КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия. Опорный конспект лекций
ВВЕДЕНИЕ. ПРОБЛЕМАТИКА ПОСТРОЕНИЯ ИС ЛЕКЦИЯ №1 ПРОЕКТИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ Д.А. Полещенко Опорный конспект лекций для студентов специальности 220301.65 – Автоматизация технологических процессов и производств
(все формы обучения)
Одобрено редакционно-издательским советом института Старый Оскол 2011г. УДК 004.415.2 ББК 32.973
Рецензент: Директор ЗАО «ПроектЭлектроМонтаж», к.т.н. Пожарский Ю.М.
Полещенко Д.А., Интегрированные системы проектирования и управления. Конспект лекций. Старый Оскол, СТИ НИТУ «МИСиС», 2011. – 237 с.
Конспект лекций по курсу «Интегрированные системы проектирования и управления» для студентов специальности 220301.65 – «Автоматизация технологических процессов и производств» для всех форм обучения. © Полещенко Д.А. © СТИ НИТУ «МИСиС» СОДЕРЖАНИЕ 1. Лекция №1…………………………………………………..……..4 2. Лекция №2………………………………………………………..20 3. Лекция №3…………………………………………………..……33 4. Лекция №4………………………………………………………..37 5. Лекция №5………………………………………………………..43 6. Лекция №6………………………………………………………..50 7. Лекция №7………………………………………………………..56 8. Лекция №8………………………………………………..……..104 9. Лекция №9…………………………………………………..…..114 10. Лекция №10……………………………………………………..121 11. Лекция №11……………………………………………………..128 12. Лекция №12……………………………………………………..139 13. Лекция №13……………………………………………………..160 14. Лекция №14……………………………………………………..216 15. Лекция №15………………………………………………….….242 16. Лекция №16………………………………………………….….250 17. Лекция №17………………………………………………….….253 18. Список литературы………………………………………….…259 Развитие микропроцессорной техники в последние два десятилетия привело к широкому внедрению в производство систем и средств автоматизации, к созданию интегрированных систем управления, рассчитанных на ограниченное количество персонала, эксплуатирующего технические средства. Сложность в системах управления и обработки информации технических средств состоит в том, что существует необходимость объединить в единую систему различные по быстродействию системы реального времени (в том числе жесткие и мягкие). Это обстоятельство определяет аппаратурную структуру системы, методы обеспечения надежности и живучести, распределение вычислительных ресурсов. Именно в связи с этим возникают трудности в реализации систем реального времени при интеграции их в единую систему, обеспечивающую одновременное решение большого числа разнородных задач, что, в свою очередь, определяет требования к операционной системе реального времени. Хотя каждая задача в системе, как правило, выполняет какую-либо отдельную функцию, часто возникает необходимость в синхронизации действий, выполняемых различными задачами, из-за связанности их одна с другой и необходимости синхронизации задач с внешними событиями — по времени и ресурсам.
Построение систем управления на основе микропроцессорной техники позволяет не только проводить дальнейшую автоматизацию технологических процессов на производстве и интеграцию собственно систем управления, но и обеспечивать решение широкого спектра иных задач. В число решаемых задач входят такие как: - диагностирование состояния механизмов, систем и устройств; - адаптивное управление ими в повседневных условиях и в аварийных ситуациях; - выработка советов персоналу по управлению техническими средствами в нормальных и аварийных ситуациях, и т.д. Функциональная совместимость подсистем различных уровней дает возможность организовать взаимный обмен информацией при решении локальных задач управления с учетом главной целевой функции автоматизации. Это позволяет интегрировать процессы управления в комплексных автоматизированных рабочих местах (АРM) специалистов и решать задачу сокращения численности персонала на производстве. Создание интегрированных систем управления (ИСУ), объединяющих в себе функции контроля, диагностирования, защиты, сигнализации, регулирования, управления, администрирования и т.д. позволяет снизить трудоемкость эксплуатации технических средств производства, оптимизировать режимы их использования, перейти от автоматизированных систем управления к автоматическим, и в конечном итоге — снизить численность персонала. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к построению ИСУ производством с единым управлением, осуществляемым с АРМа комплексного центрального поста управления (ЦПУ). При этом часть задач, ранее решаемых на нижних уровнях иерархической структуры, поступает на верхний уровень, что увеличивает концентрацию задач в АРМ оставшихся производственных специалистов. В то же время усложняются сами задачи, решаемые на производстве: появляются оптимизационные, с увеличением числа критериев, в том числе и обобщенных. Концентрация задач на верхних уровнях управления сопровождается сокращением численности персонала, что приводит к уменьшению общего банка знаний, накопленных интеллектом производственных специалистов. Подобная концентрация задач, при уменьшении общего потенциала знаний, ведет к перегрузке производственных специалистов на верхних уровнях управления. Следовательно, возникает необходимость совершенствования системы информационной поддержки специалистов — путем создания в рамках ИСУ систем искусственного интеллекта (экспертных систем). Экспертные системы ориентированы на решение задач контроля, оценки ситуации, принятие решений и управление конкретными производственными объектами, системами и устройствами, а также на решение задач тренинга. Следовательно, необходимое условие создания ИСУ производством — это разработка структуры банка данных и банка знаний. Банк данных (БД) представляет собой автоматизированную систему централизованного хранения и коллективного использования данных. В состав БД входят несколько баз данных, справочник баз данных, система управления базами данных, а также библиотека запросов и прикладных программ. База знаний (экспертная система) представляет собой систему искусственного интеллекта, включающую базу знаний с набором правил и механизмом вывода, позволяющую на основании предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора необходимого действия. Информация о состоянии отдельных объектов управления собирается через системы датчиков в системы нижнего уровня, затем обрабатывается и передается на более высокие уровни. Таким образом, снизу вверх идет информационный поток об исправности и правильности функционирования объектов управления и средств автоматизации. По мере продвижения вверх происходит обобщение и обработка этой информации, так что на высшем уровне иерархии ИСУ формируется комплексное представление о состоянии всего объекта управления (вследствие интеграции и сжатия поступающей информации).
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |