Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические основы обучения




Учение и профессиональное становление студента

 

Студент — субъект образовательного процесса

Выдающийся педагог прошлого А. Дистервег (1790-1866) писал:

 

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этою собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение.. *.

* Дистервег А Собр. соч. — М., 1961. — Т. 2. — С. 68.

 

 

Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» квалифицируют обучающихся, студентов в качестве активных субъектов образовательной деятельности, а не пассивных объектов педагогических воздействий. Они — обучающиеся, а не обучаемые. Это они пришли получить образование и хотят его иметь, а не кто-то должен двигать ими, как пешками. Это их свободный выбор и они его реализовывают. Не случайно и называют их латинским словом студент — усердно работающий, жаждущий знаний.

Учеба в профессиональном учреждении — это первая профессиональная проба: каков студент в учебе, таким скорее всего он будет (если не произойдет чуда) и профессионалом. Наивно надеяться, что ленивый студент после выпуска вдруг станет добросовестным работником, мало знающий — тонким профессионалом, бездарный — интеллектуалом, безответственный — ответственным должностным лицом. Практика подтверждает, что студенты, которые не научились самостоятельно работать, редко становятся высококвалифицированными специалистами. Только интенсивное учение самого студента может создать полноценного профессионала. Каждый образован настолько, насколько занимался сам.

Вот почему парадоксально положение, когда все в образовательном учреждении, помогая обучающимся, стараясь в их же интересах, а не корысти ради, пытаются дать образование, а кто-то из студентов не хочет, ленится, увиливает, сопротивляется. Необходимость активно, усердно, упорно, настойчиво работать должен глубоко осознавать каждый студент и поступать соответственно. Это его забота — кем стать и каким быть, а забота педагогического коллектива — помогать ему.

 

Организация и техника учения

Организация образовательного процесса непременно должна включать оказание помощи студентам в осуществлении учения, не подменяя их собственных усилий. Начинается это с изучения только что поступившими в институт, академию, университет спецкурсов под названиями «Введение в специальность», «Как стать профессионалом», «Организация и техника учения» и др. Их основные задачи: познакомить молодых студентов с образовательным учреждением, его историей, сориентировать в предстоящей работе, ее целях и задачах, содержании, требованиях к ней, условиях успешности, необходимости упорного и добросовестного учения и профессионального становления. Молодых людей знакомят с моделью специалиста-выпускника — эталоном, к которому они должны стремиться, с возможностями образовательного учреждения, техникой работы на аудиторных занятиях, в библиотеках, учебных кабинетах, информационном фонде, со способами самооценки достигаемых результатов и др. Хорошо, когда занятия проводятся не только преподавателями, но и опытными практиками, известными людьми, окончившими ранее этот вуз, старшекурсниками, сопровождаются экскурсиями по образовательному учреждению, выездами на предприятия и учреждения, демонстрацией видеофильмов. Полезна раздача молодым студентам памяток и методичек с советами по личной работе.

Активная помощь в налаживании и оптимизации учения особенно уместна в течение всего первого курса. Она может проводиться в групповой и индивидуальной форме, включать усилия учебного отдела, деканатов, кафедр и всех преподавателей, работников библиотек, редакций малотиражных газет, сети внутривузовского телевидения и радио, других обеспечивающих служб. При анализе причин испытываемых студентами трудностей следует обязательно выяснять особенности организации и техники личной работы, помогать индивидуально в устранении ее недостатков.

Совершенно обязательны и личные инициативные усилия каждого студента по организации и осуществлению учения. Организация его предполагает:

• самомотивирование учения размышлениями над смыслом жизни, отчетливым пониманием зависимости всей жизни от того, как будут использованы годы в образовательном учреждении;

стремление не упустить, а реализовать представляющиеся возможности; переживание чувства самоуважения и ответственности перед собой, родителями, народом за свой выбор отношения к учению; стремление быть в числе передовиков учебы, отличников, участников различных конкурсов, стипендиатов; самокритичность и высокую требовательность к себе;

• внимательное изучение и осмысление цели образования, воплощенной в модели специалиста-выпускника, ее сопоставление со своими особенностями, пробуждение желания овладеть всем, предусмотренным моделью;

• глубоко заинтересованное отношение к учебе, ко всем составляющим образовательного процесса, к постижению многообразия и глубины человеческой культуры, мысли, опыта;

• активное участие не только в учебном процессе, но и в жизни института, академии, университета, в научных исследованиях, в культурном досуге; проявление инициативы, самостоятельности, творчества;

• стремление к плановости в работе, ритмичности, установлении режима использования свободного от занятий времени, разумного и бережливого отношения к его использованию, недопущению отставания и задолженностей;

• целеустремленность, упорство, трудолюбие, добросовестность, работоспособность в преодолении трудностей получения образования и становления как профессионала высшей квалификации, умение ограничивать себя в посторонних удовольствиях, не отвлекаться зря от главной цели, дистанцирование от всего малокультурного, морально неполноценного, вредящего здоровью и будущему.

Студенты, которые решили реализовать свое право получить дополнительные дипломы «преподаватель» и «преподаватель высшей школы», обучаясь параллельно и самостоятельно, включают в организацию учения соответствующие меры.

К технологиям учения, которыми должен владеть и которые должен использовать каждый студент, относятся:

технология самовосприятия и самооценки (рефлексии — взгляда и оценки себя со стороны). Самодовольство убивает на корню всякие мысли о самосовершенствовании. Нужно учиться приемам самоанализа и самооценки (оценивать себя по делам и достижениям; не в сравнении с тем, что было, а с тем, что должно быть, не с худшими, а с лучшими; не по своему мнению, а по мнению других, коллектива; в сравнении с данными психологического тестирования и др.);

технология самоуправления. Заключается она в применении приемов самоконтроля, самостимулирования, самомобилизации, саморегуляции, самопринуждения, самопоощрения, самокритики, самонаказания;

технология работы на аудиторных занятиях, с книгой, с персональным компьютером;

технология научной организации студенческого труда: организация рабочего места, рационализация режима труда и отдыха, техника конспектирования, собирания, систематизации и хранения учебных материалов, конспектов, выписок, заметок, организация отдыха, гигиена умственного труда.

Вопросы и задания для самопроверки и размышлений

 

Каковы требования федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» к целям, задачам и содержанию образования?

Как соотносятся цели и задачи образования с целями и задачами самого студента?

Назовите общие принципы государственной политики в области образования.

Какие положительные моменты вы усматриваете в разных мировых педагогических школах, которые следовало бы, по вашему мнению, объединить в отечественном образовании? А что может сделать сам студент, чтобы система собственного учения приблизилась к этому идеалу?

Какова роль самого студента, его личности, его собственной активности в образовательном процессе и его результатах? Где и в чем они должны быть предусмотрены и проявляться?

Дайте характеристику психологического портрета профессионализма специалиста — выпускника вуза.

Назовите компоненты педагогического портрета профессионала-специалиста, которые должны быть сформированы у каждого выпускника вуза.

Чем отличаются профессиональные знания от профессиональных умений? Какова роль тех и других в профессионализме специалиста?

Что в образовательном учреждении и как сказывается на формировании личности студента как будущего высокообразованного специалиста? Попытайтесь оценить, как каждая из групп факторов, входящих в формирующий потенциал вуза, сказывается именно на вас в вашем вузе.

Каковы компоненты педагогической культуры преподавателя? Дайте их краткую характеристику. Если вам по окончании вуза или через некоторое время сделают предложение пойти работать преподавателем или учителем, то какие компоненты и их слагаемые вы считаете важным развить у себя? На что надо будет обратить внимание, чтобы успешно войти в педагогический коллектив?

Что имеют в виду, когда говорят — «Студент — субъект образовательного процесса»?

Как надо строить свое учение, чтобы полноценно подготовиться к будущей самостоятельной жизни и профессиональной деятельности? Что и как в психологических и педагогических характеристиках лично своего учения сказывается на этой подготовке? Проанализируйте конкретно: как то, что вы делаете сейчас, вносит вклад в общее и профессиональное становление вашей: а) образованности, б) обученности, в) воспитанности, г) развитости (рассмотрите а, б, в, г последовательно, конкретно, неспеша)?

Литература

 

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980.

Барботько А.И. Проблемы формирования творческого потенциала личности молодого специалиста. — Курск, 1999.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. — М., 1999.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения (методический анализ). — М., 1986.

Закон РФ «Об образовании». — М., 1996.

Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». — М., 1996.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов н/Д.,2000.

Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М., 1993.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.

Маркова А.И. Психология профессионализма. — М., 1996.

Основы педагогического мастерства/ Под ред. И.А. Зязюна. — М., 1989. - Разд. IV.

Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1998. — Разд. II.

Сластенин В.А. Предупреждение алкоголизма, наркомании и токсикомании у учащейся молодежи. — М., 1988.

Сластенин В.А. Теория и практика высшего педагогического образования. — М., 1991.

Сластенин В.А., Филиппенко Н.И. Культура умственного труда студентов. — М., 1994.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М., 1995.

Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология управления. — Ростов н/Д., 1997.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 1998.

Теория и практика педагогического эксперимента/ Под ред. А.И. Пискунова и Г.В. Воробьева. — М., 1979.

Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. /Рук. авт. колл., научн. и лит. ред. С.Я. Батышев. — М., 1999.

Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. — М., 1994.

Глава 9. Психология и педагогика профессионального обучения

 

Обучение в образовательном процессе

Обучению принадлежит важное место в педагогической теории и практике. Педагогическая теория обучения именуется дидактикой*. Практически обучение обычно организовано лучше других направлений педагогической работы, а его участники (учителя, преподаватели, школьники, студенты, практики) осуществляют его почти всегда успешнее, чем воспитание и развитие. Это не означает, что тут все просто и решается без проблем. Нужно глубоко разбираться в вопросах дидактики, чтобы достигать высоких результатов.

* От греч. didaktikos — поучающий.

Сущностью обучения считается формирование знаний, навыков и умений. Во взаимосвязях с образованием, воспитанием и развитием обучение не только зависимо, но и само призвано влиять на них. Поскольку его положение в функционировании образовательного учреждения ведущее, эти влияния имеют особое значение. Возможности обучения используются полно, когда кроме основной функции — обучающей, в ходе его максимально реализуются три другие — образовательная, воспитательная и развивающая. Все эти функции должны быть органически присущи всем элементам обучения — преподаванию, учению, содержанию, формам, методам и др. Надо вести обучение так, чтобы процесс приобретения профессиональных знаний, навыков и умений приносил одновременно образовательные, воспитательные и развивающие результаты. Выигрывает от этого и само обучение.

 

Педагогические принципы профессионального обучения

Впервые педагогические принципы обучения были разработаны Я.А. Коменским, который трактовал дидактику как «универсальное искусство обучения всех всему». В основу их он положил принцип природосообразности, т. е. соответствия обучения природе человека, говоря современным языком — объективным закономерностям обучения. За прошедшие четыре сотни лет его принципы частично изменились, были дополнены новыми, классифицированы, конкретизировались к специфике того или иного вида обучения.

Закономерности профессионального обучения имеют свои особенности в сравнении со школьным обучением, принципы которого широко представлены в учебниках по педагогике (фактически — школьной педагогике). Обоснованно различать закономерности общие, присущие всей педагогической системе обучения, и по группам, компонентам ее. На этой основе выделяется система педагогических принципов профессионального обучения, включающая общие, содержательные, организационные и методические принципы (рис. 9.1). В дополнение к каждому принципу существуют рекомендательные положения, конкретизирующие пути его реализации и именуемые в педагогике правилами (иногда — требованиями).

К общим принципам профессионального обучения, которым подчиняются все элементы педагогической системы обучения, относятся:

принцип природосообразности;

принцип научности, определяющий при обучении научность не только содержания, но и осуществления, организации, методики;

принцип педагогической комплексности, указывающий на необходимость постоянно искать пути не только обучения, но и достижения на занятиях параллельного образовательного, воспитательного и развивающего эффекта;

принцип гуманизма;

принцип гражданственности, требующий учить профессионалов умению за мелочами повседневных профессиональных дел усматривать задачи построения цивилизованного общества и сильного российского государства, обеспечения мира, экологии, здоровья народа. Необходимо связывать содержание, организацию и методику каждого занятия с этими вопросами, имеющими хоть какое-то отношение к его теме.

Группа содержательных принципов обучения отражает зависимости эффективного обучения от целей, задач и содержания обучения.

Принцип целеустремленности учитывает закономерную связь обучения с ответом на вопрос: какие знания, навыки и умения надо сформировать у обучающихся.

Правило реализации портрета (модели) профессионала требует подчинять цели и задачи обучения формированию у обучающихся всех компонентов профессионализма и иных, предусмотренных ею.

Правило актуальности (связи с жизнью) требует постоянно совершенствовать содержание обучения, приближать его к реальностям жизни, подготовке к решению задач профессиональной деятельности, ее трудных проблем, новому опыту, лучшим технологиям и способам действий.

Правило международной интегративности — требование учитывать зарубежный опыт обучения и международные образовательные стандарты.

Принцип единства фундаментальности и профессиональной практичности отвечает основному предназначению обучения — подготовке высокообразованного профессионала, способного практически решать стоящие перед ним задачи на уровне мировых достижений. Его правила:

фундаментальности — обучать, непременно ориентируясь на формирование у обучающихся общей и профессиональной образованности;

профессионализации — отбирать содержание, соответствующее специфике* профессиональной деятельности, к которой готовятся обучающиеся;

единства теории и практики — обеспечивать осмысленное, базирующееся на обстоятельных знаниях усвоение и применение навыков, умений, развитие профессионального мышления, профессиональной культуры и других элементов профессионализма;

практичности — доводить все знания будущих специалистов до понимания, где, когда, для чего и как их применять, а осваиваемые профессиональные действия — до уровня навыков и умений.

Принцип единства изучения основ и мировых достижений науки, образования и практики формулирует зависимость успехов обучения от представленности в нем всего современного и лучшего в человеческом знании и опыте. Из этого вытекают правила:

изучения научных и эмпирических основ профессиональной деятельности, специальности;

обучения на современных достижениях науки и мировой практики;

обучения в соответствии с реальными потребностями и запросами российской действительности.

Организационные педагогические принципы обучения основаны на закономерных связях результатов обучения с организационным порядком при его осуществлении.

Принцип единства группового, дифференцированного и индивидуального походов в обучении отражает организационную, психолого-педагогическую и экономическую необходимость обучать группы людей и в то же время каждого из них. Обучение один на один дорого, не во всем безупречно, да просто и невозможно.

Классно-урочный подход в обучении разработан Я.А. Коменским и не нашел замены до сих пор. Суть его — обучающиеся объединяются в учебные группы, в которых проводятся занятия (уроки) в специальных учебных помещениях. В группах возникает и особые атмосфера, взаимоотношения, которые способствуют успеху обучения.

Правило дифференциации определяет целесообразность сводить в группы обучающихся по какому-то общему признаку: возрасту, уровню образованности, изучаемой специальности, интересам, успеваемости, одаренности и др. В ряде ведомств есть необходимость обучать специальные группы как единицы профессиональной деятельности (следственно-оперативные группы, экипажи самолетов и судов, отряды спасателей и др.).

Правило индивидуализации — обязательное для всех видов педагогической работы, в том числе и обучения.

Правило прогрессивного сокращения численности групп с повышением уровня, ступени образования и требований к качеству обучения каждого обучающегося.

Принцип преемственности и систематичности исходит из необходимости осваивать учебный план, программы, темы, формировать у обучающихся знания, навыки и умения в продуманно организованном системном порядке, где все обоснованно связано по содержанию, времени, структуре.

Правило преемственности, опоры на имеющийся у обучающихся уровень образованности, развитости и воспитанности требует продолжать то, чему обучались они ранее, на предшествующих ступенях и уровнях образования, двигаться вперед, а не дублировать и не топтаться на месте.

Правило психолого-педагогического комплексирования дисциплин в учебном процессе рекомендует исходить из связей между ними и профессионализмом. При практическом решении задач в сознании профессионала всплывают из памяти и используются разные знания (специальные, социальные, технические, экономические, финансовые, правовые, психологические, управленческие и др.), вспоминаются рекомендации, аналогичные случаи из практики, возникают многочисленные ходы мысли, соображения, взвешивание «за» и «против» и многое другое. Практику безразлично, к какой учебной дисциплине относятся те или иные знание, мысль, умозаключение, аргумент, аспект, норма. Что приходит на ум — зависит от решаемой задачи и того, как знания переплетены в его сознании. Образно говоря, как был «намотан клубок знаний» при обучении, так он и «разматывается».

В учебном процессе комплексный по своей сущности профессионализм распределяется по учебным дисциплинам, целое разбивается на части. В каком порядке их изучать, как «наматывать клубок»? Бывает, что это делается малообоснованно. Видимо, полагают, что главное — «загрузить» память обучающихся, а в процессе мышления все само по себе свяжется, образуется, «разложится по полочкам». В действительности оптимальный результат получается лишь при сближенном по времени и согласованном (по возможности параллельно-ступенчатом, «перекрывающем» — рис. 9.2) изучении взаимосвязанных дисциплин и вопросов на макроуровне организации учебного процесса и на микроуровне — в методике проведения занятий.

 

Правило опоры на уровень усвоения обучающимися предшествующего учебного материала рекомендует считаться с тем, с какой глубиной и прочностью усвоен ранее изучавшийся материал.

Принцип системно-педагогической организованности обязывает строить обучение как педагогическую систему со всеми присущими ей элементами и связями.

Правило целенаправленной организации обучения требует продуманно обеспечивать выполнение того, что намечено, что составляет его цели и задачи.

Правило деловитости и эффективности обязывает организовывать обучение так, чтобы намеченный результат был безусловно получен. Главные критерии эффективности — не во внешнем благополучии (сколько наглядных пособий показано, сколько примеров из практики приведено, есть конспект у преподавателя или нет и пр.), а в тех знаниях, навыках и умениях, которые были на деле приобретены или усовершенствованы обучающимися.

Правило обеспечения предполагает наличие достаточной и качественной учебной литературы и методических документов, оборудованных помещений (учебных кабинетов, спортивных залов), учебных площадок, учебных средств (тренажеров, современных образцов учебной техники), технических средств обучения (проекционных устройств, аудио- и видеоаппаратуры, персональных компьютеров и др.), средств наглядности (схем, рисунков, фотографий, кино- и видеофильмов, макетов, наборов слайдов и др.); расходных материалов; средств обеспечения безопасности и др. Все это должно соответствовать тому, что изучается в программах и на каждом занятии.

Принцип плановости и дисциплины обучения подчеркивает важность четкой продуманности, ясности в подготовке занятий и выполнении намеченного при их проведении.

Правило планирования определяет роль планов обучения (на весь срок обучения, курсовых, годовых, семестровых, месячных, отдельных занятий, общих, факультетских, кафедральных, предметных, индивидуальных и др.) и выполнения их.

Правило дисциплины связывает результаты обучения с посещаемостью обучающимися занятий и выполнением текущих и рубежных учебных заданий. Без соблюдения этого правила обучение похоже на плетение рыболовной сети с огромными дырами.

Правило высокого уровня организации занятий требует, чтобы каждое занятие было хорошо подготовлено, обеспечено, должно начаться точно во время и в назначенном месте, пройти организованно, с максимальной посещаемостью.

Методические принципы профессиональной подготовки отражают причинно-следственные зависимости между методическими воздействиями на обучающихся и результатами их обучения.

Принцип сознательности и активности учитывает безусловную зависимость успешности обучения от этих факторов и конкретизируется в правилах:

мотивирования обучающихся, стимулирования их добросовестности и ответственности. Реализуется оно не только обращением к их сознанию, но и умелой постановкой всего обучения, использованием современных технологий обучения;

активизации мышления обучающихся;

побуждения к инициативности, творчеству и самостоятельности;

стимулирования и организации самостоятельной работы обучающихся.

Принцип доступности и последовательности требует, чтобы обучение строилось с учетом реальных возможностей обучающихся, но не упрощенно, а на уровне доступных трудностей. Обучать последовательно, идти от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному, соразмерно с индивидуальными особенностями обучающихся.

Принцип наглядности обучения учитывает зависимость усвоения от непосредственного восприятия изучаемых объектов, явлений, процессов. Он реализуется в правилах:

обеспечения непосредственного восприятия обучаемыми тех реальностей, которые изучаются;

образности речи;

изобразительной наглядности (использования рисунков, схем и пр.).

Принцип интенсивности отражает закономерную зависимость результатов обучения от достаточно высоких, но доступных учебных нагрузок, от принятия мер, обеспечивающих максимально возможные результаты при минимально возможных затратах времени, сил и средств. Он реализуется применением правил:

оптимального темпа обучения. Очень медленный темп расслабляет обучающихся, излишне быстрый недоступен. Тот и другой снижают результаты учебы;

подбора методов, наилучшим образом отвечающих решаемой задаче обучения;

• применения интенсивных обучающих технологий;

• максимально доступных нагрузок в самостоятельной работе.

Принцип прочности требует применения методик, обеспечивающих хорошее запоминание учебного материала обучающимися, надежной отработки навыков и умений. Надо, как говорится, «чтобы не только по усам текло, но и в рот попадало». Без обеспечения прочности обучение похоже на попытку наполнить бездонную бочку водой. Правила:

прочного формирования всех компонентов профессиональной обученности;

отработки профессиональных действий до навыка, прочного умения;

гибкости — подготовки к действиям в нестандартных, неожиданных, сложных условиях;

устойчивости к помехам, выступающим в виде различных отвлекающих, мешающих факторов.

Принцип приближения трудностей обучения к реальным профессиональным отражает зависимость успешности действий специалиста на практике от условий, которые были при обучении им. Как невозможно стать чемпионом мира по прыжкам в высоту только перепрыгивая ежедневно хоть тысячу раз подряд планку на высоте 30 сантиметров, так и нельзя научиться решать сложные практические задачи, обучаясь решению их в тепличных, простеньких учебных условиях. Правила:

целеустремленного моделирования профессиональных трудностей. Речь идет не об общих трудностях учения будущих профессионалов (необходимость напрягаться, думать, тратить силы и время и пр.), а о специфичных для решения профессиональных задач;

постепенного наращивания профессиональных трудностей и доведения их до максимально возможных;

моделирования возможного противодействия решению профессиональных задач. Противодействие реально встречается во многих видах профессий: юриста, менеджера, предпринимателя, военного и др.;

отработки действий и взаимозаменяемости в составе группы. Ряд профессий связан не с действиями одиночек, а со слаженной работой групп. В них профессионал — не профессионал, если он не обучен действовать совместно. Одно из обязательных условий успешности действий группы в сложных и опасных условиях — подготовленность членов группы к взаимозаменяемости, совмещению выполнения своих обязанностей с обязанностями отсутствующего (или выбывшего по причине болезни, ранения, гибели) члена группы.

Описанные принципы и правила находятся в тесных связях и зависимостях, а поэтому и подлежат такому же применению.

 

Формы организации процесса обучения

Под формой организации понимается внешнее выражение учебного процесса на определенном отрезке времени его осуществления, характерное условиями и особенностями взаимодействия педагога и обучающихся. Наиболее распространенными формами организации профессионального обучения выступают занятия разных видов. К числу их относятся: лекция, семинар, индивидуальное собеседование, коллоквиум, практическое и лабораторное занятие, профессиональный тренинг (тренировка), игра, учение, конференция, урок (в некоторых средних профессиональных образовательных учреждениях и первоначальной профессиональной подготовки), экскурсия, учебная практика, стажировка, консультации, самостоятельные занятия, зачеты, экзамены. Все они вариативны. Например, есть разные виды лекций — вводная, установочная, основная, обзорная и др.

Все формы обучения призваны одновременно выполнять основные педагогические функции: обучающую, образовательную» воспитательную, развивающую и дополнительные — активизирующую, направляющую, организующую. Эффективность занятий связана со стремлением и умением преподавателя реализовать максимальное число функций.

Все формы в своей структуре имеют вводную, основную и заключительную части. Они должны тщательно готовиться преподавателем, что в общем случае предполагает: продумывание целей, задач и функций занятия; отбор содержания, его структурирование и запоминание (или оживление в памяти);

проработку методики, отбор (изготовление) средств обеспечения; написание плана, тезисов, конспекта; непосредственную подготовку места занятия.

Лекция ведущая форма обучения, так как с нее начинается каждая учебная дисциплина, раздел и большинство тем, предусмотренных программами. Она призвана дать целостное, систематизированное, доказательное и отчетливое, самое современное представление об относительно самостоятельном, сложном вопросе жизни или профессиональной деятельности. В ней всегда должна соединяться теория с практикой.

Лекция хороша, когда она не повторяет учебник, а по своему содержанию отвечает самым последним достижениям науки и практики, обогащена личным отношением преподавателя к излагаемому. В лекции наука оживает в речи преподавателя, предстает в увлекательном, эмоциональном и доступном для понимания виде. Живая речь преподавателя, его вид, поведение, общение со студентами делают теоретические положения интереснее, понятнее, привлекательнее, убедительнее, практичнее. Не случайно превосходство хорошей лекции над текстом учебника сравнивают с превосходством восприятия звучащей музыки над видом нот на бумаге, благоухающего живого цветка в клумбе — над засушенным в гербарии. Лекция — это сплав, произведение научной мысли и эстетики слова.

Семинар. Характерная особенность его — в групповом обсуждении обучающимися под руководством преподавателя определенного учебного вопроса (теоретического, прикладного, проблемного). Обычно семинар следует за лекцией и рассчитан на углубление знаний обучающихся и обсуждение путей их реализации на практике. Неверно превращать семинар в проверку знаний. Основная задача преподавателя: «раздувать жар» дискуссии, тактично направлять ее ход, не допускать отклонений, ведущих к потере времени и темпа, представлять возможность студентам находить правильные ответы, а не спешить сообщать их самому.

Конференция похожа на большой семинар, но основные выступления на ней заранее распределяются между участниками и подготавливаются. Творческий, дискуссионный, самостоятельный характер выступлений программируется и одобряется. Обсуждение проблем получается более основательным, научным, разносторонним и глубоким, чем на семинаре. Обычно они проводятся как кафедральные или факультетские.

Экскурсия («выезд») форма обучения, соединяющая в себе теорию и практику, позволяющая вырваться из стен учебных помещений и окунуться в реальную жизнь, обогатиться непосредственным восприятием изучаемых сторон ее, подкрепить ими изученную теорию и запастись впечатлениями для последующих аудиторных занятий.

Практические и лабораторные занятия предназначены для формирования у студентов навыков и умений. Проводятся в аудиториях, лабораториях, учебных кабинетах, учебных городках, полигонах, на местности и в производственных организациях.

Тренинг {тренировочные практические занятия) разновидность практических занятий. Основная цель — доведение каждого осваиваемого профессионального действия до совершенства, до показателей навыка, выполнения установленного норматива, реальных требований профессионализма. Как правило, ресурсы аудиторного времени не позволяют доводить отработку большинства навыков и умений до необходимого совершенства. Поэтому использование самоподготовки для этого выступает единственным способом решения проблемы.

Игра форма практического обучения, в которой имитируются деятельность и взаимодействие профессионала с коллегами и гражданами. Она позволяет отрабатывать профессиональные навыки и умения в выполнении функциональных обязанностей, совместных действий, а также развивать мышление, находчивость, быстроту оценки ситуаций и принятия решений в них.

Игры делятся на деловые и ролевые. В деловых имитируется совместная деятельность сотрудников одного или взаимодействующих практических структур по решению определенной задачи. Например, на юридическом факультете одного из вузов игры проводятся в специальном зале, где имеются кресла для судьи и народных заседателей, места для прокурора и адвоката и другие атрибуты зала судебного заседания. Преподаватель распределяет роли: одному студенту поручает роль истца, другому — ответчика, третьему — свидетеля, назначает судью, прокурора и др. Ход заседания может быть зафиксирован на видеопленке, что позволяет потом продуктивно проводить разбор игры. В ряде случаев в основу игры кладутся материалы подлинного дела из архива суда.

В ролевых играх один из обучаемых играет роль специалиста, должностного лица, а три—пять других выступают в роли людей, которые к нему в реальной деятельности могут обращаться по различным вопросам.

Учение наиболее масштабная, максимально приближенная к реальности форма практического обучения. По организации и методике она сходна с игрой, только проводится в специально оборудованных помещениях — комплексах для проведения игр и учений либо в помещениях практического учреждения и на местности. Не только деятельность имитируется, но и условия приближаются к реальным. Участники учения, выполняя определенные роли, распределены по местам, контакты друг с другом осуществляют с помощью табельных средств связи, личных встреч, переписки, посыльных и пр. Все решается и делается фактически. Учения бывают кафедральными, межкафедральными, в масштабе образовательного учреждения или включенными в учения, проводимые практическими организациями, ведомствами или органами власти. Обычно они проводятся на рубежных, завершающих этапах подготовки и опираются на достигнутые в ходе предшествующих семинаров, практических, лабораторных занятий, тренингов и игр результаты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.