КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие государственных доходов. Налоговое право
РАСХОДОВ ДОХОДОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ Государственные доходы представляют собой различные денежные средства, поступающие в процессе распределения и перераспределения национального дохода в собственность государства или во временное пользование и используемые им для выполнения своих задач и функций. Государственные доходы классифицируются по самым различным признакам. В зависимости от порядка формирования и использования государственных доходов различают децентрализованные и централизованные доходы. Децентрализованные доходы - доходы предприятий и организаций государственной собственности, которые остаются и используются ими в соответствии со своими финансовыми планами. К централизованным доходам относятся доходы бюджетов. Эти доходы призваны обеспечить финансирование государственными органами своих задач. Понятие «государственные доходы» шире понятия «доходы бюджетов». Основу государственных доходов составляют доходы бюджетов. Доходы бюджетов подразделяются на группы: «по социально-экономическому признаку (в зависимости от вида источника поступления) - поступления от государственных организаций, предпринимателей, колхозно-кооперативных и личных доходов. Поступления от государственных субъектов выражаются в ряде налогов, сборов и иных поступлений в виде доходов от имущества и угодий: лесной доход, госпошлина, доход рыбных угодий и др. С хозяйствующих субъектов главным обра- зом взимаются различного рода налоги, сборы и пошлины. Личные доходы граждан дают бюджету различные виды налогов и сборов, добровольных взносов и пожертвований; «по методу изъятия - на налоговые и неналоговые. Налоговыми являются те доходы, которые установлены законодательным путем в виде обязательных, безвозмездных и безвозвратных платежей, мобилизуемых в доход государства в строго установленном размере и в заранее намеченные сроки. Они составляют во всех цивилизованных развитых странах в среднем 80-85 % всех источников дохода бюджетов. Неналоговые доходы бюджетов состоят из поступлений от использования имущества, являющегося государственным достоянием (земля, недра, леса, приватизация, государственная собственность), и иных поступлений, в том числе добровольных взносов юридических и физических лиц, государственной пошлины, поступлений в виде штрафных санкций. К неналоговым доходам относятся также денежные средства, поступающие в бюджет на возвратной и возмездной основе посредством государственного кредита (заем, лотереи, денежные вклады), государственного страхования (страховые взносы временно используются государством). В связи с переходом к рыночным отношениям и приватизацией государственной собственности все большее значение приобретают налоговые методы обеспечения доходной части бюджетов. Налог становится основным источником пополнения доходной части бюджета Республики Беларусь и в настоящее время составляет более 90 % всех доходов бюджета. Устанавливая в Конституции Республики Беларусь основные начала налогообложения, законодатель определяет условия последующего налогового нормотворчества, ограничивая возможные налоговые притязания самого государства. Так, в ст. 133 Конституции закреплено, что доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом. Из смысла ст. 3 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь следует, что налоговые правоотношения могут устанавливаться только специальным налоговым законодательством, если иное не установлено в самом Налоговом кодексе или Президентом Республики Беларусь. Налог - это обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты (п. 1 ст. 6 НК). Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь (п. 2 ст. 6 НК). Особое место занимает государственная пошлина, которая взимается за предоставляемые от имени государства юридическим и физическим лицам услуги юридического характера. Следует выделить шесть общих элементов налога: 1) субъектом налога может быть юридическое или физи 2) объектом налога является все то, на что в законном по 3) единицей обложения является величина, с которой соиз 4) ставка (норма) налога - величина, которая взимается в 5) оклад налога - это величина налога, которую субъект 6) ответственность наступает в случае невнесения налогов В соответствии с действующим законодательством все налоги, сборы и пошлины объединены в налоговую систему Республики Беларусь. По субъектам налоговые платежи подразделяются на налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц. Однако имеются налоги, являющиеся общими как для юридических, так и для физических лиц. Это - платежи за землю, налог с владельцев недвижимости и др. По характеру использования налоговые платежи могут быть общего значения и целевые. К целевым налогам относятся в соответствии с законом чернобыльский налог, сборы и пошлина. По форме возложения налогового бремени они выступают как прямые и как косвенные. Прямые налоги обращены непосредственно к налогоплательщику - его доходам, имуществу. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпадают. Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавки к отпускной цене и не связаны с доходами или имуществом фактического плательщика. Закон возлагает внесение налога на продавца, фактически же бремя уплаты налога возложено на покупателя. Такими налогами являются акцизы, НДС и таможенная пошлина. Косвенные налоги носят характер несправедливых платежей. В зависимости от территориального уровня налоги делятся на общегосударственные (общереспубликанские) и местные. Налоговое право - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, порядку исчисления и взимания в доход государства налоговых платежей. Главным источником налогового права является Конституция Республики Беларусь и принимаемые в ее развитие законы Республики Беларусь. Вопросы установления местных налогов и сборов закон относит к компетенции местных Советов депутатов. Основным содержанием налоговых правоотношений является одностороннее обязательство плательщика своевременно внести в доход государства установленную законом сумму денежных средств. Налоговые правоотношения могут существовать при наличии соответствующих законодательных актов. Важнейшей особенностью налоговых правоотношений является также то, что они возникают и существуют только между государством (или по его уполномочию государственным органом) и налогоплательщиком, т.е. одной из сторон этих правоотношений всегда выступает государство. В соответствии с Общей частью Налогового кодекса налоговая система включает: - республиканские налоги, сборы (пошлины) (ст. 8 НК); - местные налоги и сборы.; - налоги, сборы (пошлины), подпадающие под особые ре Существенную роль в обеспечении бюджетов доходами играют налог на добавленную стоимость и акцизы, которые покрывают более 40 % всех источников бюджетов. Налог на добавленную стоимость (НДС) введен Законом от 19 декабря 1991 г. в редакции от 16 ноября 1999 г. «О налоге на добавленную стоимость» ' с 1 января 1992 г. Акцизы были введены Законом от 19 декабря 1991 г. в редакции от 30 декабря 1997 г. «Об акцизах» 2. Они являются косвенными налогами, поскольку включаются в отпускную цену товара и поэтому оплачиваются покупателем. Подакцизные товары и ставки к ним устанавливаются Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь ежегодно. Важнейшими прямыми налогами являются налог на прибыль и налог на доходы. 1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 3. Ст. 51; Ведо 2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 3. Субъектом этих налогов являются только юридические лица. Поэтому предусмотрено два объекта, облагаемых налогом, - доходы и прибыль. Доходом выступают дивиденды и приравненные к ним доходы, а также доходы от игорного бизнеса. Ставка налога на доходы установлена в размере 15 % от суммы дивидендов. Облагаемая прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой От реализации и себестоимостью данного вида продукции. Основная ставка налога на прибыль составляет 30 % от полученной прибыли. Налог на недвижимость установлен Законом от 23 декабря 1991 г. «О налоге на недвижимость» '. Субъектами данного налога являются юридические и физические лица независимо от форм собственности, кроме юридических лиц, финансируемых из бюджета. Объектом налогообложения является стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, являющихся собственностью или находящихся во владении юридических лиц; объекты незавершенного строительства, а также стоимость принадлежащих физическим лицам зданий. Ставки налога дифференцированы в зависимости от форм собственности. Льготы подразделяются по субъекту и объекту: - по объекту: освобождаются от налогообложения объек - по субъекту: освобождаются пенсионеры, инвалиды I и Юридические лица самостоятельно ежеквартально исчисляют налог исходя из остаточной стоимости фондов с нарастающим итогом с начала года. Физические лица налог исчисляют исходя из оценки объектов, порядок и сроки уплаты которой определяет Правительство Республики Беларусь на начало года. ' Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 3. Ст. 59, № 12. Ст. 206; 1993. № 3. Ст. 27; 1994. № 3. Ст. 24, № 17. Ст. 279; 1995. № 6. Ст. 57, № 17. Ст. 189; 1996. № 9. Ст. 118. № 23. Ст. 414; НРПА. 2000. № 13. 2/142; 2001. № 4. 2/228; 2002. № 8. 2/835, № 87. 2/883; 2003. № 3. 2/915; 2004. № 4. 2/1009, № 111. 2/1052, № 189. 2/1087. Платежи за землю установлены Законом от 18 декабря 1991 г. «О платежах за землю» ' и состоят из двух платежей -земельного налога и арендной платы. Субъектами налога являются юридические и физические лица независимо от форм собственности. Объектом налогообложения является земельный участок, который в установленном порядке предоставлен во владение, пользование или в собственность, а также в аренду. Законодатель устанавливает пять категорий земель по их целевому назначению. Это земли: - сельскохозяйственного назначения; - населенных пунктов; - промышленности, транспорта, связи, Министерства обо - лесного фонда; - водного фонда. Ставки налога установлены в виде четырех приложений к Закону «О платежах за землю». Плата за арендуемые земельные участки не должна превышать ставки за соответствующие категории земель. По всем категориям земель местным Советам предоставлено право повышать или понижать ставки земельного налога в зависимости от качества земель и других параметров. По платежам за землю установлено три категории льгот: льготы по взиманию платы за землю; льготы по земельному налогу - объекту; льготы по субъектам. Подоходный налог с граждан регулируется Законом от 21 декабря 1991 г. в редакции Закона от 9 марта 1999 г. «О подоходном налоге с физических лиц»2. Это основополагаю- 1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 3. 2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 5. щий налог, взимаемый с физических лиц. На его долю приходится около 90 % всех поступлений в бюджеты за счет физических лиц. По этому налогу имеется ряд категорий плательщиков. По подоходному налогу имеется ряд льгот, в основном по субъекту налогообложения, когда субъекты в определенном размере или полностью освобождаются от налогообложения. Законодатель предусмотрел два порядка исчисления и взимания подоходного налога: первый (основной) порядок заключается в том, что подоходный налог исчисляется и удерживается работодателями, производящими оплату труда; второй порядок установлен для второй и третьей категорий плательщиков - путем самостоятельного исчисления и внесения налога. Особое место в налоговой системе занимает налог за пользование природными ресурсами (экологический налог). Он установлен Законом от 23 декабря 1991 г. «Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог)» '. Особенность его заключается в том, что он не полностью носит налоговый характер, так как взимается за пользование природными ресурсами, т.е. здесь не в полной мере проявляется принцип безвозмездности. Указанное относится и ко второму налогу, установленному в соответствии с данным Законом, - за выбросы (сбросы) в окружающую среду загрязняющих веществ. (С 1997 г. к этой категории налогов отнесен и налог на объемы переработки нефти и нефтепродуктов.) Особое место в системе доходов государства занимает госпошлина, которая не относится ни к налогам, ни к сборам. Государственная пошлина взимается с юридических и физических лиц за оказываемые от имени государства услуги юридического характера. За ее невнесение не наступает ника- 1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 3. Ст. 57, 1994. № 3. Ст. 24; 1995. № 24-24. Ст. 335; 1996. № 24-25. Ст. 335; 1996. № 7. Ст. 86; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 3. Ст. 17, № 7. Ст. 89; НРПА. 2000. № 13. 2/142; 2001. № 4. 2/228; 2002. № 87. 2/883; 2003. № 3. 2/915; 2004. № 4. 2/1009, № 189. 2/1087. кой ответственности. Просто субъект госпошлины не получит определенной правовой услуги. Введение местных налогов и сборов было предусмотрено Законом от 20 февраля 1991 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Однако конкретные виды налогов и их точные параметры не были предусмотрены. И фактически все местные Советы - от сельского и поселкового до областного - вводили налоги и сборы по своему усмотрению. В связи с этим Верховный Совет Республики Беларусь принял постановление от 29 июня 1993 г. «О временном Порядке применения местных налогов и сборов», где был очерчен круг объектов и субъектов, по которым местные Советы могли устанавливать налоги и сборы. Таким образом, был установлен исчерпывающий перечень местных налогов и сборов. (В 1997 г. указанное постановление было отменено.) В настоящее время порядок введения местных налогов и сборов устанавливается законом о бюджете Республики Беларусь на текущий год. Местные Советы имеют право вводить на своей территории налог на продажу, сборы за услуги и с пользователей и другие. По сравнению с вышеуказанным постановлением Верховного Совета такой порядок введения местных налогов и сборов предоставляет местным органам большую самостоятельность по вопросам налогообложения. Ответственность за нарушение налогового законодательства К нарушителям налогового законодательства могут быть применены различные меры ответственности. Юридическая ответственность за нарушения налогового законодательства выступает в трех видах: финансовой (экономической), административной и уголовной. В настоящее время финансовая (экономическая) ответственность за нарушение налогового законодательства установлена Указом Президента Республики Беларусь от 22 января 2004 г. № 36 «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений» '; административная - названным Указом и Ко- НРПА. 2004 № 18. 1/5269. дексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 декабря 1984 г.; уголовная - Уголовным кодексом Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. Уплата налогов в срок и в полном объеме - конституционная обязанность юридических и физических лиц. При несоблюдении сроков уплаты или при сокрытии (занижении) прибыли или дохода налогоплательщик становится нарушителем налогового законодательства - недоимщиком. Государство в лице его уполномоченных органов принудительно взыскивает неуплаченные налоги и сборы (в судебном или бесспорном порядке) и привлекает недоимщика к одному из видов ответственности - финансовой, административной или уголовной. И при судебном, и при бесспорном порядке взыскание недоимки обращается на доходы недоимщика, а в случае отсутствия доходов - на имущество этого лица.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |