КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление и развитие идеологии джадидизма. Просветительская и политическая деятельность джадидов в Туркестане
Движение джадидов, возникшее в конце XIX в. объединяло представителей различных слоев общества, которые отличались друг от друга и по социальной принадлежности и их взглядам на отдельные проблемы. Но общим для джадидов Туркестана было то, что они выступали носителями идей независимости, свободы и борьбы за светлое будущее. По своему характеру движение джадидов было общенациональным, демократическим. Основные задачи движения джадидов: преодоление социально-экономической, политической и культурной отсталости Туркестана путем реформирования консервативной системы образования и просвещения масс; создание национальной периодической печати с целью приобщения населения Туркестана к достижениям мировой цивилизации, науки, техники. Рассматривая просвещение как единственный путь к решению социально-экономических, политических и культурных проблем, возрождению и независимости Туркестанского края, его развития по пути прогресса и демократии, джадиды стали инициаторами реформы образования – создания новометодных школ, которые стали появляться в Туркестане уже в 90-х г.г. XIX в. К 1891 г. число школ нового типа достигло 63, а обучалось в них 4106 детей. В них изучались такие предметы, как арифметика, география, основы естествознания. Если первоначально эти предметы изучались по учебникам, изданным в Казани и Оренбурге, то с течением времени джадиды Туркестана сами стали издавать учебные пособия и различные книги для чтения. В частности, А. Шакури опубликовал такие книги, как "Рахномаи Санат" (Наставление детям), "Хавоиджи диния" (Знания по религии), Абдулла Авлони был автором учебников "Адабиет" (Литература), "Биринчи муаллим" (Первый учитель), один из лидеров джадидов Туркестана Муннаввар Кари Абдурашидханов являлся автором таких книг, как "Адиби аввал" (Первый наставник), "Адиби сани" (Второй наставник), и др. Перу Мунаввара Кари принадлежат также учебники на религиозную тему и целый ряд других учебных пособий. Активно занимался учебно-метододический и издательской деятельностью и муфтий Махмудходжа Бехбуди, считающийся отцом туркестанких джадидов. Он являлся автором и издавал на свои средства учебники для новометодных школ - "Алифбо мактаби исломия" (Азбука исламской школы), "Мадхали жугрофия умрони" (Введение в общую географию), "Китоб уль-Атфоль" (Книга для детей), "Амалия исломия" (Книга об исламе), карты Туркестана, Бухары, Хивы. Они продавались школам со скидкой в 25%. Просветительская деятельность туркестанских джадидов сыграла важную роль и в становлении национальной периодической печати. Через газеты, издававшиеся на собственные средства, джадиды пропагандировали преимущества новометодных школ, ратовали за подготовку национальных кадров, вели активную пропаганду, направленную против невежества и фанатизма, старых обрядов и традиций, за осуществление реформ экономической, политической и культурной жизни колониального Туркестана. В рассматриваемый период они издавали газеты "Тараккий" (Прогресс), "Хуршид" (Светило), "Тужтор" (Купец), "Шухрат", (Слава), "Самарканд", "Садои туркистон" (Эхо Туркестана), "Садои Фаргона" (Эхо Ферганы) и журнал "Ойна" (Зеркало). Джадидам Туркестана, особенно их лидерам, было чуждо чувство неприязни к другим народам. Они с огромным восхищением писали о достижениях русского, еврейского, армянского, немецкого и других народов Европы в области экономики, политики, культуры, науки и техники. Они призывали своих соотечественников к изучению истории, литературы, культурных достижений, языка, политико- правового опыта народов Европы, выступали за принятие и заимствование европейской культуры, достижений науки и техники. Другой сферой деятельности туркестанских джадидов было театральное творчество. Джадиды сразу же оценили театр как острое оружие идеологической борьбы. Начиная с 1911 г., они регулярно публиковали в периодической печати статьи, где доказывали полезность театра для духовного просвещения. В этом направлении наиболее активную деятельность развивает лидер джадидского движения в Туркестане - Бехбуди. Его пьесы "Падаркуш" и "Бахтсиз куев" имели огромный успех на всей территории Туркестана.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 4717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |