Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бихевиоризм. Бихевиоризм определил облик американской психологии XX в




Бихевиоризм определил облик американской психологии XX в. Его основатель, Джон Уотсон (1878—1958), сформули­ровал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название — от английского behavior — поведение (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология). Анализ поведения должен носить строго объек­тивный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми ре­акциями (все, что не поддается объективной регистрации, — не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека не под­лежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т. е. че­ловек выступает как «черный ящик». Объективно изучать, ре­гистрировать можно только реакции, внешние действия чело­века и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловли­вают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реак­ции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказы­вать определенную реакцию.

И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих дан­ному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул — ре­акция» S — R являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффек­та Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное воз­награждение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепле­ния, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр.

Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность — все чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т. е. личность — организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведе­ния, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, измене­ние ситуации ведет к формированию новых навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, пове­дение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программи­ровать человека на требуемое поведение.

В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948) под­верг сомнению схему S — R как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную — психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственно­сти, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула S-I-R. В 70-е тт. бихевиоризм представил свои концеп­ции в новом освещении — в теории социального научения. По мнению Бандуры (1965), одна из главных причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью под­ражать поведению других людей с учетом того, насколько бла­гоприятны могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние усло­вия; он также постоянно должен предвидеть последствия свое­го поведения путем самостоятельной оценки.

 

ВОПРОС 104




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.