Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компетенция Правительства. Срок полномочий и отставка Правительства Республики Беларусь




Срок полномочий и отставка Правительства Республики Беларусь

Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь

Конституция Республики Беларусь не содержит исчерпы­вающего перечня лиц, входящих в состав Правительства. В ст. 106 Основного Закона указано лишь, что Правитель­ство состоит из Премьер-министра, его заместителей и мини­стров. В состав Правительства могут входить и руководители республиканских органов государственного управления.

Структуру Правительства определяет Президент. Он же назначает на должность и освобождает от должности замести­телей Премьер-министра, министров и других членов Прави­тельства.


В результате проведенной в сентябре 2001 г. реорганиза­ции Правительства в его составе вместо 60 осталось около 40 членов.

Работой Правительства руководит Премьер-министр. В соответствии со ст. 106 Конституции Премьер-министр:

1) осуществляет непосредственное руководство деятельно­
стью Правительства и несет персональную ответственность за
его работу;

2) подписывает постановления Правительства;

3) в двухмесячный срок после назначения представляет
Парламенту программу деятельности Правительства, а в слу­
чае ее отклонения представляет повторную программу дея­
тельности Правительства в течение двух месяцев;

4) информирует Президента об основных направлениях де­
ятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;

5) выполняет другие функции, связанные с организацией
и деятельностью Правительства.

Иные полномочия Премьер-министра определяются зако­нами, указами Президента, постановлениями Правительства. При этом Премьер-министр решает наиболее важные вопросы. Так, в соответствии с распоряжением Премьер-министра от 20 сентября 2004 г. № 11 Зр «О распределении обязанностей между Премьер-министром и заместителями Премьер-мини­стра в Республике Беларусь» Премьер-министр помимо осуще­ствления руководства деятельностью Совета Министров также решает общие вопросы экономической реформы, вопро­сы международных финансово-кредитных организаций, обо­роны, внутренних и иностранных дел, юстиции, бюджета и финансов. В Правительстве он курирует работу наиболее важ­ных структурных подразделений аппарата.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь из­бранным Президентом Республики Беларусь. До сформирования нового Правительства по поручению Президента Правитель­ство, заявившее о сложении полномочий, продолжает осуще­ствлять свои полномочия.

Формирование Правительства обычно начинается с на­значения Президентом Премьер-министра, которое осуществ­ляется с согласия Палаты представителей.


Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандида­туру Премьер-министра. Не допускается и внесение альтерна­тивной кандидатуры. У депутатов Палаты представителей есть лишь одно право - обсудив предложенную кандидатуру, согласиться или не согласиться с предложением Президента.

В Конституции не оговорено, в течение какого срока Пре­зидент должен внести в Палату представителей предложение по кандидатуре Премьер-министра.

В то же время в Основном Законе установлен срок, в тече­ние которого Палата представителей должна принять решение о даче согласия на назначение Премьер-министра: не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения.

Конституция не устанавливает каких-либо специальных цензов для избрания на должность Премьер-министра, требо­ваний о необходимости быть депутатом и т.п. Важно, чтобы кандидат был гражданином Республики Беларусь.

Формирование Правительства в целом осуществляется Главой государства, который самостоятелен в своем выборе. На практике Премьер-министр вносит на рассмотрение Прези­денту соответствующие кандидатуры.

В законодательстве Республики Беларусь специально не предусматривается необходимость получения со стороны Пар­ламента вотума доверия составу Правительства или его программе для того, чтобы приступить к исполнению обязан­ностей. Наоборот, действующая Конституция предоставляет Правительству больше гарантий для спокойной и целенаправ­ленной работы, хотя и допускает возможность влияния Парла­мента на курс Правительства.

Решение по этому вопросу оформляется постановлением Палаты представителей, которое принимается большинством голосов от полного состава.

В случае отклонения программы деятельности Правитель­ства Палата представителей определяет в постановлении срок для заслушивания повторной программы деятельности Пра­вительства, но не позднее двух месяцев со дня отклонения про­граммы.

Если программа деятельности Правительства все же была одобрена, то вопрос об ответственности Правительства не


может быть поставлен в течение года после ее одобрения. В данном случае речь идет об определенной зависимости Пра­вительства от Парламента и даже ответственности Прави­тельства (но в течение определенного периода деятельности).

Что же касается Главы государства, то исходя из конститу­ционных правомочий он может привлекать к ответственности (включая и освобождение от должности) членов Правительства и до окончания вышеназванного срока.

В Конституции Республики Беларусь срок полномочий^ Правительства конкретно не определяется. Указывается, что оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Прези­дентом. Можно сделать вывод: в связи с избранием нового Президента формируется заново и Правительство, поэтому допустимо (с известными оговорками) утверждать, что срок полномочий Правительства такой же, как и срок полномочий Президента. При этом следует иметь в виду право Палаты представителей на вотум недоверия Правительству, право от­казать в доверии Правительству со всеми вытекающими последствиями, право Президента на смену членов Правитель­ства (отставка и назначение новых членов Правительства).

Сложение полномочий Правительства должно происхо­дить не после объявления результатов выборов Президента, а со вступлением Главы государства в должность, т.е. после принятия им Присяги.

Для формирования нового состава Правительства необ­ходимо время, поэтому Президент вправе поручить прежнему составу Правительства продолжать выполнение своих обязан­ностей до сформирования нового состава Правительства Рес­публики Беларусь.

В Конституции не предусмотрена обязанность Президента получить согласие Палаты представителей на освобождение Главой государства Премьер-министра от должности.

Используя это право, Президент должен одновременно из­вестить Палату представителей о принятом решении. Зару-


бежный опыт показывает: если Президент злоупотребляет сво­им правом и часто осуществляет замену премьер-министров, что свидетельствует об ошибках в подборе кандидатур, то парламент (палата представителей) может выразить свое отно­шение путем отказа в даче согласия на назначение либо выс­казаться по данному вопросу при обсуждении новой предложенной кандидатуры.

Правительство или любой член Правительства вправе зая­вить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей.

Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Прави­тельству. Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представ­ленной программе или по конкретному поводу. Предложение о рассмотрении вопроса о доверии Правительству вносится Премьер-министром на имя Председателя Палаты представи­телей. Предварительная подготовка и порядок включения данного вопроса в повестку дня сессии осуществляются в по­рядке, предусмотренном Регламентом. Решение о доверии Правительству считается принятым, если за него проголосова­ло большинство от полного состава Палаты представителей. Такое решение оформляется постановлением. Если решение о доверии не принято, то считается отказом Правительству в доверии. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в 10-дневный срок принять решение об от­ставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Пра­вительство продолжает осуществлять свои полномочия.

Конституция предусматривает как коллективную, так и индивидуальную ответственность Правительства и его членов.


 


Являясь центральным органом государственного управле­ния, Правительство наделено широкими полномочиями, позво­ляющими ему эффективно воздействовать на общественные отношения.


Основные полномочия Правительства предусмотрены в Конституции, детально они раскрываются в Законе «О Со­вете Министров Республики Беларусь».

- Согласно Конституции и Закону в экономической сфере
Правительство:

- обеспечивает проведение единой экономической политики;

- регулирует деятельность всех отраслей экономики Рес­
публики Беларусь, принимает меры по их развитию;

- разрабатывает прогнозы, концепции, государственные
программы экономического и социального развития Республи­
ки Беларусь, другие программы и обеспечивает их реализацию;

- разрабатывает основные направления развития эконо­
мики в целом, ее отдельных отраслей, принимает меры по ус­
корению научно-технического прогресса;

- разрабатывает основные направления внутренней
и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры
по их реализации;

- принимает меры по обеспечению оптимальных темпов
развития производства, роста национального дохода и его ра­
ционального распределения;

- выступает от имени собственника в отношении имуще­
ства, являющегося собственностью Республики Беларусь,
организует управление государственной собственностью;

- имеет право создавать, реорганизовывать, ликвидиро­
вать предприятия, организации, учреждения, объединения,
имущество которых находится в собственности Республики
Беларусь;

- содействует интеграции экономики Республики Бела­
русь и экономики других государств с учетом интересов Рес­
публики Беларусь, вносит соответствующие предложения
Президенту Республики Беларусь и в Палату представителей
Национального собрания Республики Беларусь;

- устанавливает экономическую ответственность субъек­
тов хозяйствования за нарушение порядка осуществления хо­
зяйственной деятельности, если эта ответственность не была
установлена законами Республики Беларусь и актами Прези­
дента Республики Беларусь;

5 Зак 2388 129


- в пределах полномочий, предоставленных Президентом
Республики Беларусь, регулирует внешнеэкономическую дея­
тельность, в том числе определяет меры тарифного и нетариф­
ного регулирования ввоза (вывоза) товаров (работ, услуг) на
территорию (с территории) Республики Беларусь, обеспечива­
ет привлечение иностранных инвестиций;

- создает условия для свободного предпринимательства
на основе равноправия всех форм собственности;

- осуществляет единую государственную политику в об­
ласти использования и охраны земель, в пределах своих пол­
номочий производит изъятие и предоставление земельных
участков;

- координирует инвестиционную деятельность с учетом
приоритетных направлений социально-экономического разви­
тия государства;

- определяет государственную страховую политику;

- обеспечивает проведение единой государственной по­
литики в области использования и экономии энергетических и
материальных ресурсов, принимает меры по обеспечению Рес­
публики Беларусь этими ресурсами и др.

- В области бюджета и финансов:

 

- обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-
кредитной политики;

- ежегодно разрабатывает и представляет Президенту Рес­
публики Беларусь для внесения в Национальное собрание Рес­
публики Беларусь проект республиканского бюджета и отчет
о его исполнении;

- предоставляет в порядке, установленном Президентом
Республики Беларусь, правительственные гарантии;

- разрабатывает и осуществляет меры по проведению еди­
ной государственной политики цен и тарифов, совершенство­
ванию системы цен и тарифов;

- исходя из главных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики, определяет меры по обеспечению
сбалансированности денежных доходов и расходов населения,
улучшению финансового состояния отраслей экономики и ис-


пользованию кредитных ресурсов, а также совместно с Наци­ональным банком Республики Беларусь регулирует обменный курс белорусского рубля;

- обеспечивает привлечение, распределение и использова­
ние кредитов, формирующих внешнюю задолженность Респуб­
лики Беларусь;

- определяет государственную политику в области защи-
i ы прав потребителей;

- осуществляет взаимодействие с Национальным банком
Республики Беларусь, в том числе имеет право получать ста-
1 истическую и другую информацию о деятельности банков.

- В области занятости и труда'.

- принимает меры по реализации гражданами Республики
Беларусь права на труд, т.е. права на выбор профессии, рода
занятий и работы в соответствии с призванием, способностя­
ми, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом
общественных потребностей, а также права на здоровые и бе-
юпасные условия труда;

- разрабатывает и осуществляет меры по рациональному
размещению производительных сил, проведению в жизнь соот­
ветствующей политики народонаселения;

- осуществляет меры по формированию и совершенст­
вованию мотивационного механизма трудовой активности,
усилению роли материальных и моральных стимулов в повы­
шении эффективности и качества труда;

- осуществляет единую государственную политику, на­
правленную на обеспечение полной и эффективной занятости
i рудоспособного населения, в том числе за счет совершен­
ствования отраслевой структуры народного хозяйства и тер­
риториального размещения производительных сил;

 

- устанавливает минимальный размер заработной платы,
л i акже в пределах своих полномочий определяет формы, сис-
1емы и размеры оплаты труда работников государственных уч­
реждений;

- определяет государственную миграционную политику.


- В социально-культурной сфере:

- обеспечивает проведение единой государственной поли­
тики в области науки, культуры, образования, здравоохране­
ния, социального обеспечения;

- создает условия для поддержания установленного законо­
дательством Республики Беларусь уровня социального обеспе­
чения;

- принимает меры по обеспечению социальной защиты
граждан, совершенствует систему социальной защиты;

- принимает меры по совершенствованию системы про­
фессиональной ориентации, создает условия для получения
профессионально-технического образования, обучения новым
специальностям, переподготовки и повышения квалификации
с учетом общественных и производственных потребностей;

- принимает меры по предупреждению инвалидности и ор­
ганизации реабилитации инвалидов;

- определяет и реализует наиболее эффективные пути по­
вышения доходов семьи, стипендий, пенсий, других соци­
альных пособий, выплат;

- разрабатывает и осуществляет социально-экономичес­
кие меры по улучшению положения женщин, укреплению и
поддержке семьи, обеспечивает контроль за соблюдением пре­
доставленных женщинам прав и гарантий;

- осуществляет меры по формированию и реализации госу­
дарственной молодежной политики;

- принимает меры по развитию и укреплению сети госу­
дарственных общеобразовательных, профессионально-техни­
ческих, средних специальных и высших учебных заведений;

- обеспечивает проведение государственной политики в
области обеспечения санитарно-эпидемическопу благополу­
чия населения, основных направлений развития и совершен­
ствования системы здравоохранения, применения в этой сфере
новых методов управления;

- содействует развитию физической культуры и спорта;

- осуществляет меры по развитию и улучшению работы уч­
реждений культуры, архивных учреждений, обеспечивает охрану


историко-культурного наследия, реставрацию и консервацию памятников, умножение и широкое использование культурных ценностей, в том числе народного творчества, для духовного и эстетического воспитания граждан, повышения их культурно­го уровня, содействует развитию профессионального искусства, литературы, национального книгоиздания и периодической печати;

- создает условия для свободного развития культуры всех
национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь;

- проводит государственную политику, направленную на
сохранение и развитие белорусского и русского языков, созда­
ние надлежащих условий для развития языков других нацио­
нальных общностей, проживающих на территории Республики
Беларусь;

- принимает меры по обеспечению права граждан Респуб­
лики Беларусь на свободу вероисповеданий;

- обеспечивает проведение единой научно-технической го­
сударственной политики и др.

- В области охраны окружающей среды.

- определяет государственную политику в области охра­
ны окружающей среды, порядок использования природных ре­
сурсов;

- определяет государственную политику в области гидро­
метеорологической деятельности;

- осуществляет меры по охране, научно обоснованному
использованию природных ресурсов и улучшению окружаю­
щей среды;

- определяет государственную политику в области обес­
печения технической, ядерной и радиационной безопасности
потенциально опасных объектов, предупреждения аварий и
катастроф;

- обеспечивает разработку и реализацию государствен­
ных экологических программ;

- утверждает перечень особо ценных природных ресурсов
и объектов окружающей среды;


- определяет порядок учета и ведения государственных
кадастров природных ресурсов, осуществления мониторинга
окружающей среды;

- принимает решения о создании заповедников, нацио­
нальных парков, заказников и иных особо охраняемых при­
родных территорий республиканского значения, утверждает
положения о них и их границы;

- утверждает порядок разработки экологических меро­
приятий, установления лимитов использования природных ре­
сурсов и размещения отходов производства;

- объявляет в необходимых случаях отдельные участки
территории Республики Беларусь зонами чрезвычайной эколо­
гической ситуации;

- организует работы по ликвидации последствий катастро­
фы на Чернобыльской АЭС и принимает меры по ее реализации;
обеспечивает развитие системы экологического воспитания
и обучения граждан.

- В области обеспечения законности и правопорядка:

- принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан,
защите интересов государства, охране собственности и обще­
ственного порядка, борьбе с преступностью;

- обеспечивает гарантированные Конституцией Республи­
ки Беларусь, законами и предусмотренные международными
обязательствами государства права и свободы граждан, защи­
ту личности от любых противоправных действий, посяга­
тельств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство,
защиту гражданина Республики Беларусь как на территории
Республики Беларусь, так и за ее пределами;

 

- определяет основные направления правовой работы
в органах государственного управления;

- руководит в пределах своей компетенции деятельностью
республиканских органов государственного управления по
обеспечению правопорядка и законности, реализации госу­
дарственных программ борьбы с преступностью;

- осуществляет меры по предотвращению создания и дея­
тельности политических партий, общественных объединений и


религиозных организаций, имеющих целью насильственное из­менение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой враж­ды, а также препятствующих исполнению гражданами их го­сударственных, общественных, семейных обязанностей или наносящих вред их здоровью и нравственности.

- В области обеспечения национальной безопасности
и обороны:

- принимает меры по защите национальной безопасности и
обороноспособности, независимости и территориальной цело­
стности Республики Беларусь, кроме осуществляемых Прези­
дентом Республики Беларусь или другими определенными им
государственными органами;

- решает вопросы военного строительства, обеспечения
Вооруженных Сил и других воинских формирований Респуб­
лики Беларусь всем необходимым для надежной вооруженной
защиты республики, а также строительства и размещения на
территории Республики Беларусь оборонных объектов;

- осуществляет контроль за подготовкой граждан к воен­
ной службе и призывом их на военную службу, а также регла­
ментирует воинский учет призывников и военнообязанных;

- руководит в пределах своей компетенции подготовкой
народного хозяйства Республики Беларусь к работе в режиме
и условиях военного времени, а также его мобилизационным
развертыванием;

- вносит на утверждение Президенту Республики Беларусь
мобилизационные планы Республики Беларусь, планы накоп­
ления материальных ценностей в мобилизационном резерве;

- осуществляет в соответствии со своей компетенцией ру­
ководство гражданской обороной Республики Беларусь.

- В области внешней политики:

- осуществляет координацию деятельности в сфере отно­
шений Республики Беларусь с другими государствами и меж­
дународными организациями;

- принимает практические меры по реализации и защите
внешнеполитических интересов Республики Беларусь;


- проводит переговоры и заключает международные дого­
воры по вопросам, относящимся к его компетенции;

- принимает меры по обеспечению выполнения междуна­
родных договоров Республики Беларусь.

Правительство осуществляется^ других полномочий, в част­ности в кадровой сфере, руководит деятельностью республи­канских органов государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами. Правитель­ство активно взаимодействует по ряду вопросов с Нацио­нальным собранием (прежде всего в законодательной сфере, исполнении законов), местными Советами депутатов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.