КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Производство по делам об административных правонарушениях
Производство по делам об административных правонарушениях является одним из видов административно-процессуальной деятельности, наиболее полно урегулированной нормами процессуального административного права. Правовые основы данного вида административного производства закреплены в настоящее время в КоАП (раздел IV «Производство по делам об административных правонарушениях»), Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних и других нормативных правовых актах. В системе органов Министерства по налогам и сборам действует Памятка должностному лицу инспекции при осуществлении производства по делам об административных налоговых правонарушениях, утвержденная приказом от 17 июля 2000 г. № 77. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на основе ряда законодательных принципов. «Во-первых, производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться в административно-процессуальных условиях, обеспечивающих конституционные права и свободы граждан, которые являются высшей ценностью и целью общества и государства. Согласно ч. 2 ст. 59 Конституции Беларуси государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. » Во-вторых, рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. • В-третьих, дело об административном правонаруше * В-четвертых, в соответствии с Законом от 29 января » В-пятых, в установленном законом порядке производится сбор и оценка доказательств. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. 1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 10. Ст. 95; 1994. № 30. Ст. 513; 1995. № 19. Ст. 230; 1996. № 21. Ст. 380, № 23. Ст. 427. Эти данные устанавливаются следующими средствами: протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, показаниями потерпевшего, свидетеля, заключением эксперта, вещественными доказательствами, протоколом об изъятии вещей и документов, а также показаниями технических средств и иными документами. Орган (должностное лицо) оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется специально на то уполномоченными КоАП и другими законодательными актами органами и должностными лицами (в Беларуси их более 40): 1) административными комиссиями при исполнительных 2) исполнительными комитетами поселковых и сельских 3) городскими, районными комиссиями по делам несовер 4) районными (городскими) судами (судьями); 5) органами внутренних дел (милицией), органами госу Производство по делам об административных правонарушениях включает исполнение определенных действий, следующих одно за другим в строгой последовательности, из которых и формируются определенные процессуальные стадии. Каждая из них имеет свое процессуальное назначение. Можно выделить следующие основные стадии производства: возбуждение дела, его рассмотрение, вынесение постановления (решения) по делу, обжалование и опротестование постановления (решения) по делу, исполнение принятого постановления (решения). * Возбуждение дела об административном правонарушении Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются обращения граждан, заявления потерпевших, очевидцев, сообщения организаций, средств массовой информации, материалы следственных и правоохранительных органов и иная информация о действии либо бездействии, имеющем признаки административного правонарушения. Указанная начальная стадия производства начинается с составления особого процессуального документа - протокола об административном правонарушении (ст. 234 КоАП), которым оформляется факт совершения административного правонарушения. В целях соблюдения законности и ведения производства с наибольшей эффективностью в протоколе об административном правонарушении указываются', дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения административного правонарушения и его существо; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; данные о свидетелях и потерпевших, если они имеются; объяснения нарушителя; иные, необходимые для разрешения дела сведения, т.е. любые фактические данные, позволяющие установить наличие или отсутствие административного правонарушения, степень виновности нарушителя, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение, а также свидетелями и потерпевшими, если таковые имеются. Лицо, совершившее административное правонарушение, вправе отказаться от подписи протокола и представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по его содержанию, а также изложить свои мотивы отказа от подписи протокола. При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности. Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченными на то лицами (ст. 234' КоАП) и в возможно короткий срок направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Инициатива в составлении такого протокола принадлежит полномочному должностному лицу, поэтому именно оно (в некоторых случаях - представитель общественной организации) является инициатором возбуждения дела об административном правонарушении. Если составить протокол на месте совершения правонарушения невозможно, а его наличие обязательно, нарушитель может быть доставлен в милицию. В случае нарушения отдельных правил (например, пользования средствами транспорта, безопасности движения, пожарной безопасности, охоты, рыболовства и т.п.) доставление нарушителя в милицию или в служебное помещение иного государственного органа может быть осуществлено уполномоченными на то работниками в целях установления его личности и составления протокола о правонарушении. Доставление нарушителя должно быть осуществлено в возможно короткий срок. Протокол об административном правонарушении не составляется при совершении административного правонарушения, за которое предусмотрено административное взыскание в виде минимального штрафа, не превышающего одной минимальной заработной платы, и в других установленных ст. 237 КоАП и законодательством случаях, когда штраф налагается и взимается, предупреждение оформляется непосредственно на месте совершения правонарушения, а правонарушители не оспаривают допущенных ими правонарушений и налагаемых на них административных взысканий. Порядок административного задержания, личного досмотра, досмотра вещей и изъятия вещей и документов определяется КоАП и другими актами. Административное задержание оформляется составлением протокола, который подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом. Для административного задержания установлены определенные сроки. Оно, как правило, может длиться не более трех часов. При нарушении пограничного режима для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения задержание возможно до трех суток с письменным сообщением об этом прокурору в течение 24 часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность. За совершение мелкого хулиганства, нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, торговлю в неустановленных местах нарушители могут быть задержаны до рассмотрения дела судьей или начальником органа внутренних дел, т.е. фактически на срок до трех суток, если административное задержание осуществлено перед выходными днями. Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления. Административное задержание вправе осуществлять органы внутренних дел, пограничные войска, должностные лица таможенных органов и т.п. Личный досмотр (ст. 243 КоАП) может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных органов и пограничных войск, а также других государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством. Досмотр вещей может производиться должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных органов, пограничных войск, органов лесоохраны и рыбоохраны и т.п. в присутствии лица в собственности или владении которого они находятся. В экстренных случаях вещи могут быть подвергнуты досмотру и в отсутствие их собственника (владельца), но с участием двух понятых. О личном досмотре и досмотре вещей составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженных при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, осуществляется теми же должностными лицами, которые производили задержание либо досмотр. Изъятые вещи и документы хранятся впредь до рассмотрения дела об административном правонарушении в установленных местах. После рассмотрения дела в зависимости от результатов его рассмотрения они конфискуются, либо возвращаются владельцу, либо уничтожаются, а при возмездном изъятии вещей реализуются. При изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или об административном задержании. В дополнение к процессуальным мерам, предусмотренным КоАП, должностные лица таможенных органов вправе применять следующие меры обеспечения производства по делам об административных таможенных правонарушениях: экспертизу; поручение о производстве отдельных действий по делу об административном таможенном правонарушении; опрос лиц по делу об административном таможенном правонарушении; истребование документов, необходимых для производства по делу об административном таможенном правонарушении или его рассмотрения; проведение таможенного обследования, осмотр; предъявление товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов для опознания; получение необходимой для производства по делу или его рассмотрения информации от государственных органов и лиц; проведение ревизий, проверки, инвентаризации по делу; наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество (ст. 225-235 Таможенного кодекса Республики Беларусь). Согласно ст. 246 КоАП административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору. Норма ст. 60 Конституции гарантирует каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Конституционный Суд 19 июня 1998 г. в своем решении признал ст. 246 КоАП не соответствующей Конституции, Международному пакту о гражданских и политических правах в той мере, в какой она не предусматривает судебное обжалование административного задержания, личного досмотра, досмотра вещей и изъятие вещей и документов. » Рассмотрение дела об административном правонарушении - центральная стадия производства, которая осуществляется по месту совершения административного правонарушения или по месту жительства нарушителя, а также по месту расположения таможенного органа, должностным лицом которого был составлен протокол об административном таможенном правонарушении. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело (перечень таких органов и должностных лиц содержится в разделе 3 КоАП), протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Некоторые дела рассматриваются в течение суток (например, о незаконном приобретении или хранении наркотических средств в небольших размерах, о мелком хулиганстве, о распитии спиртных напитков в общественных местах или появлении в общественных местах в пьяном виде), трех суток (например, о нарушении требований режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, о торговле в неустановленных местах), в пятидневный срок (например, о мелком хищении государственного или общественного имущества, о распространении кассет и дисков с недопустимыми записями видео- и звуко-программ). Важное процессуальное значение имеют действия по подготовке к рассмотрению дела, которые предусматривают выяснение органом (должностным лицом) следующих вопросов: относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; правильно ли составлены протокол и другие материалы дела; извещены ли все лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; истребованы ли все необходимые материалы; поступили ли ходатайства лица, привлекаемого к ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката. Дело об административном правонарушении рассматривается в строго установленном законом порядке и с участием определенного круга лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении: Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, обжаловать постановление по делу, которое должно рассматриваться в его присутствии. В отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, а также, когда оно совершило правонарушение, предусмотренное ст. 19314 КоАП (перемещение через таможенную границу Республики Беларусь вещей, запрещенных к пересылке в международных почтовых отправлениях). Ряд дел рассматривается с обязательным присутствием лица, привлекаемого к административной ответственности (например, при рассмотрении дел о незаконном приобретений или хранении наркотических средств в небольших размерах, реализации продукции, загрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней, мелком хищении государственного или общественного имущества, торговле в неустановленных местах, нарушении правил административного надзора и т.п.). В случае его уклонения от явки по вызову органа внутренних дел или судьи оно может быть подвергнуто милицией приводу. Потерпевший - лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред. Он вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, а также может быть опрошен в качестве свидетеля. Законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) вправе представлять в процессе рассмотрения дела интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права. Адвокат, участвующий в рассмотрении дела, оказывает юридическую помощь лицу, привлекаемому к административной ответственности, вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по делу. В качестве свидетеля может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по Делу об административном правонарушении. Эксперт назначается органом (должностным лицом) в случаях, когда возникает необходимость в специальных познаниях. Он обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. Эксперт вправе знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; с разрешения органа (должностного лица), рассматривающего дело, задавать вопросы по предмету экспертизы потерпевшему, свидетелям и лицу, привлекаемому к ответственности; присутствовать при рассмотрении дела. Переводчик назначается органом (должностным лицом), рассматривающим дело. Он обязан выполнить полно и точно порученный ему перевод. Дело об административном правонарушении начинается с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего данное дело. За- тем председательствующий или должностное лицо объявляют, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности. Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности. После оглашения протокола о правонарушении заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, разрешаются ходатайства, исследуются доказательства, оглашается заключение прокурора, если он участвует в рассмотрении дела. Орган (должностное лицо) при рассмотрении дела обязан выяснить все обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения, и прежде всего: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли правонарушением имущественный ущерб, имеются ли основания для передачи материалов дела на рассмотрение иного органа или трудового коллектива. При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, в котором фиксируются в соответствии со ст. 260 КоАП все процессуальные данные и который подписывается председательствующим в заседании и секретарем. » Вынесение постановления по делу об административном правонарушении Рассмотрев дело, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу, которое должно содержать следующие данные: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление; дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; принятое по делу решение; срок и порядок обжалования постановления, когда оно не является окончательным, либо указание.; что постановление, является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит. В случае одновременного решения вопроса о возмещении виновным имущественного ущерба в постановлении по делу указывается размер ущерба, срок и порядок его возмещения. В постановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах. Согласно ст. 262 КоАП постановление по делу может быть двух видов: о наложении административного взыскания либо о прекращении дела производством. Постановление по делу объявляется немедленно по окончании его рассмотрения. Копия постановления в течение трех дней вручается под расписку или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 157 КоАП (стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах или с нарушением установленного порядка) и ч. 1 и 2 ст. 174 КоАП (нарушение правил хранения или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов), в отношении лица, которому огнестрельное оружие, а также боевые припасы вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование предприятием, учреждением, организацией, копия постановления направляется соответствующему предприятию, учреждению или организации для сведения и органу внутренних дел для рассмотрения вопроса о запрещении этому лицу пользоваться огнестрельным оружием. При установлении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, орган (должностное лицо), вынесший постановление по делу, вносит в соответствующие организации, учреждения и должностным лицам предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий. Указанные организации и лица обязаны в течение месяца со дня поступления предложения сообщить о принятых мерах органу (должностному лицу), внесшему предложение. * Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении Обжалование постановления по делу об административном правонарушении может быть осуществлено лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Норма ст. 62 Конституции предоставляет право каждому пользоваться юридической помощью адвокатов в целях защиты прав и свобод. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению жалобщика может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу. Подача жалобы в установленный срок приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы, за исключением обжалования предупреждения, административного ареста, а также наложения штрафа, взимаемого на месте совершения правонарушения. Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста. В ст. 267 КоАП установлен следующий порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях: 1) постановления административных комиссий, комиссий 2) решение поселкового, сельского исполнительного ко 3) постановление иного органа (должностного лица) о на в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) суд; постановление о наложении иного административного взыскания обжалуется в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд. Постановление о наложении одновременно основного и дополнительного административных взысканий может быть по выбору лица, обжалующего постановление, обжаловано в порядке, установленном для основного либо для дополнительного взыскания; 4) постановление органа внутренних дел (должностного 5) постановление должностного лица военной автомобиль В настоящее время согласно ст. 267 КоАП постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано как в судебном, так и административном порядке (вышестоящему органу, должностному лицу). При наложении некоторых видов административных взысканий предусмотрен двухступенчатый порядок подачи жалобы: в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), а затем в суд. В тех случаях, когда жалоба подается в районный (городской) суд, постановление суда (судьи) о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию не подлежит. Постановление судьи по делам об административных правонарушениях, предусмотренных рядом статей КоАП, может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим судьей, который рассматривается им в течение трех дней, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем вышестоящего суда.
По результатам рассмотрения жалобы или протеста орган (должностное лицо) принимает одно из следующих решений: 1) оставляет жалобу или протест без удовлетворения, а по 2) отменяет постановление и дело направляет на новое 3) отменяет постановление и прекращает дело; 4) изменяет меру и вид взыскания с тем условием, чтобы * Исполнение постановления о наложении административного взыскания Если предыдущая стадия считается факультативной, необязательной, то данная стадия производства по делам об административных правонарушениях является заключительной, обязательной, начинающейся сразу после вынесения постановления либо после рассмотрения жалобы или протеста и оставления их без удовлетворения. Постановление о наложении административного взыскания обращается к исполнению органом (должностным лицом), вынесшим постановление. При наличии обстоятельств, вследствие которых немедленное исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста, исправительных работ или штрафа (за исключением взыскания штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно, орган (должностное лицо), вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. Исполнение постановления о наложении административного взыскания прекращается в случаях: издания акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; отмены акта, устанавливающего административную ответственность; смерти лица, в отношении которого вынесено постановление. Норма ст. 282 КоАП устанавливает давность исполнения постановлений. Так, не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения. В случае обжалования или опротестования постановления течение давностного срока приостанавливается до рассмотрения жалобы либо протеста. При отсрочке исполнения постановления течение давностного срока приостанавливается до истечения срока отсрочки. КоАП устанавливает определенный порядок исполнения постановлений о наложении различных видов административных взысканий. Раздел IV. Основы уголовного права Глава 15
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |