КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовые основы государственных расходов
Правовые основы государственного кредита (государственный долг) Для удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах наряду с традиционными источниками (налогами, сборами и другими обязательными платежами) применяются и другие способы получения государственных доходов -например, государственный кредит. Кредит (лат. creditum) - ссуда в денежной или товарной форме. Кредит может выступать в различных видах - как банковский, государственный, бюджетный, потребительский и др. Государственный кредит как самостоятельный финансово-правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую группу финансовых отношений, при которых заемщиком (должником) выступает государство, а кредиторами (заимодавцами) - юридические и физические лица, а также иностранные юридические и физические лица, другие государства. Для государственного кредита характерны такие признаки, как возвратность, срочность, возмездность и добровольность. Важнейшим признаком государственных кредитных отношений является возвратность денежных средств. Собранные государством на кредитной основе финансовые ресурсы юридических и физических лиц через определенное время должны быть возвращены собственнику. Эти финансовые ресурсы являются временными доходами и составляют государственный долг, который делится на внутренний государственный долг и внешний. Отношения по внутреннему государственному долгу регулируются Законом Республики Беларусь от 27 мая 1993 г. «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» '. В соответствии со ст. 1 названного Закона под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Правительства перед юридическими и физическими лицами. Порядок, условия выпуска, размещения, обращения и обслуживания государственных долговых обязательств определяются Правительством либо по его поручению Министерством финансов. Эта деятельность относится к управлению государственным долгом. В состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь не входят долги местных Советов депутатов. Порядок управления местными долгами регулируется решениями местных Советов депутатов, а ежегодный предельный прирост или сокращение местных долгов устанавливаются законодательной властью по предложениям Президента Республики Беларусь. Внутренний государственный долг может выступать в формах: - государственных займов, осуществляемых посредством - кредитов Национального банка; - других долговых обязательств, гарантированных Пра 1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь 1993. № 19. Ст 213, 1996 № 32 Ст 581 Использование указанных форм продиктовано в первую очередь недостаточностью (дефицитом) бюджетных средств. В Законе от 4 июня 1993 г. «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» указывается, что источниками покрытия дефицита бюджета служат государственные долговые обязательства и местные займы, а также кредиты Национального банка; источники финансирования дефицита республиканского бюджета утверждаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год, местных бюджетов - решениями соответствующих Советов депутатов (ст. 17 Закона). Не менее важным признаком государственного кредита является его срочность, который тесно переплетается с признаком возвратности. Срочность заключается в том, что государство рано или поздно обязано вернуть денежные средства кредиторам. По срокам государственный кредит бывает краткосрочным (до года) и долгосрочным (свыше одного года). Время возврата устанавливается самим государством. Интересы кредиторов выражает признак платности (воз-мездность) государственного кредита (долга). Юридические и физические лица, ссужающие денежные средства государству, получают от последнего доход, который может выражаться в различных формах (денежной, товарной). Основной признак, отличающий государственный кредит от налогов, - добровольность вступления кредиторов в отношения по государственному кредиту. Юридические и физические лица добровольно приобретают облигации государственных займов и другие ценные бумаги государства, в то время как отношения по уплате налогов носят обязательный характер и охраняются принудительной силой государства. Отношения в области государственного кредита носят комплексный характер и регулируются нормами как финансового, так и гражданского права. Основной формой государственного кредита (внутреннего государственного долга) выступает государственный заем, посредством которого осуществляется дополнительная мобилизация свободных денежных средств юридических и физичес- ких лиц в бюджет, через выпуск облигаций и других ценных бумаг государства. К основным видам государственных ценных бумаг относятся государственные краткосрочные облигации со сроком обращения до одного года (ГКО) и государственные долгосрочные облигации со сроком обращения один год и более СДГО). Порядок выпуска, размещения, обращения и погашения ГКО и ДГО, номинированных в белорусских рублях, определяется Основными условиями выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 февраля 2003 г. № 173 '. Выпуск ГКО и ДГО проводится в целях привлечения временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, в том числе иностранных, для финансирования дефицита республиканского бюджета. Облигации эмитируются от имени Правительства Республики Беларусь Министерством финансов отдельными выпусками в бездокументарной форме. Выпуск и торговля производится через компьютерную систему. Это позволяет уйти от проблем хранения, защиты и перемещения (перевозки), характерных для ценных бумаг на бумажной основе. Национальный банк Республики Беларусь выполняет функции центрального депозитария и осуществляет контроль за учетом находящихся в обращении облигаций. Размещение ГКО и ДГО среди физических лиц осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов и Комитетом по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь по согласованию с Национальным банком. Учет всех размещенных облигаций проводится на счетах депо в депозитариях, определенных Национальным банком по согласованию с Министерством финансов. Национальный банк и инвесторы (юридические и физические лица) имеют право совершать сделки по купле-продаже 1 НРПА 2003 № 22. 5/11958. облигаций на рынке ценных бумаг в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Министерство финансов не имеет права участвовать в обращении облигаций. Расчеты по погашению облигаций или выплате дохода по ним с депозитариями, осуществляющими учет облигаций, производит Национальный банк в день наступления срока погашения облигаций или даты выплаты дохода. Депозитарии осуществляют расчеты с инвесторами в течение одного рабочего дня после поступления средств от Национального банка. За нарушение установленных сроков расчетов по погашению облигаций или выплате доходов по ним виновная сторона за каждый день просрочки уплачивает пеню в размере 0,1 % от суммы, подлежащей выплате. Кроме ГКО и ДГО, номинированных в белорусских рублях, в Республике Беларусь предусматривается выпуск в обращение государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте. Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1999 г. № 1929 утверждены Основные условия выпуска, размещения и погашения государственных облигаций, номинированных в свободно конвертируемой валюте '. Данные облигации являются именными государственными ценными бумагами и выпускаются в виде записей по счетам. Их владельцами могут быть юридические лица -резиденты и нерезиденты Республики Беларусь. Государственные облигации, номинированные в СКВ, выступают в виде долгосрочных и краткосрочных ценных бумаг с купонным или процентным доходом. Согласно Основным условиям они не могут обращаться на вторичном рынке. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 1999 г. № 1627 утверждены Основные условия выпуска облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь 2. Размещаются они на добровольной основе среди граждан Республики Беларусь, лиц без 1 НРПА 2000. № 2. 5/2219; 2001. № 63. 5/6277; 2002. № 65. 5/10550, 2 НРПА. 1999. № 83. 5/1881. гражданства и иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь. Для расширения государственного рынка ценных бумаг и вовлечения в него физических лиц постановлением Правительства Республики Беларусь от 16 июля 2001 г. № 1053 предусмотрен выпуск облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь. Указанным постановлением утверждены Основные условия выпуска облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь '. Данный вид ценных бумаг используется в целях привлечения временно свободных денежных средств физических лиц для финансирования дефицита республиканского бюджета. Облигации сберегательного займа являются государственными ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в виде отпечатанных на бумаге бланков установленной Министерством финансов формы. Предъявителям облигаций предоставляется право на получение их номинальной стоимости и процентного дохода в соответствии с условиями выпуска облигаций, которые выплачиваются при их погашении. Условия выпуска облигаций государственного выигрышного валютного займа, государственного сберегательного займа (объем эмиссии, дата выпуска, порядок и сроки погашения облигаций, их номинальная стоимость, сроки размещения и обращения, размер процентного дохода, результаты тиражей выигрышей и другие условия) определяются Министерством финансов и публикуются в газете «Рэспублжа». К государственным ценным бумагам, используемым для привлечения свободных денежных средств юридических лиц, относятся Также векселя Правительства Республики Беларусь. Порядок выпуска, обращения и погашения векселей Правительства Республики Беларусь утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1999 г. № 1931 \ Источником погашения государственных займов и выплаты доходов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно 1 НРПА. 2001. № 70. 5/6419. 2НРПА. 2000. № 3. 5/2221, № 61. 5/3457; 2003. № 57. 5/12472. эти расходы выделяются в отдельную строку. Кроме того, законом о бюджете Республики Беларусь на очередной год предусматривается размер прироста внутреннего государственного долга Республики Беларусь, который в 2005 году не может превышать 3 % от валового внутреннего продукта. Отношения в области внешнего государственного долга регулируются Законом Республики Беларусь от 22 июня 1998 г. «О внешнем государственном долге Республики Беларусь»1. При внешнем государственном долге Республика Беларусь выступает заемщиком, а кредиторами - другие государства, международные организации, иностранные юридические и физические лица (нерезиденты Республики Беларусь). Внешний государственный доле Республики Беларусь представляет собой общую сумму основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени. Ежегодно законом о бюджете на очередной год устанавливается лимит внешнего государственного долга, представляющий из себя максимально допустимую сумму внешнего государственного долга по состоянию на конец финансового (бюджетного) года, исчисленную в долларах США. На протяжении 1995-2005 гг. лимит внешнего государственного долга устанавливается в размере 2 млрд. долларов США. Внешние государственные займы привлекаются и используются для: покрытия дефицита республиканского бюджета; пополнения валютных резервов Республики Беларусь; реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики; решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий; импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики; поддержки экономических реформ. Средства, полученные от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве го- 1 Ведомости Верховного„Совета Республики Беларусь. 1999. № 25-26. сударственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, могут использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета и (или) пополнения валютных резервов Республики Беларусь. Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга. Исполнение обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным находящимся в собственности республики имуществом. Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Беларусь, возникшим из внешних займов, полученных без государственной гарантии. С правовой точки зрения государственные расходы - это регламентированное правовыми нормами планомерное распределение и использование денежных средств из государственных централизованных и децентрализованных фондов для выполнения задач и функций государства. Государственные расходы покрываются в основном из централизованных денежных фондов и осуществляются на основе действующего законодательства. Основным источникам покрытия государственных, расходов служит бюджет Республики Беларусь. Финансовые отношения в области бюджетных расходов, урегулированные нормами финансового права, являются правоотношениями. Данные правоотношения характеризуются неравенством сторон. Государство в одностороннем порядке устанавливает направления расходов, финансируемых из бюджета, нормы расходов, объекты финансирования и устанавливает ответственность за любые нарушения финансовой дисциплины. Расходы из бюджета производятся в основном методом финансирования на принципах безвозвратности, безвозмездно- 733- сти, целевого использования средств, соблюдения режима экономии, срочности (в рамках одного бюджетного года), осуществления постоянного контроля за использованием средств. Для метода финансирования важнейшим признаком является целевое использование средств. Предприятия, объединения, хозяйственные организации и учреждения должны расходовать выделенные бюджетные ассигнования по целевому назначению. Необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства Республики Беларусь средства бюджета, в том числе в виде займов и ссуд, по решению Министерства финансов или местного финансового органа подлежат возвращению в бюджет с взысканием в бесспорном порядке с юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, а также индивидуальных предпринимателей, допустивших указанные нарушения, штрафа в двукратном размере этих средств. Должностные лица предприятий, объединений и организаций, виновные в незаконном получении, использовании не по целевому назначению или с нарушением законодательства средств бюджета, в том числе полученных на возвратной основе, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. В новых экономических условиях допускается финансирование путем выделения бюджетных займов и ссуд. Выдача бюджетных займов и ссуд предусмотрена Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах». Бюджетный заем - это денежные средства, выданные временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займа. В отличие от займа бюджетная ссуда выдается безвозмездно, но так же, как и заем, - временно (возвратно) и для использования по целевому назначению. Выдача и возврат бюджетных ссуд, бюджетных займов из республиканского бюджета установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2004 г. № 1619', которым утверждено Положение. В нем определены условия и порядок предоставления и возврата бюджетных займов, бюджетных ссуд юридическим лицам Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций) и индивидуальным предпринимателям (именуемым в дальнейшем - претендентами), а также предоставления и возврата бюджетных ссуд облисполкомам и Минскому горисполкому. Предоставление ссуд исполнительным комитетам производится в пределах текущего финансового (бюджетного) года на финансирование временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов областей и г. Минска. Решение о предоставлении ссуды соответствующему исполкому принимает Министерство финансов. Предоставление бюджетных займов, ссуд претендентам осуществляется на определенный срок на следующие цели: до одного года - на создание сезонных (временных) запасов товарно-материальных ценностей, если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер; до пяти лет - под реализацию инвестиционных проектов, в том числе включенных в установленном порядке в Государственную инвестиционную программу. На все другие цели бюджетные займы, ссуды выдаются претендентам на срок до трех лет. Бюджетные займы, ссуды не предоставляются претендентам, имеющим задолженность по налогам, сборам (пошлинам), другим обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды, Фонд социальной защиты населения, по кредитам банков, в том числе выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, не выполнившим сво- НРПА. 2005. № 1. 5/15330. их обязательств по ранее выданным из республиканского и местных бюджетов займам, ссудам (в том числе пролонгированным), исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, а также если целью получения займа, ссуды является погашение банковского кредита, ранее выданных из республиканского и местных бюджетов займа, ссуды, уплата платежей в республиканский и местные бюджеты, если иное не предусмотрено законодательством. Решение о предоставлении претендентам бюджетного займа, ссуды принимает Совет Министров Республики Беларусь. Помимо бюджета финансирование государственных расходов осуществляется также из государственных внебюджетных фондов. Например, финансовые затраты государства на социальные нужды покрываются преимущественно за счет средств Фонда социальный защиты населения. Затраты государства покрываются также за счет прибыли государственных предприятий, части амортизационных отчислений, долгосрочных банковских ссуд и т.д. Понятие расходов государства шире, чем понятие расходов бюджета, поскольку последние составляют лишь часть общих расходов государства. Расходы бюджетов каждого уровня определяются функциями соответствующего органа власти и задачами социально-экономического развития страны. Государственные расходы осуществляются на основе действующего законодательства, и поэтому допускаются только такие расходы, которые предусмотрены нормативными правовыми актами. Дополнительное финансирование может осуществляться за счет иных средств, выделяемых базовыми шефствующими предприятиями, попечительскими советами, спонсорами. Бюджетные расходы производятся в соответствии с подразделениями бюджетной классификации,.которая является единой и используется при составлении, утверждении и исполне- нии республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. Сметно-бюджетное финансирование представляет собой безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджетов различных уровней бюджетным учреждениям, действующим в отраслях непроизводственной сферы (оборона, органы государственного управления, социально-культурная сфера). Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, виды своих расходов и их конкретные направления отражают в смете. Смета расходов является основным плановым документом, определяющим объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета на содержание учреждений и осуществление централизованных мероприятий. Различают следующие виды смет: индивидуальные и общие сметы учреждений, сметы расходов на централизованные мероприятия, осуществляемые непосредственно управлениями и отделами исполкомов, сметы по внебюджетным средствам. В современных условиях рыночных отношений важное значение в финансировании бюджетных учреждений и организаций занимают внебюджетные средства, т.е. источники доходов бюджетных учреждений, получаемые ими помимо бюджета. Финансирование предприятий отличается от финансирования бюджетных учреждений прежде всего тем, что свои основные производственные и социальные расходы субъекты хозяйствования обеспечивают за счет собственных средств и перераспределяемых средств из централизованных денежных фондов вышестоящих органов на нужды подчиненных предприятий. В целях перераспределения денежных средств в министерствах и ведомствах создаются различные специальные фонды (инновационные, развития строительной науки и др.). В случае недостатка собственных средств предприятия широко используют банковский кредит на условиях возвратности, возмездности, целевого расходования и материальной обеспеченности привлеченных денежных средств. Кроме того, в финансировании предприятий может принимать участие и государство путем выделения из бюджета бюджетных займов и ссуд на возвратной основе, дотаций для полного или частичного покрытия убытков на невозвратной основе и субсидий в виде помощи и пособий Бюджетные ассигнования должны направляться на развитие приоритетных отраслей экономики. Раздел VIII. Правовые основы охраны природы Глава 44
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |