Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции администрирования А. Файоля




Основные причины необходимости выделения функций управления

Различные подходы к выделению управленческих функций

 

Спросите у какого-нибудь руководителя, что он делает как управленец? Скорее всего, он будет перечислять вам какие-то управленческие функции, например, планирует, контролирует. То есть вопрос об управленческих функциях, это вопрос о том, что делает управленец. Какие же функции являются функциями управления? Несмотря на кажущуюся простоту, этот вопрос является одним из самых запутанных в теории управления. Все авторы, исследующие этот вопрос, единогласны только в том, что «среди исследователей, работающих в области теории управления, нет единого мнения о количестве и природе управленческих функций»[194].

В чем значение для управленческой деятельности адекватного выделения управленческих функций? Дело в том, что управленческая деятельность, как и любая другая, построена на принципах специализации и кооперации функций. Если мы не можем адекватно выделить управленческие функции, то весьма затруднительно осуществлять специализацию, но, что гораздо более важно, сложно выстроить эффективную кооперацию. Может оказаться так, что какие-то функции будут не выполняться (в силу того, что их просто не выделили), или выполняться неудовлетворительно (их «присоединили» к другим, поэтому ситуация аналогична тому, что сложно найти исполнителя, который одинаково хорошо бегает на лыжах и поражает мишени), или выполнением одной и той же функции будут заниматься «семь нянек».

 

Вопрос о функциях управления был поставлен с самого начала развития теории менеджмента одним из первых теоретиков менеджмента Анри Файолем (Henri Fayol). «У правлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать, то есть строить двойной - материальный и социальный - организм предприятия; распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать; координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям»[195].

Если перевести то, что говорил А. Файоль, на современный язык, то предвидение у Файоля – это, по сути, целых две функции – прогнозирование и программирование. Распоряжаться включает мотивацию работников и регулирование (применение к ним методов «кнута и пряника»).

Почему для Файоля был так важен вопрос о выделении функций управления, что он начал именно с него свою знаменитую книгу «Общее и промышленное управление»? Во-первых, потому, что он возглавлял крупную горнодобывающую и металлургическую компанию, а из этого следовало, что именно он отвечал за функциональное разделение труда в своей компании, в том числе, и среди управляющих. Значит, вопрос о выделении функций управления был один из важнейших вопросов его практической деятельности. Во-вторых, не надо забывать, что профессиональные управленцы только начали появляться в это время, и Анри Файоль был одним из первых, кто заговорил о профессиональном обучении управленцев и даже начал осуществлять его на практике в специально созданном для этих целей Центре, который в настоящее время известен как Высшая школа администрирования имени Анри Файоля в Париже. Эта школа является ведущим во Франции высшим учебным заведением, в котором обучается вся политическая и бизнес элита Франции.

Таким образом, Файоль почти сто лет назад (1916 г.), по сути, выделил следующие функции управления: прогнозирование, программирование, организация, мотивация, координирование, контроль, регулирование.

Файолю принадлежит заслуга в том, что выделив явно управленческие функции он заложил традицию, которая обнаруживается в слегка модифицированном виде даже в настоящее время в трудах зарубежных и отечественных авторов.

Для того, чтобы понять, почему именно указанные функции выделил Файоль, необходимо учитывать как социокультурную ситуацию того исторического периода, так и особенности социальной позиции самого Файоля. Необходимо помнить, что Файоль начал управлять предприятием, когда оно было на грани банкротства. Под руководством Файоля оно становится крупнейшим предприятием Франции. Рост предприятия неизбежно приводил Файоля к тому, чтобы часть функций, которые до этого он выполнял сам, делегировать другим. И это не могли быть простые рабочие. Для выполнения этих функций формируется новая профессиональная группа – администраторов (как их называл Файоль) и менеджеров (это название закрепилось в англоязычных странах). Поскольку профессиональные управленцы только формируются, то уровень их профессионализма сто лет назад был явно недостаточен для выполнения сложных функций. Поэтому управленцам делегировали выполнение функций, которые в определенной мере «попроще», т.к. более «технические».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.