Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие методы налогового планирования




Расчетно-аналитический метод заключается в корректировке плановых показателей под изменения внутренних и внешних факторов. В налоговом планировании он преимущественно используется при расчете сумм налоговых платежей по альтернативным вариантам налогообложения путем корректировки показателей подобранных вариантов под изменения внешних (в частности, изменений налогового законодательства, конъюнктуры рынка) и внутренних (принятие незапланированных решений руководства, неточные действия по реализации налогового плана) факторов.

Нормативный метод в налоговом планировании используется на стадии расчета налоговой нагрузки предприятия, налоговых платежей в проектах налогового планирования и дает возможность определить суммы налоговых платежей на основании действующих ставок и баз налогообложения.

Расчет в нормативном методе осуществляется по формуле (1):

где С – сумма налога, грн.;

БО – база налогообложения, грн.;

СН – ставка налога.

Метод микробалансов заключается в создании бухгалтер­ской модели хозяйственно-финансовой ситуации путем составле­ния бухгалтерских проводок и определения на их основе варианта с оптимальными показателями.

Расчет в методе микробалансов осуществляется в следующем порядке:

1) выделяется группа хозяйственных операций, имеющих не­посредственное отношение к определенному варианту налогообло­жения;

2) по выбранным хозяйственным операциям составляются бухгалтерские корреспонденции;

3) на основании бухгалтерских корреспонденций рассчитыва­ется микробаланс и определяется итоговая сумма прибыли;

4) сравниваются альтернативные варианты, и выбирается ва­риант с оптимальными показателями.

Этот метод используется на заключительной стадии налого­вого планирования, когда известна сумма налоговых платежей по каждому варианту налогообложения.

Действие данного метода можно проанализировать на таком примере.

Предположим, учредитель желает подарить предприятию денежные средства в размере 1000 грн.

Рассматриваются два варианта оформления данной опера­ции.

1) Подарок, то есть безвозвратная помощь предприятию, которая включается в доходы предприятия по нормам п. 135.54 НКУ и облагается налогом на прибыль.

2) Взнос в уставный фонд предприятия, не подлежащий об­ложению налогом на прибыль.

Определим с помощью метода микробалансов оптимальный вариант.

Вариант 1.

2) Выделяется группа хозяйственных операций, имеющих от­ношение к рассмотренному варианту налогообложения, по кото­рым составляются корреспонденции:

а) зачисление денежных средств на текущий счет:

Дебет сч. 31 «Счета в банках» - Кредит сч. 718 «Доход от бесплатно полученных оборотных активов» 1000 грн;

б) начисление налога на прибыль: Дебет сч. 98 «Налог на при­быль» Кредит сч. 64 «Расчеты по налогу на прибыль» - 210 грн; Сумма определяется с помощью нормативного метода: 1000 х 0,21 = 210 грн.);

в) уплата налога на прибыль: Дебет сч. 64 - Кредит сч. 31 - 210 грн;

г) определение финансового результата от осуществления данных операций:

списание доходов: Дебет сч. 718 - Кредит сч. 79 «Финансовые результаты» -1000 грн;

списание расходов: Дебет сч.79 - Кредит сч. 98 - 210 грн;

отражение итоговой суммы прибыли: Дебет сч. 79 - Кредит сч. 441 «Прибыль нераспределенная» - 790 грн.

2) Составляется микробаланс:

Актив: Текущие счета в национальной валюте - 790 грн.

Пассив: Прибыль нераспределенная - 790 грн.

Вариант 2.

2) Выделяется группа хозяйственных операций, имеющих от­ношение к рассмотренному варианту налогообложения, по кото­рым составляются корреспонденции:

а) сформирован уставный капитал предприятия:

Дебет сч. 46 «Неоплаченный капитал» - Кредит сч. 40 «Уставный капитал» - 1000 грн;

б) зачисление денежных средств на текущий счет: Дебет сч. 31 - Кредит сч. 46 - 1000 грн.

2) Составляется микробаланс:

Актив: Текущие счета в национальной валюте - 1000 грн.

Пассив: Уставный капитал - 1000 грн.

Следовательно, с точки зрения максимизации собственных денежных средств на основании составленного микробаланса мож­но сделать вывод, что для предприятия более выгоден второй ва­риант оформления операции.

Метод графо-аналитических зависимостей основывается на построении графической или аналитической зависимости финансо­вого результата предприятия от одного или нескольких важнейших параметров баланса и выборе на основе этих зависимостей вариан­та с оптимальными показателями.

В данном методе расчет осуществляется в следующей после­довательности:

1) выделяется блок хозяйственных операций, в котором уча­ствует задействованный параметр;

2) с помощью ряда последовательных расчетов микробалансов или математических формул определяется зависимость финансово­го результата от исследуемого параметра;

3) составляется графическое изображение данных зависимостей;

4) выбирается оптимальный вариант осуществления хозяй­ственной операции.

Таким образом, метод графо-аналитических зависимостей ис­пользуется на стадии выбора оптимального варианта налогообло­жения.

Проиллюстрируем действие данного метода на примере.

Предположим, предприятие желает получить в аренду у фи­зического лица станок. Необходимо выяснить, каким образом вы­годнее оформить данную сделку.

Анализируются два варианта оформления операции:

1) получение арендной платы физическим лицом - не СПД с уплатой 15% налога с доходов физических лиц;

2) получение арендной платы как доходов от одного из видов деятельности физического лица - частного предпринимателя, на­ходящегося на упрощенной системе налогообложения с уплатой единого налога в размере 180 грн в месяц.

Выразим с помощью математической формулы функцию за­висимости получаемого «на руки» дохода от суммы арендной пла­ты для вышерассмотренных вариантов оформления операции:

1) доход от получения арендной платы физическим лицом – не СПД выражает функция У1 = 0,87 х X,

где У1 - сумма, получаемая «на руки», грн; X – сумма арендной платы, грн;

2) доход от получения арендной платы как доходов от одно­го из видов деятельности частного предпринимателя (Y2) можно представить функцией Y2 = X - 180.

На основе данных функций построим график(рис. 8).

Рис. 8. График зависимости суммы начисленного дохода и суммы дохода «на руки» физического лица по двум вариантам оформления операции аренды

Анализ рис. 3 показывает, что до точки пересечения графиков функция Yl составляет более высокое значение, чем функция У2, од­нако после точки пересечения (начисленная сумма дохода - 1385 грн) ситуация меняется на противоположную.

Из этого можно заключить, что если начисленная сумма арендной платы будет составлять менее 1385 грн, физическое лицо получит большую сумму дохода «на руки» при уплате налога с доходов физических лиц в размере 15%. Если же сумма арендной платы превысит 1385 грн, для физического лица более выгодно бу

дет получать арендную плату как доход от предпринимательской деятельности с уплатой единого налога.

В матрично-балансовом методе процесс расчета заключает­ся в том, что баланс предприятия по анализируемым хозяйственным операциям и оборотная ведомость записываются в виде матрицы, затем они последовательно дополняются показателями хозяйствен­ных операций по альтернативным вариантам налогообложения и выбирается вариант с оптимальными показателями.

Применяется данный метод на стадии выбора оптимального варианта налогообложения.

Действие матрично-балансового метода можно продемон­стрировать на примере, приведенном в качестве иллюстрации к ме­тоду микробалансов.

Так, в первом варианте оформления операции в матричной форме оборотная (шахматная) ведомость примет вид

  Д/К 31 441 64 718 79 98  
  31       1000     1000
А1 = 441              
  64 210           210
  718         1000   1000
  79   790       210 1000
  98     210       210
    210 790 210 1000 1000 210 3420

Микробаланс в матричном виде составит:

 

Во втором варианте, соответственно, матрица оборотной ведомости будет выглядеть:

Баланс в матричной форме:

Сравнение матриц свидетельствует о том, что показатели матрицы S2 превышают показатели матрицы Sv исходя из чего можно сделать вывод, что второй вариант оформления операции более предпочтителен.

Статистические методы имеют широкий спектр применения в налоговом планировании. В частности на основе использования различных методов статистического анализа (факторного, корре­ляционно-регрессионного) выделяются основные факторы, влияю­щие на величину налогового бремени предприятия, на основе кото­рых проецируются направления оптимизации налоговых платежей предприятия.

Статистические методы применяются также при определении эффективности мероприятий налогового планирования, в частно­сти, при проведении анализа динамики налоговых платежей, рас­чете показателей выполнения бюджета налогов и т. п.

Методы экономико-математического моделирования за­ключаются в математическом описании исследуемого объекта, ко­торыми в налоговом планировании выступают альтернативные ва­рианты налогообложения.

В соответствии с данными методами строится экономико-ма­тематическая модель расчета суммы прибыли или расходов с уче­том влияния налоговых платежей по альтернативным вариантам налогообложения, и выбирается вариант с оптимальными показа­телями. Методы экономико-математического моделирования приме­няются на стадии выбора оптимального варианта налогообложения и позволяют получить наиболее точные результаты, однако по при­чине сложности осуществляемых расчетов они применимы не во всех ситуациях. Тогда анализ вариантов налогообложения осущест­вляется с помощью других общих методов налогового планирова­ния, в частности, метода графо-аналитических зависимостей, матрично-балансового, метода микробалансов и др., подбор которых осуществляется на индивидуальной основе в зависимости от вида налогового планирования, количества задействованных в схеме на­логового планирования структур и т. д.

Специальные методы налогового планирования использу­ются на стадии подбора альтернативных вариантов налогообложе­ния и могут быть охарактеризованы так.

Метод замены отношений заключается в замене операции, предусматривающей обременительное налогообложение, опера­цией с аналогичной целью, но с более льготным порядком налого­обложения.

Например, операция дарения физическому лицу материаль­ных ценностей с целью оптимизации налога с доходов физических лиц заменяется операцией оказания благотворительной помощи физическому лицу или вместо трудового договора с лицом, оказы­вающим услуги предприятию, заключаются гражданско-правовой договор и т. п.

Метод разделения отношений базируется на замене отноше­ний. Различие между данными методами состоит в том, что в ме­тоде разделения отношений заменяется либо часть хозяйственной операции (вместо операции в целом), либо хозяйственная операция разделяется на несколько частей.

Используется метод разделения отношений в ситуациях, ког­да метод замены отношений не позволяет достичь желаемого эф­фекта оптимизации налоговых платежей.

Например, с целью оптимизации единого налога договор оказания услуг юридическим лицом - плательщиком единого на­лога заменяется двумя договорами: 1) на оказание услуг юридиче­ским лицом по изготовлению продукции из материалов заказчика; 2) договор купли-продажи материалов, используемых для оказания услуг, который заключается с иным лицом.

Метод отсрочки налогового платежа позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения на последующие налоговые периоды. Это единственный метод налогового планиро­вания, в котором итоговая сумма налоговых платежей не изменяет­ся, а их уплата лишь переносится на будущие периоды.

Например, отсрочка налоговых платежей по налогу на при­быль и налогу на добавленную стоимость достигается путем пе­речисления в последние дни отчетного периода предварительной оплаты за товарно-материальные ценности поставщикам - пла­тельщикам данных налогов или за счет использования даты валю­тирования в платежных поручениях.

Метод делегирования налогов структуре-сателлиту заклю­чается в передаче обязанностей по уплате налоговых платежей спе­циально созданным структурам, деятельность которых направле­на на уменьшение фискального налогового давления на основное предприятие.

Примером данного метода может служить операция по про­даже предприятием-плательщиком налога на прибыль товаров с низкой суммой наценки специально созданному частному предпри­нимателю, находящемуся на уплате единого налога (структуре- сателлиту) с последующей продажей их по реальной цене с прибы­лью. В результате за счет уплаты частным предпринимателем

фиксированной суммы единого налога предприятие-плательщик налога на прибыль оптимизирует платежи по уплате налога на прибыль и налогу на добавленную стоимость.

Под методом использования оффшора понимается сово­купность методов, использующих в своей основе перенос объекта налогообложения под юрисдикцию более мягкого режима налого­обложения. При этом данный метод предполагает использование как иностранных юрисдикций с режимом льготного налогообложе­ния (оффшорных зон), так и отечественных (специальных экономи­ческих зон).

Следует заметить, что сейчас в Украине не применяется льгот­ный порядок налогообложения в специальных экономических зо­нах, однако, возможно, он будет возобновлен в дальнейшем.

Например, согласно методу использования оффшора предприя­тие, зарегистрированное на территории Украины, реализует това­ры на территории иностранных государств через компанию, создан­ную в оффшорной зоне, которой делегируется определенный процент прибыли, облагаемый по сниженным ставкам налога на прибыль.

Метод льготного субъекта хозяйствования состоит в сокра­щении объекта налогообложения предприятия путем выбора спе­циальной организационно-правовой основы субъекта хозяйствова­ния с льготным режимом налогообложения.

К данному методу относится, например, выбор организационно-правовой формы субъекта хозяйствования, пользующегося согласно действующему законодательству льготами в налогообло­жении (предприятия общественных организаций инвалидов, сель­хозтоваропроизводители и др.).

Метод использования учетной политики заключается в раз­работке варианта учетной политики предприятия, позволяющего оптимизировать налоговые платежи. Следует заметить, что, не­смотря на отсутствие на данный момент в украинском законода­тельстве прямой связи налогового и бухгалтерского учета, в ряде случаев бухгалтерский учет опосредованно влияет на показатели налогового учета предприятия.

В качестве примера такого опосредованного влияния можно привести зависимость у предприятия, находящегося на упрощеннойсистеме налогообложения суммы единого налога в операции реализа­ции основных фондов от остаточной стоимости основных фондов в бухгалтерском учете. Эту взаимосвязь можно учесть при осущест­влении мероприятий по налоговому планированию с помощью мето­да использования учетной политики, по которому для оптимизации единого налога в операциях продажи основных фондов в бухгалтер­ском учете выбирается вариант расчета амортизации с наимень­шими нормами (наибольшей остаточной стоимостью основных фондов на момент продажи).

Последовательность использования общих и специальных ме­тодов налогового планирования можно представить таким образом (рис. 9).

Рис. 9. Последовательность использования методов налогового планирования

 

Специальные методы налогового планирования (замены от­ношений, разделения отношений, отсрочки налогового платежа, делегирования налогов структуре-сателлиту, использования офф­шора, льготного субъекта хозяйствования, использования учетной политики) применяются на первоначальной стадии определения и выбора альтернативных вариантов налогообложения. Расчетно-аналитический и нормативный методы используются в анализе на­логового ноля предприятия и расчете налоговых платежей по аль­тернативным вариантам налогообложения.

По результатам проведенного анализа определяется эффек­тивность каждого из подобранных вариантов налогообложения с помощью методов микробалансов, графо-аналитических зависимо­стей, матрично-балансового, статистических методов или метода экономико-математического моделирования, и выбирается вариант с оптимальными показателями.

 

Тема: Использование в налоговом планировании упрощенной системы налогообложения

9. Оценка целесообразности применения упрощенной системы налогообложения

 

В налоговом планировании особое место занимает использо­вание упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, заменяющей собой уплату целого ряда налогов и сборов.

Решение о переходе юридического лица на единый налог при­нимается налогоплательщиком добровольно и должно быть обо­снованным и мотивированным. Основным фактором, влияющим на принятие такого решения, является экономическая целесообраз­ность, измеряемая, в первую очередь, снижением совокупных на­логовых платежей вследствие изменения системы налогообложе­ния. Однако фактор минимизации налогового давления является не единственным и не всегда определяющим. Так, на практике встреча­ются случаи, когда переход на единый налог может привести даже к определенному увеличению налоговых платежей и, несмотря на это, решение о переходе принимается по иным мотивам.

Принимая решение об избрании упрощенной системы на­логообложения, юридические лица также должны определиться с тем, какую ставку единого налога (3% с отдельной уплатой НДС или 5% - без НДС) целесообразно избрать в конкретной ситуации. Ре­шение этой проблемы зависит от сферы деятельности предприятия, характера осуществляемых хозяйственных операций, ожидаемого экономического эффекта и даже от субъективных факторов (склон­ности к риску лица, которое принимает решение, умения комплекс­но оценить последствия перехода и т. п.).

В любом случае при принятии решения об использовании альтернативных систем налогообложения необходимо тщательно проанализировать его позитивные и негативные стороны с макси­мально возможным учетом специфики работы субъекта предпри­нимательской деятельности в будущем.

Принятию конечного решения о целесообразности перехода на один из вариантов упрощенной системы налогообложения дол­жен предшествовать ряд этапов(рис. 10).

Рис. 10 Этапы анализа целесообразности избрания упрощенной системы

налогообложения

На первом этапе производится предварительный анализ пре­имуществ (табл. 4) и недостатков (табл. 5) применения упро­щенной системы налогообложения в сравнении с обычной с целью выявления наиболее существенных преимуществ и недостатков с учетом специфики деятельности конкретного субъекта хозяйство­вания. Оценка отрицательных последствий использования упро­щенной системы для юридических лиц является важнейшим аспек­том как на предварительном этапе логического анализа, так и на этапе принятия решения об изменении системы налогообложения.

Таблица 4

Анализ преимуществ применения упрощенной системы налогообложения

 

Сфера преимущества Характер преимущества
Расчеты, связанные с исчислением налого­вых обязательств Значительно упрощаются, поскольку вместо налогов, сборов и взносов, плательщиком которых перестает быть субъект малого пред­принимательства (а объекты налогообложения и порядок исчисления сумм налоговых обяза­тельств по каждому из них - специфические), рассчитывается единый объект налогообложе­ния - выручка от реализации продукции
Составление налоговой отчетности Вместо разнообразных форм налоговой отчет­ности по налогам и сборам, которые заменяются единым налогом, один раз в квартал необходимо заполнять одну форму. Ре­зультатом этого является, во-первых, снижение трудоемкости подготовки налоговой отчетности, а во-вторых, хотя и небольшая, но все-таки эко­номия на бланках отчетных документов
Ведение налогового учета Субъекты малого предпринимательства ведут налоговый учет только по тем налогам и сбо­рам, плательщиками которых они являются. Особенно сильно ощущается связанная с этим экономия времени у малых предприятий, кото­рые переходят на единый налог по ставке 5%. Для них не только отменен учет по налогу на прибыль, но и упразднен весьма трудоемкий налоговый учет по НДС
Представление налого­вой отчетности Исчезает потребность строго контролировать сроки представления отчетности по тем нало­гам и сборам, плательщиком которых пере­стает быть субъект предпринимательства. Чем меньше таких контрольных точек представле­ния отчетности, тем меньше вероятность, что какой-либо из этих сроков будет пропущен. Кроме того, положительной стороной является также существенное сокращение потерь рабо­чего времени бухгалтеров в связи с очередями во время представле­ния деклараций в органы налоговой службы и другие контролирующие органы
Сроки уплаты налогов и сборов Вместо разных и рассредоточенных во време­ни сроков уплаты налогов и сборов, которые заменяются единым налогом, вводится единый срок (ежемесячно, не позднее 20-го числа следующего месяца). Это облегчает бухгалтеру контроль за его соблюдением, обеспечивает возможность маневрирования финансовыми ресурсами между очередными платежами. Такое преимущество более всего ощущают субъекты малого предпринимательства, не являющиеся плательщиками НДС. Хотя и для плательщиков единого налога, применяющих ставку 3%, эффект от перехода на ежекварталь­ную уплату НДС также весьма ощутим

 

Продолжение табл.4

Сфера преимущества Характер преимущества
Платежи в бюджет и государственные целевые фонды Возможное уменьшение сумм платежей по налогам и сборам в результате перехода на упрощенную систему налогообложения
Применение финансо­вых санкций и админштрафов Вероятность применения штрафных санкций снижается в связи с сокращением количества форм налоговой отчетности предприятия; существенной унификацией сроков представ­ления отчетности и уплаты налогов и сборов; сокращением количества проверок и их про­должительности, поскольку при переходе на единый налог сокращается количество параме­тров, контролируемых органами государствен­ной налоговой службы и другими ведомствами
Бухгалтерский учет Плательщики единого налога могут применять упрощенную форму ведения бухгалтерского учета и упрощенный план счетов
Финансовая отчетность Порядок составления и представления фи­нансовой отчетности не зависит от системы налогообложения, определяется наличием у юридического лица статуса субъекта малого предпринимательства. Если такой плательщик отвечает требованиям Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетно­сти в Украине» от 16.07.1999 г. № 99б-Х1\/ [7], он освобождается от ежеквартального составле­ния и представления промежуточной финансо­вой отчетности, а по итогам года им подается финансовая отчетность в виде баланса и отчета о финансовых результатах, причем структура и состав показателей в этих формах отчетности значительно упрощены

 

Таблица 5

Анализ недостатков использования упрощенной системы налогообложения

 

Недостаток Характеристика Возможные последствия
Отсутствие связи объекта налогообло­жения с расходами Упрощенная система налогообложения не предусматривает учета расходов при опреде­лении налоговых обязательств Невозможность умень­шения налоговых обязательств в связи с увеличением расходов, связанных с осущест­влением хозяйствен­ной деятельности
Невозможность вы­писывания налоговых накладных покупате­лям в случае отмены регистрации в качестве плательщиков НДС Плательщики единого налога по ставке 5% не ведут налоговый учет по НДС и не имеют права выписывать налоговые накладные Продажа товаров (работ, услуг) конеч­ным потребителям или неплательщикам НДС значения не имеет. Если же плательщик находится в начале или в середине цепочки «производство - потребление» и имеет дело с покупателями - плательщиками НДС, это может привести к потере части покупа­телей (если не будет компенсировано соот­ветствующим снижени­ем цены)
Ограничение по форме расчетов Плательщики единого налога - юридические лица - независимо от избранной ставки не имеют права осущест­влять расчеты за отгруженную продук­цию в любой форме, кроме денежной Ограничивает эко­номическую свободу субъектов малого предпринимательства
Потеря права на бюд­жетное возмещение Отказ от статуса пла­тельщика НДС для юри­дических лиц-платель­щиков единого налога по ставке 5% автома­тически означает отказ от права на бюджетное возмещение Этот фактор снижает привлекательность альтернативных систем налогообложения для тех плательщиков, которые имеют право на бюджетное возме­щение, и особенно для экспортеров. Допол­нительные потери на бюджетном возмеще­нии нужно учитывать в расчете экономиче­ской целесообразно­сти отказа от обычной системы налогообло­жения

 

На втором этапе осуществляется проверка объективной воз­можности перехода на единый налог, т. е. анализируется соответ­ствие конкретного субъекта предпринимательской деятельности установленным требованиям в сфере упрощенной системы налого­обложения (рис. 11).

Рис. 11 Анализ соответствия налогоплательщика требованиям сферы действия упрощенной системы налогообложения

 

Предметом проверки является, прежде всего, соответствие плательщика критериям субъекта малого предпринимательства согласно Закону Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.10.2000 г. № 2063-III (далее - Закон № 2063). Рекомендуется такая последовательность оценки:

- расчет дохода за прошлый календарный год;

- проверка соблюдения ограничений по предельной среднеучетной численности наемных работников;

- проверка соответствия осуществляемых видов деятель­ности установленным Налоговым кодексом ограничениям;

- анализ структуры уставного фонда и выявление доли в нем учредителей, которые не относятся к субъектам мало­го предпринимательства.

В зависимости от возможности отнесения конкретного пред­приятия к субъектам малого предпринимательства дальнейший анализ может осуществляться по следующим вариантам.

1. Если юридическое лицо отвечает всем критериям субъек­та малого предпринимательства, осуществляют оценку его соот­ветствия критериям плательщика единого налога, к которым, в частности, относится анализ:

- выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за прошлый календарный год;

- видов деятельности, применение которых ограничено;

- возможности применения расчетов за отгруженную про­дукцию исключительно в денежной форме;

- состояния расчетов с бюджетами и государственными це­левыми фондами.

2. Если оба направления анализа приводят к отрицатель­ным результатам, плательщик не имеет возможности применять упрощенную систему налогообложения, и дальнейшая оценка не производится.

3. Если же субъект предпринимательской деятельности отвечает требованиям плательщика единого налога, осущест­вляется переход к этапу 3 общей схемы оценки.

Задачей третьего этапа является прогнозирование ожида­емых изменений в осуществлении хозяйственной деятельности и расчет на этой основе прогнозных уровней налоговых баз в перио­де, за который проводится сравнительный анализ экономического эффекта от изменения системы налогообложения.

Необходимость этого этапа оценки обусловлена тем, что вследствие динамичности условий хозяйствования и различия по­рядка отображения хозяйственных операций в налоговом учете применение в расчетах сравнительного эффекта данных предыду­щего налогового периода без учета возможных изменений показа­телей производственно-хозяйственной деятельности предприятия приводит к получению некорректных результатов.

Исходя из перечня тех налогов и сборов, которые перестают уплачиваться плательщиками упрощенной системы налогообложе­ния, необходимо определить прогнозируемый уровень таких пока­зателей(табл. 6).

 

Таблица 6

Показатели, необходимые для расчета налоговых обязательств при оцен­ке целесообразности применения упрощенной системы налогообложения

Показатель Сфера применения в расчетах
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) Единый налог, налог на прибыль предприятий
Иные доходы, включаемые в состав дохода   Налог на прибыль предприятий
Расходы
Сумма амортизации
Площадь земельных участков Плата за землю
Корректирующий коэффициент к ставкам земельного налога
Выручка от операций по продаже товаров (работ, услуг), входящих в базу налогообложения с НДС (5%)   НДС
Стоимость товаров (работ, услуг), по которым формируется налого­вый кредит
Норматив рабочих мест для инва­лидов Административнохозяйственныесанкциизанесозданныерабочиеместадляинвалидов
Средняя заработная плата по пред­приятию

 

Наиболее приемлемой продолжительностью налогового пери­ода для проведения оценки экономических последствий изменения системы налогообложения является календарный год. Использова­ние годового налогового периода позволяет нивелировать сезонные и временные колебания объемов продаж и других показателей, которые используются в расчетах.

Показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия, используемые для определения налоговых баз, следу­ет исчислять именно за тот период, который определен как расчет­ный для проведения оценки сравнительного эффекта.

В случае оценки целесообразности перехода на уплату едино­го налога по ставке 5% следует проанализировать показатель ди­намики удельного веса освобожденных и не являющихся объектом налогообложения хозяйственных операций, увеличение которого приводит к дополнительным потерям (по сравнению с другими ва­риантами, при которых предприятие является плательщиком НДС) в связи с отсутствием у плательщика права на налоговый кредит.

На четвертом этапе на основании ожидаемых показателей деятельности предприятия в планируемом периоде анализируется сравнительная экономическая эффективность перехода на упро­щенную систему налогообложения, учета и отчетности(рис. 12).

 


 

 


Рис. 12 Анализ сравнительной экономической эффективности перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности

 


В основу оценки эффективности применения упрощенной си­стемы налогообложения положен расчет относительного уменьше­ния (или увеличения) налоговых платежей в сравнении с обычной системой налогообложения при условии неизменности объемов продажи и ассортимента товаров (работ, услуг), ценовых параме­тров, расходов производства и обращения и других технико-экономических показателей работы предприятия. При этом теми налога­ми и сборами, которые уплачиваются независимо от факта перехода на упрощенную систему, можно пренебречь, поскольку их уплата не влияет на экономический эффект от перехода. Ввиду того, что экономический эффект от изменения системы налогообложения не связан с расходами капитального характера, механизм дисконтиро­вания в расчетах не применяется.

Общий прямой экономический эффект от изменения системы налогообложения (Э) может быть определен по формуле:

(1)

где - сумма совокупного изменения налоговых обязательств плательщика при переходе на альтернативную систему налогообло­жения, грн;

Э пд - дополнительный прямой эффект (или дополнительные прямые потери, которые учитываются со знаком «-») при переходе с обычной на упрощенную систему налогообложения, грн.

Формула для расчета налоговых платежей, плательщиком ко­торых не является субъект малого предпринимательства - юриди­ческое лицо, при переходе на единый налог по ставке 3% () мо­жет быть представлена в следующем виде:

(2)

где Пп - сумма налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий, грн;

П3 - сумма налоговых обязательств по налогу (плате) за зем­лю, грн;

С п.д. сумма сбора за проведение некоторых видов предпринимательской деятельности, грн.;

С с.х. - сбор на развитие виноградарства, садоводства, хмелеводства, грн.;

Ши - сумма административно-хозяйственных санкций за несозданные рабочие места для инвалидов (рассчитывается как произведе­ние количества незанятых рабочих мест в пределах норматива и сред­ней годовой заработной платы одного работника предприятия), грн;

Е3% - сумма налоговых обязательств по единому налогу по ставке 3%, грн.

Если предметом оценки является переход на упрощенную си­стему налогообложения, учета и отчетности по ставке 5 процен­тов, формула (2) примет вид:

(3)

где НДС - сумма налога на добавленную стоимость, которая под­лежит уплате в плановом периоде, грн;

Е5% - сумма налоговых обязательств по единому налогу по ставке 5%, грн.

В случае когда, переход на единый налог обусловливает уменьшение налоговых платежей и является экономически целесо­образным.

Предложенный подход проиллюстрируем на условных при­мерах расчетов для трех торговых предприятий (А, Б, В) и трех предприятий, которые специализируются на предоставлении бы­товых услуг населению (Г, Д, Е), прогнозируемый годовой уровень основных технико-экономических показателей которых представ­лен в табл.7.

Таблица 7

Исходные данные для анализа целесообразности избрания упрощенной системы налогообложения, тыс. грн

Показатель Предприятия
А Б В Г Д Е
             
1. Выручка от реализации продук­ции с учетом НДС            
2. Налоговые обязательства по НДС            
3. Расходы предприятия            
4. Амортизация            
5. Налоговый кредит            
6. Среднеучетная численность работников (чел.)            
7. Выплаты по оплате труда            
Расчет налоговых обязательств по обычной системе налогообложения
8. Налог на прибыль (1 - 2 - 3 - 4) х 21% 3,78 3,36 - 2,52 - 25,83
9. НДС (2-5)            
10. Плата за землю 3,3 5,6 2,6 3,8 3,2 6,5
11. Итого налоговых платежей по налогам и сборами при обычной системе налогообложения, кото­рые заменяются единым налогом, без НДС (8+10)   7,08   8,96   2,6   6,32   3,2   32,33
12. То же, включая НДС (11 + 9) 15,08 31,96 44,6 22,32 46,2 97,33
13. Единый налог по ставке 3% (1 х 3%) 7,2 14,4 21,6 10,8   25,2
14. Изменение платежей при переходе на 3-процентный еди­ный налог (13 - 11) +0,12 +5,44 +19 +4,48 +14,8 -7,13
15. Единый налог по ставке 5% (1 - 2) х 5%            
16. Изменение платежей при использовании 5-процентного единого налога (15 - 12) -5,08 -11,96 -14,6 -7,32 -21,2 -32,66

 

С целью упрощения расчетов предположим, что:

1) при переходе на единый налог по ставке 5% предприятия с целью сохранения объемов продажи реализуют товары (предо­ставляют услуги) по цене, уменьшенной на сумму налоговых обяза­тельств по НДС;

2) доход с целью начисления налога на прибыль соот­ветствует выручке от реализации продукции (т.е. внереализаци­онные доходы отсутствуют);

3) единый социальный взнос уплачивается на общих основаниях (поэто­му в расчете он не учитывается);

4) административно-хозяйственные санкции в Фонд Украины социальной защиты инвалидов не уплачиваются, поскольку рабо­чие места для инвалидов создаются согласно нормативам;

5) предприятия не являются первичными водопользователя­ми и не используют воду для других нужд, кроме санитарно-гигие­нических, поэтому налоговые обязательства по сбору за специаль­ное использование природных ресурсов равны нулю;

6) все предприятия выполняют только операции, облагаемые НДС на обычных условиях.

«Минус» в итоговых строках таблицы (14 и 16) означает снижение суммы платежей вследствие применения альтернатив­ных систем налогообложения, что свидетельствует о целесообраз­ности отказа от обычной системы налогообложения.

Таким образом, условные расчеты показывают следующее.

Для предприятия А экономически целесообразным является применение 5-процентной ставки единого налога, что позволяет снизить налоговые платежи: по сравнению с обычной системой на­логообложения - на 5,08 тыс. грн.

Для предприятия Б эффективным является единый 5-про­центный налог. Эффект от снижения налоговых платежей (срав­нительно с обычной системой налогообложения) составляет в этом случае 11,96 тыс. грн.

Для предприятий В и Г эффективным является единый 5-про­центный налог. Эффект от снижения налоговых платежей (срав­нительно с обычной системой налогообложения) составляет в этом случае 14,6 тыс. грн. и 7,32 тыс. грн.

Для предприятий Д и Е наиболее целесообразным является переход на единый 5-процентный налог. Предприятие Е может использовать оба варианта упрощенной системы, которая приве­дет к соответствующей экономии налоговых платежей, но 3-про­центный единый налог на 7,13 тыс. грн в год менее вы­годен для него, чем 5-процентный.

Сопоставление сумм текущих налоговых платежей по упро­щенной системе налогообложения в сравнении с обычной является первым шагом определения сравнительного экономического эф­фекта и может дать основание лишь для предварительных выводов. Для более точного учета сравнительного экономического эффекта от изменения системы налогообложения нужно учитывать допол­нительный прямой экономический эффект (потери) от изменения системы налогообложения. Этот эффект складывается из сниже­ния расходов на приобретение бланков налоговой отчетности (); экономии расходов на оплату труда бухгалтеров или экономических служб предприятия (); одноразовых потерь при изменении си­стемы налогообложения, связанных с налогообложением операций, начало которых приходится на обычную систему налогообложения, а окончание - на альтернативную (Ов), и дополнительных потерь, которые не учтены при определении изменения суммы налоговых обязательств (Нв):

(4)

Экономия заработной платы в связи со снижением рас­ходов времени на ведение налогового учета, подготовку и пред­ставление налоговой отчетности может быть определена как:

(5)

где Сз - средняя ставка заработной платы рабочего соответству­ющей категории, грн за час;

Чоі - затраты времени на ведение налогового учета по і -тому налогу или сбору (і = 1, 2,..., п), часов;

Ч зі - затраты времени на подготовку налоговой отчетности по і -тому налогу или сбору, часов;

Ч пз - затраты времени на сдачу отчетности по і -тому налогу или сбору, часов.

В случае когда экономия времени относительно не­большая, что не позволяет уменьшить численность наемных работ­ников, эффект от уменьшения налоговой отчетности определяется возможностью выполнения бухгалтером дополнительных функций и соответствует рыночной стоимости таких работ (услуг).

Одноразовые потери вследствие отказа от налога на при­быль (для любого варианта перехода) и НДС (в случае перехода на единый 5-процентный налог), связанные с тем, что одна и та же хозяйственная операция начинается и заканчивается при разных принципах налогового учета. В общем виде такие одноразовые по­тери могут быть рассчитаны по формуле:

(6)

где Оп - потери в связи с невозможностью уменьшения после из­менения системы налогообложения налоговых обязательств по на­логу на прибыль, грн;

Ппр - потери в связи со снятием субъекта предприниматель­ской деятельности с регистрации как плательщика НДС (учитыва­ются при переходе на 5-процентный единый налог), грн.

(7)

где Бу - балансовые убытки прошлых периодов, которые остались некомпенсированными на момент перехода, грн;

Пб - потери вследствие невозможности увеличения расходов при завершении бартерных операций после перехода на единый налог, грн;

Пкз - потери вследствие невозможности корректирования расходов на размер прироста (убыли) запасов, грн.

Наличие убытков прошлых налоговых периодов, которые при продолжении работы на обычной системе налогообложения снова переносились бы на следующие налоговые периоды, снижает эф­фект от ее изменения.

Одноразовые потери, связанные с НДС, могут быть рассчи­таны так:

, (8)

 

где Пб - потери вследствие невозможности увеличения налогово­го кредита при завершении бартерных операций, грн;

П возм - потери в связи с наличием на момент перехода непо­лученных сумм бюджетного возмещения, грн;

П кнк - потери в связи с необходимостью единоразового увели­чения налоговых обязательств на сумму НДС в остатках товарно-материальных ценностей на момент отказа от обычной системы на­логообложения, грн.

Все дополнительные потери, связанные с НДС, необходимо учитывать лишь при переходе на упрощенную систему налогообло­жения по ставке 5 процентов (т. е. в случаях, когда субъект пред­принимательской деятельности перестает уплачивать НДС).

Потери от завершения бартерных операций могут быть свя­заны с тем, что момент возникновения права плательщика на на­логовый кредит может попасть на тот период, когда он уже снят с регистрации в качестве плательщика НДС. Размер таких потерь равняется 20% суммы товарообменной (бартерной) операции.

Другим видом одноразовых потерь при снятии с регистрации плательщика НДС являются невозмещенные суммы НДС, подле­жащие возмещению в налоговых периодах, следующих за момен­том перехода. Вместе с тем на эффективности работы по единому 3-процентному налогу наличие невозмещенных сумм НДС никак не отразится.

Сумма дополнительных потерь от перехода на альтерна­тивные системы налогообложения, которые не учтены при ис­числении изменения суммы налоговых обязательств и носят не­однократный характер, может быть рассчитана как:

, (9)

где Пнк - потери вследствие невозможности отнесения уплачен­ных при приобретении товаров (работ, услуг) сумм НДС к налогово­му кредиту, а также уменьшения налоговых обязательств по налогу на прибыль за счет отнесения таких сумм к валовым расходам (при переходе на 5-процентный единый налог), грн;

П возм - потери вследствие невозможности получения платель­щиками 5-процентного единого налога бюджетного возмещения, право на которое возникало бы в случае применения обычной си­стемы налогообложения, грн.

После определения экономической целесообразности (в осо­бенности если рассчитанный на 4-м этапе сравнительный эффект от применения альтернативных систем налогообложения по абсо­лютной величине незначителен) необходимо учесть дополнитель­ные факторы, не включенные ранее в расчет, что и выступает целью пятого этапа оценки.

Одним из таких факторов, которые в определенной мере сдер­живают распространение альтернативных систем налогообложе­ния, является здоровый консерватизм руководителей некоторых предприятий. С этой точки зрения любая перестройка, в особенно­сти кардинальная, связана с дополнительными расходами. Нужно не только преодолеть инертность мышления персонала, который осуществляет налоговый и бухгалтерский учет, но и соответству­ющим образом откорректировать систему целей предприятия и средств их достижения согласно новым налоговым условиям. Это в ряде случаев приводит к необходимости пересмотра организацион­ных условий взаимоотношений с партнерами и отказа от традици­онных форм гражданско-правовых соглашений. Период адаптации к новому налогообложению, как правило, довольно продолжителен, что требует от работников экономических служб предприятия до­полнительных усилий и времени.

Другим обстоятельством, которое следует также учитывать при оценке целесообразности перехода на единый налог, выступает возможное снижение сумм штрафных санкций вследствие сокраще­ния перечня уплачиваемых после перехода на альтернативную систе­му налогообложения налогов и сборов, а также уменьшение потерь времени в связи с проверками, которые проводятся контролирую­щими органами. Периодичность и продолжительность таких меро­приятий, как правило, снижаются вследствие сокращения перечня уплачиваемых налогов и сборов и упрощения налогового учета.

Последний, шестой, этап оценки включает в себя оконча­тельное принятие решения о целесообразности или нецелесообраз­ности применения одного из вариантов упрощенной системы нало­гообложения.

Еще один вопрос сравнительной целесообразности альтер­нативных систем налогообложения связан с расчетом экономи­ческого эффекта от изменения ставки единого налога для тех плательщиков, которые уже работают по упрощенной системе на­логообложения.

В общем случае субъекту малого предпринимательства безраз­лична ставка единого налога, по которой он работает, если суммы налоговых платежей при обеих ставках (3 и 5%) с учетом дополнительных потерь или дополнительного эффекта будут одинаковыми. Поскольку разность между этими двумя вариантами упрощенного налогообложения касается прежде всего НДС, при одинаковой вы­ручке от реализации условие равновыгодности обоих вариантов может быть представлено в таком виде:

, (10)

где Р - объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), грн;

3% и 5% - соответствующие ставки единого налога, грн;

НО - налоговые обязательства по НДС, грн;

НК - налоговый кредит по НДС, грн;

Эд - дополнительный эффект (или дополнительные потери, которые учитываются со знаком «-») при переходе с 3- на 5-про­центную ставку единого налога, грн.

Дополнительный эффект при переходе с 3-процентного еди­ного налога на 5-процентный связан с:

- уменьшением расходов времени (а соответственно и рас­ходов на оплату труда) работников, которые заняты веде­нием налогового учета по НДС, подготовкой и представ­лением деклараций в органы налоговой службы;

- прямым (хотя и незначительным) эффектом от сокраще­ния расходов на приобретение бланков налоговых наклад­ных и других форм документации по налогу на добавлен­ную стоимость;

- косвенным эффектом за счет потенциального уменьшения штрафных санкций (в части НДС) и сокращения потерь времени на проверки контролирующими органами, хотя его количественная оценка довольно проблематична.

Дополнительные потери вследствие изменения ставки нало­гообложения могут быть связаны с:

- невозможностью получения бюджетного возмещения, право на которое имелось до снятия предприятия с реги­страции как плательщика НДС;

- отсутствием права на налоговый кредит по операциям приобретения товаров (работ, услуг);

- потерями в связи со снижением конечной цены реали­зации продукции (товаров, работ, услуг) на сумму НДС с целью сохранения равновыгодности соглашения для по­купателя (в сравнении с аналогичной сделкой, осущест­вляемой плательщиком 3-процентного единого налога);

- возможным снижением объемов реализации продукции (товаров, работ, услуг) в связи с невозможностью предо­ставления покупателям - плательщикам НДС налоговых накладных.

После несложных преобразований формула будет выглядеть следующим образом:

(11)

То есть цена увеличения ставки единого налога соответствует в общем случае сумме НДС, подлежащей перечислению в бюджет. Если

(12)

 

это означает, что переходить с 3- на 5-процентную ставку экономи­чески нецелесообразно, поскольку прирост ставки единого налога не будет компенсироваться снижением платежей по НДС в бюджет.

В противоположном случае (когда сумма уплаченного НДС с учетом дополнительного эффекта превышает 2% выручки от реализа­ции продукции) переход на 5-процентную ставку вполне оправдан.

 

10. Оптимизация в сфере торговли через комиссионеров – плательщиков единого налога

 

 

Наличие в действующем налоговом законодательстве упрощенных систем налогообложения дает возможность разрабатывать оптимизационные схемы, которые могут существенным образом уменьшить налоговые обязательства субъектов предпринимательства. Одна из них - оптимизация в сфере торговли через комиссионеров - плательщиков единого налога.

Эта схема базируется на том, что у субъектов малого предпринимательства, которые осуществляют деятельность на основании договоров комиссии, выручкой от реализации продукции, который подлежит обложению единым налогом, является комиссионное вознаграждение. Комиссионера - плательщика единого налога - может создать для себя любое торговое предприятие, которое считает, что уплатить 5 или 3 процентов единого налога от своей наценки выгоднее, чем платить все действующие сегодня налоги и сборы.

Реализация такой схемы предусматривает несколько этапов:

1. создается предприятие, которое регистрируется как плательщик единого налога. Ставка налога - 5 или 3 процентов - избирается в зависимости от нужд категории покупателей (субъекты предпринимательской деятельности или конечные потребители, другие факторы);

2. действующее торговое предприятие поступается своим местом новообразованному плательщику единого налога. Все имеющиеся товары передаются для реализации согласно договору комиссии новообразованному плательщику единого налога. При такой операции нет перехода права собственности, и любые обязательства с НДС или доходы не возникают. Все следующие партии товара закупает также торговое предприятие и передает для реализации комиссионеру;

3. комиссионер - плательщик единого налога по цене, согласованной с комитентом, продает товары, за что и получает вознаграждение от комитента.

 

Схема Создания комиссионера – плательщика единого налога

У комитента: если окажется, что вознаграждение комиссионера будет представлять такой процент, который будет приближаться к наценке на проданный товар, то комитент не будет получать прибыли, и, соответственно, налоговые обязательства по налогу на прибыль не будут возникать.

Обязательство по налогу на добавленную стоимость у комитента будут возникать относительно объема проданных по его поручению товаров. Нужно учесть, что датой возникновения налоговых обязательств у комитента будет дата получения средств от комиссионера, несмотря на то, что право на налоговый кредит при приобретении товаров будет возникать по первому событию. Аналогично отпадет потребность в приобретении торговых патентов, поскольку расчеты между комиссионером и комитентом будут осуществляться в безналичном порядке.

У комиссионера: выручкой от реализации товаров, работ, услуг для начисления единого налога будет не сумма от продажи товаров, а комиссионное вознаграждение. Спорных вопросов по этому поводу не должно возникать, поскольку комиссионер предоставляет услуги, а проданные товары не является его собственностью, итак и выручка от их продажи ему не принадлежит. Поскольку именно вознаграждение считается у комиссионера выручкой, то и ее объем (5 млн гривен за год) должен определяться по сумме такого вознаграждения.

В случае избрания ставки единого налога 3 процентов от суммы выручки и уплаты налога на добавленную стоимость, налоговые обязательства у комиссионера возникают в меру реализации товара (по первому событию). Налоговый кредит возникает за датой перечисления средств от реализации товаров комитенту, который должен выдать налоговую накладную.

Таким образом, любое торговое предприятие, создав комиссионера, может платить единый налог с суммы торговых наценок, а не из общего объема реализации, придерживаясь принципа, определенного Законом Украины «О системе налогообложения»: равенство, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации, т.е. обеспечение одинакового подхода к субъектам хозяйствования при определении обязанностей относительно уплаты налогов и сборов.

Создание комиссионера - плательщика единого налога (юридического лица) - не единый вариант. Комиссионером может стать и физическое лицо - плательщик единого налога или несколько таких лиц. Налогообложение комитента от этого не изменится. А вот относительно налогообложения физических лиц, то уплата единого налога вообще может превзойти названный принцип равенства, поскольку доходы таких лиц отнюдь не влияют на размер налога. При этом физические лица - плательщики единого налога пользуются правом не применять РРО при осуществлении наличных расчетов. Конечно, можно утверждать, что физическому лицу не обязательно быть комиссионером. Тем не менее не следует забывать, что выручка для физический лиц - плательщиков единого налога ограничивается суммой 3млн. гривен за год. У комиссионера такой выручкой будет его вознаграждение, которое дает намного большие возможности.

11. Переход на упрощенную систему налогообложения с одновременным созданием комитента

 

Другим вариантом реализации этой схемы может быть создания не комиссионера, а комитента, который будет работать на обычной системе налогообложения. Комиссионером - плательщиком единого налога может стать и любое действующее торговое предприятие при условии, что объем выручки за год у него не превышает 5 млн гривен, а среднеучетное количество работников - не больше 50 человек.

Предприятия, которые отвечают этим требованиям, можно сказать, имеют идеальные условия для перехода на уплату единого налога. Правда, до перехода на роль комиссионера следует реализовать остатки собственных товаров, поскольку единый налог придется платить из общей суммы выручки. Это не означает, что такому предприятию нельзя на протяжении некоторого времени получать новые партии товаров, а продавать только остатки. Новые партии товара будут поступать в обычном режиме по мере потребности.Только получать их нужно не непосредственно от поставщиков по договорам купли-продажи, а через того новообразованного комитента на основе договоров комиссии. Учет таких товаров ведется отдельно от товаров, которые будут считаться на балансе.

До перехода на упрощенную систему налогообложения, поскольку такая возможность дается один раз на квартал, предприятие сможет реализовать остатки собственных товаров, а в дальнейшем, как плательщик единого налога, будет осуществлять только комиссионную торговлю. Если остатки реализовать будет невозможно, их в последний день квартала перед переходом на упрощенную систему налогообложения можно продать предприятию - комитенту. Первого же дня следующего квартала комитент передаст их на условиях комиссии плательщику единого налога, тому вчерашнему продавцу, который применял обычную систему налогообложения.

 

 

 

Схема Действующее предприятие переходит на упрощенную систему налогообложения и создает комитента

 

 

12. Оптимизация НДС при продаже товаров на условиях товарного кредита.

 

Одним из вариантов оптимизации платежей по НДС может быть использования схемы, построенной на начислении НДС на услуги, связанные с продажей товаров на условиях товарного кредита. Как правило, такую схему нужно применять предприятиям, у которых есть невозмещенные суммы НДС, в партнерстве с плательщиками, которые такой налог платят в бюджет. В выигрыше остаются обе стороны. Хотя наличие бюджетной задолженности с НДС не является обязательной. Передать налоговые обязательства по НДС по такой схеме можно любому предприятию, которое решило уплатить налоги за своего партнера.

Реализация схемы будет базироваться на продаже товара с оформлением договора товарного кредита таким образом (схема):

 

 

Схема оптимизация НДС при продаже товаров на условиях товарного кредита

 

1. Предприятие (назовем его «Смена»), которое имеет невозмещенные суммы НДС или просто хочет взять на себя налоговые обязательства, заключает договор купли-продажи любого товара. Для этой операции может быть использованный и нематериальный актив, если им владеет предприятие.

Согласно договору товар продается на условиях товарного кредита с уплатой определенного по согласию сторон процента за пользованием им. По договору купли-продажи у «Смены» возникают доходы и обязательства по НДС. Кроме этого доходы и обязательства по НДС будут возникать относительно суммы начисленных процентов. Проценты в нашей ситуации - это платеж за использование товаров, полученных в кредит.

Налоговый кодекс не предусматривает освобождения от налогообложения таких платежей.

(ст. 187.3 в случае поставки товаров на условиях товарного кредита, условия которых предусматривают уплату процентов, датой увеличения налоговых обязательств в части таких процентов считается дата их начисления




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 3631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.31 сек.