Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №7




Синдром «острого живота»

 

Мотивация цели: Острые хирургические заболевания органов брюшной полости составляют основную группу заболеваний, требующих экстренного оперативного лечения. От тактики фельдшера, встретившегося с указанной патологией, зависит жизнь пациента. Своевременная диагностика, адекватная доврачебная помощь, квалифицированная транспортировка больных с заболеваниями, вызывающими клиническую картину «острого живота» должны быть изучены фельдшером в совершенстве.

Цель самоподготовки: изучить основные заболевания и повреждения, вызывающие клиническую картину «острого живота», тактику фельдшера при оказании неотложной помощи, а также ведение больных с указанной патологией в периоперативном периоде.

Исходный уровень знаний: повторить нормальную и топографическую анатомию органов брюшной полости.

План изучения темы:

1. Субъективное обследование пациента с острым хирургическим заболеванием органов брюшной полости.

2. Инструментальные методы исследования органов брюшной полости.

3. Перитонит. Определение, классификация, клиническая картина, диагностика. Методы лечения в стационаре.

4. Прободная язва желудка и 12 перстной кишки, клиническая картина, дифференциальная диагностика, лечение.

5. Острый панкреатит. Классификация, клиническая картина, дифференциальная диагностика, доврачебная помощь, лечение.

6. Острый холецистит. Причины. Клиническая картина, дифференциальная диагностика, доврачебная помощь. Лечение.

7. Ущемлённые грыжи. Локализация, клиническая картина. Диагностика, доврачебная помощь, лечение.

8. Острый аппендицит. Классификация, клиническая картина, осложнения, дифференциальная диагностика, доврачебная помощь, лечение.

9. Острая кишечная непроходимость. Клиническая картина. Дифференциальная диагностика, лечение.

10. Повреждение органов брюшной полости. Клиническая картина, доврачебная помощь, лечение.

11. Периоперативный период при острых хирургических заболеваниях органов брюшной полости.

12. Особенности течения и диагностики острых хирургических заболеваний органов брюшной полости у детей и лиц пожилого возраста.

Литература.

1.В. М. Буянов «Хирургия» 1990 М. Медицина с.506- 549

2.А. В. Сыромятникова, М. В. Брукман «Руководство К практическим занятиям по хирургии» 1987 М.Медицина с.298-311

 

Контрольные вопросы.

1. Какие методы обследования пациентов с заболеваниями органов брюшной полости вы знаете?

2. Что такое перитонит и что является его причиной?

3. Какие стадии выделяют в течении перитонита?

4. Какова тактика фельдшера при подозрении на перитонит?

5. Назовите основные жалобы пациента при подозрении на прободную язву желудка.

6.Опишите клиническую картину прободной язвы желудка. С какими заболеваниями необходимо проводить дифференциальную диагностику.

7. Что может провоцировать развитие острого перитонита?

8. Назовите симптомы характерные для острого панкреатита. С какими заболеваниями проводят дифференциальную диагностику?

9. Какие методы лечения острого панкреатита вы знаете?

10. Что такое холецистит и осложнением какого заболевания он является? С какими заболеваниями необходимо дифференцировать острый холецистит?

11. Опишите клиническую картину острого холецистита и основные методы лечения в стационаре.

12. Назовите основные места локализации брюшных грыж.

13 Какова клиническая картина ущемлённой грыжи. Расскажите о тактике фельдшера в данном случае.

14. Что такое острый аппендицит? Опишите клиническую картину острого аппендицита.

15. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать острый аппендицит?

16. Назовите основные осложнения острого аппендицита.

17. Какова тактика фельдшера при остром аппендиците?

18 Опишите клиническую картину острой кишечной непроходимости и проведите дифференциальную диагностику с другими острыми хирургическими заболеваниями брюшной полости.

19.Каковы основные методы лечения острой кишечной непроходимости в стационарных условиях?

20. Что такое проникающие и непроникающие ранения брюшной полости?

21. Какова тактика фельдшера при ранениях брюшной полости?

22. Какие особенности острых хирургических заболеваний органов брюшной полости у детей?

23. Как протекают острые хирургические заболевания брюшной полости у лиц пожилого возраста?

24. Опишите подготовку больных с синдромом «острого живота» к операции.

25. Какие основные особенности ведения послеоперационного периода у пациентов, перенесших операцию на органах брюшной полости?

26. Пациенты с какими заболеваниями органов брюшной полости подлежат диспансерному наблюдению?

Тестовые задания

Выберите правильный ответ:

1. Рвота, задержка стула и газов наиболее характерны для:

а) Аппендикулярного инфильтрата

б) Кишечной непроходимости

в) Перитонита

г) Периаппендикулярного абсцесса

2. Абсолютное показание для операции при язвенной болезни:

а) Стеноз привратника

б) Пенетрация

в) Перфорация

г) Малигнизация

3. При ущемлённой грыже фельдшеру необходимо:

а) Ввести спазмолитичские препараты

б) Вправить грыжевое выпячивание

в) Ввести обезболивающие препараты

г) Госпитализировать пациента в хирургическое отделение

4. Желудочное кровотечение характеризуется:

а) Рвотой

б) Задержкой стула и газов

в) Схваткообразными болями

г) Меленой

5. Опоясывающие боли характерны для:

а) Острого панкреатита

б) Острого холецистита

в) Почечной колики

г) Острой кишечной непроходимости

6. Механическая желтуха это осложнение острого:

а) панкреатита

б) аппендицита

в) холецистита

7.Основной симптом пилородуоденального стеноза – это:

а) «Кинжальная боль»

б) Обильная рвота

в) Постоянная боль в эпигастрии

г) Желудочное кровотечение

8.Дегтеобразный стул характерен для кровотечения при:

а) Ране прямой кишки

б) Язвенной болезни 12-перстной кишки

в) Циррозе печени

9. Доскообразный живот наблюдается при:

а) Разрыве селезёнки

б) Перфорации язвы желудка

в) Остром аппендиците

г) Ушибе брюшной стенки

10. Характер рвоты при остром панкреатите:

а) Однократная не приносящая облегчения

б) Однократная приносящая облегчение

в) Многократная, приносящая облегчние

г) Многократная, неукротимая

11.При подозрении на острый живот необходимо:

а) Ввести ненаркотические обезболивающие

б) Ввести наркотические обезболивающие

в) Срочно госпитализировать пациента

12.Характер и локализация болей при остром холецистите:

а) Ноющие в правой подвздошной области

б) Ноющие в правом подреберье

в) Схваткообразные по всему животу

г) Опоясывающие, ноющие

13. Тактика фельдшера при остром холецистите:

а) Холод на живот, госпитализация

б) Введение спазмолитических и обезболивающих препаратов

в) Тепло на область правого подреберья

г) Желчегонные средства

14. Локализация болей при остром аппендиците:

а) В правом подреберье

б) В правой половине живота

в) В правой подвздошной области

г) По всему животу

15.Диета больного с острым животом:

а) Стол № 1

б) Стол №1 а

в) Стол №5

г) прием пищи исключается

16. Операции при острых хирургических заболеваниях органов брюшной полости проводится в:

а) Экстренном порядке

б) Плановом порядке

в) Срочном порядке

Задачи

Задача №15

На ФАП обратилась женщина 23 лет с жалобами на боли в правой подвздошной области, тошноту. Боли появились вчера сначала в эпигастральной области,затем локализовались в правой подвздошной области.

Объективно: tо-37,5о, язык сухой, живот болезнен и напряжен в правой подвздошной области. Так же положителен симптом. Щёткина-Блюмберга, положительны симптомы Воскресенского и Ровзинга.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

 

Задача №16

На ФАП доставлен мужчина 52 лет страдающий правосторонней пахово-мошоночной грыжей около 3 лет. 2 часа назад во время подъёма бетонной детали появилась сильная боль в правой паховой области. Ранее легко вправимое в брюшную полость грыжевое выпячивание стало невправимым.

Объективно: В правой пахово- мошоночной области отмечается опухолевидное образование 10х5см. При пальпации болезненное.

Задания:

1. Сформулируйте и обоснуйте диагноз. Дифференциальный диагноз.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи

 

Задача №17

Фельдшер ФАП вызван к больной 48лет, которая предъявляет жалобы на боли в правом подреберье, иррадиирующие в правое плечо и надплечье, рвоту. Боли появились сегодня ночью. Накануне принимала алкоголь и жирную пищу.

Объективно: Состояние средней тяжести, Кожные покровы обычной окраски. Пульс 84 ударов в минуту хорошего наполнения и напряжения. Язык суховат, живот не вздут, при дыхании щадиться правая половина. При пальпации отмечается выраженная болезненность в правом подреберье, так же отмечается мышечное напряжение. Положительны симптомы Ортнера и Мэрфи.

Задания:

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз. Дифференциальный диагноз.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

Задача №18. Больная С. на третьи сутки после операции холецистэктомии жалуется на умеренные боли по всему животу, вздутие живота. Стула не было, газы не отходят. При объективном обследовании установлено: язык влажный, живот умеренно вздут, слегка болезненный во всех отделах. Перистальтика не прослушивается. Симптом Щеткина-Блюмберга отрицательный.

Задача:

1. Сформулируйте и обоснуйте диагноз. Дифференциальный диагноз.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

Практические навыки.

1. Все виды инъекций.

2. Все виды клизм, постановка газоотводной трубки.

3. Катетеризация мочевого пузыря

4. Применение пузыря со льдом.

5. Частичная и полная санитарная обработка больного.

6. Промывание желудка.

7. Накрывание стерильного перевязочного стола.

8. Инструментальная перевязка послеоперационной раны.

9. Уход за дренажём брюшной полости.

 

Алгоритм выполнения манипуляций.

Манипуляции 1-6 выполняются используя «Атлас манипуляционной техники по сестринскому уходу» - С.А.Мухина, И.И.Тирновская – 1995 М.Медицина.

«Практикум по основам сестринского дела» - Малнычева Е.В., Окунская Т.В. – г.Курск, 2001г.,КБМК, стр. 12-17, 40-42, 67-73, 80-83, 86-93, 93-95.

 

Манипуляции №7 приведены в теме №1, Манипуляции №8, №9 приведены в теме №5..




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.