КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глоссарий. Авторитет учителя – особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решения
Авторитет учителя – особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решения, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет педагога опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на его высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, эмпатию, способность к открытому общению, позитивную «Я-концепцию» учителя, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру. Агрессия – целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам поведения людей в обществе, причиняющее физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности. Актуализация – перевод знаний, навыков и чувств в процессе обучения из скрытого, латентного состояния в явное и действующее. Альтруизм – нравственная норма и черта личности, проявляющаяся в бескорыстной заботе о благе окружающих, готовность жертвовать собственными интересами в пользу других людей. Апатия – состояние, характеризующееся снижением активности, эмоциональной пассивностью, безразличием, равнодушием к событиям окружающей действительности. Ассоциация – закономерная связь двух или нескольких психических процессов, выражающаяся в том, что появление одного из них вызывает появление другого или иных психических процессов. Аффилиация – потребность человека в общении, в эмоциональных контактах. Она проявляется в стремлении быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать помощь членам сообщества и принимать помощь других. Наличие этой потребности является одной из предпосылок определения профессиональной пригодности учителя. Вербализация – отражение опыта в речи, который является речевым показателем личности. Имиджелогия – это практическая комплексная дисциплина, использующая результаты ряда наук (социальной психологии, культурологии, социологии и др.) с целью создания и преобразования имиджа в профессиональную деятельность. Имиджмейкингом называется профессиональная деятельность по созданию имиджа, обладающего определенными свойствами, а также преобразованию уже существующего с целью достижения поставленных целей и задач. Имиджмейкер – лицо, профессионально занимающееся созданием и преобразованием имиджа. Имидж учителя – стереотип образа педагога в представлении учащихся социального окружения. Импровизация – нахождение учителем неожиданного педагогического решения в ходе урока или вне его и мгновенное его воплощение. Инновация педагогическая – целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду нововведения, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов образовательной системы. Когнитивная сфера – сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами, и включающая в себя знания человека о мире и о самом себе. Компетентность учителя – владение необходимым количеством знаний, умений и навыков, определяющих сформированность педагогической деятельности, общения и личности учителя как носителя определенных ценностей и идеалов. Конфликт – трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Креативность – уровень способности к творчеству, одаренности, составляющей относительно устойчивую характеристику личности. Ментальность – устойчивая внутренняя настроенность людей, сплачивающая их в социально исторические общности; совокупность установок и предрасположенностей людей к определенному типу мышления и действий. Мимика – выразительное движение мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. Парадигма педагогическая – совокупность теоретических, методологических установок, которыми руководствуются в качестве образца при решении педагогических проблем; определенный набор предписаний. Педагогическая имиджелогия – наука, изучающая имидж учителя как продукт особой деятельности по его созданию или преобразованию, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий. Педагогическая импровизация — это нахождение неожиданного педагогического решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и применения при их минимальном разрыве. Педагогическая технология – организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой. Педагогическая рефлексия – обращенность сознания педагога на самого себя, учет представлений учащихся о его деятельности о том, как понимает их деятельность. Педагогическая техника – это совокупность средств и приемов, применяемых учителем и способствующих гармоническому единству внутреннего содержания его педагогической деятельности. Педагогическая эрудиция – это своеобразный запас необходимых знаний, который учитель применяет в своей профессиональной деятельности для решения педагогических задач. Педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса, отслеживание его хода, результатов и перспектив развития. Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога и ученика, имеющее определенные функции и направленное на создание благоприятного психологического климата. Педагогическое прогнозирование – это предвидение будущих изменений в развитии, образовании, формировании личности; определение путей совершенствования личности и проектирование хода развития педагогического процесса. Педагогическое целеполагание – это потребность педагога в планировании своего труда, готовность к изменению учебновоспитательных задач в зависимости от сложившейся ситуации. Персонализация – процесс обретения субъектом общественно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять социальную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и давать оценку собственной личности и деятельности. Психодиагностика – теория и практика оценки психологических свойств, процессов, состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получить достоверную информацию. Психокоррекция – психологическая помощь по преодолению недостатков. Психотерапия — психическое воздействие словом, поступками или обстановкой на человека с целью его лечения, изменения его отношений к социальному окружению и собственной личности. Релаксация – состояние покоя, расслабление или резкое снижение мышечного тонуса вплоть до полной неподвижности. Рефлексия – способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, другие люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе педагогического общения. Самоактуализация – это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих возможностей, потребность в совершенствовании и максимальной реализации своего потенциала. Самопрезентация – это самовыражение и поведение, направленное на создание благоприятного впечатления или мнения, соответствующего чьим-либо идеалам. Саморегуляция – система сознательных действий, направленных на управление, поддержание, достижение необходимого психического состояния. Сензитивность – особенность характера человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям. Социализация – процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладение навыками практической и теоретической деятельности. Стиль педагогического общения – совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления педагогического взаимодействия. Стресс педагогический – напряженное состояние учителя, вызванное трудностями, необычными, экстремальными ситуациями профессиональной педагогической деятельности. Толерантность – отсутствие или ослабленное реагирование на какие-либо неблагоприятные факторы в результате снижения чувствительности при их воздействии; способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. Уровень притязания – установка личности на определенный статус, успех, результат деятельности в зависимости от уровня самооценки личности; желаемый уровень самооценки личности. Учитель-фасилитатор – учитель, помогающий школьнику в процессе его развития; работающий в парадигме личностноориентированной педагогики с такими установками в работе с детьми, как открытость, чувственность, сопереживание; выражением внутренней уверенности в возможностях и способностях детей. Фрустрация – психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, возникающее при наличии реальных или мнимых препятствий на пути достижения цели, удовлетворение потребностей, желаний. Харизма – наделение личности свойствами, вызывающими ее уважение и безоговорочную веру в возможности. Эвристика педагогическая —методология обучения через собственный поиск; форма обучения, при которой научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учениками под руководством педагога. Эмпатия – качество личности, ее способность сопереживать другим людям, сочувствовать, поддерживать. Я-концепция – система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и отношения к себе. Я-концепция учителя – часть «Я-концепции» личности учителя, которая складывается из того, как он себя видит и оценивает в настоящее время (актуальное «Я»); и по отношению к начальным этапам работы в школе (ретроспективное «Я»); того, каким бы он хотел стать (идеальное «Я»); как, с точки зрения педагога, его рассматривают коллеги, учащиеся и другие люди (рефлексивное «Я»).
Приложения
Приложение 1 Специальный курс «Педагогическая имиджелогия»
Объяснительная записка Имидж может быть у какого-то конкретного человека формироваться на основе данных не только его внешности, но и психики. Мнение также может быть об определенном человеке создаваться как по первому впечатлению, так и на основе общей оценки характера, темперамента. Термины «имидж» и «мнение» достаточно близки по своему содержанию. Различие между ними заключается в том, что «имидж» правильнее употреблять в словосочетаниях типа «имидж человека (учителя, политика)», а мнение – в словосочетаниях типа «мнение о человеке (учителе, политике)». Ваш имидж – это то мнение о вас, которое сложилось у определенной группы людей – учащихся, учителей-коллег, администрации школы, родителей и т. п. Значит, сформировавшееся о вас мнение окружающих будет определять и их психологическую готовность контактировать с вами определенным образом, причем, иногда на подсознательном уровне. Это в свою очередь означает, что, если вы хотите, чтобы у людей было желание общаться с вами на определенном уровне (т. е. разговаривать с вами почтительно, а не грубо), то надо чтобы у них сложилось положительное мнение о вас. Вот, по сути, для чего необходимо создавать имидж каждому учителю, равно, как и руководителю, включая директора целого государства. Программа специального курса «Педагогическая имиджелогия» предназначена для студентов педагогических вузов, ее цель – помочь будущим учителям в технологии формирования собственного имиджа в сфере образования, а также раскрыть способности управления, контроля процессом собственного развития и диагностики сложившегося педагогического имиджа.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |