приходится выбирать. Даж люди, кто рань традиционно выступал в качестве носителей единого мнения д старших школьников,- родители и учителя - сами сейчас находят в состоянии некоторой растерянности, придерживаются рази изменчивых и противоречивых мнений, спорят РУ" ДРУГОМ, мен1 свои взгляды.
Такая социально-психологическая ситуац имеет положит ные и отрицательные аспекты. Положительно " состоит в что отсутствие единственного и однозначно мировоззренчеец ориентира побуждает юношей и девушек саМ°°"ь"° ДУ" принимать решения. Это способствует их ускоренному разви и превращению в зрелых личностей, облада" независимо* суждений, внутренней свободой, имеющих со6""У точку зр и готовых ее отстаивать. Но, с другой сторо' подобная ситу ведет к быстрому разделению людей на грУ"""' отличают причем - существенно, друг от друга по уров социальной я 1
ственно-мировоззренческой зрелости, к отст"" одних и С ' IV (ямтотмпй бЫСТрОМу ПСИХОЛОГИЧеСКОМу раЗВИТИЮ ДруГ- амиглипю
проблемой социально-политического самооР"" Р юности справляются далеко не все дети. Те, МУ это удается ствительно развиваются, уходят вперед, намн< обгоняя остаЛ однако те, кто не в состоянии самостоятельно решить сложные воззренческие вопросы, задерживаются в сво развитии, осп инфантильными долгие годы жизни, а иноГ " конца В<целом же неизвестно, выигрывает ли оТ этого обществ проигрывает.
В самом затруднительном положении, коT' оказывав кто сам не в состоянии сделать правильный РЫОР-Сложив юнощам и девушкам разобраться в политике, экономике, са делиться в этих сферах человеческих отношен' ОтсюданаС мый уже сейчас рост аполитичности, перехо"" "орои в безразличие к происходящим в стране сонально-полиТ событиям. Такое отношение открывает путь " регрессией жении, в частности для установления в оестве реакЦ1 недемократичных режимов.
Под влияние бурно развивающихся рыно" отношен тие <экономическое мировоззрение> на равн правах с вошло в наш быт. Но поскольку искусств"" созданш господствовавшей идеологией противопоставь"" межд1
ой и культурой окончательно не снято в сознании людей до Ц х пор (его сохранению способствует так называемый <дикий>. пынок), то некоторые юноши и девушки, имеющие склонность В занятиям различными видами искусства, обладают, к сожа-д дению, отрицательными установками по отношению к экономической дразованности как якобы не заслуживающей внимания культуре. д против, экономические знания подчас получают культурно, мало-д дбразованные люди, которые и саму культуру понимают в узко-1 прагматическом, утилитарном смысле слова как умение <делать ц деньги>. В результате из них вырастают не экономисты, а просто д дельцы, таким образом увеличивается разрыв между разными слоями 1 молодежи по уровню социально-культурного развития. Одна часть 1 молодых людей, относящих себя к там называемой <богеме>, оказа-1 лась сейчас малоспособной к тому, чтобы самостоятельно зараба-1 тывать на жизнь, поддерживать себя материально, другая - 1 дельцы - вполне в состоянии это-делать, но обладает низкой общей Ц культурой, недостаточно развитыми эстетическими, этическими, худо-В жественными, литературными, музыкальными и другими вкусами. 1 Выход из этой ситуации видится в том, чтобы наряду с традицией-' 1 ными общеобразовательными предметами включать в качестве обяза-1' тельных в школьную программу курсы по экономике, политике, 1 праву, различным видам искусства. Своя специфическая эстетика 1, есть в каждом виде человеческой деятельности, но она доступна 1 только культурно образованным и интеллектуально развитым людям. 1 Сложнее обстоит дело с научной и религиозной частью миро-1 воззрения. Если экономика и культура просто мало соприкасаются 1;друг с другом, развиваясь каждая сама по себе и пока находясь Дво <взаимно презрительных> отношениях, то между наукой и религи-1 ей существовал, политически и идеологически поддерживался ипро-1 должает сохраняться известный антагонизм На самом деле антаго-пизм науки и религии не является неизбежным. Как в науке, 1"ак и в религии существуют разные уровни сознавания и пони- мания проблем, и от убеждения, характерного для научного миро-1рения, до веры, свойственной религии, всего лишь один, хотя и УЩественный, шаг.
1 Низший из возможных уровней осознания реальных проблем 1° "ауке, так и в религии представляется несколько упрощенным 1д"""иманием, слабо связанным с интеллектуальным и культурна Развитием его носителя. Он сочетается с недоступностью чело-1- "снимания сравнительно сложных научных и мировоззрен-1 положений, включая веру в высшие человеческие нравствен-д. явления. Высшему уровню, напротив, свойственно глубокое цозд"ие наиболее сложных вопросов как научного, так и рели-ГдРопонимания.
1 Укии анализ показывает, что в приближении к пределу 1>к)д°°еческой интеллектуальной доступности наука и религия ррйа являются антагонистами, как могло бы показаться на згляд. Чем больше ученый познает окружающий мир, чем
ные, религиозные и другие устойчивые взгляды. Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы идет активный процесс становления мировоззрения, и к окончанию школы мы имеем дело человеком, мировоззренчески более или менее определившимся, 1 взглядами хотя и не всегда правильными, но стабильными.
Воззрения на мир современной юности определяются наличие множества различных, по-своему аргументированных, имеющ> сильные и слабые стороны точек зрения, среди которых нет (абсолютно истинных, ни совершенно ложных и между которые молодым людям приходится выбирать. Даже те люди, кто рань традиционно выступал в качестве носителей единого мнения д старших школьников,- родители.и учителя - сами сейчас находя1 в состоянии некоторой растерянности, придерживаются разщ изменчивых и противоречивых мнений, спорят друг с другом, мен$ свои взгляды.
Такая социально-психологическая ситуация имеет положит* ные и отрицательные аспекты. Положительное в ней состоит в 1 что отсутствие единственного и однозначного мировоззренчес* ориентира побуждает юношей и девушек самостоятельно дума1 принимать решения. Это способствует их ускоренному развит и превращению в зрелых личностей, обладающих независимое суждений, внутренней свободой, имеющих собственную точку зр< и готовых ее отстаивать. Но, с другой стороны, подобная ситуа ведет к быстрому разделению людей на группы, отличаюии причем - существенно, друг от друга по уровню социальной и н ственно-мировоззренческой зрелости, к отставанию одних и & быстрому психологическому развитию других. Самостоятелы проблемой социально-политического самоопределения в ра юности справляются далеко не все дети. Те, кому это удается, ствительно развиваются, уходят вперед, намного обгоняя остаЛ1 однако те, кто не в состоянии самостоятельно решить сложные 1 воззренческие вопросы, задерживаются в своем развитии, остг инфантильными долгие годы жизни, а иногда и до конца В <целом же неизвестно, выигрывает ли от этого общество проигрывает.
В самом затруднительном положении, конечно, оказывают* кто сам не в состоянии сделать правильный выбрр. Сложнее юнощам и девушкам разобраться в политике, экономике, сам делиться в этих сферах человеческих отношений. Отсюда наб мый уже сейчас рост аполитичности, переходящей порой в безразличие к происходящим в стране социально-политн событиям. Такое отношение открывает путь для регрессивм жении, в частности для установления в обществе реакцп недемократичных режимов.
Под влияние бурно развивающихся рыночных отношенУ тие <экономическое мировоззрение> на равных правах с Л вошло в наш быт. Но поскольку искусственно созданное господствовавшей идеологией противопоставление между эп
1 кой и культурой окончательно не снято в сознании людей до 1 х пор (его сохранению способствует так называемый <дикий>, 1 рынок), то некоторые юноши и девушки, имеющие склонность 1 Ц занятиям различными видами искусства, обладают, к сожа-1 дению, отрицательными установками по отношению к экономической "бразованности как якобы не заслуживающей внимания культуре. 1 запретив, экономические знания подчас получают культурно мало-1 дбразованные люди, которые и саму культуру понимают в узко-1 прагматическом, утилитарном смысле слова как умение <делать 1 деньги>. В результате из них вырастают не экономисты, а просто 1 дельцы, таким образом увеличивается разрыв между разными слоями 1 молодежи по уровню социально-культурного развития. Одна часть 1 молодых людей, относящих себя к там называемой <богеме>, оказа-1 лась сейчас мэлоспособной к тому, чтобы самостоятельно зараба-1 тывать на жизнь, поддерживать себя материально, другая - [ дельцы - вполне в состоянии это-делать, но обладает низкой общей 1 культурой, недостаточно развитыми эстетическими, этическими, худо-1 жественными, литературными, музыкальными и другими вкусами. 1 Выход из этой ситуации видится в том, чтобы наряду с традицией-1 ными общеобразовательными предметами включать в качестве обяза-1 тельных в школьную программу курсы по экономике, политике, 1 праву, различным видам искусства. Своя специфическая эстетика 1_ есть в каждом виде человеческой деятельности, но она доступна 1 только культурно образованным и интеллектуально развитым людям. 1 Сложнее обстоит дело с научной и религиозной частью миро-1 воззрения. Если экономика и культура просто мало соприкасаются; друг с другом, развиваясь каждая сама по себе и пока находясь во <взаимно презрительных> отношениях, то между наукой и религией существовал, политически и идеологически поддерживался и продолжает сохраняться известный антагонизм На самом деле антагонизм науки и религии не является неизбежным. Как в науке, так и в религии существуют разные уровни сознавания и понимания проблем, и от убеждения, характерного для научного мировоззрения, до веры, свойственной религии, всего лишь один, хотя и существенный, шаг.
Низший из возможных уровней осознания реальных проблем 1в науке, так и в религии представляется несколько упрощенным "пониманием, слабо связанным с интеллектуальным и культурам развитием его носителя. Он сочетается с недоступностью чело-. "У понимания сравнительно сложных научных и мировоззрен-д положений, включая веру в высшие человеческие нравствен-ц проявления. Высшему уровню, напротив, свойственно глубокое (.ц ение наиболее сложных вопросов как научного, так и рели-иого миропонимания.
свУкий анализ показывает, что в приближении к пределу (,1д овеческой интеллектуальной доступности наука и религия рд являются антагонистами, как могло бы показаться на взгляд. Чем больше ученый познает окружающий мир, чем
глубже пытается он проникнуть вето тайны, тем больше убе> ся в непостижимой сложности этого мира и проникается созйв собственной ограниченности в его познании. Тем больше в резул у него растет преклонение и восхищение перед высшим соверц вом мира, сопровождаемое чувством собств.енной неполноцен и ничтожности. А это и есть то высшее чувство, которое харак как для интеллектуально развитого ученого, так и для высоко зеванного представителя религии, для которого Бог вовсе в< зательно представлен в виде живого существа, в вульгарно риалистически упрощенной форме. Современный верующий говеет и поклоняется некоему высшему совершенству, как и уче глубоко понимаемому им непостижимбму совершенству м) многих современных представителей высшей духовной сфе{ огульного отрицания достижений науки, коль скоро она позна данный Богом мир. Богословы внимательно изучают науки э нимают их данные. Доказательствам того, что во взглядах г1 мыслящих, образованных и культурных представителей науки 1 гии может не быть антагонистических противоречий, служит,) мер, жизнь и деятельность известного французского монаха пИ га П. Тейяра-де-Шардена, который прекрасно сочетал вс< блестящего ученого-антрополога и веру в Бога'. '
Проблема, которую необходимо сейчас решать, состоит том, чтобы по-прежнему разрывать и противопоставлять дру науку и религию, а в том, чтобы повышать уровень к и образованности людей в той и в другой 'области, пред каждому молодому человеку, оканчивающему среднюю школу ную возможность индивидуального выбора, во что верить: или в религию.
НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Ранняя юность - начало практической реализации жи1 планов, которые складываются к концу подросткового в< Близость к завершению школы требует профессионального ил(ного самоопределения, и юношеский возраст испокон вей связан с поисками ответов на два вопроса: <каким быть?> (венно-личностный выбор) и <кем быть?> (профессиональный Оба эти процесса идут параллельно и взаимозависимо. Обт щим их направлением развития является движение от дет висимости к взрослой ответственности.
В ходе исследования, проведенного Т. В. Снегиревой в1 следующие шесть типов ценностно-временной структуры <Я ставляющие индивидуальное своеобразие личностного само(ния детей раннего юношеского возраста и выражающиеся ношении между прошлым, настоящим и будущим <Я>:
' См.: Тейяр-де-Шарден П. Феномен человека. М., 1987. ' Снегирева Т. В. Личностное самоопределение в старшем школьном ' Вопросы психологии. 1989.- № 2.
[ Все три <Я> преемственно связаны друг с другом и в равной пени соответствуют идеальному <Я>. Это - субъективное гармо- цеское представление человека о себе. " 2. Наличное <Я> в большей степени тяготеет к будущему, чем к
щлому. <Я>-прошлое представляется совершенно чуждым, и ношение к нему неизменно критическое. Наличное <Я> выступает ° новая ступень в личностном самоопределении. з Будущее <Я> оторвано от настоящего. Все три времени сущест-ддния <Я> мыслятся как совершенно различные. С идеальным д> согласуется только будущее.
4. Идеальное <Я> не включено ни в настоящее, ни в будущее,я> оно изолировано от них и не участвует в развитии личности.
5. Прошлое и наличное <Я> преемственно связаны друг с другом. Иной полюс, отличный от них, образует связь между будущим и идеальным <Я>. Обладателей такого сочетания личностных атрибуте отличает низкая самооценка и отсутствие средств, с помощью которых они смогли бы сблизить прошлое и настоящее <Я> с идеальным и будущим.
6. Наличное <Я> совсем выпадает из процесса развития. Оно 1 оторвано от прошлого и не имеет связи с будущим, не соответствует ' и идеальному <Я>.
Оказалось, что в раннем юношеском возрасте наиболее часто встречается второй из перечисленных выше вариантов. Вероятно, он в большей степени соответствует юношеской возрастной норме. Критичность к прошедшему детству здесь сопровождается умеренно вы-'. сокой самооценкой и нацеленностью жизненных перспектив на будущее. На втором месте по частоте встречаемости в этом возрасте на-1 ходится первый вариант. На третьем месте, соответствендо, распо-1 лагается третий вариант. Остальные в данном возрасте составля-1 ют исключение и, по-видимому, представляют собой возрастные пси- хологические аномалии. ' 1 Данные этого исследования указывают на отчетливую тенденцию, 1 характерную для ранней юности: сочетание критического отношения ксебе в прошлом и устремленность в будущее. Вместе с тем подтвер-(ждается вывод, сделанный в начале этой главы,- о частичной гар- ионизации состояний личности в раннем юношеском возрасте по в сравнению с подростковым.
; отя переход из подросткового возраста в ранний юношеский: "исходит с такими сопровождающими его психологическими симп-. "ами, которые указывают на значительные индивидуальные разли-' ""' не менее наблюдается ряд общих тенденций. Однаиз них - зд ° в том, что в ранней юности по сравнению с отрочеством? "з "льно снижается острота межличностных конфликтов и в го-ц, меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношени-,она РУющими людьми. Улучшается общее физическое и эмоци-11 самочувствие детей, повышаются их контактность и общи-1иц рь-Отмечается больше разумности и сдержанности в поведе- се это говорит о том, что кризис подросткового возраста или
к"..
миновал, или идет на убыль. Одновременно происходит определе ная стабилизация внутренней жизни, что, в частности, проявляет в снижении уровня тревожности от подросткового до раннего юн шеского возраста. У многих детей к старшим классам школы но мализуется самооценка, что также вносит положительный вклад 1 внутриличностные и межличностные отношения.
Заметно улучшаются от подросткового к раннему юношескс возрасту многие другие личностные качества, но говорить о том, произошло окончательное становление личности, не приходится. Р ний юношеский возраст - это, с другой стороны, время не мены1 бурь и потрясений, чем подростковый возраст, но они качестве иные и связаны с трудностями нахождения удовлетворительц ответа на вопрос <каким быть?>. 1
В раннем юношеском возрасте у многих детей отмечается щ шенная невротичность. Это возраст специфических психологич контрастов, которые характеризуют как внутренний мир чело так и сферу его межличностных отношений. В юности большее в других возрастах, встречаются акцентуированные типы харак наблюдаются быстрые, непредсказуемые и частые переходы от Оц настроения к другому: от радости к унынию, от веселья к гр от эйфории к подавленности. Юноши и девушки подвержены э< ям, обидчивы, импульсивны, склочны к категоричным сужде к недостаточно продуманным поступкам.
Для юности характерно повышенное внимание к внутреннем ру человека, определенная возрастная интровертированносп это не есть думы и размышления только о себе. Это, какпр мысли обо всем: о йюдях, о мире, о философских, бытовых гих проблемах. Все они личностно затрагивают и волнуют ст школьников.
В юности нередко встречается обостренное чувство одино< которое, как считает Э. Фромм, если оно длится долго и не и с переходом в новый возраст, может привести к психическому шению <так же, как физический голод - к смерти. МоральноеД чество так же непереносимо, как и физическое; более того1 ческое одиночество становится невыносимым лишь в том случ< оно влечет за собой и одиночество моральное>'. К счастц чувство в юности не является стабильным. При установлен ших личных контактов с окружающими людьми оно быстро и
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПСИХОЛОГИИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИ?
Интеллектуальная зрелость, в том числе нравственно-1 зренческая, готовность старших школьников ставить и реи личные жизненные задачи в этом возрасте очевидна, хотя. верить о ней пока что приходится в общем виде, имея вв> нительно невысокий уровень интеллектуального развития
Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
числа современных юношей и девушек. Речь идет о возможностях, которые имеются у всех старшеклассников и многими из них практически реализуются.
Значительны и индивидуальные различия, существующие между старшеклассниками, причем в настоящее время даже наблюдается тенденция к их увеличению в связи с дифференциацией учебных программ, учебных заведений, относительной свободой выбо'ра в них учебных предметов.
Старшие школьники независимо от их индивидуальных особенностей знают, понимают и следуют определенным нормам морали. Их нравственное сознание достигает достаточно высокого уровня зрелости, дифференциации и стабильности при, разумеется, выраженных индивидуальных различиях в содержании тех нравственных норм, которых они придерживаются. Эти нормы имеют сложную индивидуальную структуру и соотносятся со всеми основными видами общения и деятельности.
Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т. е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иногда наблюдается своеобразная инфантильно-ролевая ригидность, негибкость поведения в ситуациях общения с разными людьми и по различным поводам.
? Большинство старших школьников к окончанию школы самоопре-1 деляются в будущей профессии. У них складываются профессиональ-1 ные предпочтения, которые, однако, не всегда являются достаточно продуманными и окончательными. Индивидуальные различия, здесь бывают еще большими, чем в нравственном выборе. Некоторые дети уже к концу подросткового возраста твердо знают, кем они ста- пут, у других выбор профессии не является завершенным даже тогда, когда они ее фактически приобретают. Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успе-х; они могут быть значительными или незначительными независимо того, насколько рано или поздно происходит окончательное профессиональное самоопределение.
1 В раннем юношеском возрасте завершается формирование слож-' системы социальных установок, причем оно касается всех компо-"в установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого. \ РДа, период ранней юности характеризуется большими противо- п" "и. внутренней несогласованностью и изменчивостью многих со-. ьных установок.
хцпп "ошей и девушек можно обнаружить такие акцентуации 1прд"в, которые не встречаются ни в каком другом возрасте, 1вщр между отдельными чертами характера и их проявлениями 1 дд множество противоречий, острота которых к окончанию шко-1 р 'сглаживается.
1>ец"""ий юношеский возраст - это пора первой любви, возникно-"нтимных эмоциональных отношений между юношами и девуш-1.
ками. У девушек они обычно появляются несколько раньше и имев более глубокий характер, чем у юношей. В отношениях, о которь, идет речь, формируются личностные качества верности, привязанно ти, личной ответственности за судьбу близкого человека. Вместе с (щими нравственными установками они порождают определенный,'> дивидуально своеобразный ответ на вопрос <каким быть?>.
В ранней юности процесс формирования личности еще не зав шается, он активно продолжается и дальше, но уже за предел; школы. Однако многое из того, что человек как личность приов тает в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значи1 ной степени определяет его судьбу.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
Тема 1. Формирование и развитие морали
1. Проблема нравственного выбора, место, которое она занимает в юно.возрасте.
2. Открытость юношей и девушек к обсуждению нравственных проблем.
3. Основные нравственные вопросы ранней юности.
4. Особейности решения нравственных проблем современными старшеклассщ]
Тема 2. Становление мировоззрения
1. Структура мировоззрения старших школьников.
2. Формирование социально-политических взглядов у старшеклассников.
3. Экономическое мировоззрение и культура.
4. Особенности развития и соединения научных и религиозных взглядов.
Тема 3. Нравственное самоопределение
1. Начало реализации жизненных планов.
2. Поиски ответа на вопросы: <кем быть?> и <каким быть?>.
3. Представление о себе в прошлом, настоящем и будущем времени.
4. Стабилизация внутренней жизни и внешних отношений.
5. Аномальная эмоционально-личностная симптоматика ранней юности.
Т<< м а 4. Основные черты психологии старшего школьника
1. Достижение уровня высокой интеллектуальной зрелости.
2. Оформление морально-нравственной сферы личности.
3. Профессиональное самоопределение.
4. Личностное самоопределение.
5. Юность - пора первой любви, ч
6. Значение личностных новообразований ранней юности для дальнейшей человека. - "
Темы для рефератов
1. Моральное развитие в раннем юношеском возрасте.
2. Личностное самоопределение в ранней юности.
3. Общая характеристика личности старшеклассника.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Социально-психологические проблемы формирования мировоззрения у
ных старшеклассников.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |