Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы практических занятий (15ч)




Практическое занятие № 1. Жизненные формы растений и животных. Типы организмов по способу питания.

Вопросы:

1. Классификация растений разработанная датским экологом и геоботаником Кристеном Раункиером в 1905 г.

2. Спектры жизненных форм растений (по Уиттекеру)

3. Система жизненных форм животных по Д. Н. Кашкарову

4. Классификации жизненных форм разных групп животных данная А. Н. Формозовым

5. Экологические группы гидробионтов.

6. Экологические группы наземных организмов по отношению к водному режиму

7. Экологические группы почвенных организмов.

8. Основная характеристика живых организмов по способу питания, группы: автотрофы и гетеротрофы. Фототрофы и хемотрофы. Литотрофы и органотрофы. Миксотрофы

 

Задание 1: Пользуясь литературой (распечатки), изучить признаки и принципы классификации организмов и группы, соответствующие этим принципам.

А) По способу питания

Б) По способу передвижения

В) По отношению к температуре

Г) По отношению к влажности

Задание 2: Найти и записать определение «жизненные формы организмов».

Задание 3: Изучить жизненные формы растений:

А) заполнить таблицу «жизненные формы растений по К. Раункиеру»

название описание Рисунок
Фанерофиты Ph    
Хамефиты Ch    
Гемикриптофиты HK    
Криптофиты K    
Терофиты Th    

 

Сделать вывод о том, какие принципы лежат в основе этой классификации.

Б) Классификация жизненных форм растений по Серебрякову И. Г.

Сделать рисунок параллельных рядов жизненных форм покрытосеменных растений. Выяснить принципы классификации.

 

Задание 4: Изучить жизненные формы животных.

А) заполнить таблицу «жизненные формы животных по Кашкарову Д.Н.»

название Особенности строения примеры
     

 

Б) изучить жизненные формы рыб (по Г. В. Никольскому).

название Особенности строения примеры
     

 

В) изучить жизненные формы насекомых (по В. В. Яхонтову)

название Особенности строения примеры
     

 

Г) изучить жизненные формы птиц.

название Особенности строения примеры
     

 

 

Литература:

1. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология: Учебник для вузов. Изд. 2-е, переработ. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000- 566 С.

2. http://ekolog.org/books/3/2_5_3.htm

3. http://ru.vlab.wikia.com/wiki/Классификация_организмов_по_способу_питания_и_получения_энергии

4. Коробкин В.И., Передельский Л.В.. Экология. Высшее образование. Ростов -на –Дону, 2006

5. Степановских А. С. Экология: Учеб. для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ – Дана, 2001. – 703с.

6. Степановских А.С. Экология: Учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2003.703с.

7. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология: Учеб. для студентов пед. вузов.- М.: Дрофа, 2004.-411с.

 

 

Практическое занятие № 2. Природные ресурсы и природные условия. Классификация природных ресурсов

Вопросы:

1.Основные понятия и классификация природных ресурсов.

2.Экономическая классификация природных ресурсов.

3.Хозяйственная классификация природных ресурсов.

4.Классификация природных ресурсов по принципу принадлежности.

5.Энергетические ресурсы (солнечная энергия, внутриземное тепло, ядерная энергии и энергия ветра, приливов и отливов и др.)

6.Атмосферные (газовые ресурсы).

7. Климатические ресурсы.

8. Водные ресурсы..

9.Ресурсы литосферы, в том числе земельные и минеральные ресурсы.

10. Ресурсы растений – продуцентов, ресурсы консументов ресурсы редуцентов.

11. Рекреационно – антропо – экологические. Позновательно – рекреационные.

12. Ресурсы пространства и времени.

13. Трудовые ресурсы и другие.

14. Охрана ресурсов.

Задание 1: Пользуясь литературой, изучить признаки и принципы классификации природных ресурсов, составить краткий конспект с приведением примеров по –каждому типу классификации

Задание 2. Составить глоссарий по данной теме.

 

Литература:

1.http://ekonom-priroda.ru/lekczii-po-ekonomike-prirodopolzovaniya/90-osnovnye-ponyatiya-i-klassifikaciya-prirodnyx.html

2.http://www.coolreferat.com/Классификация_природных_ресурсов

3.Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие: Учебное пособие. – М.: Прогресс-Традиция, 2000-418 С.

4.Шилов И.А. Экология – М, Высшая школа, 2000 г

5.Тарасов А.О.Экология и охрана природы. - М.,1990

6.Колесников С.И. Экологические основы природопользования. Ростов -на –Дону, 2005.

7.Муравей Л.А. Экология и безопасность жизнедеятельности. М, ЮНИТИ, 2000 г.

Практическое занятие №3. Влияние экологических факторов на живые организмы

Вопросы:

1. Классификации экологических факторов

2. Экологические факторы по характеру воздействия

3. Экологические факторы по происхождению

4. Экологические факторы по расходованию

5. Экологические факторы по направленности

6. Действие экологических факторов на организм

7. Реакция организма на изменение экологических факторов

8. Законы воздействия экологических факторов на живые организмы

 

Задание 1: Пользуясь литературой, изучить признаки влияния экологических факторов на живые организмы, заполнить таблицу:

 

Название фактора Влияние на растения Влияние на животных Влияние на человека Влияние на неживую природу
         

 

Литература:

1. http://rudocs.exdat.com/docs/index-71201.html

2. Шилов И.А. Экология – М, Высшая школа, 2000 г

3. Аскарова У.Б., Аскаров Н.Б. Экология и устойчивое развитие. Учебник для ВУЗов. В 2-х частях 2011 год

 

Практическое занятие №4. Среда обитания.

Вопросы:

1. Среды жизни и адаптации к ним организмов

2. Понятиями «среда», «местообитание», «природная среда», «окружающая среда», термин «среда жизни».

3. Водная среда обитания

4. Наземно-воздушная среда обитания

5. Почвенная среда

6. Организменнаясреда обитания

Задание 1: Составить презентацию по теме «Водная среда обитания», «Наземно-воздушная среда обитания», «Почвенная среда», «Организменнаясреда обитания»

 

Литература:

  1. http://www.ikt.oblcit.ru/198/usolceva/p3aa1.html
  2. Степановских А.С. Экология: Учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2003.703с.
  3. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология: Учеб. для студентов пед. вузов.- М.: Дрофа, 2004.-411с.

Практическое занятие № 5. Глобальные экологические проблемы современности и их тенденции. Загрязнение ОС, проблема отходов, кислотные дожди.

Вопросы:

1. Воздействие человека на окружающую среду.

2. Что такое загрязнение природной среды, основные виды загрязнения?

3. Каковы причины появления глобальных экологических проблем?

4. Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере?

5. Роль природы в становлении и развитии человеческого общества

6. Глобальные экологические проблемы современности, причины их возникновения и последствия.

7. Экологические проблемы, связанные с интенсификацией сельского хозяйства и промышленности

8. Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды и их эколого-генетические последствия.

9. Проблема отходов. Классификация отходов и их влияние на планету.

10. Причина возникновения кислотных осадков. История возникновения кислотных дождей. Последствия кислотных осадков на окружающую среду.

Задание 1. Заполни таблицу «Классификация отходов»

 

Виды отходов        
Влияние на ОС        
Влияние на живые организмы        

 

Задание 2: Составить презентацию по теме «Озоновые дыры», «Кислотные дожди и их последствия на ОС»

 

Задание 3. Заполни таблицу «Виды загрязнений»

 

Виды отходов        
Влияние на ОС        
Влияние на живые организмы        

 

Литература:

1. Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие: Учебное пособие. – М.: Прогресс-Традиция, 2000-418 С.

2. Шилов И.А. Экология – М, Высшая школа, 2000 г

3. Тарасов А.О.Экология и охрана природы. - М.,1990

4. Колесников С.И. Экологические основы природопользования. Ростов -на –Дону, 2005.

5. Муравей Л.А. Экология и безопасность жизнедеятельности. М, ЮНИТИ, 2000 г.

6. http://www.testent.ru/publ/predmetnyj_razdel/ehkologija_i_ustojchivoe_razvitie/antropogennye_faktory_vozniknovenija_neustojchivosti_v_biosfere/34-1-0-975

 

Практическое занятие № 6. Глобальные экологические проблемы современности: «Озоновые дыры», «Парниковый эффект», деградация почв, растительного и животного мира.

Вопросы:

1. Что называется «Парниковым эффектом», каковы последствия его на Земле?

2. Проблема «Озоновых дыр»

3. Что такое прямое и косвенное уничтожение животных и растений?

4. Что называется деградацией, дегумификацией, эрозией?

5. Виды эрозии

6. Проблема опустынивания, заболачивания и засоления почв

Задание 1. Раскрыть сущность парникового эффекта. Дать пояснение к рисунку 1.


Рисунок 1. Парниковый эффект

Задание 2: Составить презентацию по теме «Деградация почв, растений и животных»

Задание 3: Составить презентацию по теме «Красная книга Казахстана». Подготовить реферат на тему «Категории Красной книги»

Задание 4: Подготовить реферат по теме «Озоновые дыры» и их влияние на живую и неживую природу»

Литература:

  1. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология: Учеб. для студентов пед. вузов.- М.: Дрофа, 2004.-411с.
  2. Степановских А.С. Экология: Учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2003.703с.

 

Практическое занятие № 7. Экология популяций

Вопросы:

1. Популяционная экология как раздел экологии.

  1. Экосистема - основное понятие экологии
  2. Определение популяции
  3. Исследование динамики популяции
  4. Критические значения численности популяции
  5. Структуры популяций
  6. Возрастная структура популяций
  7. Половая структура популяций
  8. Пространственная структура популяций
  9. Модифицирующие и регулирующие факторы.

Задание 1. Опишите виды взаимодействия внутри популяции и между популяциями

 

1. Конкуренция

a. Внутривидовая, межвидовая.

b. Прямая

c. Косвенная

d. Аллеопатия

2. Симбиоз

3. Факультативный мутуализм

4. Облигатный мутуализм

5. Сотрудничество

6. Комменсализм

7. Аменсализм

8. Хищничество

9. Паразитизм

Обязательно: привести примеры из жизни растений, животных и людей.

Задание 2. Объясните особенности «эффекта группы». Привести примеры из жизни животных и людей.

Задание 3. Этологическая структура популяции. Привести примеры из жизни животных и людей

- Принцип организации муравейника.

- Принцип организации улья.

- Принцип организации стада (на примере павианов)

- Популяция синантропных видов.

- Этология в жизни людей. Невербальный обмен информацией.

Литература:

  1. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология: Учеб. для студентов пед. вузов.- М.: Дрофа, 2004.-411с.
  2. Степановских А.С. Экология: Учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2003.703с.
  3. Николайкин Н. И. и др. Экология: Учеб. пособие для студентов вузов/Николайкин Н. И., Николайкина Н. Е., Мелехова О. П. – М.: Дрофа, 2003. – 621с.
  4. Николайкин Н.И. и д.р. Экология: Учеб. для студентов вузов/ Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П.- 4-е изд. испр. и доп.- М.: Дрофа, 2005.622с.
  5. Панов В. П., Власов П. П. Экология. – СПб.: СПбГУТД, 2005. – 264с.
  6. Потапов А.Д. Экология: Учеб. пособие для вузов.-М.: Высшая школа, 2000.-446с.

 

Практическое занятие № 8. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Экологическая пирамида.

Вопросы:

  1. Что такое экосистема? Из каких частей она состоит?
  2. Какие группы организмов присутствуют в экосистеме?
  3. Какие организмы называются продуцентами, консументами, редуцентами?
  4. Что такое минерализация?
  5. Чем экосистема отличается от биогеоценоза?
  6. Какие экосистемы различают? Какие они могут быть по размерам?
  7. Как называются наиболее крупные наземные экосистемы?
  8. Связь в экосистеме функциональных групп организмов.
  9. Что называется круговоротом веществ? Виды круговоротов.
  10. Что называется экологической пирамидой? Виды экологических пирамид.

Задание 1. Опишите виды экологических пирамид, отобразите схематично пирамиду чисел, энергии и биомассы. Приведите примеры схем письменно.

Задание 2. Отобразите схематично круговорот веществ (S, Ca. Fe и.т.д)

 

Литература:

  1. http://referat.yabotanik.ru/jekologiya/potok-jenergii-i-krugovorot-veshhestv-v/87145/82031/page1.html
  2. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология: Учеб. для студентов пед. вузов.- М.: Дрофа, 2004.-411с.
  3. Степановских А.С. Экология: Учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2003.703с.

Практическое занятие № 9. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). ООПТ Казахстана.

Вопросы:

1. Виды ООПТ и их назначение

2. Государственные природные заповедники

3. Национальные парки

4. Природные парки

5. Государственные природные заказники

6.Памятники природы

7.Резерваты

8.Дендрологические парки и ботанические сады

9.Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Задание 1. Составить презентацию по теме «ООПТ Казахстана»

 

Литература:

1. http://ru.government.kz/docs/p060990~1.htm

 

Практическое занятие № 10. Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию

Вопросы:

1. Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы

2. План мероприятий на 2007-2024 годы по реализации Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию

3. Ожидаемые результаты. Основные понятия, используемые в Концепции.

реализации Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию

Литература:

1. http://do.gendocs.ru/docs/index-390414.html

 

Практическое занятие № 11. Международные экологические организации по охране окружающей среды. Межправительственные и неправительственные международные организации.

Вопросы:

1. Роль международных организаций в решении экологических проблем

2. Необходимость защиты окружающей среды от опасных техногенных воздействий промышленности

3. Роль международных организаций в решении экологических проблем

4. Совершенствование организации работ по охране окружающей среды

5. Роль государства в решении экологических проблем

6. Экономические механизмы природопользования

7. Классификация загрязнений или ущерб от загрязнения окружающей среды.

8. Международные Экологические Организации

9. Специализированные Международные Организации

10. Международные Неправительственные (Общественные)

11. Организации экологической направленности

12. Международные Конференции по окружающей среде

13. Международные правонарушения в области окружающей среды

14. Международная ответственность за экологические правонарушения

15. Международный Экологический Суд

Литература:

1. http://www.coolreferat.com/?zip=42327

Практическое занятие № 12. Основные принципы международного экологического сотрудничества. Концепции и Конвенции, ратифицированные в области охраны ОС.

Вопросы:

1. Участие Казахстана в Международном Сотрудничестве.

2. Концепции и Конвенции, ратифицированные в Казахстане в области охраны ОС

Задание 1..Изучить документ, провести анализ ратифицированных Концепций и Конвенций, ратифицированных в Казахстане в области охраны ОС

Задание 2. Ознакомьтесь с основными принципами международного экологического сотрудничества.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы. Важнейший вклад в становление этих принципов внесли Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), Всемирная хартия природы (ВХП), I одобренная Генеральной Ассамблеей (1982 г.) и Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-\ де-Жанейро, 1992 г.). Соответственно в истории развития (кодификации) основных экологических принципов международного сотрудничества обычно выделяют три этапа (периода).

- Назовите эти этапы и охарактеризуйте их.

Литература:

1. http://www.ecology-portal.ru/publ/15-1-0-561

Практическое занятие № 13. Основополагающая роль учения о ноосфере В.И. Вернадского в разработке концепции Устойчивого развития.

Вопросы:

1. Ключевые положения концепции ноосферы В.И. Вернадского.

2. Основные стратегии и принципы устойчивого развития.

3. В чем сущность триединой концепции устойчивого развития.

4. Основные модели устойчивого развития.

 

Задание 1. При изучении данной темы студентам необходимо проанализировать Доклад Рио-92 «Повестка ХХI» век, где излагаются основные понятия, направления и принципы устойчивого развития. Это поможет понять триединую концепцию устойчивого развития.

Форма проведения занятия: устный опрос.

Литература:

1.Вернадский В.И. «Философские мысли натуралиста», М., «Наука», 1988.

2.Вернадский В.И. «Живое вещество», М., «Наука», 1969 г.

3.Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Қазақ университеті», 2006.

4.Марфенин Н.Н. Концепция «устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитический ежегодник) // Под общей редакцией: Данилова-Данильяна В.И., Степанов С.А. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2002.

5.Хартия "Города. Европа на пути к устойчивому развитию" (Ольборгская хартия, Дания, 1994)

6.Доклад конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию, Рио-де-Жанейро, 1992. Том 1, Нью-Йорк, 1993.

 

Практическое занятие № 14. Международные объекты охраны окружающей среды.

Вопросы:

1. Объекты охраны окружающей среды: национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые).

2. Международные объекты охраны окружающей среды (рисунок 1) — это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств (Космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида), либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием.

3. Классификация международных объектов охраны окружающей среды

4. Международные отношения.

 

 

Рисунок 1. Международные объекты охраны окружающей среды

Литература:

1. http://www.ecology-portal.ru/publ/15-1-0-560

 

Практическое занятие № 15. Экологическая безопасность. Экологизация общественного сознания.

Вопросы:

1. Экологизация общественного сознания и пропаганда экологического мышления

2. Экологическая безопасность современного мира, Казахстана: политика обеспечения экологической безопасности

3. Природопользование и охрана окружающей природной среды, экологическая политика и экологическая безопасность

4. Экологическая политика Казахстана, как фактор обеспечения общенациональной безопасности

5. Доктрина энергетической безопасности Казахстана

6. Законности правопорядка экологической безопасности страны, проблемы правоприменительной системы.

7. Экологическая политика

 

Задание 1. Какие мероприятия осуществляются в государстве по сохранению экологической безопасности. Для чего это необходимо предпринимать?

- Ответьте на вопросы письменно, используя данные за последние годы

 

Литература:

1. http://semestr.kz/rusref/24/539-koncepciya-ekologicheskoy-bezopasnosti-respubliki-kazahstan-na-2004-2015-gody-material.html

 

Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов с преподавателем (СРСП) (15ч)

Тема СРСП № 1. Уровни организации живой природы. Область экологии.

Задания:

1. Изучить литературу по данной теме, составить краткий конспект.

2. Составить глоссарий по теме

3. Подготовить презентацию.

4. Описать каждый уровень организации жизни

 

Тема СРСП № 2. Понятия «природопользование» и «охрана природы». Виды природопользования. Принципы рационального природопользования.

Задания:

1. Изучить литературу по данной теме, составить краткий конспект.

2. Составить глоссарий по теме

3. Подготовить презентацию «Охрана природы»

4. Составить схему «Принципы природопользования», «Виды природопользования», «Классификация природных ресурсов». Привести примеры

 

Тема СРСП № 3. Понятие об экологическом кризисе и экологической катастрофе

Задания:

1. Изучить литературу по данной теме, составить краткий конспект.

2. Составить глоссарий по теме

3. Подготовить презентацию.

4. Написать отличия экологического кризиса и экологической катастрофы.

5. Принести на занятие публикации газет с примерами экологического кризиса и экологической катастрофы

Тема СРСП № 4. Доклады «Римского клуба». Первые модели мира.

Задания:

1. Изучить литературу по данной теме, составить краткий конспект.

2. Составить глоссарий по теме

3. Дать краткую характеристику докладам «Римского клуба». История создания «Римского клуба»

4. Описать кратко первые модели мира

5. Зарождение инвайроментальной социологии

6. Деятельность Римского клуба по решению глобальных экологических проблем

7. Сущность концепции «глубокая экология»

Тема СРСП №5. Новая экологическая парадигма (НЭП)

Задания:

1. Изучить литературу по данной теме, составить краткий конспект.

2. Составить глоссарий по теме

3. Ответить на вопросы:

- Когда возникла «новая экологическая парадигма» и кто ее автор?

- В чем различие между новой экологической парадигмой и парадигмой человеческой исключительности?

- Какие типы отношения к окружающей среде выделили авторы новой экологической парадигмы?

- Какие направления исследований были сформулированы в новой экологической парадигме?

- Какие новые идеи принесла теория «малых дел»?

- В чем суть теории «коттеджной цивилизации»?

 

Тема СРСП № 6. Понятие стратегии «Устойчивое развитие», повестка дня на XXI век.

Задания:

1. Изучить литературу по данной теме, составить краткий конспект.

2. Составить глоссарий по теме

3. Дать определение термину «Устойчивое развитие»

4. Дать характеристику документа «повестка дня на XXI век»

Тема СРСП №7. Предпосылки формирования философии и стратегии устойчивого развития. Принципы и аспекты УР.

Задания:

1. Изучить литературу по данной теме, составить краткий конспект.

2. Составить глоссарий по теме

3. Дать краткую характеристику основным принципам и аспектам УР

4. Показатели устойчивого развития РК

 

Тема СРСП № 8. Принципы устойчивого развития: формирование мировоззрения и системы ценностей; экологизация экономики

Задания:

1. Изучить литературу по данной теме, составить краткий конспект.

2. Составить глоссарий по теме

3. Раскрыть принцип УР- формирование мировоззрения и системы ценностей

4. Раскрыть принцип УР - экологизация экономики.

Тема СРСП № 9. Принципы устойчивого развития: ограничение потребления; ликвидация бедности Задания:

1. Изучить литературу по данной теме, составить краткий конспект.

2. Составить глоссарий по теме

3. Раскрыть принцип УР- формирование мировоззрения и системы ценностей

4. Раскрыть принцип УР - экологизация экономики.

Тема СРСП №10. Типы экологического мониторинга. Глобальный мониторинг.

Задания:

1. Изучить литературу по данной теме, составить краткий конспект по следующим вопросам:

- Основные задачи экологического мониторинга

- Классификация систем мониторинга

- Критерии оценки качества окружающей среды

 

2. Составить глоссарий по теме

3. Ответить на вопросы:

- Что такое экологический мониторинг?

- Какие виды экологического мониторинга существуют?

- Какова структура экологического мониторинга?

- Что такое предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ?

Тема СРСП №11. Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы

Задания:

1. Изучить литературу по данной теме, составить краткий конспект.

2. Составить глоссарий по теме

Подготовить презентацию по теме «Пути реализации Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы»

Тема СРСП № 12. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды..Международные Конвенции в области охраны окружающей среды.

Задания:

- Составить презентацию по следующим пунктам:

1. Международное сотрудничество в сфере экологии

2. Международное сотрудничество, соглашения в экологической сфере

3. Международные встречи на высшем уровне

4. Международные экологические организации

- Изучить литературу по данной теме, составить краткий конспект.

- Составить глоссарий по теме

 

Тема СРСП №13. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Конференция ООН в Стокгольме 1972 г и Рио-де-Жанейро - 1992 г.

Задания:

1.Понятие «устойчивое развитие». Конференция ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (1992г.)

2.Основные направления конференции в Стокгольме 1972 г

- Изучить литературу по данной теме, составить краткий конспект.

- Составить глоссарий по теме

- Подготовить презентацию по теме

Подготовить презентацию по теме

Тема СРСП №14. Конвенции, ратифицированные в Казахстане.

Задания:

1. Заполни таблицу:

 

Название Конвенции Дата ратификации в РК Суть Конвенции Намеченные мероприятия
         

2. Изучить литературу по данной теме, составить краткий конспект.

3. Составить глоссарий по теме

 

Тема СРСП №15. Проблема обеспеченности человеческого общества природными ресурсами

Вопросы:

1. Современное экологическое состояние земельных, водных, биологических и энергетических ресурсов

2. Использование альтернативных экологически чистых источников энергии как компоненты устойчивого развития экосистем и общества

3. Как Вы считаете, какие альтернативные источники энергии можно эффективно использовать в Казахстане?

4. Почему необходимо принять безотлагательные меры по рациональному использованию природных ресурсов и применение малоотходных и безотходных технологий, а также альтернативных источников энергии.

При изучении данной темы студентам необходимо обратить внимание на современное состояние всех видов природных ресурсов.

Форма проведения занятия: устный и письменный опрос.

 

Литература к занятиям СРСП:

Основная:

  1. Николайкин Н. И. и др. Экология: Учеб. пособие для студентов вузов/Николайкин Н. И., Николайкина Н. Е., Мелехова О. П. – М.: Дрофа, 2003. – 621с.
  2. Николайкин Н.И. и д.р. Экология: Учеб. для студентов вузов/ Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П.- 4-е изд. испр. и доп.- М.: Дрофа, 2005.622с.
  3. Степановских А.С. Экология: Учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2003.703с.
  4. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Учеб. пособие для вузов/Под. ред.:В.А. Соловьева, Ю.А. Кротова.- 2-е изд., испр.-СПб.: Химия, 1996.-240с.
  5. Чернова Н.М., Былова А.М. общая экология: Учеб. для студентов пед. вузов.- М.: Дрофа, 2004.-411с.
  6. Потапов А. Д. Экология: Учеб. для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2004. – 526с.
  7. Одум Ю. Экология. (в 2-х т.) М.: Мир, 1986. – 328 и 376 с.

Дополнительная:

  1. Платонов А. П., Платонов В. А. Основы общей и инженерной экологии: Учеб. для студ. Вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 349с.
  2. Киселёв В. Н. Основы экологии: Учеб. пособие для вузов. – Минск: Вышэйшая шк., 2002. – 383с.
  3. Розанов С. И. Общая экология: Учеб для вузов. - СПб.: Лань, 2001. – 288с.
  4. Кормилицын В. И. и др. Основы экологии: Учеб. пособие/Кормилицын В. И., Цицкишвили М. С., Яламов Ю. И.: Моск. пед. ун-т; Моск. энерг. ин-т. – М.:ИНТЕРСТИЛЬ, 1997. – 366с.
  5. Радкевич В. А. Экология: Учеб. для студ. Вузов. Минск: Высшая школа, 1998. – 160с.

Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов (СРС) (15ч)

Тема занятия СРС Задание СРС Рекомендуемая литература Форма контроля № недели срока сдачи
  История становления экологии как науки. Вклад различных учёных в её формирование. конспект 1, 2 устный опрос  
  Основные загрязнители окружающей среды конспект 3,6 устный опрос  
  Распределение жизни в биосфере (живое вещество, косное вещество, биологический круговорот веществ) конспект 4,7 устный опрос  
  «Законы» экологии Б.Коммонера конспект 3, 4 устный опрос  
  Охрана атмосферного воздуха конспект   устный опрос  
  Предпосылки формирования философии и стратегии устойчивого развития     конспект 10,11 устный опрос  
  Водные ресурсы: рациональное использование и охрана конспект 13,14 устный опрос  
  Животные ресурсы: рациональное использование и охрана. конспект 6,9 устный опрос  
  Почва: рациональное использование и охрана. конспект 1,2 устный опрос  
  Нормирование качества окружающей среды (ПДК. ПДУ.ПДВ, ПДС) конспект 5,12 устный опрос  
  Экология и здоровье человека: факторы риска: Состояние окружающей среды и здоровье человека. конспект 11,12 устный опрос  
  Экология и здоровье человека: факторы риска: факторы риска и их классификация; генетические факторы и здоровье человека.   конспект 11,12 устный опрос  
  Экология и здоровье человека: факторы риска: качество медицинского обеспечения и здоровье человека; условия образа жизни и здоровье человека. Доминирующие факторы риска и их проявление в современном обществе конспект 9,11,12 устный опрос  
  Причины и последствия роста численности человечества. Причины и последствия урбанизации конспект 5,7 устный опрос  
  Экология и безопасность жизнедеятельности. конспект   устный опрос  

Литература (основная и дополнительная) к занятиям СРС




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.236 сек.