Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура программ 1 страница




Данный спецкурс рассчитан на 36 ч: лекции – 20 ч, семинары и практические занятия – 16 ч.

Основные формы работы по спецкурсу: использование литературных источников, решение и моделирование различных педагогических задач и ситуаций, проведение деловых и ролевых игр, выступление с докладами и сообщениями, множество тренингов и др.

Программа имеет свое содержание, в которое входят план работы над темой, методические особенности и указания для работы с ней, список рекомендуемой литературы, тесты и задания для самоконтроля.

 

Литература

Аверченко Л.К. Имидж и личностный рост: Учеб. пособие. Новосибирск, 1999.

Антипов К.В., Баженов Ю.К. Паблик рилейшнз: Учеб. пособие. М., 2001.

Балтабаев М.Х. Педагогическая культурология. Алматы, 2000.

Берд П. Продай себя: Тактика совершенствования вашего имиджа. Мн., 1997.

Берд П. Продай себя: Эффективная тактика улучшения вашего имиджа. Мн., 1997.

Березкина О.П. Имиджмейкер. СПб., 1999.

Березкина О.П. Слуги народа. Имидж и идеология. М., 1998.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

Браун Л. Имидж – путь к успеху. СПб., 1996.

Введенская ЛА, Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 2000.

Венедиктова В.И. Деловая репутация: личность, культура, этика, имидж делового человека. М., 1996.

Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1999.

Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу – с радостью: Практическая психология для учителя. Мн., 2000.

Гуревич П.С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991.

Девис Филипп. Ваш абсолютный имидж: Книга для политиков, бизнесменов, мужчин и женщин. М., 1997.

Еропкин А., Сидорова Н. Имидж руководителя: Как управлять людьми. М., 1994.

Кан-Калик В.Д., Никандров НД. Педагогическое творчество. М., 1990.

Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. СПб., 2000.

Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учеб. пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 2003.

Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М., 2001.

Криксунова И. Создай свой имидж. СПб., 1997.

Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена: Практич. пособие. М., 1996.

Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М., 2001.

Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М., 2001.

Нефедова И., Власова Е. Я и мой имидж. М., 1997.

Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. М., 2000.

Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. М., 2000.

Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учеб. – метод. пособие. М., 2001.

Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М., 2000.

Почепцов Г.Г. Имиджелогия: Теория и практика. Киев, 1998.

Почепцов Г.Г. Имидж и выборы. Имидж политика, партии, президента. Киев, 1997.

Почепцов Г.Г. Профессия: Имиджмейкер. СПб., 2000.

Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М., 2000.

Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. М., 2000.

Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учеб. пособие. М., 1999.

Соловейчик СЛ. Педагогика для всех. М., 2000.

Фадеева Е.И. Тайны имиджа: Учеб. – метод. пособие. М., 2002.

Честара Дж. Деловой этикет: Паблик рилейшнз. М., 1997.

Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. Мн., 1997.

 

Приложение 2 Специальный курс «Основы полемического мастерства»

 

Объяснительная записка

Сегодня важно развитие способностей человека, которые определяют характер и успешность его взаимодействия с другими людьми. Развитие этих способностей необходимо для того, чтобы каждый человек состоялся как личность, готовая реализовать себя в различных социальных сферах. В соответствии с имеющимися возможностями сознание побуждает личность ставить перед собой социально ценные и личностно значимые цели, адекватные возрасту и жизненным перспективам.

На современном этапе развития общества возникают предпосылки для развития инициативы каждого человека, открывается широкий диапазон для выражения различных мнений, убеждений и оценок. На страницах газет и журналов, в передачах радио и телевидения, в рабочих коллективах и на предприятиях, в вузах и школах ведутся дискуссии и полемика, проводятся различные диспуты. Примечательными для настоящего времени явилось и то, что местом полемических обсуждений и дискуссий актуальных проблем современности все чаще становятся улицы и площади, бульвары и парки. Нередко приходится сталкиваться с различного рода стихийно возникающими митингами, незапланированными собраниями граждан.

Многообразие точек зрения, отражающих интересы и настроения разных социальных групп и общественных формирований, особенности восприятия ими происходящих событий, помогает осмысливать важные проблемы, находить их правильное решение, приблизиться к истине.

Умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, т. е. владение культурой товарищеских дискуссий и демократической полемики, должно стать обязательным качеством каждого современного молодого человека и высококвалифицированного специалиста в первую очередь.

Овладение полемическим мастерством – задача сложная, решение которой требует упорного труда, терпения и настойчивости, определенных усилий над собой, а также большого желания в овладении этим искусством. Теория спора – предмет совершенно неизученный в современной науке. Естественно, что первые попытки ее разработки и популяризации не могут претендовать на какую-либо полноту.

Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над животными и делающая собственно человеком. Слово – средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Умение владеть словом ценится высоко. Оно служит мощным орудием непосредственного влияния на разум и волю людей, формирование их убеждений и даже поведения.

С древних времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия слова, врожденный ли это дар или результат длительного обучения и самообразования, в чем суть искусства убеждения и умения вести спор. На все эти и другие вопросы нам дает ответ полемика или наука об искусстве и умении вести спор. Наверное, нет таких сфер деятельности человека, где бы не пригодилось искусное владение словом и умение грамотно вести диалог и спор с собеседником, а иногда это просто необходимое и обязательное условие эффективной работы.

Актуальность предлагаемой программы «Основы полемического мастерства» обусловлена тем, что в настоящее время существует потребность в подготовке специалистов высокого профессионального уровня, способных увлечь и воздействовать на окружающих прежде всего словом.

Настоящая программа предназначена для студентов различных профессий, в том числе и педагогов, и имеет цель помочь будущим специалистам и руководителям производства овладеть основными умениями и навыками искусства слова и спора в различных жизненных ситуациях.

Программа имеет содержание, в которое входит план работы над ней, содержит некоторые методические особенности и указания для работы над темой, список рекомендуемой литературы, тесты и задания для самоконтроля.

Структура программы

 

Данный спецкурс рассчитан на 36 ч: лекции – 20 ч, семинары и практические занятия – 16 ч.

Основные формы работы по спецкурсу: использование литературных источников, корректировка текстов публичных споров, подготовка и выступление с докладами, рефератами и сообщениями, решение и моделирование различных задач и ситуаций, проведение деловых и ролевых игр и многое другое.

Тема 1

Введение. Предмет и задачи курса

Примерный план работы над темой

1. Введение.

2. Предмет и задачи курса.

3. Полемика – наука убеждать.

Методические особенности работы над темой

Спор имеет огромное значение в жизни людей, науке, в государственных и общественных делах. Где нет споров о важных, серьезных вопросах, там происходит застой. Теория спора – предмет совершенно неразработанный в современной науке.

В современной научной, методической и справочной литературе спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Однако, единого определения данного понятия нет. Под спором понимается столкновение мнений, позиций, в ходе которых каждая из сторон аргументировано отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем и стремится опровергнуть доводы другой. Спор – важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего понимания того, что не является в достаточной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники спора не приходят в итоге к согласию, то они лучше понимают как позиции другой стороны, так и свои собственные. Искусство ведения спора называется эвристикой.

Объектом изучения данного курса является процесс общения людей, а поскольку оно рассматривается многими науками (социологией, психологией, лингвистикой и другими), то предметом этой дисциплины являются проблемы, связанные с регуляцией разногласий между людьми, столкновения мнений в точках зрения по какому-либо вопросу, борьбой, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор. На это указывают толковые словари русского литературного языка и словари синонимов. В научных исследованиях эти слова нередко служат и наименованиями отдельных разновидностей спора.

Дискуссией (лат. discussio – исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Слово диспут тоже пришло к нам из латинского языка (dispytar – рассуждать, dispytatio – прение) и первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

Другой характер носит полемика. Об этом свидетельствует и этимология (т. е. происхождение) данного термина. Древнегреческое слово polemikos означает «воинственный, враждебный». Полемика – это не просто спор, а такой, при котором видится конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и мнений. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Из данного определения следует, что полемика отличается от дискуссии, диспута именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии, диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики иная: необходимо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию. Однако, следует иметь в виду, что подлинно научная полемика ведется не просто ради победы как таковой. Опираясь на принципиальные позиции, полемисты решают социально значимые вопросы, их выступления направлены против всего, что мешает эффективному общественному развитию.

Полемика – наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Полемика особо необходима, когда вырабатываются новые взгляды, отстаиваются человеческие ценности, права людей, складывается общественное мнение. Она служит воспитанию активной гражданской позиции.

Дебаты – прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры. Прения – обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо проблемам.

Словами дебаты, прения, как правило, называют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т. п.

Тема 2

Общение, познание, аргументация

Примерный план работы над темой

1. Философия общения. Общение и коммуникация.

2. Познание как процесс выработки истинных знаний.

3. Аргументация как способ воздействия на взгляды и поведение человека.

4. Логическая структура аргументации. Ее истоки и мотивы.

Методические особенности работы над темой

Общение – это прежде всего взаимодействие, взаимоотношения. Сторонами взаимоотношения являются люди, субъекты общения.

В его основе общения лежит прежде всего их отношение друг к другу. Оно реализуется в разнообразных формах (межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение, коммуникация и т. п.) и изучается философией, психологией, социологией, педагогикой, языкознанием. Сложность феномена, его многофакторность и многообразие подходов к объяснению, описанию и изучению форм порождает множество точек зрения и позиций.

Будучи многогранным, процесс общения включает в себя: развитие общества и создание общественных отношений; формирование личности; ее социализацию; способы взаимодействия людей; их социально-психологическую адаптацию; обмен эмоциями, информацией; деятельностью; определение отношения к себе, к другим людям и к обществу в целом.

В зависимости от того, что является предметом общения, его содержанием, появляется многообразие разновидностей общения: бытовое и деловое, специально-профессиональное и общенаучное, социально-политическое и информационно-коммуникативное и т. п. Учитывая организацию процесса общения, цели, которые преследуются, уровень эмоционального настроя, на котором оно реализуется, можно говорить о разнообразных способах такого взаимодействия.

Одним из важнейших направлений деятельности специалиста высокой квалификации является умение вести диалог, организовывать процесс коммуникации и общения, так как профессионал должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и изменить мнение, создать атмосферу доверительности и делового настроя в беседе, найти тонкий психологический подход к сотруднику, разрешить конфликт, снять напряжение. В основе всего этого находится коммуникативная техника общения, а владение ею – важный признак профессионализма всех, чья профессия связана взаимоотношениями с людьми.

Философское осмысление общения связано с разными проблемами и вопросами. В их центре всегда было понимание субъекта общения. Независимо от особенностей того или иного подхода философы различных направлений считали, что понимание личности формируется только в соотнесении с сознанием другого.

Само общение в философии понимается как социализация субъектов (связь с окружающими, обретение социальных ценностей, выполнение социальных ролей и т. п.). В таком процессе индивид воспринимает свои качества как социально значимые, с этой точки зрения становится личностью, приобретая новые качества, он меняет свое окружение, дополняя его своей индивидуальностью.

Коммуникация выражает акт общения, связь между двумя или более индивидами, педагогу информации одним лицом другому. Она означает степень участия в процессе обмена и использования информацией, характеризуется отношениями единства, взаимосвязи, взаимодействия, взаимопонимания.

Познание представляет собой одну из сторон практической деятельности человека, это высшая форма отражения объективной действительности, процесс получения истинных знаний. Она не существует вне познавательной деятельности отдельных индивидов.

Каждый человек независимо от того, осознает он это или нет, вовлечен в аргументационную деятельность. Исследуя аргументацию как деятельность человека, следует обратить внимание на следующие компоненты, определяющие ее характер: субъект, который осуществляет данную деятельность; объект, на который она направлена; ее средства, способы условия и схема, существующая в сознании субъекта (содержит цели, представления о способах их достижения) реальные результаты. Объектом, на который направлена аргументация как деятельность, является человек, его взгляды и поведение. Каким же должен быть результат этого воздействия? Если речь идет о поведении, о поступках, то ответ на данный вопрос не представляет сложности: задача аргументации – побудить человека к совершению поступков или же к воздержанию от них. Когда речь идет о воздействии на взгляды, то вопрос приобретает более сложный характер. Возникает вопрос: какие взгляды должны быть изменены или сформированы в результате аргументации, какого отношения реципиента (лицо, или группа лиц, которым аргументация адресована) к утверждениям стремится достичь сам аргументатор, какова должна быть степень уверенности реципиента в своих утверждениях, роль, которую они играют в его сознании?

Аргументация как деятельность характеризуется не только субъектом, объектом деятельности, схемой, имеющейся в сознании субъекта, но и ее средствами. Будучи деятельностью интеллектуально-речевой, аргументация осуществляется через построение определенного рода текста, который может быть составлен из знаков как письменной, так и устной речи.

Аргументация присутствует в качестве неотъемлемого компонента человеческого познания в самых различных его сферах и практически на всех его этапах. Реализуя свое стремление установить истину, показать подлинные ценности, найти успешное решение практически значимых вопросов, человек не обходится без рассуждений, адресованных другому лицу (реальному или воображаемому) или обращенных к самому себе. Соблюдение требований, предъявляемых к идеальному аргументатору, обеспечивает его положительную роль в развитии познания, нравственности и культуры.

Тема 3

Спор, дискуссия, полемика

Примерный план работы над темой

1. Спор как вид делового общения, классификация споров.

2. Дискуссия как вид коммуникации и ее особенности.

3. Полемика как вид аргументации в коммуникации. Полемические приемы.

4. Диспут, дебаты и прения как разновидности делового общения. Основные принципы дебатирования.

Методические особенности работы над темой

Спор – столкновение мнений, разногласия по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. Любой спор будет успешным только при четком выделении его предмета. Это важнейшее требование к культуре спора.

К основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относятся: цель и значимость проблемы спора; количество участников и формы его проведения.

С точки зрения цели различают следующие виды спора: из-за истины; для убеждения оппонента; для одержания победы; ради спора.

В спорах затрагиваются интересы национальные, определенных социальных слоев, нередко приходится отстаивать и групповые. Защищаются в них также и семейные, и личные интересы. Важно понимать социальную значимость проблемы, чтобы не растрачивать силы и энергию на несуществующие вопросы.

На специфику спора влияет количество лиц, принимающих участие в обсуждении проблемных вопросов. По этому признаку можно выделить три основные группы: спор-монолог (человек спорит сам с собой, это так называемый «внутренний спор»); спор-диалог (полемизируют два лица); спор-полилог (ведется несколькими и многими лицами). Они могут проходить при слушателях и без таковых. Их присутствие, даже если они не выражают своего отношения, влияет на поведение спорящих.

Споры могут быть устными и письменными (печатными). Устная форма предполагает непосредственное общение друг с другом, письменная форма – опосредованное общение. Устные споры, как правило, ограничены во времени и замкнуты в пространстве. Письменные споры более продолжительны. В устном споре важную роль играют внешние и психологические особенности. Большое значение имеют манера уверенно держаться, скорость реакции, живость мышления, остроумие.

Споры бывают организованные и неорганизованные. Организованные споры планируются, готовятся и проводятся под руководством специалистов. Полемисты имеют возможность заранее познакомиться с предметом спора, определить свою позицию, подобрать необходимые аргументы, продумать возможные возражения оппонентов. Однако, спор может возникнуть и стихийно. Так бывает в учебном процессе, на собраниях и заседаниях, в бытовом общении.

Успех спора во многом зависит от состава полемистов. Важное значение при этом имеет их уровень культуры, эрудиция, компетентность, жизненный опыт, владение полемическими навыками и умениями, знание правил публичного спора.

Дискуссия как вид делового общения нередко отождествляется с полемикой и спором. Однако, во многих исследованиях подчеркивается, что в отличие от спора, дискуссия не ведет к столкновению, а объединяет. Признаки дискуссии связаны с организованностью, коллективной деятельностью по выяснению истинности каждого положения, выносимого на обсуждение. Дискуссия обычно стремится к всестороннему обсуждению предмета разногласий, а ее средствами служат не мнения, а обоснованные позиции.

Основными чертами дискуссии как вида коммуникации являются:

1. Структура дискуссии внешне такая же, как и в споре, но ее субъекты представлены не аргументатором и адресатом, не оппонентом и пропонентом, а партнерами, соавторами в коллективном обсуждении спорного положения.

2. Позиции сторон могут быть не только взаимоисключающими, но и взаимодополняющими друг друга.

3. Целью обсуждения выступает не опровержение тезиса оппонента, а установление меры истинности и ложности каждого (в том числе и своего).

4. Дискуссия характеризуется как форма обсуждения предмета на уровне сущности.

5. Обсуждение спорного положения связано с всесторонностью анализа, коллективной деятельностью, формированием общего мнения.

6. В процедурном отношении дискуссия организована и регламентирована.

7. Предметное поле обсуждения в дискуссии развивается под воздействием процесса обмена мнениями по мере прояснения предмета разногласий.

8. Дискуссия может быть определена как форма научно-познавательной деятельности.

9. В отличие от спора с его конфликтностью мнений дискуссия тяготеет к компромиссу, подведению тезисов к общему мнению, уточнению терминологии, обобщению методов и формулированию общих позиций.

Полемика как вид аргументации в коммуникации отличается от ранее рассмотренных разновидностей общения. Она выражает такой вид обсуждения, который характеризуется неоспоримостью оснований. Выделим основные черты полемики:

1. Полемика – это борьба, конфликт мнений, доходящих до противоречий, до прояснения принципиальной неоспоримости позиций и их оснований.

2. В полемике средствами борьбы служат мнения, доведенные до оснований позиций. Если в споре столкновение происходит на основе конфликта мнений, т. е. личностных суждений о спорном положении, то в полемике они обоснованы принципами.

3. Смысл полемики заключается в том, что борьба мнений, доведенная до конфликта оснований, выражается в форме противоречия, а оно характеризует принципиально противоречивые друг к другу позиции.

4. Если спор как борьба мнений заключается в утверждении и опровержении любыми средствами тезиса оппонента, в его отрицании, то полемика – это его диалектическая защита, сохранение положительных моментов противоположной стороны, а не поверхностное опровержение и исключение.

5. Квалификация полемики характеризуется как определенная форма развития представлений о предмете обсуждения, о спорном положении, хотя обычно оно и не достигается компромиссом в области подведения тезисов под общее основание. Бескомпромиссность полемики обусловлена непримиримостью, противоположностью оснований.

6. В отличие от спора полемика ведется в организованных формах, но это не роднит ее с дискуссией. Дискуссия обычно протекает в форме конференций, симпозиумов, конгрессов. Полемика чаще регламентируется соглашениями типа круглого стола, политического диалога в предвыборной кампании, открытой трибуны и т. д.

7. Полемика представляется как наиболее адекватная форма обсуждения вопросов, имеющих социально-политическое значение.

Диспут, дебаты, прения как вид делового общения в литературе часто рассматриваются как равнозначные понятия. Считается, что данные виды обсуждения являются формами научного спора.

Наиболее существенными отличительными чертами диспута можно считать следующие:

• всегда является публичным спором, который может осуществляться и в межличностной форме;

• предметом служит научная или общественно значимая проблема;

• по организационной структуре характеризуется как широко варьируемая форма обсуждения: публичная защита тезисов, социальных проектов, диссертаций и т. д.;

• не только проясняет основания, но и утверждает позиции спорящих, что чаще всего имеет доминирующее значение.

Дебаты и прения, как разновидности делового общения и обсуждения спорных положений, предназначены для обмена мнениями в публичной форме (на собрании, заседании, конференции и др.) по поводу положений или тезисов, высказанных в речи, докладе, выступлении или сообщении. Целью дебатов и прений является прояснение отношения участников обсуждения к общим для всех тезисам выступлений.

В последнее время широкое распространение получили формальные дебаты, которые имеют специфическую структуру, правила и ограничения. Сегодня дебаты проводятся в учебных заведениях всего мира.

В формальных дебатах победителя выявляет судья. Они являются попыткой привнести ясность в хаотичные рассуждения повседневной жизни. Формальные дебаты начинаются с резолюции – короткого и простого утверждения, которое определяет тему спора обеих сторон. Каждая команда (утверждающая и отрицающая) старается убедить судью в своей правоте, оспаривая аргументы оппонентов. Основной характеристикой формальных дебатов является наличие правил, обеспечивающих столкновение противоположных точек зрения. Стороны должны не только выступать с речью, но и прямо отвечать на аргументы противной стороны, сопоставлять свою позицию и оппонента и таким образом убеждать судью в своей правоте.

Дебатировать можно по целому ряду причин. Самой важной из них является необходимость развития умений, которые пригодятся любому специалисту в будущем. Дебаты научат более критически воспринимать окружающий мир, смотреть на вещи с различных точек зрения, оспаривать те или иные суждения, исследовать факты, выстраивать логическую аргументацию и убеждать. Они учат общаться, потому что в ходе дебатов необходимо организовывать свои мысли, выражать их четко и убедительно.

Чтобы добиться успехов в ученой или профессиональной деятельности, необходимо умение формулировать свою точку зрения и оспаривать аргументы оппонентов.

Наиболее важным навыком дебатирования является критическое мышление – процесс формулирования, идентификации, уточнения и обоснования мыслей и идей.

Критическое мышление занимает основное положение в отношении нескольких аспектов дебатирования, оно важно для обоснования аргументов. Следует научиться видеть логическую связь между абстрактными идеями и событиями реального мира. Критическое мышление позволяет обнаружить логическую непоследовательность оппонентов и необоснованность того или иного аргумента.

Критическое мышление есть основа хороших дебатов. Но ему трудно обучать, его трудно объяснить. Научиться этому можно на практике, выдвигая аргументы и выслушивая ответ оппонентов, но дебатирующие должны быть готовы совершать ошибки, а обучающие – позволять им совершать их. Выражая свои мысли, студенты должны чувствовать себя комфортабельно. Идеи могут становиться объектом дискуссии лишь после того, как они сформулированы. Непременным условием успешного обучения критическому мышлению является свобода студентов в выражении своих мыслей в аудитории.

 

Тема 4

Культура полемического мастерства

Примерный план работы над темой

• Манеры спорить. Предмет спора.

• Поведение участников спора, модели поведения.

• Индивидуальные особенности участников спора.

• Национальные и культурные традиции.

• Психологические особенности полемического мастерства.

Методические особенности работы над темой

Спор будет успешным лишь в том случае, если четко выделен его предмет. Это важнейшее требование культуры спора. Предмет спора – это те положения, суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различными точками зрения, сопоставлением мнений. Предмет спора должен сразу же обозначаться полемизирующими сторонами. Нередко он уточняется в ходе самой дискуссии, а порой может появиться и во время обсуждения какой-либо проблемы. Во время разговора спор может переходить с одного предмета на другой. Важно, чтобы спорщики ясно представляли себе, что же является предметом их разногласий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.