Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Белорусский народ – субъект формирования и носитель национально-государственной идеологии




 

В демократическом обществе народ является источником государственной власти и носителем суверенитета. Это общеизвестное положение означает, что все институты власти в таком обществе существуют не по воле отдельных лиц или групп людей, а по воле самого народа как единого целого. В конечном счете, народ является и источником всех других структур и учреждений, которые создаются институтами власти в соответствии с установленным законом порядком с целью обеспечения общих интересов. Это относится и к такому сложному в структурном отношении образованию, как механизм функционирования идеологии государства.

Идеологический механизм государства представляет собой комплекс лиц, институтов и учреждений, призванных заниматься формированием, нормативно-правовым закреплением, теоретико-концептуальной интерпретацией, воспроизводством и доведением до сознания членов политического сообщества идеологии государства, а также материализованных средств ее проявления. Но это не заменяет того, что субъектом формирования государственной идеологии остается образующее данное государство общность людей, т.е. народ. Он воспринимает и аккумулирует в своем сознании лишь такие социальные идеи, нормы и ценности, которые соответствуют общему строю его мышления и восприятия, его историческому опыту и его жизненным интересам и устремлениям. Данное положение проясняет вопрос о том, почему в ходе исторического развития определенного народа одни идеи и ценности были им восприняты как свои собственные и реализованы в политических, социально-экономических и духовно-культурных структурах его бытия, а другие – кто бы их не предлагал – были отвергнуты и стали лишь свидетельством противоречивости самого процесса становления и развития национально-государственной идеологии.

Ее становление и развитие проходит те же стадии, что и процесс формирования любой конкретной системы идей. Сначала в умах отдельных индивидов созревает идея, отражающая подспудно возникший интерес определенной категории людей. Затем эта идея становится основой чисто интеллектуального движения, в ходе которого она получает свою дальнейшую разработку. После чего уже сложившаяся совокупность идей более или менее выражено воздействует на сознание относительно широкого круга лиц, что может вылиться, в конце концов, в общественно-политическое движение. Именно такие стадии можно выделить в становлении и развитии национально-государственной идеологии белорусской общности. На каждом этапе данного процесса из среды белорусов выдвигались отдельные их представители, которые генерировали определенные идеи и представления относительно жизнедеятельности общности в целом. Их мысли затем проникали в более широкие круги соотечественников и становились, в конце концов, достоянием сознания всей общности.

Так, например, на стадии формирования белорусского народа (XIII – XVII вв.) выдвигается целая плеяда мыслителей, политических, религиозных и общественных деятелей, которые закладывали гуманистическую, свободолюбивую и демократическую традицию в истории духовных исканий белорусского народа. Это время дало нам Ф. Скорину, белорусского и восточнославянского первопечатника и просветителя, и Н. Гусовского, европейски известного поэта-гуманиста. Видными отечественными мыслителями этого периода были А. Волан, М. Литвин, В. Тяпинский, Л. Сапега и др. В их произведениях анализировались такие актуальные для того времени проблемы, как происхождение и сущность государственной власти, идеалы справедливого правления, соотношение права и закона, естественные права человека, соотношение прав и свобод подданных.

Последующий исторический период, который связан с вхождением белорусских земель в состав Речи Посполитой, можно сказать, стал временем осознания белорусами своего славяно-православного естества и своего социокультурного родства с русскими. Выразителями идей общерусского, восточнославянского единства являлись известный педагог, церковный и политический деятель А. Филиппович, педагог и общественный деятель С. Зизаний и его брат, литератор, педагог, лингвист и проповедник Л. Зизаний, писатель-полемист, педагог и церковный деятель Л. Карпович, белорусско-русский поэт, церковный и общественный деятель С. Полоцкий, писатель, философ и лингвист М. Смотрицкий и др. Разрабатывавшиеся ими идеи прочно вошли в сознание белорусов, способствовали пониманию ими реальной угрозы утраты в условиях Речи Посполитой своей самобытности. Сформулированные ими идеалы и цели вдохновляли движение православного населения против гнета польских феодалов, за реализацию своих экономических, социально-политических, культурных и религиозных прав, за воссоединение белорусов с русскими в одном государстве.

С вхождением белорусских земель в состав Российского государства начался этап ускоренного формирования национального самосознания белорусов, логическим завершением которого явилось осознание белорусами себя в качестве особой нации и постановка в повестку дня их политической жизни задачи самоопределения в качестве национальной автономии в составе будущего российского федеративного демократического государства. Объективно этому способствовали воззрения представителей основных идейных течений, которые развивались на том этапе в среде отечественной интеллигенции. К ним относятся Западноруссизм и революционный демократизм. Видными представителями первого из них были М. Коялович, А. Сапунов, П. Шейн, Л. Солоневич и многие другие. Все они признавали самобытность белорусской этнической общности, были горячими патриотами Беларуси и одновременно выступали против узкого национализма, за государственное единение не с Польшей, а Россией. Представители второго течения - поэты и писатели Ф. Богушевич, А. Гуринович, А. Пашкевич, М. Богданович, Я. Купала и др. – были столь же горячими патриотами Беларуси, внесли незаменимый вклад в формирование национального самосознания белорусов, хотя и тяготели к идее самоопределения белорусов в форме национальной автономии или национального государства. Названные два подхода к вопросу о самоопределении белорусов дают о себе знать и в ходе нынешних дискуссий о дальнейшем историческом пути белорусского народа, перспективах развития его государственности, направлениях внутренней и внешней политики.

Обретение белорусами собственной государственности сначала в виде БССР, а затем в виде Республики Беларусь закономерно сопровождалось усложнением, а значит, развитием механизма формирования и функционирования национально-государственной идеологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.