КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовая охрана окружающей среды
Правовую охрану окружающей среды следует рассматривать как институт экологического права (объективное право) и права и обязанности субъектов природоохранной деятельности (субъективное право). В первом своем значении правовая охрана окружающей среды представляет совокупность общих правовых норм, определяющих единые требования природоохранной деятельности, а также специальных норм, регулирующих отношения природного заповедания, по охране земель, вод, лесов, недр, других природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Указанные нормы содержатся соответственно в Конституции Республики Беларусь, в природоохранном, природоресурсном и хозяйственном законодательстве, иных нормативных правовых актах. В ст. 45, 46 Конституции предусмотрены права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Законом «Об охране окружающей среды» закреплены цели, принципы и правовые основания природоохранной деятельности, круг подлежащих охране природных ресурсов, права и обязанности граждан и общественных объединений по охране окружающей среды, система экологического просвещения, воспитания и образования, государственная политика, регулирование и управление в данной сфере, экономический меха- низм охраны окружающей среды, государственная система наблюдений за ее состоянием и кадастрового учета природных ресурсов; определены вопросы нормативно-технического и научного обеспечения природоохранных мероприятий, экологической экспертизы, экологические требования к хозяйственной деятельности; предусмотрены охрана окружающей среды от вредного воздействия и разрушения озонового слоя, особо охраняемые природные территории и объекты, территории экологического риска, зоны экологического кризиса и экологического бедствия, контроль и надзор в области охраны окружающей среды, ответственность за нарушения природоохранительного законодательства и возмещение экологического вреда, разрешение споров и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Положения данного Закона детализируются и дополняются другими природоохранительными, природоресурсными и иными нормативными актами. Так, Закон «Об особо охраняемых природных территориях» регулирует отношения природного заповедания в организационно-правовых формах заповедников, национальных парков, заказников и памятников природы. Охрана земель, вод, лесов, других природных ресурсов и объектов осуществляется в организационных формах соответственно рационального, комплексного и неистощимого природопользования, восстановления и воспроизводства, охраны или защиты этих ресурсов и объектов от истощения, загрязнения, порчи и уничтожения. Согласно Кодексу о земле, другим актам земельного законодательства охрана земель включает: рациональную организацию территории, восстановление и повышение плодородия почв, защиту земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения вредными веществами и отходами; защиту от зарастания сельхозугодий кустарником и мелколесьем; сохранение торфяных почв от пожаров и минерализации; консервацию деградированных угодий; рекультивацию нарушенных земель, повышение их плодородия и других полезных свойств; снятие, сохранение и использование слоя почвы при нарушении земель. В соответствии с Водным кодексом воды подлежат охране от загрязнения, засорения, истощения и других вредных воздействий, которые могут ухудшить условия водоснабжения, привести к уменьшению рыбных и других запасов водного промысла, ухудшению условий существования диких животных и иным неблагоприятным явлениям вследствие изменения физических и биологических показателей качества вод, снижения их способности к естественному очищению, нарушению гидрологического режима.
Наряду с мероприятиями по охране вод водным законодательством предусмотрено установление водоохранных зон и прибрежных полос, зон санитарной защиты. Лесным кодексом и иными актами законодательства предусмотрены охрана и защита лесов. Они подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушения порядка лесо-восстановления и других действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней. Рациональное использование и охрана недр согласно Кодексу о недрах и иным актам законодательства сводится к: исключению самовольного недропользования; регистрации и учету работ, связанных с пользованием недрами; учету состояния, движения запасов, потерь и ухудшения полезных ископаемых; полному и комплексному геологическому изучению недр для достоверной оценки разведанных полезных ископаемых; недопущению порчи разрабатываемых и сопредельных месторождений ископаемых; наиболее полному извлечению из недр полезных ископаемых, рациональному использованию вскрышных пород; охране геологической среды, месторождений от затопления, пожаров, иных стихийных бедствий: предотвращению загрязнения недр, самовольной застройки месторождений; соблюдению порядка консервации и ликвидации горнодобывающих предприятий; восстановлению нарушенных участков недр; экспертизе геологической информации и т.п. Согласно Закону «О растительном мире» охрана растительных организмов и сообществ заключается в их рациональном использовании, сохранении генофонда, недопущении порчи, повреждения и уничтожения, защите от болезней. Закон «Об охране и использовании животного мира» предусматривает: установление правил и норм по охране, рациональному использованию и воспроизводству животных, ограничений и запретов в пользовании животным миром; охрану среды обитания, размножения и путей миграции животных, предотвращение их гибели; создание заповедников, других особо охраняемых природных территорий; разведение исчезающих животных, оказание им помощи в случаях заболеваний, стихийных бедствий и т.п.
Законом «Об охране атмосферного воздуха» регулируется охрана не атмосферного пространства, а только воздушных масс от загрязнения и истощения, предельно допустимых уровней шума, вибрации, ультразвука, ионизирующих излучений, других вредных воздействий в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности. Существует большое количество нормативных актов по охране природы в городах, других населенных пунктах, в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, иных сферах антропогенной деятельности и в целом по обеспечению экологической безопасности. Объектами правовой охраны окружающей природной среды признаются природные ресурсы, природные объекты и охраняемые природные или природно-антропогенные комплексы. К природным ресурсам и природным объектам соответственно относятся земля, вода, леса, недра, атмосферное пространство и его компоненты, растительный мир и животный мир, климатические ресурсы, уникальные, редкие или типичные ландшафты, иные природные объекты. Охраняемыми природными комплексами являются особо охраняемые заповедные (заповедники, национальные парки, заказники) и другие территории. К охраняемым природно-антропогенным объектам следует отнести участки природных ресурсов и неразрывно связанные с ними строения, сооружения (дамбы, плотины, каналы, оросительные системы, естественные хранилища газа, нефти и др.), лесопосадки, защитные полосы, иные объекты. В качестве субъектов правовой охраны окружающей среды могут выступать государственные, кооперативные, общественные, другие предприятия, организации, объединения, учреждения и граждане Республики Беларусь, лица без гражданства, иностранные юридические и физические лица. Основными правомочиями субъектов правовой охраны окружающей среды являются их возможности: содействовать реализации государственных экологических программ; проводить общественную экологическую экспертизу; возбуждать ходатайства перед государственными органами и природо-пользователями о соблюдении ими природоохранительного законодательства, проведении природоохранных работ и мероприятий; осуществлять общественный экологический контроль; принимать участие в охране земель, вод, лесов, заповедников, памятников природы, других природных ресурсов, комплексов и объектов, получать достоверную экологическую информацию; требовать возмещения вреда или ущерба, причиненных нарушением природоохранных требований, и т.д.
Субъекты правовой охраны окружающей среды обязаны: соблюдать природоресурсное, природоохранительное, иное законодательство, проводить необходимые работы и мероприятия по охране земель, вод, лесов, особо охраняемых и других природных ресурсов, объектов и комплексов; возмещать причиненный экологический вред; устранять неблагоприятные для окружающей среды последствия и т.д. Применительно к конкретным охраняемым объектам субъекты правовой охраны окружающей среды могут наделяться другими правами и обязанностями.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 4402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |