КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методическая система и интенсивные технологии обучения
Методическая система обучения Методическая система образовательного учреждения, факультета, кафедры состоит из методов, методических приемов, средств, педагогических технологий, методик и методической работы. Она отвечает на вопрос, как учить, а знакомство с ее состоянием — оценить, как здесь учат. Методы обучения * — способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленные на достижение целей обучения с одновременным получением образовательного, воспитательного и развивающего эффекта. Их система включает методы: • словесные — рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, инструктаж; • наглядные — иллюстрация, демонстрация, показ; • учебных действий — упражнение, лабораторная работа, поисковая работа, контрольная работа, обучающее наблюдение, вербализация (озвучивание мысленного плана действий, самооценки выполненных действий, признаков наблюдаемых объектов и явлений и др.), разбор действий, коррекция действий, заучивание алгоритма действий (инструкции), идеомоторные действия (мысленное проигрывание предстоящих действий), обучение в практической деятельности (во время практик и стажировок); • учебного моделирования реальных действий — словесно-образное моделирование (словесное описание обстановки с мысленным представлением ее обучаемыми), фактическое моделирование, имитация (создание условий применением специальных средств и приемов), психологическое моделирование (вызов у обучаемых особенностей мыслительных, эмоциональных, волевых процессов, характерных для реальных условий), моделирование противоборства и игровых ситуаций, моделирование нагрузок (физических, моральных, умственных, волевых, эмоциональных). * От греч. mthodos — путь к чему-то.
Эффект методов достигается применением методических приемов. Так, при применении словесных методов используются приемы устного изложения, обоснования, привлечения и удержания внимания, возбуждения интереса, образности, постановки вопросов, ответов на вопросы, обмена мнениями, обсуждения, обобщения и выводов и др. Для наглядных методов характерны методические приемы показа схем, фотографий, фильмов, прослушивания аудиозаписей, работы на учебной доске, графического изображения понятого и увиденного обучающимися, акцентирования внимания на деталях наблюдаемого, сравнительного показа, показа в динамике, раздельного показа (по элементам, операциям, приемам), повторного показа и др. Методы учебных действий предполагают использование методических приемов постановки и разъяснения заданий, объяснение порядка выполнения действий, рассказа обучающегося о порядке предстоящих действий, приостановки действий, исправления ошибок, снятия нормативов, самоанализа действий, группового разбора действий, многократного повторения действий, увеличения темпа выполнения действий, варьирования способов выполнения действий, повышения надежности действий и т.п. Характерны методические приемы учебного моделирования реальных условий: создания внешней картины обстановки, моделирования умственных трудностей, волевых трудностей, эмоциональных трудностей, выбора места, времени и погодных условий, усложнения наблюдения (например, одеванием полупрозрачной повязки на глаза), имитации «выхода из строя» связи, напарника, руководителя, командира, имитации отдельных факторов, комплексирования сложных условий, наращивания трудных условий, варьирования условиями и многие другие. Неотъемлемая часть методической системы — средства обучения. К ним относятся: речь, наглядные пособия и предметы, используемые преподавателем, его действия и действия обучаемых, макеты и модели, технические средства обучения и учебные печатные, видео- и аудиоматериалы, документальные материалы, техника, оружие, учебные модели, средства имитации. Методика занятия, преподавания учебной дисциплины, вида подготовки, решения той или иной педагогической задачи складывается как комплекс адекватных им методов, методических приемов, средств и организационных мер. Успех в обучении наиболее высок, когда используются педагогические технологии — обучающие организационно-методические комплексы, связывающие в технологическую цепочку (см. рис. 8.1, позиция Т) конкретную задачу обучения, отвечающее ей содержание, средства, деятельность педагога, деятельность обучающегося, и ориентированные на достижение максимально высокого результата, отвечающего задаче (например, на формирование определенного вида навыков, развитие какой-то профессиональной способности, обучение приемам установления психолого-педагогического контакта и т.п.). Это педагогические целостности более крупного масштаба и расчета, чем отдельные методы или их совокупности. Они особенно эффективны в профессиональном обучении. Методическая система включает в себя и методическую работу, которая заключается в разработке и совершенствовании всех учебных и методических документов (программ, логических схем, методических рекомендаций преподавателям и студентам, заданий студентам, наглядных пособий и др.) и средств обучения, изучении и обобщении методического опыта, непосредственной подготовке к занятиям, методическом экспериментировании, работе по повышению методического мастерства преподавателей.
Интенсивные педагогические технологии Мы живем в век, когда все решают не масштабы и затраты, а интенсивные технологии. В любом деле, в международном и внутреннем соперничестве побеждает тот, кто создает более совершенные технологии и владеет ими, достигая с их помощью более высоких количественных и качественных результатов, ускоряя прогресс и опережая других. Образование не может оставаться островком старого мира в новом мире. Оно не отстанет от требований быстро развивающейся жизни лишь при обязательном использовании интенсивных педагогических технологий. В мировой педагогике и у нас разработано немало усовершенствованных и совершенно новых технологий обучения (рис. 9.3). Массовое использование их — реальный инновационный ресурс сегодня.
Технология педагогического сотрудничества. Анализ опыта педагогов-новаторов свидетельствует о том, что при всем разнообразии применяемых ими методик обучения у них есть и общее: умение создать на занятии особую атмосферу, которой присущи: • стремление обучающего и обучающихся к достижению единой цели, порождающее сотрудничество; • взаимопонимание, осознание общности интересов и необходимости взаимной поддержки; • добросовестность, усердие, самоотдача; • доброжелательное, доверительное отношение друг к другу, удовольствие от общения и совместной работы; • «культ учебы», эмоциональный подъем, интерес, хороший настрой, увлеченность занятием, упорство и настойчивость в решении учебных задач; • свобода обучающихся в проявлениях инициативы, самостоятельности и творчества; • взаимопомощь в преодолении трудностей; • объективность во взаимных оценках, справедливость, культура взаимоотношений и общения. Технология занятия, отличающаяся такими характеристиками, намеренно создаваемыми преподавателем, получила название педагогического сотрудничества. Занятие из мероприятия по передаче информации превращается в общее и дружно осуществляемое дело, отличающееся высокими интенсивностью, продуктивностью и уровнем межличностного взаимодействия. Технология педагогического сотрудничества выступает особым «педагогическим инструментом», приносящим высокий обучающий, воспитательный и развивающий педагогический эффект. Основные рекомендации преподавателю по реализации этой технологии таковы: • относиться к обучаемым доброжелательно, с искренним и сильным желанием содействовать становлению их как профессионалов и образованных людей; занимать позицию старшего доброжелательного товарища и наставника, которым присущи естественная доброжелательность, демократизм, открытость, доступность, готовность помогать, откровенность, принципиальность, справедливая строгость, поддержка, внушение веры в успех. Антипедагогичны позиции «погонщика», «начальника», «попустительствующего либерала», «стороннего безразличного наблюдателя»; • добиваться завоевания авторитета у обучающихся. Авторитетному преподавателю не нужно принуждать обучающихся; они сами ловят его слова, ценят их и следуют его советам. Каждый авторитетный преподаватель отмечен печатью яркой личности и индивидуальности и интересен обучающимся, а все посредственные преподаватели безлики, похожи друг на друга жизненной пассивностью, духовной бедностью, равнодушием к обучающимся, нередко — несправедливостью и бестактностью; • строить уважительные взаимоотношения с обучающимися на основе взаимопонимания, взаимной симпатии, гуманности, демократичности; • строить процесс обучения не как «игру в одни ворота», а как активный процесс взаимных усилий по достижению цели; • осуществлять общение как педагогическое, основанное на психолого-педагогических соображениях. Постоянно думать, что сказать и как сказать; • всегда решать задачу установления психологического контакта с обучающимися. Это особый вид коммуникативного настроения, особая атмосфера общения, характерная сопряженностью намерений, мыслей, чувств, искренностью, вниманием к тому, что говорит собеседник, готовностью к пониманию его. Психологический контакт требует от преподавателя естественного поведения, отношения к обучающемуся как к равному, особой задушевности и эмоциональности общения, исключения слов, действий, поведения, которые могут внезапно нарушить его; • постоянно проявлять педагогический такт; • вести занятия с эмоциональным подъемом, вдохновением, увлечением, интересом. Когда преподавателю не удается на занятии достигнуть педагогического сотрудничества, он должен рассматривать это как личное профессиональное поражение. Технология обеспечения интереса обучающихся к занятию. Никакой материал не может быть усвоен хорошо, если он не интересен. Интерес мобилизует возможности, обеспечивает внимание, лучшее понимание и запоминание. То, что делается с интересом, делается вдвойне успешно. Идея интересной школы — одна из идей в развитии мировой педагогики. Поэтому забота преподавателя об интересном проведении занятия, о борьбе со скукой — не абстрактно-гуманитарная выдумка, а необходимость, проявление психолого-педагогической зрелости преподавателя, одно из исходных условий успешности обучения. Главное, что надо учитывать в технологии обеспечения интереса обучающихся: • выраженное проявление интереса самого преподавателя к занятию, увлеченности им. Если от него веет скукой, то почему должно быть интересно обучающимся? • человек хорошо понимает не только потому, что он интересуется, но и интересуется потому, что понимает. Нужна доступность, ясность, понятность изложения изучаемого материала; • человеку интересно всегда то, что имеет для него значение. Поэтому следует постоянно раскрывать обучающимся значение изучаемого материала для их жизни и профессиональной деятельности: в начале занятия, при переходе к изучению очередного вопроса, при изложении отдельных положений и советов; • интересно то содержание, которое актуально, отличается новизной, практичностью, логичностью я структурной четкостью, глубиной и интересностью раскрытия, обоснованностью и доказательностью; • возбуждению и удержанию интереса аудитории способствует применение методических приемов: наглядности, конкретизации (перехода от теоретических рассуждений к фактам), персонификации (упоминания фамилий, организаций, обращение к личному опыту студентов, персональные обращения к кому-нибудь в аудитории); соучастия («давайте подумаем...», «как вы считаете?», «представьте, что вы находитесь...» и пр.), создания проблемной ситуации, включения обучающихся в решение практических задач, активизации самостоятельности и творчества. Технология формирования и поддержания психологической готовности обучающегося к овладению содержанием занятия. Занятие требует активности не только преподавателя, но и обучающегося. Невозможно научить человека, воспринимающего речь преподавателя в пол-уха, равнодушного, сонного, скучающего, расслабленного. Нужно, чтобы он хотел усвоить все, чему его учат, был психологически активен, т. е. находился в состоянии готовности к овладению учебным материалом от начала до конца занятия. Состояние готовности словно «открывает» психику обучающегося навстречу усилиям преподавателя, похоже на «аппетит» к поглощению учебного материала и желание его «заглатывать». В решающей степени оно зависит от самого обучающегося, студента, но есть возможности и у преподавателя. Как уже сказано выше: все преподаватели делятся на три группы: тех, кого невозможно слушать, тех, кого можно слушать, и тех, которых нельзя не слушать. Педагогическая культура и мастерство последних таковы, что они покоряют любую аудиторию, подчиняют ее своему влиянию, даже если она изначально была настроена плохо. Основные особенности технологии этой работы преподавателя таковы: • на занятии решать две задачи: излагать учебный материал и параллельно всеми мерами формировать и поддерживать активную психологическую готовность обучающихся к овладению им; • проводить занятие с подъемом, полной самоотдачей, хорошим настроем и заразительно влиять этим на аудиторию; • добиваться, чтобы занятие было интересным для всех его участников (см. технологию); • постоянно привлекать и удерживать внимание обучающихся. К.Д. Ушинский сравнивал внимание с «дверью души»: есть внимание — «дверь» открыта, нет — «дверь» закрыта и слова преподавателя в сознание не проникают. Достигается это: а) подбором привлекающего внимание содержания, сведений, примеров, рекомендаций; б) разнообразием и комбинированием характера учебного материала (теоретических положений, доказательств, цифр, таблиц, примеров из практики, данных научных исследований, цитат, практических рекомендаций, выводов и др.); в) разнообразием и комбинированием методов (рассказ, показ, вопросы к аудитории, ответы на вопросы, упражнения, дискуссия и др.); г) громкостью речи (говорить достаточно громко, чтобы слышали, и достаточно тихо, чтобы слушали), богатством используемых речевых и неречевых приемов (изменениями громкости голоса, интонаций, ударений, темпа и ритма произнесения фраз, выразительностью мимики и жестов, изменениями позы и места нахождения в учебном помещении и т.п.); д) стилем изложения «под конспектирование»; е) управлением вниманием прямыми обращениями к аудитории («Обратите внимание на...»), движениями указки, периодическими краткими расслаблениями обучающихся (избавляя от необходимости напряженно конспектировать, приводя и описывая примеры, меняя трудность изложения и др.); ж) выбором форм, организации и методов проведения занятия, стимулирующих внимание. Общее правило: чем меньше обучающийся сидит, подперев голову рукой, и чем больше он что-то делает (пишет, рассматривает, берет в руки, разбирает, помогает, двигается и пр.), тем он внимательнее, тем лучше усваивает учебный материал; • поддерживать работоспособность аудитории до конца занятия, не переутомляя в начале, учитывать день недели и часы занятий, в которые слушатели чаще всего бывают усталыми. Технологии развивающего обучения. Существует комплекс технологий, в котором каждая ориентирована на содействие развитию определенного качества у обучающихся. Общим для них выступает: • понимание преподавателем необходимости не только учить, но и развивать качества обучающихся, знание, какие качества нужно и можно развивать в процессе обучения (мышление, память, внимание, общительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, находчивость, смелость, самообладание и др.), на данном занятии; • широкое использование приемов, способствующих общему развитию обучающихся: постановки перед проблемой, повышенными трудностями, требующими напряженной работы, предоставления самостоятельности; побуждения к проявлению высокой активности и творческому поиску, настойчивости, умения не пасовать перед трудностями и не отчаиваться при неудачах; проведения дискуссий, поощрения научно-доказательного отстаивания своего мнения; культуры общения и др.; • изложение учебного материала с ориентацией на глубокое осмысление и понимание его обучающимися (а не на память), с использованием аргументации, обоснования, разъяснений, доказательств, контрольных вопросов, ответов на любые вопросы обучающихся; • разъяснение любых, даже самых сложных теоретических вопросов, живым, разговорным, доступным для понимания, выразительным языком. Аудитория не должна видеть перед собой уткнувшегося в конспект человека, повторяющего чужие мысли. Перед ней должен стоять свободно рассуждающий преподаватель. На ее глазах должна рождаться и пульсировать его мысль, которая отливается в слова порой с трудом и преподаватель ищет ее наилучшее выражение. Обучающиеся следят за ходами мысли, повторяют их в своем сознании, мыслят в резонанс с лектором и таким образом тренируются интеллектуально, развивая у себя мышление, присущее преподавателю. Иначе говоря, лекция хороша, когда она представляет собой мышление преподавателя вслух. Тогда она становится лабораторией развития научного мышления обучающихся; • поощрение стремления обучающихся глубоко и самостоятельно разобраться в изучаемом, в проблеме, иметь свое аргументированное мнение; • нацеленность на развитие определенного качества в данный отрезок учебного процесса или на занятии; • умелая активизация развиваемого у обучающихся качества с многократным повторением этого на последующих занятиях; • выполнение упражнений на высоком, но доступном уровне трудностей, требующем мобилизованности обучающих; • поиск ответов на нестандартные вопросы отдельными слушателями и учебной группой; • тщательный и поучительный разбор учебных действий; • побуждение к самооценке и саморазбору действий. Технология развития мышления. Мышление, ум — высшее достояние человека. Ум ничем не может быть заменен. Общее развитие мышления и профессионального мышления — одна из важнейших задач при подготовке специалиста. Она предстает в обучении в двух ипостасях: и как одна из задач развития, и как условие успеха в обучении вообще. При всей сложности и многообусловленности задачи специальная технология выступает одним из средств в ее решении. Прежде всего имеет значение постоянная активизация мышления обучающихся в ходе всех занятий. Ее приемы аналогичны описанным в предыдущей технологии. Необходимо не только активизировать, но и целенаправленно развивать свойства мышления обучающихся; широту мышления, его комплексность, глубину, аналитико-синтетический характер, ясность, логичность, обоснованность, прогностичность, скорость, находчивость, нестандартность, гибкость, практичность, творческий характер и др. Следя за мыслью преподавателя на занятиях, слушатели невольно повторяют ее качественные особенности. Опытный преподаватель умышленно усиливает те свойства своего мышления и их воплощение в речи, которые он хочет развить у слушающих его. Соответствующие свойства мышления слушателей развиваются и особой постановкой вопросов, учебными заданиями, созданием ситуаций и условий, объяснениями, как надо размышлять в тех или иных случаях, требованиями к обучающимся рассуждать вслух. Следующий элемент технологии — формирование у обучающихся операциональных компонентов мышления, мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, распознавания, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации. Им нельзя обучить «теоретически», нужны упражнения по отработке каждой операции на конкретном учебном материале с заданиями типа: «проанализируйте», «проведите классификацию», «сравните» и др. Полезна алгоритмизация этих умственных операций. Если обучающемуся впервые поручается провести, например, анализ, то обычно в его сознании «вспыхивают» вопросы: с чего начать? как построить? что включить в анализ? Разработанный преподавателем и отраженный в письменной методичке порядок выполнения умственного действия помогает обучающемуся справиться с заданием с первого раза. Практикуясь в разных видах анализа, он уверенно овладевает этой операцией. В развитии мышления специалиста с высшим образованием практикуется овладение основами научного познания: общенаучными принципами, диалектикой познания, теорией систем, основными научными методами постижения истины. Развитому на научных основах мышлению чужды скороспелость выводов, безапелляционность суждений, подмена подлинной доказательности первым пришедшим в голову объяснением, выдумывание упрощенных схем реальности, удобных для понимания людьми, мыслящими примитивно. Научное познание обеспечивает истинное понимание реального мира во всей его сложности и на этой основе позволяет принимать глубоко осмысленные, реалистичные, а потому и эффективные решения. Развитие профессионального мышления возможно и путем изучения и отработки обучающимися соответствующих приемов мышления. Технология проблемного обучения — это одна из развивающих технологий, рассматривающая решение учебных проблемных ситуаций как движущую силу развития. Обучающиеся решают познавательные и поведенческие проблемы. Проблемная ситуация, создаваемая преподавателем, требует от них не столько припоминания знаний, приложимых к ней, сколько анализа, синтеза, оценки, размышлений, самостоятельного поиска, творчества, настойчивости, находок. Систематическая активность таких психологических проявлений приводит к их совершенствованию. Техника решения проблемной ситуации обучающимися в общем случае предполагает: • осмысление ими сути проблемы, значения (теоретического и практического) разрешения ее; • установление причин и условий возникновения проблемы; • разработку комплекса вариантов решения проблемы (научных и практических версий); • исследование каждой версии, ее плюсов, минусов и возможностей реализации; • сопоставление разных версий и выбор лучшей; • детальную проработку решения проблемы на основе отобранной версии и путей достижения наилучшего результата. Высший уровень проблемности достигается при привлечении студентов к поисковой, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности. Проблемной должна быть и тема выпускной дипломной работы. Технологии воспитывающего обучения. Учебный процесс, проведение занятий, формирование знаний, навыков и умений открывают возможность включить пять технологических направлений использования преподавателем и самим обучающимся их воспитывающих возможностей. Говоря только о главном, можно выделить в них следующее. Первое — влияние личности и поведения преподавателя: • авторитет педагога, выраженная индивидуальность, уважительное отношение и интерес к нему обучающихся; • справедливое, уважительное отношение его к обучающимся, доброжелательность и справедливость (верна русская пословица: «В ком добра нет, в том и правды мало»), эмпатийность (привычка ставить себя на место обучающихся и лучше таким образом понимать их), человечность, искреннее стремление передать им свой опыт, помочь им в жизни и предстоящей профессиональной деятельности; • пример увлеченного и добросовестного отношения к подготовке занятий, самоотдача при их проведении; • влюбленность в знания, науку, жизнь, любовь к Родине и народу, выраженное стремление имеющимися силами способствовать их благополучию; • неформальное групповое и индивидуальное общение с обучаемыми за пределами занятий по расписанию, вовлечение их в сферу науки, творчества, поисков; • общительность, доступность, открытость для обучающихся, правдивость, искренность, простота, непринужденность, демократичность, культура общения, поведения, манер. Второе — организация занятий: • продуманное планирование и расписание занятий (не вызывающие возмущений), строгое выполнение их; • хорошая подготовленность помещений, занятий и наличие всего, что необходимо для успешного обучения; • дисциплина начала, конца занятий, поведения обучающихся на них; • деловитость, рабочий ритм, полноценное использование времени; • требование к обучающимся относиться к учебе как к приоритетному направлению в период пребывания в образовательном учреждении, проявлять личную организованность, трудолюбие, добросовестность, качественно выполнять все учебные задания, заниматься самостоятельно; • предъявление справедливой педагогической требовательности к качеству усвоения учебного материала обучающимися; • соблюдение всех требований устава образовательного учреждения и его руководства; • всемерная индивидуализация обучения, контроля, помощи не только отстающим, но и пытливым, ищущим, одаренным обучающимся, поощрение углубленного (продвинутого) изучения программ; • регулярное, частое применение в масштабе образовательного заведения, факультета, кафедры, занятия разнообразных поощрительных мер к обучающимся. Третье — содержание занятий: • использование всех возможностей для связи содержания с жизнью, профессиональной деятельностью; • подчеркивание, акцентуация вопросов, имеющих социальное, гуманитарное, патриотическое, гражданское, психологическое, педагогическое, экономическое значение; • показ значимости тех или иных изучаемых вопросов для будущего обучающихся, их успехов, неудач. Четвертое — методика: • использование всех средств для мотивации заинтересованного, увлеченного, серьезного, ответственного отношения обучающихся к учебе, в том числе описываемых технологий; • широкое применение приемов обучения, дающих и воспитательный эффект: доказательств, словесного убеждения, убеждений на примере и личном опыте, внушения, эмоционального воздействия, требований, коллективной работы, соревновательных отношений, оказания товарищеской помощи, взаимной поддержки и выручки, сравнений, оценок, объявления наиболее успешных, постановки в пример, одобрения, осуждения, упрека, авансирования доверия, побуждений к самооценке и самоанализу, имитации ситуаций неудачи первой попытки решения учебной задачи, побуждений к доведению дел до конца. Пятое — самостоятельная работа: • всемерная активизация самостоятельной работы, достижение понимания ее значимости, необходимости, создание максимально благоприятных и привлекательных условий для нее; • ознакомление обучающихся со способами самостоятельной работы и помощь в овладении ими; • стимулирование и руководство самостоятельной работой, регулярно функционирующей системой заданий на нее с установлением сроков их выполнения, обязательной проверкой и оценкой результатов; • централизованное регулирование объема заданий на самоподготовку, исключающее превращение их в невыполнимые (хотя, как остроумно замечено, перегружен только добросовестный студент); • воспитание интереса, привычки, потребности в регулярной самостоятельной работе. За рубежом распространен ряд видов обучения и их технологии, которые не нашли пока широкого применения и у нас. Они таковы. Технологии обучения жизни и деятельности в условиях гуманизации общества. Гуманитарная подготовка несомненно комплексна, но выглядит нередко чем-то организационно расплывчатым. Поэтому заслуживает внимания зарубежный опыт специальной подготовки. Центральное место в гуманитарной подготовке отводится изучению: теории гуманизма и демократии, культуры, искусства и этноса народа, родного языка и литературы, социологии, психологии и педагогики, философии права, прав и обязанностей гражданина, национальной психологии и культуры других народов, проблем человечества (мира, экологии, сотрудничества), профессиональной морали, деонтологии, социологии. Обращается внимание на усвоение обучающимися гуманитарных аспектов жизни в обществе, в семье: отношений полов, отношений к родителям, детям, младшим и старшим по возрасту; помощи попавшим в беду, способов сохранения здоровья. Будущих профессионалов знакомят с гуманитарными аспектами их труда, его влиянием на общественные, значимые для других людей факторы, их благополучие, на мораль и экологию. Они изучают гуманитарные аспекты деятельности трудового коллектива, взаимоотношения и нормы поведения в нем, обязанности перед коллегами, способы сочетания личных и коллективных интересов, самоутверждения в нем. Главное, что гуманизм осваивается не походя, декларативно, а комплексно, систематично и практично. Гуманитарные аспекты затрагиваются во всех учебных дисциплинах, если изучаемые вопросы как-то связаны с ними. Они включаются как дополнительные в разные практические занятия и игры. От обучающихся требуется учитывать их при принятии решений по профессиональным вопросам. Гуманитарные вопросы активно поднимаются, обсуждаются, дискутируются, решаются лично и коллегиально, с использованием общественных форм самоуправления в текущей жизни обучающихся: в учебной группе, в общежитии, за пределами образовательного учреждения, с включением в оказание различных форм гуманитарной помощи населению. Технологии обучения жизни и деятельности в условиях демократии. Обучение предполагает ознакомление и достижение внутреннего принятия обучающимися следующих норм поведения: • признание права каждого человека на свое понимание окружающего, свое мнение, свои интересы и желания, на выбор решений и поступков, на индивидуальность, свой менталитет, свободное развитие, на выбор пути в жизни, но в пределах норм права и уважения прав других людей; • отношение к разнообразию (плюрализму) идей, взглядов, желаний, подходов, отношений как к нормальному явлению в жизни, не как к недостатку, а как к достоинству (тем более не как к «скандалу» — словечку, не сходящему с уст ряда неграмотных в вопросах демократии работников телевидения), как обязательному условию быстрого развития коллектива, достижения успехов и принятия взвешенных решений; • проявление уважения и терпимости к менталитету (индивидуальности, своеобразию) другого человека, к его несогласию с ними, к его интересам, выборам, решениям; • отношение к другому человеку (группе), отличающемуся от них, не как к врагу (не допускать возникновения «образа врага»). Антидемократична формула: «Кто не с нами — тот против нас» и демократична христианская — «Кто не против нас — тот с нами»; • стремление при столкновении с иными интересами, мнениями, выборами, поступками понять их, увидеть достоинства, а не сводить все к недостаткам; • недопустимость попыток сразу критиковать и переделывать человека, «обращать его в свою веру», необходимость сотрудничать с ним, не сводить дело к силовому давлению, стараясь в дискуссии найти точки соприкосновения, убедить, достигнуть согласия; • понимание личной ответственности за свой свободный выбор и его последствия. Хочешь добиться успехов — подчиняйся необходимости делать правильный выбор. Свобода — это умный, взвешенный выбор. Все демократические нормы действуют при обязательном соблюдении правовых, а также моральных. Формула «моя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека» индокринируется (внедряется) за рубежом в сознание граждан с детского возраста и является одним из опорных столпов цивилизованного понимания прав, свод, гуманизма и демократии. Демократическое обучение бесплодно, если жизнь образовательного учреждения и учебный процесс не строятся на демократических началах. Они предусмотрены и нашим законодательством. Это выражается в: • предоставлении образовательным учреждениям самостоятельности в определении содержания педагогического процесса в соответствии с Государственными образовательными стандартами; • признании права руководителей занятий вносить свои коррективы в их содержание, методику, руководствуясь Государственными образовательными стандартами, законами об образовании и подзаконными актами; • предоставлении свободы обучающимся получать образование согласно своим склонностям и потребностям; • поддержании дисциплины на основе уважения человеческого достоинства, без применения методов физического и психического насилия; • такой организации и таком проведении различных форм занятий, которые развивали бы демократические качества, установки, привычки и умения у обучающихся; • культивировании демократических норм во взаимоотношениях и общении преподавателей и обучающихся. В процессе постоянной реализации в жизни и учебе демократических норм мышления и поведения у студентов формируются демократические навыки и привычки, демократизмкаккачество личности. Технологии обучения жизни и деятельности в условиях рыночной экономики. С учетом мирового педагогического опыта можно отметить целесообразность следующих мер у нас: а) решительно улучшить формирование качеств личности: активности, инициативности, самостоятельности, предприимчивости, расторопности, деловитости, порядочности, ответственности, надежности (репутация надежного профессионала), организованности, аккуратности, бережливости, умения и привычки рассчитывать на себя (а не жить по принципу «дай»); б) развивать деловые умения: • ставить перед собой реальные цели, • рассчитывать последовательность движения к цели, • анализировать ситуации и возникшие проблемы, • выдвигать профессионально и научно обоснованные версии о происхождении проблемы и способах ее решения, • предвидеть трудности решения проблемы, • намечать реальные способы решения проблемы, • принимать решения, выбирая обоснованно одно из ряда возможных, рассчитывать этапы и способы выполнения, • самокритично оценивать правильность выбранного решения и расчета его выполнения, • контролировать ход выполнения решения; в) развивать коммуникативные способности, навыки и умения делового и бытового общения: • умение оценивать собеседника, занятую им позицию. Намерения в разговоре и применяемые приемы, • умение быстро и по-деловому включаться в общение, • умение понимать главное и второстепенное в разговоре, отделять словесную шелуху от важного, • умение слушать и проникать в смысл того, что порой неявно выражено в словах, интерпретировать, анализировать и резюмировать высказанное, • умение аргументирование защищать свою позицию и опровергать неприемлемые предложения и т.п. Представляет интерес распространенный во всем мире опыт поощрения студентов к зарабатывайте денег в период учебы для оплаты образования (хотя бы частичной) и удовлетворения своих потребностей. Это делается учреждениями, родителями и по личной инициативе студентов. Работа может вестись за пределами и в стенах образовательного учреждения. Создаются ученические (студенческие) кооперативы и сберегательные кассы. Число их в отдельных странах достигают 50 тысяч. Кооперативы занимаются: • созданием и обслуживанием буфетов, организацией завтраков и обедов для обучающихся, • снабжением студентов литературой, распечатками, канцелярскими принадлежностями, одеждой, • пошивом и ремонтом одежды, обуви, ремонтом часов, • организацией стрижки, косметическим обслуживанием, • ремонтом учебных помещений, оборудования, спортивного инвентаря, квартир, • организацией и осуществлением ксерокопирования, • поиском и обустройством жилья для обучающихся, • переводами с иностранных языков, • компьютерным обслуживанием по заказам, • уходом за детьми, пожилыми людьми на дому, • доставкой корреспонденции, продуктов на дом, • проведением консультаций, репетиторства, • возрождением и развитием народных промыслов и др. Кооперативы самоуправляются, функционируют в свободное от занятий время. Участие обучающихся в их работе рассматривается как решающее и финансовые, и педагогические задачи, воспитывающее привычку добиваться всего самому, добывать своим трудом средства для удовлетворения потребностей, развивающее экономическое мышление, предприимчивость, деловитость, самостоятельность, трудолюбие, потребность в сотрудничестве и коллективизм, формирующее навыки демократического решения проблем при совместной добровольной работе. Кооперативы приносят пользу и учебному заведению. Компьютерно-педагогические технологии. Бурное развитие информационных технологий и средств открывает принципиально новые возможности обучения и образования. За рубежом появились даже вузы, целиком перешедшие на обучение с помощью компьютеров, в которых преподаватели заняты в основном разработкой программ и обеспечивающего их освоение учебного материала, а также при необходимости консультациями студентов. Возможно, что уже лет через 10—20 образование в основном будет осуществляться на базе информационных сетей, и люди смогут получать его по месту жительства, находясь в своих квартирах («дистанционное образование»), выбирая индивидуальный темп и сроки обучения, пользуясь при этом неограниченным объемом учебной информации, не только слушая, но и видя на дисплее лектора, получая ответы на вопросы, консультируясь, сдавая зачеты и экзамены. Но при всем этом нужна новаторская разработка компьютерно-педагогических технологий. Сейчас такие технологии чаще всего основываются на приеме программированного обучения: выбора правильного ответа из 3—5 предложенных. Однако опыт показал дидактическую, развивающую и воспитательную ограниченность такого приема. Необходимы новые педагогические разработки для компьютеров. Назрела необходимость: • в каждом образовательном учреждении уже сейчас использовать компьютеры для: а) учащения компьютерного контроля усвоения знаний студентами (желательно в ходе и по итогам каждого занятия), б) охвата ежедневным учетом успеваемости всех студентов; в) обеспечения объективности оценок; г) использования Интернета для улучшения информационного обеспечения деятельности и преподавателей, и студентов; • не обольщаться внешней картинностью: студент за компьютером и учится. Как учится, с какой глубиной усваивает, может ли применять знания, какие качества и способности развиваются, формируется ли личность? Эти педагогические вопросы первостепенны; • искать возможности использования компьютеров не только для овладения обучающимися знаниями, но и для формирования у них части профессиональных навыков и умений (например, анализа и оценки обстановки, осуществления наблюдения, принятия решений и др.), решения задач образования, воспитания, развития, а также предупреждения дидактогений (побочных, непредвиденных, вредных педагогических результатов, возникающих при долгой работе на компьютерах). Проникновение компьютеров в образование порождает новые педагогические проблемы. Обсуждается, например, вопрос о целесообразности освоения обучающимися того объема знаний, который предусмотрен сейчас. Некоторые теоретики образования за рубежом утверждают, что знания должны храниться в памяти компьютера, а не в памяти человека, который, пользуясь компьютером и сотовым телефоном, всегда может получить любую информацию в любом месте и в любой момент. Причем она всегда будет совершеннее, чем знания, хранящиеся в памяти индивида, — говорят они. Нужна не «накачка знаниями», а усиление образовательной составляющей профессионализма, развитие интеллекта и других качеств, обучение решению практических задач с компьютером (сотовым телефоном) в руках..
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |