КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие сведения
Городские набережные. В городах и населенных пунктах, расположенных на берегах рек, каналов, озер или морей, необходимо укреплять берега, а в некоторых случаях и архитектурно оформлять береговую линию. Укрепление берегов нужно для защиты их от подмыва рекой или морскими волнами, от размыва атмосферными и грунтовыми водами, от повреждения льдом, а также для предохранения грунта от сползания под воздействием тяжелого транспорта, движущегося по проездам вдоль набережных. Планировка и застройка прибрежных районов города требуютне только устойчивости грунта береговой полосы, но и придания линии берега определенного очертания в плане и профиле, а также архитектурного оформления набережной. Вдоль берегов водных пространств часто устраивают магистральные улицы, разбивают бульвары и парки. В этом случае к архитектурному оформлению береговой линии предъявляют особенно высокие требования. Набережные можно использовать и для причаливания судов, посадки и высадки пассажиров, а иногда и для погрузочно-разгрузочных работ. В этих случаях им придают необходимое очертание в плане и профиле, а также устраивают пристани, сходы и съезды. В некоторых случаях прибрежную полосу используют для устройства городских пляжей и спортивных водных станций, также требующих специального оборудования. Проектное очертание в плане береговой линии, соответствующей нормальному (меженному) горизонту воды в реке или водоеме, называют линией регулирования набережной. Линии регулирования определяют проектную ширину рек или каналов и контур берегов озер, морей и других водных пространств. Они должны быть увязаны с красными линиями застройки и планировкой проездов, площадей, зеленых насаждений, располагающихся на берегах. Для небольших рек и каналов линии регулирования желательно делать параллельными, чтобы ширина зеркала реки была примерно одинаковой. Для этого приходится прибегать к перепланировке береговой полосы, срезке и подсыпке берегов, а иногда и к выправлению русла. При проектировании набережных и, в частности, ограждающихихстенок необходимо учитывать существующие и перспективные подземные инженерные сети, а также специальные сооружения, например мосты, плотины, шлюзы и др. Простейшими способами укрепления берегов являются: создание растительного покрова, обкладка фашинами, устройство плетней, заполненных камнем, мощение и покрытие берегов бетонными плитками и др. Однако эти способы укрепления могут быть использованы в городах лишь в тех случаях, когда прилегающая к реке территория не используется для городской застройки, устройства проездов и т. п. В городских условиях целесообразно применять более совершенные способы укрепления берегов путем устройства ограждения набережных в виде бетонных или железобетонных подпорных или одевающих стенок. В некоторых случаях применяют более простые конструкции подпорных стенок: из каменной кладки, а также из дерева. Вид и конструкция ограждения набережных определяются рельефом берега и принятой планировкой застройки или проездов на берегах. В зависимости от рельефа берегов набережные могут быть одноярусными или многоярусными. Одноярусные набережные (рис.1, а)устраивают при высоте стенки над нормальным уровнем воды до 5…6 м. При большей высоте стенки набережных имеют неприятный вид и лучше заменять их двумя ярусами стенок или сочетанием подпорных стенок с откосом (рис. 1, б). На таких набережных нижний ярус часто используется для устройства пешеходного (прогулочного) тротуара; на верхнем же ярусе располагают проезд для городского транспорта. Многоярусное окаймление берега часто применяют при устройстве парковых набережных. Рис.1. Схемы одноярусной и двухъярусной набережных
Рис.2. Виды очертания поверхностей подпорных стенок набережных По очертанию поверхностей, ограничивающих берег и омываемых водой, различают следующие виды набережных стенок: 1) вертикальные стенки (рис. 2, а); 2) пологие стенки прямолинейного (рис. 2, б), ломаного (рис. 2, в) или криволинейного (рис. 2, г) очертания; 3) стенки полуоткосного типа (рис.2, д) Очертание поверхности подпорных стенок набережных выбирают в зависимости от архитектурно-планировочных условий, а также в связи с геологическим строением и характером грунтов на берегах реки. Наклонное очертание поверхности подпорных стенок создает впечатление более широкой реки и в действительности увеличивает ширину зеркала воды в периоды паводков. Наклонное очертание поверхности стенок несколько улучшает также видимость с реки зданий построенных на набережных. Основной недостаток наклонного очертания заключается в том, что такие стенки занимают в плане довольно широкую полосу, отнимаемую ими за счет живого сечения реки или за счет ширины проездов вдоль набережных.
Стенки набережных сверху окаймляют карнизом и ограждают металлическими перилами или каменным парапетом. Архитектурным профилем набережной называют очертание ее лицевой поверхности от линии регулирования до верха (рис.3). В тех случаях, когда стенка проектируется вертикальной, ее фактически делают с некоторым наклоном, так как вертикальная поверхность имеет неприятный внешний вид. Наклон делают не менее 1/15-1/20 (рис.3, а). Часто применяют менее крутые стенки с уклоном 1/5-1/10(рис.3, б). Еще более пологое очертание имеют стенки ломаного или криволинейного профиля (рис. 3, в). Внешнюю поверхность стенок облицовывают естественным камнем (рис. 3, б и в); облицовка придает стенкам хороший внешний вид, предохраняет их от атмосферных воздействий, защищает от повреждения ударами льдин и других плывущих по воде предметов. Стенки набережных, не требующие богатого архитектурного оформления, могут быть оставлены с естественной бетонной поверхностью или покрыты цементной штукатуркой; на бетонной или штукатурной поверхности могут быть сделаны декоративные «русты», имитирующие разрезку каменной кладки. Карнизы и парапеты вытесывают из естественного камня в виде плит определенного архитектурного профиля. По конструкции подпорные стенки набережных могут быть разделены на: 1) деревянные ограждения; 2) массивные стенки (каменные или бетонные); 3) железобетонные стенки (монолитные или сборные); 4) свайные и шпунтовые стенки; 5) одевающие стенки (бетонные или железобетонные). Кроме перечисленных основных видов подпорных стенок набережных, встречаются также и другие конструкции, применение которых определяется условиями их проектирования и постройки.
Конструкция подпорных стенок набережных. Деревянные ограждения набережных Деревянные конструкции набережных представляют собой наиболее примитивный вид ограждений. В городах применяются деревянные набережные-эстакады и подпорные стенки из деревянных ряжей (рис.4). Эстакады (рис.4, а) устраивают для оформления береговой линии, а также для причаливания судов. Они представляют собой несколько рядов свай, связанных насадками, поддерживающими прогоны и настил. Сваи выше горизонта меженных вод связывают между собой горизонтальными и наклонными схватками. Набережная-эстакада непосредственно примыкает к естественном грунту берега (рис. 4, а) или к дополнительно устраиваемой подпорной стенке. Ряжевые подпорные стенки образуют путем установки вдоль кромки берега ряда деревянных ряжей. Ряжи устраивают из бревен и брусьев в виде ящиков прямоугольного сечения. Стенки ряжа связывают между собой поперечными схватками или перегородкам (рис.4, б). Рис.4. Деревянные ограждения набережных. Наружные стенки ряжа обшивают досками или пластинами. Кроме того, поверх обшивки прикрепляют горизонтальные брусья, предохраняющие ее от повреждения во время ледохода и в местах причала судов. Ряжи устанавливают на специально выровненную площадку и загружают камнем. Во избежание подмыва перед ряжем устраивают траншею, дно которой выкладывают крупным камнем, затем заполняют камнем или щебнем. Ограждение набережных деревянными эстакадными или ряжевыми конструкциями может быть выполнено из местных строительных материалов (дерево, камень) без рабочих высокой квалификации. Основные недостатки деревянных эстакадных набережных и ряжевых подпорных стенок следующие: грубый внешний вид и небольшой срок службы по сравнению с каменными, бетонными и железобетонными стенками. Поэтому деревянные ограждения набережных устраивают лишь в небольших городах, на загородных незастроенных участках, в индустриальных районах городов, если к набережным не предъявляются специальные архитектурные требования.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |