Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории педагогики




Предметом педагогической науки в его строго научном и точном понимании является воспитание как особая функция человеческого общества. Исходя из такого понимания предме­та педагогики рассмотрим основные педагогические категории.

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свой­ства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в це­лостную систему.

Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опы­та с целью подготовки их к общественной жизни и производи­тельному труду. Категория воспитания — одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспита­ние в широком социальном смысле, включая в него воздей­ствие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убежде­ний. Воспитание часто трактуется в еще более локальном зна­чении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.)- Таким образом, воспита­ние — это целенаправленное формирование личности на ос­нове формирования 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведе­ния (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физи­ческое, трудовое, эстетическое и т. д.).

Педагогика же исследует сущность воспитания, его зако­номерности, тенденции и перспективы развития, разрабатыва­ет теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание — конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культур­ным уровнем общества и государства.Человечество обеспечивает развитие каждого человека че­рез воспитание, передавая опыт свой собственный и предше­ствующих поколений.

Развитие — это объективный процесс внутреннего после­довательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Можно выделить физическое развитие (изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека), физиологическое разви­тие (изменение функций организма в области сердечно-сосу­дистой, нервной систем, пищеварения, деторождения и пр.), психическое развитие (усложнение процессов отражения чело­веком действительности: ощущения, восприятие, память, мыш­ление, чувства, воображение, а также более сложные психи­ческие образования: потребности, мотивы деятельности, спо­собности, интересы, ценностные ориентации). Социальное раз­витие человека состоит в его постепенном вхождении в обще­ство — в общественные, идеологические, экономические, про­изводственные, правовые и другие отношения. Усвоив эти от­ношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и буду­щими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствова­нию. Мерой духовного развития может быть степень ответствен­ности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное раз­витие все более признается ядром становления личности в че­ловеке.

Способность к развитию — важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влияни­ем внешних и внутренних, социальных и природных, управля­емых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов по­ведения, присущих данному обществу на данном этапе разви­тия.

Может показаться, что воспитание по отношению к разви­тию вторично. На самом деле их отношения сложнее. В про­цессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития. На протяжении всей жиз­ни человека воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг Друга.

Категорию «воспитание» используют широко: передавать опыт, следовательно, воспитывать, можно в семье, можно че­рез средства массовой информации, в музеях через искусство, в системе управления через политику, идеологию и т. д. Но среди форм воспитания особо выделяется образование.

Образование — это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития че­ловека. Специально организованная образовательная система — это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, програм­мам, структурам с помощью специально подготовленных пе­дагогов. Все образовательные учреждения в государстве объе­динены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.

Образование в буквальном смысле означает создание обра­за-, некую завершенность воспитания в соответствии с опреде­ленной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколе­ний в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Образование может рассматриваться в разных смысловых плоскостях:

1. Образование как система имеет определенную структуру и иерархию ее элементов в виде научных и учебных заведений разного типа (дошкольное, начальное, среднее, сред­не-специальное, высшее образование, постдипломное об­разование).

2. Образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояни­ями участников этого процесса; технологичность, обеспе­чивающую изменения, преобразования.

3. Образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этого факта сертифи­катом.

Образование обеспечивает в конечном счете определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений, навы­ков, его подготовки к тому или иному виду практической дея­тельности.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта. Это ядро обра­зования — обучение.

Обучение — конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обус­ловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Обучение — процесс непосредственной передачи и при­ема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащих­ся. Как процесс обучение включает в себя две части: препода­вание, в ходе которого осуществляется передача (трансформа­ция) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика), как усвоение опыта через его восприя­тие, осмысление, преобразование и использование

Принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения изучает дидактика.

Но обучение, воспитание, образование обозначают внешние по отношению к самому человеку силы: кто-то ее воспитыва­ет, кто-то образовывает, кто-то обучает. Эти факторы как бы надличностные. Но ведь сам человек активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт при­обретать и творить что-то новое. Поэтому основными душев­ными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

 

ОБЪЕКТ познания — человек, развивающийся в результа­те воспитательных отношений. Предмет педагогики — воспи­тательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообу­чением и направленных на развитие человека.

 

ВОПРОС 141




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.